Периоды смены в лагере
Развитие временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере можно условно разделить на несколько периодов.
Первый, организационный (адаптационный), является одним из важнейших при формировании отряда, потому что именно на начальном этапе дети усваивают правила лагеря, привыкают к новой обстановке, знакомятся с новыми друзьями и вожатыми. На данной стадии особенно важна роль вожатого и то, как он организует свою работу и сумеет сформировать, а далее и сплотить коллектив. Немалую помощь в реализации этих пунктов окажут различные игры на знакомство и сплочение. Интересным, например, будет и прохождение квеста на знакомство с территорией лагеря, который можно организовать самостоятельно. Если у вас дети младшего возраста (7-9 лет), то в игровой деятельности можно задействовать воспитанников из старших отрядов. Например, расставить их по «станциям», чтобы они давали участникам квеста различные задания.
Вслед за тем, как дети познакомились, адаптировались и привыкли друг к другу, следует организовать отрядное самоуправление, т.е. выбрать командира и актив отряда. Если доверить этот вопрос только детям, то может произойти так, что отряд не придет к единому мнению насчет кандидата на эту должность. В этом случае командира лучше выбрать вожатому, а остальных детей распределить по другим должностям. Например, культорг или физрук.
Отметим, что в адаптационный, и организационный период стоит постоянно занимать детей: играть, заниматься творческой деятельностью (например, подготовить плакат отряда, различные мероприятия), беседовать. Проводите с детьми больше КТД (коллективно-творческих дел).
Далее идет основной период, в который устанавливается более тесная эмоциональная связь. Для вожатого в этот период, как и во все остальные, важным остается поддерживать дружескую атмосферу отряда, постоянно находиться рядом с детьми, придумывать вместе с ними номера и готовиться к выступлениям. Вожатый должен помнить, что общее настроение всего отряда формирует именно он.
Целью заключительного периода, который длится от одного до двух дней, является подготовка детей к отъезду. На данном этапе может возникнуть следующая проблема: дети могут почувствовать вседозволенность. Поэтому одной из важнейших задач вожатого является контроль соблюдения дисциплины. Также он должен создать комфортные условия для детей, атмосферу максимального дружелюбия. Не будет лишним подведение итогов смены в форме свечки, когда каждый ребенок сможет высказать свои впечатления по поводу отдыха в лагере. Рекомендуется оценить вклад каждого ребенка и наградить, по возможности, самых активных.
В процессе отъезда ребят из лагеря вожатый должен проявить предельную внимательность и проследить за тем, чтобы дети не забывали личных вещей и сдавали в целости и сохранности имущество лагеря.
Показателем успешной работы всей смены станет то, что ребенок хочет продолжения смены; дети получили новые навыки и знания, которые пригодятся им в будущем; вожатый доволен проведенной работой, отсутствует травматизм.
Источник
Комплексная характеристика периодов лагерной смены
Длительность периода – 10 дней до начала смены.
На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного – заезд детей.
Задачи деятельности вожатого:
· знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом;
· подготовка педагогической, личной документации вожатого;
· ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;
· составление методической копилки вожатого;
Содержание деятельности вожатого:
— выезд в лагерь на организационное совещание;
— посещение родительского собрания;
— составление анкеты и проведение анкетирования родителей;
— составление списка отряда;
— оборудование отрядного места (домика);
— прохождение медосмотра и получение допуска к работе;
— заключение трудового договора с администрацией лагеря;
— разработка конспектов ключевых дел смены согласно Программе летнего оздоровительного отдыха.
Регистрация детей (для выездных лагерей)
Регистрация детей начинается за 2,5-2 часа до отъезда из населенного пункта в лагерь. Вожатому рекомендуется быть в обозначенном месте регистрации заранее и иметь при себе:
— форму вожатого (футболка, бейсболка, бандана, галстук, значок с символикой лагеря);
— визитку с указанием полного имени, должности и номером отряда;
— табличку с номером отряда;
— рабочую тетрадь для записей;
— визитки для детей (возможно необычной формы, одного цвета для своего отряда).
Во время регистрации вожатый родители передают вожатому следующие документы для пребывания ребенка в лагере:
· путевку в детский лагерь;
· конверт с деньгами для личных нужд ребенка;
Вожатый визуально знакомится с ребенком и сообщает необходимую информацию об отъезде (номер автобуса, время отправления и др.). В некоторых случаях уместно проводить «Театральную отправку» с целью заинтересовать детей, отвлечь от грустных мыслей при расставании с родителями. Такое мероприятие включает в себя игры на поднятие эмоционального настроя, игры-кричалки и т.д.
Длительность периода – 1 – 4 день лагерной смены.
Организационный период представляет собой период адаптации детей к природно-климатическим, новым жизненным условиям, к новому человеческому и предметному окружению, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму лагеря и к новым требованиям. В этот период происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, с режимом лагеря, налаживаются отношения в коллективе, оправдываются или нет ожидания от жизни в лагере. В первые дни лагерной смены приходится 1 психологический кризис смены, связанный с процессами адаптации, поэтому вожатому с первого дня следует начать работу над созданием в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых же минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других. Основная цельвожатого в организационный период – помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям, приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил.
Задачи деятельности вожатого:
— знакомство детей друг с другом, с вожатыми, лагерем и традициями;
— оказание помощи детям в социальной адаптации к новым условиям, приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил,
— создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы;
— проведение первичной диагностики интересов, направленности личности, ожиданий детей;
— вовлечение детей в совместную деятельность;
— формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей;
— формирование органов самоуправления, выявление лидеров;
— выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда;
— совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на смену.
Содержание работы вожатого с воспитанниками:
· Огонек знакомств, игры на знакомство, вечерние костры;
· Операция «Уют» по обустройству отрядного домика (места);
· Конкурс эмблем комнат, отряда;
· Составление графика дежурства;
· КТД на раскрытие творческих способностей воспитанников;
· Проведение анкетирования, опроса, обработка результатов;
· Выборы актива отряда, выбор названия отряда, девиза, речевки, песни, эмблемы, разработка законов жизни отряда;
· Оформление отрядного уголка;
· Подготовка к Открытию лагерной смены;
· Подготовка творческой визитки вожатского отряда
· Составление плана-сетки работы отряда на смену.
Длительность периода – с 5 по 18 день лагерной смены.
Основной период следует после организационного и характеризуется сменой эмоционального фона проводимых мероприятий. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10-12 день лагерной смены наступает 2 психологический кризис смены – кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря.
Задачи деятельности вожатого:
— обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников;
— изучение сложившихся в отряде межличностных отношений,
— формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу;
— создание и укрепление отрядных традиций;
— сплочение коллектива на основе самоуправления.
Содержание деятельности вожатого в основной период:
· обеспечение условий воспитательной эффективности временного детского коллектива: осознание детьми общественной и личностной значимости организуемой деятельности, опора на интересы и опыт детей;
· систематический анализ деятельности, корректировка воспитательных задач;
· организация и проведение детских массовых праздников, КТД, игр различной направленности согласно плана-сетки работы лагеря, отряда;
· организация и проведение отрядных вечерних огоньков разнообразной тематики,
· организация деятельности постоянных и временных микроколлективов (творческих, инициативных групп и т.д.);
· активизация работы органов самоуправления;
· текущая диагностика отрядного коллектива и личности детей и подростков.
Длительность периода – последние 2 – 3 дня лагерной смены.
В этот период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры).Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечивать контроль за поведением детей.
Задачи деятельности вожатого:
· Подведение итогов смены;
· Демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену;
· Создание атмосферы дружеского прощания;
· Анализ удовлетворенности воспитанников совместной деятельностью.
Содержание деятельности вожатого:
— проведение отрядных дел-подведение итогов (итоговой выставки, встречи, соревнования, итоговые выпуски газет, заключительный вечерний огонек);
— проведение дел-прощаний (оформление письма-напутствия, прощание с лесом, озером и др.);
— подготовка художественных номеров детей на Гала-концерт;
— проведение Концерта вожатых;
— проведение итоговой диагностики;
— организация лагерных ритуалов: Орлятский круг, Прощальный костер.
Длительность периода – от 3 до 10 дней после окончания лагерной смены.
Основная задача деятельности вожатого – педагогический анализ смены, собственной профессиональной деятельности.
Содержание деятельности вожатого:
— участие в заключительном педагогическом совещании;
— педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам реализации программы летнего детского отдыха;
— оформление стенгазеты, летописи смены.
Специфика организации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере определяется, кроме прочих условий, и особенностями детского временного объединения – кратковременностью его существования, автономностью, насыщенностью и многообразием общения, отношения и деятельности, интенсивностью процессов развивающего общения, многообразием и вариативностью взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, высокой эмоциональной окрашенностью жизнедеятельности.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте понятие «детский оздоровительный лагерь». Каковы возраст детей, посещающих лагерь? количество детей в отрядах? сроки оздоровления?
2. Опишите типы и составьте структурную схему учреждений летнего отдыха детей и подростков.
3. Раскройте содержание воспитательной работы в детском лагере: суть, направления, формы работы. Соотнесите направления воспитательной работы с детьми и подростками с формами.
4. Что понимают под сменой в детском лагере? Каковы составляющие лагерной смены?
5. Опишите особенности подготовительного и постлагерного периодов лагерной смены.
6. Раскройте содержание организационного, основного и заключительного периодов лагерной смены. Предложите формы воспитательной работы с детьми в каждый из периодов.
Источник
ПЕРИОДЫ СМЕНЫ
В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Во время подготовительного периодапроходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного – заезд детей.
Организационный период.Это первые 3–4 дня смены – время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Для этого необходимо:
– создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;
– проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
– формирование основ самоуправления в детском объединении;
– реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе отряда и лагеря.
Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой:
|
Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей и т. д.
Что должно произойти в организационный период? | Как это сделать? |
1. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми. Для этого необходимо: – включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; – создать доброжелательную атмосферу; – помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; – помочь проявиться в лучших качествах; – дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; – рассказать о себе самом, показать себя в деле; — проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. | Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонек» знакомства, совместные дела на знакомство – творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и т.п. |
2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем. Для этого необходимо: – познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, — с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; – познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); – познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; – познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; – познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря. | Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения. |
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо: – познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; – познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют; – познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой; – познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; – договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым. | Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер «орлятских» легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены. |
4. Формирование представлений о перспективах деятельности. Для этого необходимо: – предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; – заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности; – задать ситуацию выбора деятельности; – выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. | Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми. |
Итак, организационный период — это период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым.
Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность — интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети — активные участники дел, помощники.
Основной период смены – период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка – выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане – это период конфликтов (время «присматривания» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.
Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа: 1 этап – учебно-демонстрационный, 2 этап – демонстрационно-закрепляющий.
Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.
На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5–12-й день смены) решаются задачи:
– овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;
– создание условий для появления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;
– развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;
– корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;
– создание условий для деятельности органов детского самоуправления.
На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:
– организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;
– создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;
– показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.
– показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
– корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
– анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.
Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.
Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.
3. Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.
4. Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.
Таким образом можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.
Заключительный период(последние 3–4 дня смены) – время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.
Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.
Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:
– групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;
– оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;
– создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;
– стимулирование положительных изменений в личности участников смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;
– организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;
– диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.
Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный «огонек», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»).
Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутриотрядный уровень).
Постлагерный период(срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.
Источник