Тревожность это темперамент или характер

Содержание
  1. Взаимосвязь свойств темперамента и уровня тревожности подростков
  2. Сущность понятия «тревога»
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Факторы возникновения тревожности
  5. Взаимосвязь темперамента и тревожности
  6. Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента
  7. Библиографическое описание:
  8. Темперамент и уровень тревожности
  9. Основные свойства темперамента. Уровни тревожности. Психологическая характеристика типов темперамента, их соотношение с уровнем тревожности подростков. Анализ и интерпретация результатов исследования на примере образовательного учреждения средней школы.
  10. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  11. — стремление к лидерству;
  12. — эмоциональная устойчивость;
  13. — степень интровертированности.
  14. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма. [3]
  15. Причины тревожности на социальном уровне — нарушение общения, на психологическом уровне — неадекватное восприятие субъектом самого себя. На психофизиологическом уровне причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). [2, с. 24]
  16. Личностная тревожность проявляется не обязательно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику. Необходимо выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности.
  17. § Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как включающий в себя угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
  18. § Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.
  19. § Отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость. [19, с. 93]
  20. Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Сопоставление профессиональной направленности с индивидуально-психологическими особенностями выявило существенное влияние последних на характер профессиональной направленности. Ученики, ориентированные на профессии типа «человек — знаковая система» характеризуются тем, что имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень тревожности, средний невротизм. [4]

Взаимосвязь свойств темперамента и уровня тревожности подростков

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «тревога»

Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта, который связан с предчувствием грозящей опасности.

В науку это термин был введен в 1925 г австрийским психиатром З. Фрейдом. На сегодняшний день окончательного определения этого понятия психология ещё не определила. Ряд авторов под этим понятием понимают ощущение неосознанной угрозы или тревожного ожидания, чувство неопределенного беспокойства.

Более подробное определение тревоги предложил Е.П. Ильин. Согласно ему, тревога представляет собой «эмоциональное состояние острого, бессодержательного беспокойства. В сознании индивида это беспокойство связано с прогнозированием неудачи или ожидания чего-то важного в условиях неопределенности».

Большая часть определений тревоги имеет общие признаки — это отрицательная эмоция, порождающая нервно-психическое напряжение, а также отсутствие четко обозначенного объекта, на который она направлена.

В традиционном плане этот термин используется для описания беспредметной эмоциональной реакции, потому что порождающие её стимулы, неизвестны. Перед лицом неясной угрозы человек испытывает чувство неуверенности и беспомощности.

Тревога – это один из способов реагирования человека на опасность, считает Р. Мэй. Она понимается как переживание фрустрации социальной потребности, а поскольку у каждого человека потребности свои, то и поводы для тревоги будут индивидуальными.

Проявление тревоги происходит на психологическом, физиологическом, поведенческом уровнях. На физиологическом уровне возникает учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, потливость, тремор, повышение давления и др.Проявление тревоги на физиологическом уровне обусловлено её биологическим значением. На поведенческом уровне тревога особенно отчетливо проявляется у детей – беспокойный взгляд, напряженность, плач или даже громкий крик, суетливость и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие тревога имеет тесную связь с понятием стресса.

Тревога умеренной интенсивности и продолжительности для жизнедеятельности человека, считают специалисты, полезна, а вот интенсивная и длительная тревога воздействует на организм человека и его психику отрицательно. Затяжная тревога как отрицательная эмоция, не направленная на определенный объект, приводит к развитию психических, физиологических, психосоматических расстройств.

Факторы возникновения тревожности

Тревожность в психологии трактуется как индивидуальная психологическая особенность человека, которая проявляется в частых, интенсивных переживаниях тревоги, зачастую беспричинной.

Человек в состоянии тревоги многие ситуации оценивает как угрожающие.

Некоторые авторы связывают тревожность только с социальными потребностями субъекта.

Как в зарубежной, так и в отечественной литературе различают ситуативную и личностную тревожность. Различают также частную и общую тревожность человека:

  • Частная тревожность – это устойчивая тревожность в какой-либо сфере на определенные ситуации.
  • Общая тревожность не связана только с определенными категориями ситуаций, она меняет свои объекты по мере их значимости для человека.

Тревожность может быть адекватной и неадекватной. Адекватная тревожность – это реакция на значимые ценности личности, она пропорциональна реальной угрозе и не связана с невротическими защитными механизмами. С прекращением влияния негативного фактора её действие прекращается. Что касается неадекватной тревожности, то она связана с внутренними конфликтами переживания тревоги, не пропорционально реальной опасности. Неадекватная тревожность приводит к ограничению активности и сознания.

Высокий уровень тревожности связан с недостаточным приспособлением субъекта к условиям жизнедеятельности и оказывает неблагоприятное воздействие на развитие человека.

Многочисленные исследования говорят о том, что высокая тревожность имеет тесную связь с особенностями самооценки и межличностных отношений.

Люди с высоким уровнем тревожности имеют дисфункции когнитивной и эмоциональной сферы, характеризуются эмоциональной неуравновешенностью и агрессивностью. Им свойственно чувство враждебности окружающего мира.

К сожалению, причины формирования тревожности современная наука изучила ещё недостаточно. В целом известно то, что формирование тревожности происходит под влиянием врожденных, природных, социальных, личностных факторов, которые действуют на протяжении всей жизни человека. Результаты исследований показывают, что для развития тревожности влияние среды оказывается более значимым фактором. Биологическими факторами формирования тревожности являются особенности нервной системы. Среди социальных факторов развития тревожности выделяют внешние и внутренние. Внешние факторы – это семейное воспитание, успеваемость в школе, взаимоотношения со сверстниками и учителями. Внутренние факторы – это внутриличностный конфликт и негативный эмоциональный опыт.

Сегодня существует очень много теорий тревожности, среди которых наибольший интерес представляют теории, разработанные в рамках психоанализа и бихевиоризма.

Бихевиоризм представляет тревожность как закрепленный навык неадаптивного поведения, который приобретается через научение.

Представители психоанализа концентрируют свое внимание на изучении невротической тревожности, формирование которой, по мнению З.Фрейда, начинается тогда, когда врожденные влечения субъекта вступают в противоречие с требованиями общества.

Взаимосвязь темперамента и тревожности

Авторы, рассматривающие этот вопрос, не сомневаются в факте существования связи между темпераментом и тревожностью, однако этот вопрос в современной психологии изучен недостаточно.

Первые проявления темперамента, который обусловлен биологическими факторами, есть уже у новорожденных.

Тревожность обуславливают не только биологические, но и социальные факторы. Это говорит о том, что темперамент и определенный уровень тревожности существует уже в подростковом возрасте.

Система внутренней психической деятельности в этот период полностью меняется, происходит становление самосознания.

Повышенный уровень тревожности заставляет подростков находиться в неблагоприятном психологическом состоянии, они испытывают беспокойство, раздражительность, усталость, что ослабляет уровень успешности обучения.

Эмоциональная сфера – это сфера непосредственного проявления темперамента, со свойствами которого связывают тревожность.

По общему мнению ученых для меланхолика характерна высокая тревожность в наибольшей степени, потому что этот тип темперамента менее всего адаптирован.

К наиболее адаптируемым и стрессоустойчивым относятся подростки-сангвиники, поэтому можно предположить, что этот тип темперамента имеет наименьший уровень тревожности. Средним уровнем тревожности отличаются холерики и флегматики.

В результате эмпирического исследования по взаимосвязи темперамента и тревожности, было установлено, что высокий уровень тревожности обуславливается высокой возбудимостью центральной нервной системы.

В ходе исследования было установлено, что холерический тип темперамента тесно коррелирует со всеми видами тревожности – общей, школьной, самооценочной, межличностной. Значительно слабее коррелируют с этими видами тревожности сангвистический и меланхолический типы темперамента.

Что касается флегматиков, то обнаружить статистически значимые взаимосвязи между темпераментом и тревожностью, не удалось.

Если темперамент характеризует эмоциональность человека, то тревожность говорит о предрасположенности этого человека испытывать чувство тревоги.

Исходя из этого, можно сказать, что одним из основных факторов, оказывающих влияние на развитие тревожности личности, является темперамент.

Взаимосвязь между темпераментом и степенью выраженности тревожности, проведенные исследования подтверждают.

Источник

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

Дата публикации: 06.07.2020 2020-07-06

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Ткаченко, А. Д. Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента / А. Д. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72457/ (дата обращения: 12.10.2021).

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют и как отражаются тревога и страх на подростковом возрасте. В статье представлены также результаты эмпирического исследования проявления уровня тревожности к определенному типу темперамента.

Ключевые слова: тревога, подростковый возраст, темперамент, родители, восприятие тревоги подростками.

У каждого человека рано или поздно возникает желание познать самого себя и узнать других, понять мотивы поступков как своих, так и окружающих людей.. Для правильного понимания, для объективного анализа и формирования правильных выводов нам нужно учитывать такие индивидуальные особенности, как темперамент, тревожность, и другие, неотъемлемо связанные между собой и составляющие «картину» личности человека.

Тревожные расстройства относят к наиболее распространенным психическим расстройствам подросткового возраста. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и обществе, снижая успеваемость в учебном процессе.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Синонимичное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ.

Темперамент означает биологическое, врожденное, а не приобретенное качество человека. Он наследуется ребёнком от родителей. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций на раздражитель, на изменившиеся условия внешней среды. [1, с. 54]

Темперамент в большой мере участвует в формировании личности. Как совокупность индивидуальных особенностей, он влияет на динамику и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека. От темперамента зависит тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и другие свойства личности. [1, c. 34].

Выделяется четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик.

Для того, чтобы продуктивно взаимодействовать с каждым типом темперамента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них. Вкратце рассмотрим основные характеристики каждого из темпераментов.

Холерику присуще: неуравновешенное поведение, сильные эмоциональные переживания, слабое терпение, агрессивность в поведении.

Сангвиник человек комфорта. Он занимается тем, что любит и то, что ему нравится. Он непостоянный, доверчивый и легковерный.

Меланхолик: Трудно адаптируемый, склонный к истерии, ранимый.

Флегматик: Уравновешенный, слабо эмоциональный, терпеливый, сдержанный. [5,С. 152]

Рассматривая понятие тревожности, можно сделать следующие выводы: тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям и пребывающим в состоянии тревоги без явных на то оснований [4,С.124]

Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. [2,С.16]

К стрессовым ситуациям, специфичным для детского возраста, у подростков добавляются свои «собственные»: экзамены, неразделенное чувство, соперничество со сверстниками и усугубление споров с родителями. У подростков с тревожными расстройствами повышается риск развития депрессии, нарушаются взаимоотношения в семье и обществе, нарастает социальная изоляция [3, с. 37]

Рассматривая понятие тревожности, мы решили выявить гипотезу, в которой мы совместили уровень проявления тревожности с типом темперамента. Мы предположили, что у таких типов темперамента, как холерик и сангвиник в силу проявлений индивидуальных особенностей их темперамента должен быть низкий уровень тревожности. Соответственно, у меланхоликов и флегматиков уровень тревожности должен быть несколько выше, чем у холериков и сангвиников.

Для доказательства гипотезы нами было проведено социологическое исследование среди студентов 1- 2 курса «Вяземского лесхоз — техникума им. Н. В. Усенко». Группа исследуемых составила 50 человек. В ходе работы нами были применены две методики: тест-опросник Айзенка для определения типов темперамента, и методика шкалы реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина). В ходе опроса по данным методикам нами были получены следующие результаты таблица 1.

Результаты изучения темперамента студентов

Источник

Темперамент и уровень тревожности

Основные свойства темперамента. Уровни тревожности. Психологическая характеристика типов темперамента, их соотношение с уровнем тревожности подростков. Анализ и интерпретация результатов исследования на примере образовательного учреждения средней школы.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.08.2013
Размер файла 436,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теоретические основы исследования взаимосвязи типа темперамента и уровня тревожности

1.1 Общее понятие о темпераменте

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми. Это различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, энергичности действий и другие индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Но все же темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. [14, с. 427]

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 типа темперамента. [23, с. 7-8]

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и характеризуют тип темперамента. [23]

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. [9]

1.2 Основные свойства темперамента

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. [13]

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: энергичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. [21]

Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:

Сензитивность — об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность — об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность — об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Соотношение активности и реактивности — об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность и ригидность — об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны его поведение, привычки, суждения.

Экстраверсия и интроверсия — об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость — об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. [20, с. 70]

Зигмунд Фрейд впервые выделил и акцентировал состояние тревоги и беспокойства. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины. [2, с. 21]

Изучению состояния тревоги посвящено огромное количество работ. Прежде всего, важно различать понятие тревоги (как состояния) и тревожности (как черты личности). Многозначность в понимании тревоги как психического явления исходит из того факта, что термин «тревога» используется психологами в разных значениях. Это может быть:

· Временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов;

· Фрустрация социальных потребностей;

· Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности;

· Свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий;

· Реакция на представленную угрозу. [1]

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния. Данное состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. С физиологической же стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. [16]

В основном тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. [5, с. 114]

Выделяют несколько теоретических подходов к изучению тревоги:

§ Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношение между предметным миром и человеком или межу людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь активатором резервов психики, либо отрицательную.

§ Системно-структурный подход раскрывает тревогу как цельное интегрированное явление.

§ Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах. [15, с. 321]

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, приводящие к завышению субъективной значимости исхода данного события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации. [5, с. 117-118]

Термин «личная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. [8]

Роль данного свойства раскрывается в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения между товарищами. В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как:

— стремление к лидерству;


— эмоциональная устойчивость;


— степень интровертированности.


Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма. [3]


Причины тревожности на социальном уровне — нарушение общения, на психологическом уровне — неадекватное восприятие субъектом самого себя. На психофизиологическом уровне причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). [2, с. 24]


Личностная тревожность проявляется не обязательно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику. Необходимо выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности.


§ Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как включающий в себя угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.


§ Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.


§ Отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость. [19, с. 93]


Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Сопоставление профессиональной направленности с индивидуально-психологическими особенностями выявило существенное влияние последних на характер профессиональной направленности. Ученики, ориентированные на профессии типа «человек — знаковая система» характеризуются тем, что имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень тревожности, средний невротизм. [4]

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения. [2, с. 23]

Как мы видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у подростков поможет избежать ряда трудностей, указанных ранее.

1.4 Психологическая характеристика типов темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в V веке до н.э., описал четыре типа темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, холерический темперамент, флегматический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален. Она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. [6, с. 89-90]

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. [13]

Ниже представлена психологическая характеристика четырех типов темперамента:

Ш Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникает чувство радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными чувствами. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Ш Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и с его деятельностью: он с увлечением и даже со страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Ш Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Флегматику легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Ему следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать проявления безразличия к деятельности, вялости, инертности, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Ш Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители, длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. [3, с. 174-177]

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — это система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются очень редко. [25]

1.5 Соотношение типов темперамента и уровня тревожности

Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом играет роль возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. [11]

1.6 Темперамент и личность

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. [24]

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те, или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и проявлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я».

Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п. [26, с. 243-246]

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. [26, с. 248]

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности.

Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. [18, с. 141]

Известно, например, что А.П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает.

В прежнее время я выделывал черт знает что». Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А.М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А.М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным. [7]

Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А. Галлер, Г. Врисберг.

Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976 г.), М.В. Бодунова (1977 г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой — Томиной и многих других.

2. Исследование связи типа темперамента и уровня тревожности

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось в ноябре 2012 года.

Проходило в несколько этапов.

На первом этапе нами была определена проблема. Актуальность исследования выявляется в специфике связи уровня тревожности и типов темперамента.

Второй этап — был сформулирован методологический аппарат: цель, объект, предмет, были выдвинуты гипотеза и задачи.

Целью нашей курсовой работы является исследование и изучение связи типа темперамента и уровня тревожности.

Объект исследования — девушки и юноши 14-16 лет.

Предмет исследования — связь типа темперамента и уровня тревожности.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о существовании связи между тревожностью и свойствами темперамента.

1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;

2. Проведение сравнительного анализа типа темперамента и уровня тревожности;

3. Обозначение методов исследования;

4. Выявление особенностей исследуемой связи.

На третьем этапе нами был осуществлен выбор испытуемых. Ими являются учащиеся 9-10 классов в возрасте 14-16 лет, в количестве 20 человек.

На четвертом этапе исследования осуществлялась подборка методик для проведения опроса учащихся.

Для определения преобладающего типа темперамента и представленных в нем свойств других типов мы использовали тест «Формула темперамента», предложенный А. Беловым в 1971 г.

Его цель: выявление доминирующего темперамента и свойств других темпераментов, в большей или меньшей степени присущих испытуемым, обобщение результатов по данному вопросу.

Для измерения уровня тревожности у подростков был использован опросник личностной тревожности, разработанный Тейлором. В России тест адаптирован Немчиным Т.А. в 1966 г. и Норакидзе В.Г в 1975 году. Мы использовали в адаптации Норакидзе В.Г., так как там присутствует «шкала лжи», которая позволяет судить о демонстративности и неискренности в ответах.

Пятый этап — проведение исследования с подростками 14-16 лет.

Общее количество 20 человек, из них 9 девушек и 11 юношей.

Форма проведения эксперимента — групповая.

Общее время тестирования 45 мин. — 1 час.

Шестой этап — проведена обработка первичных данных.

темперамент тревожность подросток школа

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования влияния темперамента на уровень тревожности подростков

Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка выявить взаимосвязь между типами темперамента и уровнем тревожности.

Эксперимент был проведен в МОУ Ильинской средней школе, Алексеевского района. Участвовали учащиеся 9-10 класса в возрасте 14-16 лет.

Обработка полученных данных проводилась в 2 этапа:

1 этап — первичная обработка протоколов (бланков ответов), то есть подсчет и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень выраженности исследуемых качеств; все показатели, полученные на этом этапе, были занесены в таблицу №1 и №2 для дальнейшей обработки.

2 этап — анализ полученных результатов и определение влияния темперамента на уровень тревожности и их взаимосвязь.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам, мы получили данные, позволяющие на основе особенностей нервных процессов определить тип тревожности испытуемых. Результаты исследования были занесены в таблицу №1.

Для удобства в работе с опросником «Формула темперамента» был использован бланк ответов для испытуемых и ключ для подсчета результатов. Произведя первичную обработку бланков ответов по методике А. Белова, мы смогли определить вид темперамента испытуемых. Результаты занесены в таблицу №2.

Источник

Оцените статью