Тренинги коррекции эмоциональной сферы

Тренинг «Регуляция эмоционального состояния»

Цель тренинга:

  • Обучающая – дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем.
  • Практическая – развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.

Задачи тренинга “Регуляция эмоционального состояния”:

  • активизация процесса самопознания;
  • обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;
  • повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
  • формирование навыков произвольного контроля.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

Тематический план тренинга “Регуляция эмоционального состояния”

№ п/п Темы занятий Длительность занятия
1. Знакомство и включение участников в тренинговую работу. Знакомство со способами саморегуляции 50 мин.
2. Освоение способов саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц 50 мин.
3 Повышение самооценки и уверенности в своих возможностях, обучение приемам самовнушения. Подведение итогов работы групппы 50 мин.

Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям

Значимые характеристики группы:

Возраст: от 18 до 50 лет.

Гетерогенная группа: муж. и жен.

Способ набора группы: добровольная.

Специфическая характеристика группы: родители и (или) педагоги детского сада.

Длительность тренинга: 2 – 2,5 часа.

Режим работы группы: 3 занятия по 40 – 50 минут в течение 1 недели.

Кол-во участников: до 12 человек;

Каждое занятие включает:

  • разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе;
  • основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
  • завершающая часть направленная на рефлексию;
  • домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Условия проведения тренинга: просторное помещение.

Необходимые материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).

Методы оценки эффективности тренинга: рисуночный тест “Мое настроение”, рефлексия, стабилизация эмоционального состояния участников тренинга, поведенческие изменения в ответ на внешние воздействия.

Занятие 1

Перед занятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение. Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу (2 мин).

1) Вступление (10 мин)

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно? Названные способы записываются ведущим на доске. (Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т.д.). Попробуйте задать себе вопросы:

— Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

— Что я могу использовать из выше перечисленного?

На бумаге, составьте перечень этих способов.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.

2) Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

3) Игра “Приветствие” (2 мин)

Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.

4) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное” (5-7 мин)

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
  • какие ощущения были в мышцах?
  • где больше всего чувствовалось напряжение?
  • приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

5) Упражнение “Вспомни неприятную ситуацию и расслабься” (3-4 мин)

Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться. После данного упражнения каждый участник рассказывает:

  • насколько удалось расслабиться;
  • какие ощущения возникли после расслабления;
  • какое настроение сейчас;
  • осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.

6) Телесно ориентированное упражнение “Погода” (3 мин)

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Читайте также:  Постоянное чувство усталости хочется спать

7) Игра “Снежки” (2 мин)

Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.

8) Рефлексия (5-7 мин)

Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.

Домашнее задание – совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.

Занятие 2

1) Игра “Приветствие” (2 мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.

2) Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт в какой-нибудь негативной ситуации.

3) Упражнение “Веревка” (3 мин)

Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки” мозгов.

Основная часть (20-25 мин)

4) Обучение способам управления дыханием

Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2

Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,

  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так надолго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.

5) Управление тонусом мышц, движения

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 1

Сядьте удобно, закройте глаза;

— дышите глубоко и медленно;

— пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

— постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

— прочувствуйте это напряжение;

— резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

— сделайте это несколько раз.

6) Рефлексия (5-7 мин)

Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы? Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?

Домашнее задание – тренироваться в освоении способов саморегуляции для регуляции своего психоэмоционального состояния.

Занятие 3

1. Игра “Приветствие” (2мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – спиной, коленками, локтями.

2. Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на предыдущих тренингах опыт.

3. “Моя самооценка” (10-15 мин)

Ведущий предлагает участникам тренинга в течение 5 минут составить наиболее полный перечень своих достоинств. После того как все написали, обсудить. У кого получилось больше всего, что было тяжелее – рассказывать о своих достоинствах или слушать других, почему?

4. Упражнения “Похвалилки” (5 мин)

1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторяем:

“Меня замечают, любят и высоко ценят”.

2) Поворачивая голову вправо-влево, повторяем: “Все идет хорошо”.

3) Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее”.

5. Упражнение “Лучик” (2-3 мин)

Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней части, возникает светлый луч, который медленно и постепенно освещает лицо, шею, плечи. Руки теплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей профессией.

Заканчиваем упражнение словами: “Я стала новым человеком! Я стала спокойной! Я все буду делать хорошо!”

Второй раз выполнить упражнение самостоятельно – сверху вниз.

6. Упражнение “Передача энергии” (5 мин)

  1. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
  2. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
  3. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела.
  4. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
  5. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.
Читайте также:  Злой эмоция для детей

Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

Заключительная часть

7) Рефлексия (5-7 мин)

Участникам предлагается нарисовать свое настроение. По окончании рисования каждый участник высказывает свое мнение о тренинге, что нового для себя открыл; что заставило задуматься или изменить взгляд на ситуацию.

Источник

Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»

Мария Галчунова
Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»

Чувства и эмоции играют важнейшую роль в процессе познания мира с самых первых дней жизни ребёнка. Каждое прожитое событие ребёнок подкрепляет особыми эмоциональными проявлениями. Посредством самовыражения в определённых ситуациях ребёнок получает новые знания об окружающем мире, изучает правила поведения людей внутри различных жизненных обстоятельств, формирует свой первый круг общения. Эмоции человека помогают ему оценить происходящее, дают возможность сделать выбор или обучиться чему-то новому, построить отношения с окружающими. Самые яркие впечатления в нашей жизни всегда будут сопровождаться огромным количеством эмоций, каждая из которых бережно сохранит самое ценное, что случилось в нашей жизни. Особое место внутри человека занимают его чувства. Мир человеческих чувств воистину огромен и колоритен. Именно благодаря чувствам мы помним о самых важных вещах, происходящих в жизни, привносим в свою жизнь радость, благополучие и умиротворение. Эмоции и чувства человека оказывают огромное влияние на его склонность к эмпатии. Эмпатия — способность человека сопереживать другим людям, умение мысленно поставить себя на место того, кто попал в затруднительное положение и поддерживать людей необходимыми словами или действиями. Склонность к эмпатии говорит о высоком уровне эмоционального интеллекта. Снижение уровня эмоционального интеллекта наблюдается у людей, страдающих расстройствами психики. Примерно 8-10% среди психических заболеваний, диагностированных в детском возрасте, занимают нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка. Нарушения данной сферы требуют непрерывной психолого-педагогической коррекции в детском возрасте. Подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы предстоит сделать уверенный шаг во взрослую жизнь, где им придётся столкнуться с определёнными трудностями. Данное занятие направлено на развитие навыков и качеств, необходимых для повышения уровня социального взаимодействия подростков с данной группой нарушений психического здоровья.

Аудитория тренингового занятия: подростки 12-17 лет.

Количество участников: 5-15 человек.

-Развивать навыки общения и взаимодействия у подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы

-Повысить уровень самоконтроля у подростков с данным диагнозом

-Помочь подросткам в осознании совершаемых поступков.

-Научить подростков следовать определённым правилам жизни в обществе.

-Повысить работоспособность и обучаемость новым видам деятельности подростков.

-Отметить безусловную ценность чувств других людей.

Здравствуйте, ребята! (Педагог представляется). Как вы думаете, что значат для человека его чувства и эмоции? (Дети отвечают). Действительно, наши чувства и эмоции отражают нашу реакцию на события, происходящие вокруг нас. Мы радуемся, когда узнаём хорошие новости, расстраиваемся, когда у нас что-то не получается, тревожимся перед выполнением ответственных заданий. Но всегда ли наши эмоции бывают уместными? Например, когда мы слишком бурно реагируем на просьбу выполнить домашнюю работу или убрать в комнате? Когда мы разговариваем во время урока или ссоримся с кем-то из близких? Совсем скоро вы станете взрослыми, а жизнь самостоятельного человека требует постоянной ответственности за совершаемые поступки и за наши отношения с другими людьми. Сегодня мы попробуем понять, насколько важно поддерживать близких в трудные времена и сдерживать самих себя от совершения непредсказуемых поступков.

Ход занятия:

1) Игра “Головоломка” (Управление собственным поведением)

Американский режиссёр Пит Доктер в 2015 году выпустил мультипликационную работу “Головоломка”, где выделил пять основных эмоций человека: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Мультфильм завоевал любовь зрителей по всему миру. Одна из причин этому — превращение эмоций в самостоятельных персонажей, с которыми поклонники мультфильма ассоциируют своё поведение.

Цель: помочь подросткам понять, что они чувствуют, оказавшись в определённых ситуациях. Путём размышлений найти выход из затруднительного положения.

Задача: помочь детям подавить слишком бурные эмоциональные проявления, обучить навыкам самоконтроля.

Детям выдаётся по одному листу бумаги и пять фломастеров (или карандашей) разных цветов, каждый из которых обозначает определённую эмоцию — жёлтый (радость, синий (печаль) фиолетовый (страх, красный (гнев) и зелёный (брезгливость). Важно, чтобы каждый цвет был в единственном экземпляре. Так подростки научатся договариваться между собой. На листе бумаги определённым цветом пишется причина возникновения той или иной эмоции.

В эту субботу мы с друзьями идём в кино. (Жёлтый)

Я не понимаю, как решать задачи по математике. (Красный)

Я слишком эмоционален, поэтому у меня почти нет друзей. (Синий)

Мне страшно, когда я срываюсь на своих близких (Фиолетовый)

Я не помогаю маме мыть посуду, потому что мне не нравится запах моющего средства (Зелёный)

Читайте также:  Атмосферные осадки как известно это явление природы вызывающее у людей противоречивые чувства

Упражнение станет ключом к успешной самореализации подростков, помогая преодолеть трудности, связанные с восприятием окружающего мира.

2) Игра “Я и моя тень” (Понимание собственных чувств)

Цель: снизить степень эмоциональных проявлений, препятствующих повседневной деятельности подростков

Задача: попробовать понять, почему человек испытывает то или иное чувство, (в особенности если оно необоснованное или навязчивое).

Инструкция: каждый ребёнок по очереди сообщает педагогу, какое ощущение тревожит его в наибольшей степени. Психолог, выполняя роль определённой эмоции “берёт у подростка интервью”.

Например: (страх высоты и перелётов)

-Привет! Я твой страх высоты! Совсем скоро твоя семья полетит в отпуск. Но ты не хочешь. Почему же ты так боишься летать?

-Очень много самолётов разбиваются. Я не хочу умереть.

-С чего ты взял, что именно ваш самолёт должен разбиться? По небу летают десятки тысяч самолётов. Современный воздушный транспорт оснащён инновационными технологиями, в рейсы пускают только профессиональных пилотов. Они очень долго учились, поэтому несут ответственность за каждого пассажира.

-А вдруг, мы всё-таки разобьёмся? Я ещё слишком мал, чтобы умереть.

-Сейчас в самолётах летают даже младенцы, которым нет ещё и года.

-Они просто ещё не понимают, что нужно бояться.

-Бояться совсем не нужно. Я расскажу тебе, что делать, чтобы побороть меня. Во-первых, нужно думать о хорошем. Например, о том, какие открытия ждут тебя в путешествии. Во-вторых, нужно найти занятие, которое поможет тебе отвлечься. Чтение книги, которую давно хотел прочитать. Или просмотр любимого фильма. Только не забудь перевести устройство в режим полёта.

-А вдруг я забуду это сделать?

-Ты можешь попросить кого-нибудь из старших напомнить об этом. Или можете перевести свои устройства в режим полёта ещё в аэропорту всей семьёй. Кроме того, о переводе электронных устройств в авиарежим напоминают объявления на борту.

-Спасибо, страх! Теперь я боюсь гораздо меньше!

-Пообещай следовать моим советам.

-Хорошо. Я обещаю.

Упражнение поможет подросткам выяснить причину возникшей эмоции, задать ей любые вопросы и побороть в результате диалога. Метод диалога с эмоцией особенно эффективен на сеансах семейной терапии.

3) Упражнение “Фестиваль творчества”. (Социальное взаимодействие)

Цель: научить подростков сотрудничать друг с другом, искать творческие пути решения проблем.

Задача: все присутствующие на занятии — участники фестиваля творчества. Сегодня — день парных конкурсных выступлений. Ребята разбиваются на пары, каждый из них вытягивает из шляпы название номера.Задача участников в паре объединить конкурсные номера:

1) Портретное искусство

3) Художественное чтение

4) Актёрское мастерство

6) Музыкальное искусство

7) Ораторское мастерство

8) Спортивные достижения

Упражнение научит подростков слаженной работе в коллективе. Поможет проявить творческие способности.

4) Упражнение “Вместе интереснее”! (Совместная деятельность)

Цель: научить подростков вступать в контакт с окружающими, перестать стесняться просить о помощи.

Задача: подростки разбиваются на пары (желательно поменять пары из предыдущего упражнения) и снова тянут из шляпы карточку с определённым действием:

1) Подбрасывание мяча на пледе

2) Построение башни из кубиков

3) Выполнение физического упражнения в паре

4) Решение сложной задачи

5) Научить друг друга чему-либо

6) Упасть человеку в руки (упражнение на доверие)

7) Водить друг друга по комнате с завязанными глазами (упражнение на доверие)

8) Переносить предметы из одного конца комнаты в другой, привязанными друг к другу

9) Ловить мячи при помощи корзины

10) Приготовить фруктовый салат.

Тренинговое задание научит подростков с нарушениями эмоционально — волевой сферы контролировать проявление чувств и эмоций, ответственно подходить к выполнению заданий, бережно относиться к родным и близким.

Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Источник

Оцените статью