ЗАНЯТИЕ № 3 (для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)
Цель занятий: сплочение членов группы, а также ознакомление с психологическими приемами снятия эмоционального напряжения. Основной состав группы — это люди пенсионного возраста, находящиеся на санаторном лечении. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия — 1 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veronika_3.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
(для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)
- создание условий для знакомства и установления эмоциональных контактов;
- определение задач занятий и особенностей групповой работы;
- развитие позитивного Я – образа.
1. Вступительное слово. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений; формирование темы занятия. Обозначение правил работы в группе (предлагаются в рекомендательной форме).
Особенности арт-терапевтической сессии:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
2. Упражнение «Японская машинка» (модифицированная).
Цель: разминка – включение участников тренинга в работу; раскрепощение и снятие напряжения.
Инструкция : группа рассаживается в круг. Участники называют сои имена по порядку, начиная с любого края. Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает упражнение, а также задает темп и ритм. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» – 2 удара ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» – 2 хлопка в ладоши (темп можно усложнять, все зависит от возраста и категории отдыхающих). Отстукивая ритм в заданном темпе, участники по очереди называют свои имена. На втором круге з адача меняется. Необходимо паередать ход другому игроку следующим образом. Он произносит свое имя, а затем имя того, кому хочет передать ход. Тот в свою очередь, произносить свое имя, а затем имя любого из играющих. Передача хода сопровождается движениями, моделирующими звук пишущей машинки (возможно усложнение ритма: все одновременно ударяют по коленям 2 раза, затем поднимают вверх правую руку (здесь мы говорим свое имя), затем левую (говорим имя того, кому передаем ход). Ритм с каждым ходом убыстряется. Если человек ошибается, он не выбывает из игры, а начинает сначала. Игра продолжается пока все участники группы не примут в ней активного участия. В завершении необходимо поблагодарить участников за активность и внимательность (подарите им аплодисменты).
3. Беседа – лекция на тему «Арт-терапия»
Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением. Арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!
Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем». А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации. Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием – в — мире, попросту — делает нас несчастливыми.
Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.
Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле. Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.
Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит.
«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами , перед выбором цветовых пятен, перед каракулями.
Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую обстановку и внимательнее относиться к чувствам и телесным ощущениям.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70%). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30%).
Первая и главная заповедь арт-терапии. Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Вторая заповедь арт-терапии. Рисунок должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Это значит, что анализируя своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт. Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
Третья заповедь арт-терапии. В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
4. Упражнения «Рисунок состояния» (запасное упражнение)
Цель: Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений.
Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Инструкция : каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
5. Упражнение «Рисунок себя»
Цель: стимулировать творчество и осознание чувств, помочь группе лучше познакомиться друг с другом.
Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:
— иллюстрация вашего образа жизни;
— ваши ценности и интересы;
— метафора, отражающая вас в целом.
6. Упражнения «А рт-терапии с цветами» (запасное упражнение)
Цель: стимулировать творчество и осознание чувств.
Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.
- Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
- Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
- Выберите цвета, которые, по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
- Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
7. Упражнения «Каракули»
Цель: развитие воображения и умения понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш простой или ручки, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция : Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ. Картины можно рисовать и правой, и левой рукой.
(«Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно, без какой-либо цели и замысла и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария)»).
- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга;
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.
8. Рекомендации по арт-терапии:
- Если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
- Всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
- Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
- Для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
9. Рефлексивный анализ участников. Выводы.
И в заключение об арт-терапии. Арт-терапия применяется к детям и ко взрослым людям, для решения их «взрослых» проблем. Арт-терапия – это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.
Источник
Тренинги для пожилых людей для профилактики стресса
Возрастные изменения происходят в любом организме, они необратимы, но важно понять главное – активное долголетие возможно! И от каждого из нас зависит – как мы отнесемся к этому периоду своей жизни. Можно воспринимать пожилой возраст как период угасания и безысходности, а можно вести пусть не такую активную, как в молодости, но все-таки интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, уметь принять трудности этого этапа и приспособиться к ним, найти занятия по интересам.
Здоровье пожилого человека зависит от множества факторов, но первостепенное значение имеет образ жизни , который он ведет – правильно ли питается, достаточно ли двигается, не курит ли он, своевременно ли обследуется, принимает ли постоянно необходимые препараты и т.п.
Психосоциальные факторы, особенно хронический стресс, – тоже часть образа жизни, которая вносит свой вклад в ускорение старения организма, поэтому любому человеку независимо от возраста важно уметь минимизировать их.
Стрессам подвержен любой человек: и молодой, и старый. Но именно у пожилых людей эмоциональная нагрузка может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем.
Люди старшего поколения обычно испытывают два вида стрессов — связанные со старением и создаваемые обществом . Первые возникают в результате болезней, ограничения мобильности, в силу немощности, ухудшения координации, ослабления зрения и слуха, уменьшения объема памяти, в силу нужды в уходе и невозможности жить самостоятельно. Смена активного образа жизни на пассивный при выходе на пенсию также может иметь последствия. Тяжелые жизненные события (потеря близких, получение инвалидности), выпадающие на долю пожилых людей, – еще один повод для переживаний. Дополнительное напряжение пожилые люди испытывают, ощущая негативное отношение в обществе к старикам, невнимание со стороны родных.
Кроме всего прочего, стрессы возникают в силу индивидуальных особенностей: ранимости, недоверчивости, невозможности принять перемены и др. Поведенческие факторы риска (курение, злоупотребление алкоголем) будут усугублять имеющееся психологическое неблагополучие.
2. РЕГУЛЯРНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ.
Важна для тренировки сердца и сосудов, для должного обмена веществ, для улучшения настроения! Выбирайте посильную и приятную для Вас нагрузку (прогулки по парку или плавание), сделайте ее регулярной, а затем плавно увеличивайте продолжительность занятий. Во время обострения хронических заболеваний — делайте перерыв.
3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ .
Скажите «ДА» интересу, удивлению, радости, благодарности, надежде! Пусть они будут в Вашей жизни! Создавайте свое настроение сами! Помните – важно не только то, что происходит с нами, но и то, как мы к этому относимся . Постарайтесь изменить отношение к некоторым вещам или не стоящим Вашего здоровья событиям. Скажите «НЕТ» горечи, зависти, страху, вине, обиде, сожалению. Гоните от себя мрачные мысли и тяжелые воспоминания. Бывают непростые периоды в жизни любого человека, старайтесь вовремя выйти из круга переживаний. Занимайте себя новыми делами: заботы отвлекают и позволяют обрести новый смысл.
4. ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН.
Продолжительность сна индивидуальна, но должна давать силы на предстоящий день.
- · регулярный подъем утром в одно и то же время даже после плохо проведенной ночи («перележивание» сбивает нормальный циркадный ритм сна/бодрствования);
· регулярные физические упражнения в течение дня, способствующие, в отличие от редких и случайных, здоровому сну;
· регулярное время ужина за 3-4 часа до сна с исключением кофе, крепкого чая или большого количества алкоголя;
· одинаковое время отхода ко сну с избеганием дневного сна;
· исключение шума (беруши) и яркого света;
· смена излишне мягкого или жесткого матраса, тяжелого одеяла, проветривание комнаты.
5. ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
Ваша поддержка может пригодиться знакомым или друзьям, а они в свою очередь разделят с Вами поход в театр или вечер за чашкой чая.
6. ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, ВНУКАМИ.
Важная составляющая интереса к жизни! Вы владеете большим количеством знаний и навыков, Вам всегда есть о чем поговорить с ними. Не стесняйтесь просить их о помощи, а порой – дайте понять, что Вас нужно просто выслушать, не оставайтесь со своими переживаниями наедине. Знайте, что иногда их торопливость – результат нерешенных вопросов, а вовсе не форма невнимания.
7. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ .
Не беритесь за все дела сразу, умейте отделить главное от второстепенного. Обязательно хвалите себя за успехи, пусть это обычные домашние дела.
8. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ КУРЕНИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЕМ.
Ни курение, ни алкоголь не помогут снять стресс, а здоровье пострадает – помните об этом!
9. УМЕНИЕ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ ОБЫДЕННЫХ ДЕЛ.
Ходите на концерты, слушайте приятную музыку, смотрите любимые фильмы. Если к Вам пришли гости, предложите им что-то новенькое — игру в лото или пазлы, можно вместе заняться рукоделием или изучением компьютера! Новые увлечения, как и любимые занятия, завоюют Вашу любовь и подарят положительные эмоции!
Источник