Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
«Путешествие в мир эмоций»
«Путешествие в мир эмоций»
— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.
— познакомить с различными эмоциональными состояниями;
— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;
— снять эмоциональное напряжение.
Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»
Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.
В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.
Г – гнев, горе, грусть.
Д- досада, депрессия.
З – злость, замешательство.
И – игнорирование, изворотливость, инертность.
К – критиканство, колкость.
Л – ликование, любовь.
М – месть, монотонность.
Н – надменность, настороженность.
О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.
П – предвкушение, паника, покой,
Р – радость, решимость,
С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.
Т – тревога, тяжесть.
У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.
Х – хандра, холодность.
Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.
Я – ярость, язвительность.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные :
Управление сильными эмоциями.
Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.
Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.
- Прослушивание приятной музыки
- Прогулки по живописным местам
- Общение с друзьями.
- Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
- Покупка любимых цветов.
- Приём ванны
- Сон.
- Размышление о смысле жизни.
Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.
(раздача бланков теста)
Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»
- Не чувствую в себе уверенности,
- Часто из-за пустяков краснею. .
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный человек. .
- Я с трудом переношу ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для окружающих.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.
Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,
па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:
I группа — I — 10 вопросы — тревожность;
II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;
III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;
IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.
0 . 7 баллов — не тревожные;
8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15 . 20 баллов — очень тревожные.
П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.
0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;
8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;
15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.
0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;
8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.
IV.Ригидность – степень переключения.
0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;
8 14 баллов — средний уровень ригидности;
15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.
Игра «Чувства и животные»
На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.
Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.
Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).
Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.
Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.
А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?
Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.
Игра «Сочини сказку»
Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.
Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.
Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).
Упражнение «Эмоциональная гимнастика»
«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.
ожидание нетерпение скука волнение суета
возбуждение переживание страх растерянность веселье
напряжение счастье испуг радость
Игра «Эстафета чувств»
Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.
Упражнение «Выражение настроения»
Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?
Списаибо всем, пока до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.
Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.
Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.
Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.
Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.
Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.
Источник
Психологический тренинг «Знакомство с эмоциями. Гнев»
Елена Негодаева
Психологический тренинг «Знакомство с эмоциями. Гнев»
Данный тренинг я проводила с детьми среднего дошкольного возраста. Для составления тренинга я использовала программу «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражевой
Тема «Знакомство с эмоциями. Гнев»
Цель: Развитие коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
— знакомство с эмоцией «Гнев»;
— привлечение внимания к эмоциональному миру человека;
— снять эмоциональное и психическое напряжение;
— развитие восприятия, внимания, мышления.
Материалы: Облако с сердитым выражением, ручка, бумага для заметок с липким слоем, цветные и простые карандаши, сердитые пиктограммы, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых персонажей, пособие «Угадай эмоцию», музыкальное сопровождение (Лядов «Баба-Яга», «Подушка-колотушка, «Стаканчик для крика», «Коробочка гнева».
Ход тренинга
I этап. Организационный
Психолог. Давайте встанем в круг.
Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Прежде чем с вами отправимся в путь,
Друга приветствовать ты не забудь.
(Психолог показывает детям сердитое облако)
Облачко «Здравствуйте» вам говорит.
Какое, ребята, оно на вид?
(Дети называют эмоцию облака.)
Сердитое облако нас в гости зовет,
И мы за ним полетели. Вперед!
(Под медленную музыку дети двигаются по комнате)
II этап. Мотивационный
Облако знакомится с друзьями и приглашает поиграть с ним.
III этап. Практический
Посмотрите, ребята, облако у нас сердитое. А как вы думаете почему? Давайте с вами поиграем в игру «Я сержусь, когда…»
1. Задание «Я сержусь, когда…»
Вы будете говорить когда вы сердитесь, а я с помощью этой ручки запишу ваши ответы и приклеим их на облачко.
Психолог: давайте поговорим, когда вы сердитесь. Закончите фразу: «Я сержусь, когда…». Детские ответы записывают на бумаге для заметок с липким слоем и приклеивают на сердитом облачке.
2. Задание «Повтори за мной.»
Можно выполняеть перед зеркалом.
Психолог: когда человек сердиться, злиться что он делает? Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься. Давайте сделаем сердитого притворщика. Очень хорошо у нас получилось!
3. Игра хороводная «Король Боровик». (В. Приходько)
Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба — король Боровик.
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
Дети (останавливаются и говорят Боровику):
— Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!
Боровик (топает ногами):
— Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!
— Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох-выдох,
улыбнись от души! (улыбаются)
Психолог: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои
чувства выражать, никого не обижать.
4. Задание «Раздели на группы»
Детям раздаются карточки из пособия «Угадай эмоцию».
Психолог: Давайте посмотрим на эти картинки подумаем, на какие группы мы можем их разделить.
5. Подвижная игра «Вулкан».
Среди детей по желанию выбирается один, который будет исполнять роль вулкана. Остальные дети – туристы, приехавшие на остров Настроения посмотреть на спящий вулкан. Ребенок, исполняющий роль вулкана, сидит в центре круга, изображает, что он спит. Туристы ходят по острову, постепенно приближаясь к вулкану. Вулкан, слыша приближающие шаги, начинает просыпаться (выбрасывает пепел – злиться). Далее вулкан «извергает лаву» — рычит на детей. Туристы должны спрятаться от извергающегося вулкана в заранее обговоренных местах, например, за стульчиками, под столом, на лавочке. Постепенно вулкан начинает успокаиваться: ребенок, изображающий вулкан, снова занимает свое место. Дети – туристы подходят к остывающему вулкану и помогают ему успокоиться (поглаживают, говорят ласковые слова и т. д.)
Игра может повториться несколько раз.
Психолог спрашивает детей: какими еще способами мы можем справиться с нашей злостью?
6. Задание «Больше не сержусь»
Психолог. Чтобы избавиться от злости предлагаю вам ребята несколько способов.
1. «Подушка-колотушка». По ней можно стучать, когда сердишься.
2. «Стаканчик для крика». В него можно кричать, когда сердишься и злишься.
3. «Коробочка злости». Представьте, что мы на что-то рассердились, берем газету и комкаем ее, а потом бросаем в коробочку для злинок и закрываем их там.
7. Прослушивание музыки.
Психолог. Давайте прослушаем произведение Лядова «Баба Яга». Какое настроение у этой мелодии? Вместе с вами я предлагаю изобразить танец Бабы-Яги.
Посмотрите, ребята, у облака поменялась эмоция. Выражает эмоция – радость. Облако улыбнулось.
IV этап. Рефлексивный
Настала пора нам прощаться с облаком
Давайте скажем все «До свиданья!»
Посмотрите на облако.
Эту эмоцию знаем, друзья?
(Дети отвечают хором название эмоции.)
Психолог. Что понравилось вам сегодня, ребята!
С какой эмоцией мы сегодня с вами познакомились?
До свидания, ребята!
Информация для родителей «Справляемся с Эмоциями» Часто причиной истерик и яростных протестов является то, что ребенку трудно регулировать эмоции. Эмоциональная.
Проект «Психологический марафон» (фотоотчёт) Проект «Психологический марафон -Планета детства» в МБДОУ Великооктябрьский д/сад «Белочка» педагог-психолог Симонова В. В. Дата Работа.
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до «Давайте дружить!» (психологический тренинг) Пояснительная записка Возраст 5-7 лет является периодом интенсивного развития не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы.
Психологический климат в семье Все начинается с семьи. Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального.
Психологический марафон «Планета Детства» Задачи: -сохранение и укрепление психологического здоровья у всех участников образовательного процесса; психологическое просвещение педагогов.
Психологический тренинг Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального.
Психологический тренинг для педагогов «Мы команда» Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Данный тренинг проводится педагогом-психологом совместно.
Психологический тренинг для родителей «Искусство взаимопонимания» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемой форме; отработка навыка взаимодействия.
Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ» Заведующему МКДОУ №5 Демешевой И. Р. Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог — психолог ДОУ Ванян В. В. 22 ноября 2016г.
Психологический уголок в группе для детей с ОВЗ Ребёнок с ОВЗ, находясь в группе, испытывает на себе множество стрессовых факторов: — утренние расставание с родителями; — большое количество.
Источник