Беседа-тренинг «Доброта в моём сердце»
план-конспект занятия по теме
Основной целью этого занятия является расширение знаний учащихся о доброте, её значении в жизни человека, стимулирование детей к добрым поступкам. Беседа-тренинг учит делать выводы и выражать свои мысли при помощи обсуждения конфликтных ситуаций. Использование теста в начале занятия дает ребёнку возможность саамостоятельно оценить, достаточно ли он внимателен и добр к окружающим.
Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_-_trening_dobrota_v_moyom_serdce.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа — тренинг «Доброта в моем сердце»
Расширять знания учащихся о доброте, её значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.
Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ: ларец, толковый словарь С. И. Ожегова, картинки с солнышком, клубок с нитками, свеча, ноутбук.
l. Организационный момент.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я приготовила для вас ларец с волшебным даром. (Воспитатель открывает пустой ларец.) Нет, нет! Он не пустой. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем, это — маленькое солнце, имя которого вы сейчас узнаете.
Слово это серьёзное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
В нём стремленье
На помощь прийти
Это качество в сердце
И о боли других
Позабыть не даёт.
Чем лица красота.
Это наших сердец (доброта) .
Сегодня мы будем говорить на тему «Доброта в моём сердце». Выясним значение доброты в жизни человека
Что вы ожидаете от этого занятия? (Дети по очереди высказывают свои ожидания.)
Воспитатель : Ребята, а как вы понимаете что такое добро? ( Дети отвечают.)
Сейчас мы узнаем, как объясняет слово « добро» толковый словарь ( работа с толковым словарём С.И. Ожегова).
Воспитатель : Доброта очень ценилась на Руси. Издавна людям давали фамилии и имена с корнем добр — .
Проведем игру-аукцион. Назовите как можно больше фамилий и имен с этим корнем. Например, Добрыня. Победит тот, кто назовет последним.
Вот мы ещё раз убедились в правоте пословицы: «Добрые умирают, а дела остаются».
2. Игра «Свод законов доброты»
Воспитатель : Представьте, что доброта-это наука, у которой есть свои законы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл. (Дети делятся на группы и собирают свои законы-пословицы.)
Для хорошего друга
Злой плачет от зависти,
На добрый привет –
Старый друг лучше
Доброму человеку и
а добрый — от жалости .
чужая болезнь к сердцу.
не жаль ни хлеба, ни досуга.
на сердце вьюга.
тот дважды помог.
а добро век не забудется.
3. Тест “Добрый ли, я”
Воспитатель: Сейчас мы проведем тест.
Каждый из вас сможет проверить какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы.
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.3.Ситуации для обсуждения.
4. Ситуации для обсуждения
Воспитатель: Каждый день нам приходится решать те или иные жизненные задачи, совершать поступки. Но всегда ли добрые поступки являются бескорыстными? Давайте проанализируем следующие ситуации.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
В: Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?
Д: В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.
В : Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
В: Как бы вы поступили на месте мальчиков? Где и как проявляете доброту?
Вывод: Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!
. 4. Мозговой штурм «Интервью».
Воспитатель : Ребята! Как вы думаете какой он хороший человек?
Давайте проведём интервью о хорошем человеке. Узнаем, чего никогда не делает добрый человек. Начинаем такими словами:
— Добрый человек никогда не….
5. Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах.
Воспитатель: В честь хороших людей зажжём на небе «Солнце доброты». Для этого на лучиках напишите черты, присущие хорошему человеку.
( Например: отзывчивость, жалость, милосердие, соболезнование, сопереживание и др.)
6. Упражнение «Сплети паутинку».
Воспитатель : А сейчас вспомните, кто из нашей группы и какое добро сделал вам. Встаньте в круг. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.
7. Магическая свеча.
Воспитатель: В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжём свечу и представим, что она магическая. И отныне, кто возьмёт её в руки, превращаются в фею. Включите фантазию, представьте, что бы вы сделали, став сказочной феей?
— Если бы я стал феей, я бы сделал так…
lll. Рефлексия (звучит тихая музыка)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Итак, что же после этого занятия для вас означает слово « доброта»?
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
Воспитатель: А теперь встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец. Помните о ваших сверстниках, которые по состоянию здоровья вынуждены проходить длительное лечение в больницах.
У вас на партах лежат бумажные сердечки. На них напишите добрые дела, которые вам предстоит совершить. Ваши сердца образуют аллею добрых сердец (вывешиваются на доску).
Воспитатель: Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
1. http://festival.1september.ru/articles/549578/ — классный час «Поговорим о доброте», Шнайдер Н. В.
2. http://apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/257-trening-dlya-shkolnikov-dobrota-spaset-mir.html — тренинг для школьников младших классов «Доброта спасет мир»
3. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/845.html – внеклассное занятие по теме «Твори добро!», Т.А. Чеботаева (ситуации для обсуждения)
4. Портфолио школьника. Методические рекомендации. 1-2 классы / Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева, под ред. С. П. Казачковой, М. С. Умной. — М.: Планета, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа выполнена ученицей 3-го класса. В своей работе девочка старалась определить значение имени для человека, право выбора имени и с помощью анкетирования узнала наиболее популярные имена прошлого и.
Исследование имени Екатерина(детская версия).
Обучающиеся узнают о том,что имена могут быть полными и краткими,узнают о значении имён,проверят свои знания в сказочной викторине.
В данном проекте представлены сочинения учащихся, стихи дальневосточных поэтов, стихи учащихся, народные приметы, личные наблюдения учащихся, загадки, пословицы, рисунки об осени, иллюстрации осенних .
Открытый урок на семинаре начальных классов.
Программа патриотического воспитания школьников.
Источник
Психологическое занятие с элементами тренинга «Излучай доброту, и она к тебе вернется непременно!»
Виктория Васильевна Иванченко
Психологическое занятие с элементами тренинга «Излучай доброту, и она к тебе вернется непременно!»
Цель: формирование духовно-нравственных качеств воспитанников через изучение понятия «доброта».
Задачи:
— развивать представления воспитанников о добре и зле;
— развивать навыки самоанализа, рефлексии;
— повышать групповую сплоченность, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
— активизировать процессы самопознания и самораскрытия;
— расширять знания воспитанников о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;
— развивать у воспитанников социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений;
— мотивировать воспитанников к совершению добрых дел и поступков, развивать эмпатию;
— воспитывать стремление совершать добрые дела, толерантность.
Ход занятия:
1. Упражнение «Комплименты»
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, овладение техникой комплимента.
Дети сидят в кругу.
Психолог: «Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие, на котором мы с вами поговорим об одном из важнейших качеств человека – о доброте. И для начала придумайте сейчас и озвучьте своему соседу слева комплимент, который соответствует его внутренним качествам.»
Вопросы:
— Легко ли было придумать индивидуальный комплимент именно для данного человека?
— Что вам больше понравилось: говорить или принимать комплименты?
В конце упражнения психолог говорит о том, что важно уметь, и дарить, и принимать комплименты. Нужно соблюдать баланс.
Мотивационная часть
Цель: актуализирование имеющихся знаний у детей, развитие эмпатии.
Вопросы:
* Что такое доброта, что значит быть добрым?
* Для чего нужно быть добрым?
* Как понять, что кто-то нуждается в помощи?
* Что вы чувствуете, когда совершаете добрые дела?
3. Упражнение «Поменяйтесь местами»
Цель: снятие напряжения, развитие внимания.
Психолог: «Сейчас я вам буду называть различные поступки, которые мы все совершаем. Если поступок хороший – вы меняетесь местами, если плохой – сидя на своем месте, топаете ногами.»
Основная часть
4. Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие эмпатии, развитие коммуникативных умений, мотивирование детей к совершению добрых дел и поступков.
Психолог: «Ребята, вспомните и назовите добрых героев сказок. (дети называют героев) Часто добрые дела им помогали совершать волшебные предметы. Представьте, что вы стали обладателем такого предмета. Что бы вы сделали в первую очередь, какое доброе дело? (каждый ребенок по кругу передает волшебную палочку или какой-то другой предмет и озвучивает выбранное доброе дело)
5. Упражнение «Дерево добрых дел»
Цель: развитие коммуникативных умений, навыков самоанализа и рефлексии.
Психолог: «Перед вами, ребята, дерево добрых дел. Как вы видите, оно совсем без листочков. Я вам предлагаю сейчас вспомнить добрые дела, которые вы совершали, взять листочки по количеству добрых дел и прикрепить их на дерево. Какое нарядное деревце у нас получается! И все это благодаря вашей доброте!»
6. Рассказ «Синие листья»
Цель: воспитание стремления совершать добрые дела, толерантности, эмпатии.
Психолог зачитывает рассказ В. Осеевой, а затем задает вопросы:
— Сколько зелёных карандашей было у Кати?
— Разрешала ли мама Кати дать зелёный карандаш Лене?
— Разрешил ли брат Кати дать зелёный карандаш Лене?
— Почему Катя не дала зелёный карандаш Лене?
— Что пообещала Лена, если Катя даст ей зелёный карандаш?
— Взяла ли Лена зелёный карандаш у Кати?
— Почему Лена не захотела взять зелёный карандаш у Кати?
— О чем спросила Лену учительница?
— Что ответила покрасневшая Катя учительнице?
— Какова основная мысль данного рассказа?
7. Упражнение «Веселая ссора»
Цель: сплочение группы, развитие умения перенаправлять агрессию в мирное русло.
Психолог: «Ребята, хочу открыть вам секрет. Если вам очень хочется поругаться с тем, кто вас обидел, на кого вы злитесь, то можно использовать вкусные или красивые слова.»
8. Релаксация под музыку «Чашка доброты»
Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения, развитие эмпатии.
Психолог: «Ложитесь, ребята, поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что перед вами на столе стоит красивая чашка. Мысленно наполните ее до краёв своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чашка. Отлейте в неё доброты из своей полной чашки. Будьте щедры! Ваша чашка опустела? Ничего страшного. Доброты мало не бывает. Наполните её вновь. Добрый человек всегда делится своей добротой. А теперь на счет «три» откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «У меня есть чашка доброты и я делюсь своей добротой со всеми!
А теперь вы можете поделиться своими впечатлениями, ощущениями от данного упражнения.»
Заключительная часть
9. Упражнение «Подарок»
Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя.
Психолог: «А теперь я вам предлагаю нарисовать своему соседу по парте ваши пожелания доброты, озвучить их и подарить.»
В конце упражнения дети озвучивают свои впечатления от получения и вручения подарка.
10. Упражнение «Сюрприз»
Психолог: «Ребята, молодцы! Вы были очень активными на занятии. И у меня для всех вас тоже есть небольшие подарочки, которые будут напоминать вам о том, что у вас очень добрые сердца. (Дети по очереди опускают руки в песок и достают спрятанные подарки)
Давайте дарить доброту друг другу и всем окружающим!
«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка Игровое упражнение. Родителям на выбор предлагаются.
«Как помочь малышу стать самостоятельным». Занятие родительского клуба в форме круглого стола с элементами тренинга Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности.
Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.
Психологическое занятие с педагогами с элементами тренинга «Мы — дружная команда!» Тренинг проводился с целью построения эффективного командного взаимодействия, сплочения коллектива и раскрытия творческих способностей педагогов.
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.
Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни. Задачи:.
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Личность и индивидуальность» 1. «Личность и индивидуальность». Цель занятия: помочь подросткам понять ценность каждой личности, подчеркнуть уникальность и неповторимость.
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Наш лидер» 4. «Наш лидер». Эта игра может быть использована как средство демократического выбора представителя в Совет творческого объединения, на.
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Умения и самоуважение» 2. «Умения и самоуважение». Цель: укрепить позитивную самооценку подростков, помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки,.
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «На шаг впереди!» 3.«На шаг впереди!» Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала подростков 13-14 лет, освоения ими активного стиля общения,.
Источник