Тренинговое занятие по развитию эмоциональной гибкости
Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме можно проводить как с детьми старшей группы, так и с педагогами.
Материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_emotsionalnoy_gibkosti.docx | 109.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для развития эмоциональной гибкости «Древо эмоций»
© 2016 г. Авторские права защищены!
Тренинговое занятие для развития эмоциональной гибкости
Санкт-Петербург, 2016 г.
© 2016 г. Авторские права защищены!
Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме можно проводить как с детьми старшей группы, так и с педагогами.
Материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.
Эмоциональная гибкость — степень способности свободы ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов.
Эмоциональная гибкость рассматривается, как способность уравновешивать (-) и (+) состояния.
Эмоциональная гибкость основывается на основных свойствах эмоций:
- Универсальность;
- Пластичность;
- Динамичность;
- Доминантность;
- Коммулятивность;
- Адаптивность;
- Субъективность;
- Амбивалентность;
- Отражаемость;
- Перенос .
В данном тренинговом занятии основная работа акцентируется на:
- Пластичности — возможность переживать разные оттенки одной эмоции и даже с разными знаками.
- Адаптивности — способность притупляться в процессе привыкания.
- Субъективности — способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.
- Отражаемости — возможность одних эмоций возбуждать другие.
- Переносе — возможность переживать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом.
Цель : развитие эмоциональной гибкости через интерактивное взаимодействие.
- Обучение осознанию собственных эмоциональных состояний;
- Расширение представлений о форме контроля эмоциональных состояний;
- Эмоциональная разгрузка.
Стимульный и вспомогательный материал :
- Аудио воспроизводящая аппаратура;
- Стакан (или любая другая емкость) с водой;
- Ватман;
- Краски ( выложенная на одну плоскую емкость густая (не сухая) гуашь 4-х цветов: красный, белый, черный, синий);
- Приветствуется наличие бескаркасных кресел, или другой удобной мебели (не желательно использование стульев, можно использовать ковры, на которых можно лежать).
Занятие включает в себя 4 упражнения:
Intro — вход, создание общей атмосферы;
Intensive — 2 упражнения по работе с эмоциями и состояниями;
Outro — выход, завершение занятия.
Продолжительность занятия — от 1 часа (но не более 2-х часов).
Основные правила занятия:
- Добровольное участие;
- Присутствие и действие;
- Все происходит в моменте «Здесь и Сейчас»;
- Обсуждение занятия остается лишь в этом пространстве.
Перед началом занятия ведущий подготавливает рабочее пространство. Помещение должно быть хорошо проветренным, свет- слегка приглушен, фоном звучит легкая музыка предпочтение отдается подборками миксов New Age ил Цветные сны (не желательно использовать готовые миксы, скаченные из интернета, так как в них разная динамика аудио материала. Ведущий должен сам миксовать подборку аудио материала). Приветствуется драпировка стен и мебели (шкафов и полок) тканями, с целью создания более мягкого пространства.
Группа участников входит в уже атмосферное пространство.
Первым делом необходимо создать единое эмоционально пространство, в котором всем будет комфортно работать. Для этого проводится первое упражнение:
«Колодец состояний и настроений»
Ведущий: Я приветствую вас в нашем новом, чистом пространстве, наполнять которое мы будем вместе. Самая важная часть любого пространства- это его настроение, его энергия. И сейчас мы наполним его своей энергией, для того, что бы оно было комфортным для каждого из нас.
Я прошу вас стать в круг и взяться за руки. Сейчас мы с вами создадим колодец настроения, который будем наполнять.
(группа стает в круг, берется за руки, ведущий так же в группе участников.)
Я прошу вас закрыть глаза, и увидеть какая погода сейчас внутри вас, в вашем собственном мире. Быть может в вашем мире яркий солнечный день, или сильный, холодный дождь, а быть может в вашем мире холодное зимнее утро. Попробуйте наполнить погоду вашего мира своим настроением.
(небольшая пауза для того, что бы каждый участник мог поработать с представлением заданного).
Открываем глаза. Вы увидели погоду в вашем мире, и сейчас мы перенесем ее в наше пространство. По центру нашего круга есть колодец. Колодец нашей погоды, и сейчас, каждый из вас забросит в него ту погоду, которая царит в его мире. Попробуйте сконцентрировать эту погоду в руках, придайте ей форму: это может быть шар, куб, овал, все что угодно. Придайте вашей погоде вес и температуру. И теперь, вы забрасываете вашу погоду в колодец, называя ее, но не просто забрасываете ее, а бросаете с такой интенсивностью, которая отражает ваше настроение.
(ведущий задает направление и участника который начинает, участники выполняют задание, сам же ведущий- заканчивает это упражнение забрасывая в колодец свою погоду и настроение).
Отлично! Сейчас наше пространство наполнено всей этой погодой, и настроениями, и это наше общее с вами пространство.
(переход на 2-е упражнение)
«На глубине воды»
(работа с субъективностью, отражаемостью, пластичностью состояний)
Вы можете занять любое место, которое кажется вам наиболее комфортным.
(участники занятия располагаются в пространстве).
Вы можете сесть или лечь, так что бы вам было максимально комфортно. Почувствуйте свои руки, ноги, тело, шею.
Сейчас мы попробуем отправиться в путешествие, в поисках собственных ощущений. Что бы с вами не происходило, старайтесь не открывать глаза. Быть может вам будет слегка не комфортно.
Вы закрываете глаза, и пробуете представить картину того, что я буду описывать.
(слегка усиливается аудио сопровождение)
Представьте себя в том месте, где много воды. (пауза)
Это может быть берег моря….озера….тропинка у реки…. (пауза)
Почувствуйте, насколько вам комфортно, или не комфортно находиться в этом месте. Оглянитесь вокруг. Какой мир вас окружает? Какая в нем погода? Что вы ощущаете? (пауза).
Доверьтесь своим ощущениям, и сделайте шаг в воду. Войдите в воду по щиколотку. Что вы чувствуете? Какая температура у воды? (пауза).
Вдохните полной грудью, и сделайте несколько маленьких шагов вперед, войдите в воду по колени.
(с этого момента ведущий берет емкость с водой, и далее, капает по несколько капель воды на открытые участки тела, исключая голову, каждому участнику ).
Что меняется в ваших ощущениях? Хотите ли вы идти дальше, или хотите вернуться на берег? (пауза).
Сделайте еще несколько шагов вперед. Войдите в воду по пояс. Что вы ощущаете в этот момент? Комфортно ли вам находиться в воде? Посмотрите на воду, какого она цвета? Прозрачная ли она? Видно ли вам то, что на дне? Что там? (пауза).
Сделайте глубокий вдох. Пройдите еще вперед. Войдите в воду по грудь (пауза).
Как вы себя ощущаете? Легко ли вам дышать? Готовы ли вы идти вперед, глубже? Или вам хочется вернуться назад? (пауза).
Посмотрите по сторонам. Вы по грудь в воде. Что меняется в ваших ощущениях? (пауза).
Сделайте глубокий вдох. И медленный, плавный вдох. Выдыхая воздух, сделайте еще шаг вперед, и еще один, и вот вы уже по шею в воде (пауза).
Что изменилось в ваших ощущениях? (пауза)
Комфортно ли вам? (пауза)
Испытываете ли вы страх? (пауза)
Задержитесь на этом месте (пауза). Расслабьтесь. Доверьтесь вашим ощущениям (пауза).
Я досчитаю до одного, и вы можете открыть глаза.
5! Вы по шею в воде. Повернитесь в сторону берега. медленно, почти невесом, вы направляетесь к берегу (пауза).
4! Вокруг вас вода. Вам легко дышать! Выши плечи расправлены (пауза).
3! Вы видите на воде блики отраженного света (пауза).
2! Вы почти на берегу. Шаг…еще шаг… и вот, вы ступаете на берег (пауза). Обернитесь, и посмотрите на то место, где вы были…там…на глубине воды…. Что изменилось в ваших ощущениях?
1! Открываем глаза!
Далее ведущему необходимо получить обратную связь от участников.
Я прошу вас описать ту картину, которую вы представили. Где вы оказались? Какая вода вас окружала? Была ли она прозрачной? Теплой или холодной? Что менялось, когда вы шли вперед, поражаясь все глубже и глубже, и когда вы возвращались на берег?
И ответьте на самые главные вопросы:
- Было ли вам комфортно?
- Где было комфортнее всего: в воде или на берегу?
- Выйдя на берег, хотели ли вы вернуться в воду?
(далее участники, по желанию описывают картины представленного, с ответами на ключевые вопросы).
(понимая краткую интерпретацию, ведущий может развивать тему глубже, затрагивая эмоциональную составляющую. Краткая интерпретация указана в информации для ведущего).
(после того, как закончится интерпретация, идет переход к 3-му упражнению).
Мы сейчас слегка приоткрыли дверцу в мир наших эмоциональных состояний, и теперь попробуем придать им другую форму .
(работа с субъективностью, адаптивностью, переносом)
Перед вами чистый лист и краски. У нас есть лишь 4 цвета:
Черный (начинать только с черного)- начало! В темноте рождаются ощущения. В темноте рождаются страхи, темнота скрывает в себе то, что невозможно выплеснуть.
Белый — мы сами. Наши состояния. Они могут, как оставаться чистыми, стабильными, статичными, так же легко они могут впитать в себя, что то из вне, изменив себя, свою энергию.
Красный — наши эмоции. Они горят в нас, пылают и гаснут. Они ярче всего, что может нас окружать. На их основе строится восприятие субъективной реальности.
Синий — гармония. Стремление, как к внутренней, так и к внешней гармонии.
У вас есть возможность на этом чистом листе изобразить картину мира, древом ваших эмоций. Какой будет картина мира, и каким будет Древо ваших эмоций — не знает никто, и даже вы.
Единовременно, используя все цвета, все вместе, своими руками вы изображаете этот мир на чистом.
(ведущий мягким, одобрительным жестом дает понять участникам, что можно приступать).
Участники выполняют задание.
Если вы считаете, что ваш вклад в картину мира эмоций внесен, вы можете присесть на любое место.
(как только последний участник присаживается на выбранное место ведущий продолжает занятие: интерпретирует картину и переходит к финальному упражнению).
Показывая всем картину. Каждая эмоция, каждое состояние имеет свое отражение, и каким оно будет – решаем только мы сами! Чем ярче, чем сильнее наши эмоции, тем больше в них энергии, и тем сильнее они рвутся наружу. Если их не «отпускать» то, они начнут разрушать нас изнутри. Выпускать эмоции можно множеством разных путей, и каждый находит свой, оптимальный и приемлемый. Самое главное –понимать природу этих эмоций. Не все что нас окружает должно прорастать в нас, пуская корни, и исходя из этого, следует вывод о том- стоит ли отражать все то, что окружает нас?
(переход к финальному упражнению)
Outro «Колодец эмоций»
Работая со своими эмоциями, очень важно выплескивать их. В самом начале, мы наполнили наш колодец погодой, а сейчас мы будем заполнять его своими эмоциями.
Я прошу вас всех встать в круг, и по центру остается наш колодец.
Закройте глаза, почувствуйте, какая эмоция, какое состояние сейчас в вас ярче всего.
( Пауза. Участники выполняют задание ).
Попробуйте сконцентрировать его в ваших руках. Как только вы будите готовы- забрасывайте свое эмоциональное состояние в колодец, громко выкрикивая что это!
(участники выполняют задание, ведущий завершает).
Мы наполнили колодец погодой и эмоциями, но места в нем еще много, и когда вы почувствуете, что у вас накопились эмоции, которые требуют выхода, не держите их в себе, выпускайте, и помните: всегда есть колодец, в который можно их не только забросить, но и достать!
Ведущий завершает занятие, благодарит и отпускает участников.
Информация для ведущего:
Краткая интерпретация упражнения «На глубине воды»
Берег — это мы сами!
Вода- наши эмоциональные состояния.
Чем дальше вводу мы заходим, тем глубже наши состояния. Что мы чувствуем, когда идем по воде- это есть отражение того, на сколько гибки наши эмоции. Можем ли мы с ними справиться. Как мы чувствуем себя на глубине- зона комфорта- т. е. как близко мы подпускаем к себе людей, и на сколько тяжело дается контроль эмоций и состояний.
Разница ощущений в нахождении на берегу и в воде- есть субъективное восприятие реальности, из которого следует – умеем ли мы высказывать свои эмоции, или копим их внутри себя. Комфортнее на берегу- стремимся держать все внутри пока не «Рванет». Если комфортно в воде- то это есть отражение стремления выплеснуть все, не держа в себе.
Особенность упражнения «Древо эмоций»
Участники, выполняя задание, рисуют только руками. Густая, вязкая консистенция гуаши позволяет прорабатывать тактильный механизм выплеска энергии, как рисунка. Используя собственные руки, как инструмент, участник преодолевают тактильный барьер, становятся более раскрепощеннее. Обязательное условие, которое должно быть соблюдено- рисуют все одновременно, таким образом идет работа с нарушением личного пространства, (как одной из природы возникновения (-) реакций),что позволяет более четко осознавать свои собственные границы.
У каждого древа есть ствол, и есть ветви! Чем толще ствол – тем массивнее ветви, из этого следует, чем сильнее эмоции (ствол), тем ярче их проявление (ветви).
Источник
Эмоциональная гибкость
методическая разработка по теме
Занятие для студентов. Эмоциональная гибкость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_emocionalnaya_gibkost.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.
Автор занятия: Сырчина Ирина Николаевна, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»
Цель занятия: овладение способами развития своей эмоциональной гибкости, приемами регуляции эмоционального состояния в ситуациях профессионального обучения профессиональной деятельности.
Компетентностный результат: применять приемы саморазвития эмоциональной гибкости в деятельности.
Материалы и оборудование: карточки с названиями эмоциональных состояний для упражнения «Угадай эмоцию», БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний (приложение 1), Кейс ситуационных задач (приложение 2).
Каждый день нашей жизни наполнен различными ситуациями. Мы учимся, работаем, общаемся. Люди, с которыми мы сталкиваемся; события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть.
Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им, мы понимаем, всё ли в нашей жизни складывается хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания словами. Эмоции мы чаще видим через внешние выражения мимики, жестов, движений и поз человека.
Разминка «Угадай эмоцию» [1;105]
Цель: познание особенностей эмоциональных состояний и их влияния на жизнедеятельность и работоспособность человека.
Раздаются карточки с названиями эмоций. Список эмоций для отработки: Интерес, Печаль, Радость, Удивление, Обида, Раздражение, Стеснение, Гнев, Нежность, Страх, Тревога, Ярость, Стыд, Презрение и др.
Инструкция: «Каждый, получивший карточку, должен без слов выразить указанную эмоцию. Остальные участники группы должны угадать передаваемую эмоцию и охарактеризовать ее»
Вопросы для обсуждения:
Каким образом эмоции влияют на деятельность и общение человека?
Действительно эмоции влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Такие как радость, интерес, вдохновение побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. А такие, как печаль, скука, раздражение, тревога расслабляют и парализуют силы человека.
Этап постановки цели
Вопросы для обсуждения:
А как часто вы испытывается негативные эмоции, которые мешают установлению взаимоотношений при общении и снижают работоспособность?
Упражнение «Мои эмоциональные состояния»
Цель: выявление актуальных негативных эмоциональных состояний.
Студенты работают индивидуально в рабочих тетрадях.
Инструкция: Охарактеризуйте свои преобладающие эмоциональные состояния. Для этого постройте график эмоций, продолжая незаконченное предложение: «В последнее время я…….
чаще всего я бываю…
Уверенный в себе
Проанализируйте график, выделив негативные эмоции, которые вы часто испытываете. Для этого каждую отмеченную эмоцию оцените в 1 балл и подсчитайте результаты по группам эмоциональных состояний:
- Эмоциональная напряженность: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.
- Проявления утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность.
- Эмоциональная подавленность: тревога, грусть, печаль, уныние.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, есть ли люди, не испытывающие негативных (отрицательных) эмоций?
- Можно ли контролировать негативные эмоции?
- Что может случиться с теми людьми, которые не управляют своим отрицательным эмоциональным фоном жизни?
Каждый человек в жизни испытывать те или иные негативные эмоциональные состояния. Эмоции — это язык нашего организма. Если негативные эмоции прятать в себе, игнорировать, то они со временем могут материализоваться в теле, вызывая такие симптомы, как: гастрит, язва, сердцебиение, инсульт и прочие неприятности. Свои собственные эмоции человек должен научиться распознавать и научиться управлять ими.
Сегодня целью нашего занятия является обучение приемам эмоциональной саморегуляции или, другими словами, как научиться управлять своими эмоциями.
Тема занятия записана в рабочей тетради:
Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.
Обучающиеся в ходе мини-лекции работают с понятиями в рабочей тетради. После мини-лекции преподаватель контролирует успешность выполнения задания через фронтальный опрос.
Мини-лекция «Эмоциональная гибкость»
Человек, умеющий управлять своими негативными эмоциями, обладает таким бесценным качеством как эмоциональная гибкость. Вообще понятие гибкость – это умение проявлять себя разнообразно: мыслить, действовать нешаблонно (нестереотипно). Гибкость – это способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям. Быть гибким – значит занимать такую позицию, в которой желаемые результаты достигаются независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, меняющихся условий.
Гибкость эмоциональная – способность проявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.
Под эмоциональной гибкостью понимается гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (выразительности) и эмоциональной устойчивости.
Эмоциональная устойчивость характеризуется способностью управлять эмоциями, настроением, способностью преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; спонтанность проявления своих состояний, умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.
Большое значение эмоциональная гибкость имеет в профессиональном становлении личности. Эмоционально нестабильный человек может быть подвержен «эмоциональному выгоранию».
Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел). Это профессиональная деформация личности (В.В. Бойко)
Признаки: чувство эмоционального истощения, изнеможения, негативное отношение к тем, с кем работаешь, негативное самовосприятие.
Главным инструментом для профилактики эмоциональное выгорание является способность человека управлять своими эмоциональными состояниями, не «застревать» в них, умение оказывать самопомощь в напряженных ситуациях.
Существует ряд психологических приемов эмоциональной саморегуляции, направленных на эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации.
- Приемы, связанные с управлением дыханием
- Приемы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- Приемы, связанные с воздействием слова
- Приемы, связанные с использованием образов
Форма обучения : групповая. Работа в микрогруппах по подбору и отработке способов и приемов эмоциональной саморегуляции.
Метод обучения : анализ конкретных ситуаций (работа с ситуационными задачами).
Инструкция: «Группе необходимо разделиться на микрогруппы по результатам самоисследования своих эмоциональных состояний. Каждой группе предлагаются конкретные ситуации, которые чаще всего провоцируют эмоциональную нестабильность человека. Необходимо оценить эффективные и неэффективные модели поведения в эмоционально травмирующей ситуации и, используя Банк приемов саморегуляции, выбрать наиболее приемлемые для данной ситуации, записав их в свою рабочую тетрадь. подготовить информационное сообщение о них и отработать некоторые из них на практике со всей группой.
1 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной напряженности: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности).
2 группа. Работает с изменением состояния утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект восстановления (ослабление проявлений утомления).
3 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной подавленности: тревога, грусть, печаль, уныние. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект активизации (устранение эмоциональной подавленности).
В КЕЙС ситуационных задач входят различные напряженные ситуации, связанные с деятельностью, обучением и общением.
Группы работают15мин, готовя сообщение по плану заданий:
- раскрыть содержание выбранных приемов эмоциональной саморегуляции;
- обосновать выбор данных приемов саморегуляции для ситуаций, рассматриваемых группой;
- продемонстрировать некоторые приемы, обучив им всю группу».
Каждая группа представляет свое сообщение, слушающие могут в конце задать вопросы, высказать собственные суждения.
Студенты подводят итоги своей работы на занятии, продолжая по очереди незаконченные предложения:
- сегодня я узнал…
- теперь я могу…
- я попробую…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Уровень освоения приемов саморегуляции оценивают, используя шкалу:
шкала овладения приемами эмоц саморегуляции
не овладел 0____1____2____3____4____5 овладел
Естественные способы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции, которые предотвращают накопление остаточных явлений перенапряжения, способствуют полноте восстановления сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— наблюдение за пейзажем;
— рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
— купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— вдыхание свежего воздуха;
— высказывание похвалы, комплиментов и пр.
Индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные способы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние, утомление и раздражение.
Источник