Урок-тренинг «Радость человеческого общения»
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме
Занятие с элементами тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_obshcheniya.docx | 757.22 КБ |
radost_chelovecheskogo_obshcheniya.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА, ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. ДМИТРОВСКА»
МБОУ «СОШ №1 г. Дмитровска»
► сформировать представления обучающихся о необходимости
общения и его культуре, как одном из условий эффективного общения;
► развивать способность детей общаться с людьми разного возраста;
► воспитывать у ребят культуру общения.
► раскрыть содержание понятия «общение»;
► познакомить со способами общения;
► закрепить навыки бесконфликтного общения;
► обучить анализу различных ситуаций при общении;
► расширить понятия о правилах общения.
• беседа с элементами обсуждения,
► высказывания известных людей:
• «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»
(А. де Сент-Экзюпери),
• «Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»
• «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее»
> стулья по количеству детей,
> карточки с пословицами.
1. Приветствие учителя и игра-активатор «Общение руками» .
2. Дискуссия «Способы общения» .
3. Упражнение «Расшифруй слово».
4. Игра «Леди и джентльмены».
5. Игра «Разговор через стекло».
6. Конкурс «Пословицы».
7. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
8. Упражнение «Выбор качеств».
9. Упражнение «Светофор».
Сегодня тема нашего занятия –
« Радость человеческого общения » .
Мы должны с вами познакомиться с различными способами общения, обучиться основам эффективного и безопасного общения. Чтобы вы быстро настроились на разговор, я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру «Общение руками».
Сейчас вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать.
(Давать команду на смену действий необходимо, ориентируясь на учеников. Поскольку игра может оказаться довольно забавной, на каждое действие, возможно, понадобится не менее минуты).
Спасибо, вы отлично всё делали и без слов.
А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что мы с вами сейчас делали?
Верно, это называется общением.
Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду,
когда говорят об общении.
Общение — это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.
Давайте подумаем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом?
Я не говорю о телефоне или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение?
Какие есть мнения на этот счёт?
Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список.
вербальные (словесные) невербальные (несловесные)
► устная речь ► интонация
► письменная речь ► взгляды
► выражение лица (мимика)
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека) . Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
О — объединение, открытость;
Б — близость, безопасность;
Е — единение, единомыслие;
И — искренность, истина…
Сядьте на стулья по кругу. По моей команде все закроют глаза и поменяются местами с кем-то, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли.
Разбиваемся на пары. Я предложу задание первым номерам (без слов попросить учебник иностранного языка) и вторым номерам (выяснить у первых задание по математике). Задания друг друга вы не знаете. Ваша задача договориться между собой так, словно между вами находится толстое стекло, через которое вы не можете слышать друг друга.
Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.
- В добрый час молвить, в худой — промолчать.
- Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
- Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
- Доброе слово железные ворота отопрет.
- Долго думал, да хорошо сказал.
- Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
- Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- Лишнее говорить, себе вредить.
- Складно бает, да дела не знает.
- На великое дело — великое слово.
- Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Ребята, помните песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»?
Каждый из нас знает, как от комплиментов улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах. Давайте говорить друг другу комплименты!
Но не банальные, «дежурные», а искренние.
Все становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, кому мяч адресуется. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. И еще одно правило игры – комплимент повторять нельзя.
На компьютере выписаны качества человека, помогающие его общению и усложняющие его — доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Обучающиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению.
Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Ребята, в ходе классного часа мы пытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять и найти общий язык в общении друг с другом.
Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни.
Знаменитый американский писатель Дейл Карнеги (автор самой известной теории общения) предложил шесть способов , как расположить к себе людей:
► проявляйте искренний интерес к другим людям;
► п омните, что для человека звук его имени — самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;
► б удьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе;
► ве дите разговор в круге интересов вашего собеседника, давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне;
► и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Песня «Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра»
(перед началом классного часа раздать листочки с текстом песни).
А теперь я предлагаю вам оценить наш классный час и нашу с вами работу цветограммой с помощью цветных жетонов:
— был активен, смог проявить свои способности;
— проявил себя не в полной мере, так как
не стремился к этому;
— совсем не проявил себя.
Молодцы, ребята, – вы очень хорошо поработали!
До новых встреч!
- Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. Сценарии 50 классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – (Методика).
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
- Монина Г.Б. Учимся дружить и понимать друг друга» — газета «Первое сентября» № 6, 2006.
- Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н. Рудякова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 151 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Prezentacii.com Добро пожаловать на занятие!
«Радость человеческого общения». Нет на Земле большей роскоши, чем роскошь общения.
►с формировать представления обучающихся о необходимости общения и его культуре как одном из условий эффективного общения; ► развивать способность детей общаться с людьми разного возраста; ► воспитывать у школьников культуру общения . Цель занятия:
ЗАДАЧИ занятия: ♦ раскрыть содержание понятия «общения»; ♦ познакомить со способами общения; ♦ закрепить навыки бесконфликтного общения; ♦ обучить анализу различных ситуаций при общении; ♦ расширить понятия о правилах общения.
« Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком », — А. де Сент-Экзюпери .
« Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми », — А. Пьерон .
« Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее », — Ф. де Ларошфуко.
Игра «Общение руками».
Дискуссия «Способы общения» .
«Способы общения». Вербальные (словесные) — устная речь — письменная речь Невербальные (несловесные) и нтонация — взгляды — выражение лица ( мимика ) — жесты — позы
Упражнение «Расшифруй слово!»
О Б Щ Е Н И Е объединение, открытость близость, благородство щедрость единение, единомыслие необходимость искренность, истина
Игра «Леди и джентльмены».
Игра «Разговор через стекло».
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты!»
Упражнение «Выбор качеств».
доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Качества человека:
доброта, открытость, внимание, душевность, тактичность, искренность, порядочность, честность. Качества человека:
А мериканский писатель Дейл Карнеги (автор самой известной теории общения) предложил шесть способов расположения к себе людей: ► проявляйте искренний интерес к другим людям; ► улыбайтесь; ► помните, что для человека звук его имени — самый сладкий и самый важный звук человеческой речи; ► будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе; ► ведите разговор в круге интересов вашего собеседника, давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне; ► и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Спасибо за общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.Цели:•.
занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга.
Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания.
Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов.
Разработка классного часа «Роскошь человеческого общения».
Класс: 7Урок: № 9Тема: Тепло человеческого общенияЦель: углубить представления учащихся о культуре общения.Задачи:- расширение знаний о правилах этикета;- развитие умения строить позитивные отношения .
Источник
Конспект занятия «Радость общения»
Эльвира Киракозова
Конспект занятия «Радость общения»
Конспект занятия: «Радость общения».
Цель: формирование у детей навыков адекватного общения, представления о значении общения, о правилах общения.
— раскрыть содержание понятия «общение»;
— познакомить с приемами общения;
— закрепить навыки бесконфликтного общения;
— обучить анализу различных ситуаций при общении;
— расширить понятия о правилах общения.
Формы и методы работы: беседа с элементами обсуждения, игровые тренинги, опрос, применение информационных технологий, анализ.
Ход беседы
Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или биологию, поскольку общение это главное условие и способ существования людей.
Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие упражнение «Расшифруй слово»
Участники выполняют работу всей группой. Дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
Положительные качества Отрицательные качества
О- объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Е- единение, единомыслие;
И- искренность, истина;
Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща.
Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение». Так почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня отчасти мы постараемся ответить на этот вопрос.
Обратимся к словарю. Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.
Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой – плохие, приводящие к конфликтам.
Следующее упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так происходит.
Воспитанникам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки. Каждый ребёнок по очереди выбирает понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией.
Итак,начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно, доброжелательно, равнодушно.
Что такое интонация?
Обратимся к словарю. Интонация — манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего.
Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают дети).
Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения, усталости, на перемене в школе, дома маме…
Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.Неслучайно об этом говорится в народных пословицах:
«Слово пуще стрелы разит».
«От одного слова — да навек ссора».
Поверьте, что ваша грубость и резкость отрицательно влияет не только на других, но и на тебя самого.
Ребята, а можно ли общаться без слов? (Отвечают дети). Совершенно верно, можно общаться с помощью жестов, мимики лица, походки, позы тела.
Давайте попробуем выполнить следующее упражнение «Театр без слов».
Дети объединяются в группы (по два человека). Каждой группе предлагаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость,, которые необходимо изобразить с помощью невербального общения другим группам. Члены команды могут задавать вопросы, выяснять в правильном ли направлении они мыслят, но отвечать игрок может только без слов.Ребятам дается подсказка: на доске выписан ряд слов, содержащий слова из карточек.
Существует два вида общения: вербальное и невербальное.
Обратимся к словарю. Вербальное общение – это общение с помощью слов. Невербальное общение – это общение с помощью мимики лица, позы тела, жестов, походки.
Можно ли обидеть человека средствами невербального общения? (Отвечают дети). Каждое движение, совершаемое нами должно соответствовать смыслу разговора, иначе можно стать непонятым, обидев при этом своего собеседника.
Сейчас ребята я предложу вашему вниманию рассказ, где вы попробуете найти ошибку в общении, повлекшую возникновение конфликта.
Упражнение «Найди ошибку». Рассказ.
Папа подарил Вове на день рождение новые марки. Вова показал их своему приятелю Косте и радостно сообщил:
— Смотри, какие мне марки папа подарил! Редкие, красивые! Тебе нравится?
— Да у меня таких навалом! – засмеялся Костя. – И ничего особенного в них нет! А отец твой, по-моему, совсем в марках не разбирается! В общем, ерундовые марки! Давай я лучше тебе свои покажу?
Но Вова не захотел, и потом еще три дня с Костей не разговаривал.
Как вы думаете, ребята, почему Вова перестал общаться с Костей? (Отвечают дети). Да ребята. Костя вел себя не тактично.
Обратимся к словарю. Такт – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках.
Важно научится чувствовать, что нужно другому человеку, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего.
А теперь давайте попробуем из появившихся на экране качеств человека выбрать те, которые помогают общению, а не усложняют его.
Упражнение «Выбор качеств»
На экране выписаны качества человека, помогающие общению и усложняющие его: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Воспитанники должны вписать в таблицу положительные и отрицательные качества человека.
Положительные качества человека Отрицательные качества человека
В какой колонке вписаны качества, которые помогают приятному и хорошему общению людей?
Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
У каждого из вас на парте лежит памятка с правилами общения. Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение с людьми и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.
Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне несправедливы, я забыла и т. д.).
Не снимайте с себя ответственности!
Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
Будьте терпимы и оптимистичны!
Считайтесь с чужим мнением!
Не бойтесь говорить правду!
Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
Будьте естественны в общении!
Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!
Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
Вот и заканчивается наша встреча. Сегодня мы с вами попытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять, как найти общий язык друг с другом. Конечно, сразу научиться искусству общения нельзя. Человек учится этому всю жизнь, и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
«Разделённая радость — радость вдвойне!» Сегодня я получила награду «Серебряный блог». Я шла к этому один год, пять месяцев и десять дней. Конспекты занятий, фотоотчёты праздников,.
Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом » Сторисек «, как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: — передать.
Фотоотчёт о проведении занятия по аппликации «Сладкая радость!» с детьми разновозрастной группы Цель: создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивной деятельности – аппликации. Задачи: — развивать познавательную.
Конспект НОД «Три настроения — радость, горе, страх» в подготовительной группе Конспект НОД: «Три настроения – радость, горе, страх» в подготовительной группе Цель: Создать условие для формирования у дошкольников собственных.
Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.
Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия:• создание мотивации сотрудничества (работать сообща интересно и приятно,.
Конспект занятия в младшей группе «Уроки общения» Задачи: -формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым, -развивать навыки коммуникативного общения, умение действовать.
Источник