Статья Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!» . Автор: Козорез Елена Валентиновна
Автор: Козорез Елена Валентиновна
Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!»
Цель: Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей.
· Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;
· Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и вербализировать свои чувства;
· Выявление и осознание ресурсов — внутренних и внешних;
· Обеспечение эмоциональной поддержки и восстановление самооценки;
· Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
Автор: Козорез Елена Валентиновна
Конспект т ренинг а по предупреждению эмоционального выгорания
замещающих родителей «Мы вместе!»
в рамках р аботы Клуба замещающих родителей
Автор: Козорез Елена Валентиновна
Цель : Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей .
Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;
Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и
вербализировать свои чувства;
Выявление и осознание ресурсов — внутренних и внешних;
Обеспечение эмоциональной поддержки и
Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
1. Вступительное слово ведущего .
Здравствуйте, дорогие родители, я рада вас видеть на нашем мероприятии. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему «Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей». Жизнь замещающих родителей, воспитывающих приемных детей, сопровождается зачастую высокой эмоциональной нагрузкой и длительно действующим стрессом. Многие из вас в силу различных семейных ситуаций чувствуют себя беспомощными и рас терянными. Прежде, чем перейти к тренингу предлагаю познакомиться.
2. Упражнение «Доброе тепло» .
Цель: знакомство, содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа , называя своё имя, вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
3. Упражнение «Наши ожидания» .
Цель: выявление ожиданий участников тренинга.
Ведущий: Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник говорит о своих ожиданиях).
4. Правила групповой работы. Сообщение специалиста о правилах работы группы. Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы :
бращаться друг к другу по имени
Все, что делается в группе, д
елается на добровольных началах
Активное участие в происходящем
Каждому члену группы – как мини
мум одно хорошее и доброе слово
ть всего происходящего в группе
5. Мозговой штурм .
— Что такое «Синдром эмоционального выгорания?» (Ответы родителей)
— Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель? Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека
— Как распознать стресс? Признаки стресса:
• общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
• дрожь или нервный тик;
• спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
• повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение
2. Эмоциональные и поведенческие:
• беспокойство или повышенная возбудимость;
• раздражительность, гнев, агрессивность;
• невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
• чувство беспомощности, страх.
6. Мини-лекция «Наши чувства» .
Быть родителем — всегда означает эмоциональное участие в здоровье, благополучии и достижениях своих детей. Любые родители испытывают разные чувства по отношению к ребенку. Мы радуемся и гордимся успехами ребенка, волнуемся и грустим, когда ребенку плохо, у него что-то не получается. Мы испытываем особое удовольствие, когда окружающие нас люди разделяют нашу гордость за достижения нашего ребенка.
Мы можем испытывать такие чувства, как разочарование, гнев и печаль, а также сложные чувства, чувства-табу, в которых стыдно признаться даже себе самому.
В каждом из нас есть чувства разных видов, и что бы мы ни почувствовали, это не является неправильным, все чувства имеют право быть. Все чувства являются верными и правильными для того, кто их испытывает. Нет ошибочных чувств.
Иногда чувства захлестывают нас, мы попадаем под их власть и не можем с ними справиться. Так бывает, если мы долго запрещали себе испытывать те или иные чувства, боролись с ними, подавляли, старались испытывать только «положительные» чувства, нам не с кем было разделить свои чувства.
Чтобы чувства не управляли нами, нам важно жить с ними «в ладу»:
— позволить себе ч увствовать то, что мы чувствуем
— познакомиться с разными своими чувствам и и отнестись к ним с уважением
— найти приемлемые способы для выражения самых разных чувств («экологические» способы выражения чувств)
— делиться своими чувствами.
7. Упражнение «Мои чувства» .
Цель: исследование и осознание своих чувств.
Участникам предлагается поговорить в парах о своих чувствах:
— В каких ситуациях вы радуетесь?
— Что вселяет в вас надежду?
— В каких ситуациях вы сердитесь?
— Испытываете ли вы сложные эмоции, такие как вина и стыд?
— Как эти чувства проявляются в вас?
— Какое у вас соотношение между счастьем и опытом переживания горя?
— Чего больше в вашей жизни?
— На поверхности неприятных чувств чаще всего лежат раздражение, злость, гнев-чувства вторичные. Под ними лежат — боль, страх, обида — страдательные чувства. Часто люди о них умалчивают, скрывают, боясь показаться «слабыми». Причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей. За любыми негативными переживаниям всегда стоит какая-либо нереализованная потребность.
8 . Индивидуальная работа «Мои потребности».
Цель: осознание своих индивидуальных потребностей
Участни к ам предлагается задуматься о своих собственных потребностях, желаниях и составить их списки: «Внимательно подумайте и запишите свои собственные нужды».
— Кто-нибудь знает о ваших потребностях?
Поделиться в парах своими списками.
9 . Упражнение «5 дел для себя».
Цель: Умение п ланирова ть свою жизнь.
Участник ам предлагается составить список из пяти своих собственных простых очень конкретных желаний, которые давно хотели для себя сделать, но не имели возможности, времени и которые смогут реализовать для себя в ближайшую неделю. Поделиться списком в парах.
— Легко ли, трудно ли делиться своими желаниями?
— Есть ли право на это? Если нет, то кто может дать это право?
1 0 . Упражнение «Я — молодец!»
Цель: присвоение себе положительных результатов, повышение самооценки.
Упражнение выполняется в общем круге. Кажд ый участник делится своим положительным опытом, тем, про что может сказать про себя «Я — молодец, потому что…!».
Рефлексия по результатам выполнения упражнений.
— Как вы чувствовали себя, вспоминая, как вы справлялись с непростыми жизненными ситуациями?
— Как вам было делиться этим с одним собеседником, с группой?
— Легко ли было произносить фразу «Я молодец!»
1 1 . Мини-лекция «Энергия. Радость. Энтузиазм».
Цель: Активизация своих ресурсов, нахождение источников радости и энтузиазма для себя.
Чувство радости доступно каждому, у каждого человека радость когда-либо была в опыте. Иногда энергию и радость приносит то, что говорят и делают дети. В других случаях необходимо пополнять запасы энергии и радости из вне: через отдых, разгрузку, впечатления, которые не связаны с повседневным уходом за ребенком.
У каждого из нас могут быть свои источники получения энергии и радости. Многие родители отмечают, что для них важно иметь работу вне дома, некоторые находят другие занятия, хобби, чтобы не опустошить себя и не остаться без энергии и энтузиазма.
Любому человеку нужна своя собственная частная жизнь, где своим личным интересам может быть посвящено хотя бы небольшое время. Убеждение в том, что со всеми делами ты можешь справиться сам, часто приводят к измождению, и не дают выделить необходимое время и пространство ни для самого себя, ни для других детей и членов семьи. Чтобы не допустить этого, необходимо дать себе право на свои собственные интересы и собственную радость, научиться планировать не только повседневные регулярные процедуры и рутинные дела, но и свободное время для себя, отдых, поездки, научиться принимать практическую помощь от других, чтобы суметь жить более радостной, насыщенной жизнью.
Поддерживание контакта с другими родителями, находящимися в схожих ситуациях, может быть очень полезно, как в связи с обменом опытом преодоления трудностей, так и в связи с возможностью найти не только понимание и утешение, но и испытать радость от общения, подзарядиться энергией. Радость, которой есть возможность поделиться, часто становится двойной радостью, потому так важно, чтобы было, с кем разделить радость. Создание и расширение своей сети контактов из людей, находящихся «на одной волне», кто поймет величие в мелочах, полезно, приятно и способно еще больше обогатить жизнь радостью.
12 . Арт-терапевтическое упражнение в технике коллажа «Мои источники радости и энергии».
Цель: осознание собственных источников радости и энергии.
Демонстрация коллажей. Обсуждение.
1 3 . Завершение. Притча «Все в твоих руках!» .
Ведущий: Послушайте притчу. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. В ваших руках возможность создать в семье такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.
1 4 . Обратная связь.
— Что вам понравилось?
— Какие упражнения были наиболее интересными?
Источник
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_emotsionalnoe_vygoranie_roditeley.docx | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.
Проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
1 стадия — начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия — возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3 стадия — притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
1. Снижение самооценки.
2. Стадия одиночества.
3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!
Экспресс оценка выгорания
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Количество положительных ответов подсчитайте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-1 балл — синдром выгорания Вам не грозит.
2-6 баллов — Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов — положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.
Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.
Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим
участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает
преодолевать эмоциональное выгорание»
Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.
Способы физиологической саморегуляции:
- Различные движения потягивания и расслабления мышц
- Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
- РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:
- длительный сон,
- вкусная еда,
- общение с природой и животными,
- движение,
- танцы,
- музыка.
- баня, сауна, массаж;
- горячая ванна
Способы эмоциональной саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
- занятие любимым делом — хобби
Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.
Вот несколько арттерапевтических упражнений , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.
Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?
Подведение итога. Рефлексия.
Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.
Источник