Тренинг по профилактике эмоционального выгорания антистрессовое застолье

Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ

Ольга Антонова
Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ

ЦРР ДС №12 «Орлёнок» г. Лобня

Долгосрочный проект реализуется как профилактическая помощь педагогам и сотрудникам в преодолении стрессовых ситуаций в учебно-образовательном процессе.

Название проекта. Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок» г. Лобня.

Организатор: педагог-психолог Антонова Ольга Тарасовна.

Актуальность. Профессия «Воспитатель» является одной из самых творческих, самодеятельных, энергозатратных и ответственных профессий. «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.», говорил Д. Локк в ХVII веке. Груз личной ответственности сопряжается с высокими требованиями, предъявляемыми к педагогам социумом. Чаще всего воспитателями становятся люди эмотивного типа, т. е. те, которые обладают высокой чувствительностью, эмоциональностью. Люди эмотивного типа часто подвержены симптому эмоционального выгорания, который возникает на фоне стрессовых ситуаций.

Каждый родитель хотел бы, чтобы с его ребенком общался мудрый, миролюбивый, любящий детей, и здоровый педагог-профессионал! Но сохранить свое здоровье под сводом требований и обязанностей сотрудникам образовательных учреждений бывает нелегко. Несмотря на обилие вспомогательных информационных средств и технологий в деле воспитания и обучения детей, педагогу приходится сталкиваться с множеством проблем, которые отнимают у педагогов много сил и энергии. А для восстановления своих сил иногда не хватает времени, а, возможно, знаний. Поэтому таким актуальным, на мой взгляд, является объединение сотрудников в клуб, точнее, Психологическую гостиную, где появляется возможность снять накопившуюся усталость, обсудить актуальные вопросы, узнавать и применять способы снятия психоэмоционального напряжения.

профилактика профессионального эмоционального выгорания сотрудников, развитие партнерских отношений, раскрытие творческого потенциала педагогов.

— создать для педагогов и сотрудников ДОУ условия для комфортного общения и партнерского взаимодействия;

-использовать и обучить техникам здоровьесбережения для профилактики стрессовых состояний (кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения, аутотренинг, использовать ресурсные техники (рисуночные тесты, раскраски для взрослых,

— повышать компетентность сотрудников по вопросам бесконфликтного общения.

Проект реализуется в несколько этапов.

I Теоретический этап.

Цель. Изучение темы «Профилактика эмоционального выгорания» в психолого-педагогической теории и практике.

Мероприятия в рамках теоретического этапа.

1. Изучение материала по теме в периодических журналах психолого-педагогической направленности («Справочник педагога-психолога», «Школьный психолог»)

2. Изучение теоретического и практического материала по теме на Международном образовательном портале MAAM.RU и в Социальной сети работников образования nsportal.ru

3. Обучение на курсах повышения квалификации в ГБОУ ВО МО АСОУ г. Москва «Рисуночные методики в работе педагога-психолога» (72 часа)

II Практический этап.

Цель. Организация встреч с сотрудниками МБДОУ ЦРР №12 «Орлёнок» в форме Психологической гостиной.

Мероприятия в рамках практического этапа:

1. Разработка и оформление сценариев встреч Психологической гостиной

2. Организация встреч с сотрудниками с использованием элементов арттерапии, тренинга, проблемных ситуаций, социо-игровых приемов по темам:

«Эта многогранная профессия – воспитатель!»

«Покричим, поговорим, а потом все помолчим» (о взаимодействии с детьми и коллегами)

«Арттерапия творит чудеса!»

«По секрету всему свету» (об использовании сотрудниками действенных антистрессовых приемов)

«Кинезиология и стресс.»

3. Применение опросников по изучению эмоционального выгорания педагогов Новак, Капови; опросников по изучению взаимоотношений в коллективе.

4. Подготовка презентаций по темам «Элементы арттерапии как профилактические меры стрессовых состояний», «Кинезиология всем помогает, или Гимнастика мозга».

Предполагаются и другие актуальные темы для обсуждения по мере осуществления проекта и выявленные в ходе работы с сотрудниками.

III. Аналитический этап проекта.

Цель. Подведение итогов реализации мероприятий проекта.

Мероприятия в рамках аналитического этапа.

1. Анализ встреч осуществляется после каждого мероприятия практического этапа проекта в процессе рефлексии участников Психологической гостиной.

2. Выявление актуальных тем для встреч Психологической гостиной с последующей коррекцией запланированных мероприятий.

3. Оформление информационных листов – буклетов для сотрудников по профилактике эмоционального выгорания.

4. Оформление фотоотчета о работе Психологической гостиной.

Сроки реализации проекта:

Долгосрочный: с июня 2015 г.

На июль 2016 г. продолжает осуществляться практический и аналитический этапы проекта.

Сотрудники МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок»

Разработка и проведение мероприятий с использованием расходного материала (бумага, канцтовары, материалы для творчества)на каждого сотрудника, антистрессовые раскраски для педагогов; использование оргтехники, мультимедийного оборудования для презентаций, оборудования в музыкальном зале МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок».

Профилактика эмоционального выгорания сотрудников ДОУ; овладение способами саморегуляции поведения, укрепление психофизического здоровья сотрудников; сплочение коллектива.

Спасибо за внимание!

Проект «Гостиная для птиц» орма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические игры, досуги, трудовая деятельность, чтение художественной литературы. Продолжительность.

Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению» Пояснительная записка Актуальность: Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников.

Проект «Семья» для воспитателей групп, родителей и сотрудников детского сада ПРОЕКТ «СЕМЬЯ» АВТОР: АЛЕКСАНДРОВА ДИАНА ВЛАДИМИРОВНА Участники проекта: родители воспитанников,дети средней и старшей групп,воспитатели.

Проект «Творческая гостиная» Вид проекта: -творческий; -с родителями; -долгосрочный (сентябрь – май). Состав проектной группы: руководитель проекта: педагог дополнительного.

Проект «Внедрение ДИП «Сонор» в педагогический процесс МБДОУ» Проект «Внедрение игры Сонор в педагогический процесс МБДОУ “Детского сада №15 “Кэнчээри”, с. Сайылык, Кобяйского улуса” (из опыта работы.

Психологическая гостиная. Тема встречи: «Гармония души — залог здоровья мамы и ребенка» Цель: Восстановление внутренней гармонии, оптимизация эмоционального состояния мамы. Задачи: — познакомить и освоить на практике способы.

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,.

Психолого-педагогический аспект двигательных способностей детей дошкольного возраста В дошкольном детстве двигательная активность выступает в качестве необходимого условия познавательного и личностного развития, в связи с.

Психолого-педагогический мониторинг в первой младшей группе «В гостях у Зайчика» Психолого-педагогический мониторинг в первой младшей группе «В гостях у Зайчика» Цель: сравнение уровня развития детей раннего возраста.

Психолого-педагогический практикум с родителями детей младшего дошкольного возраста «Кто Важнее?» Цель: Содействовать осознанию родителей своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального.

Источник

Практические упражнения для профилактики профессионального выгорания

Ольга Князева
Практические упражнения для профилактики профессионального выгорания

Профессиональное выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек—человек», развивающуюся во времени.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно– установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности. Выгорание притупляет чувствительность к состоянию не только других людей, но и к своим эмоциям.

Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать.

Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания, нейтрализовали его негативные последствия, а также способствовали восстановлению нервного, психического потенциала работников.

Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром выгорания, предполагают как самопомощь, так и оказание внешней профессиональной помощи. В первом случае «выгорающим» работникам нужно научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть широким спектром приемов саморегуляции и преодоления первых симптомов стрессов на работе. Если же такая помощь самому себе окажется недостаточной, потребуется и профессиональная. В таком случае должны привлекаться специалисты.

Профессиональная помощь «выгорающим» – психологическая помощь, направленная на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов. Этому способствуют различные виды социально-психологической и административно-корпоративной поддержки, разгрузочные и реабилитационные тренинги, корпоративные праздники, дни здоровья и др.

Те, кто не хочет страдать от выгорания – «душевного бесчувствия» и циничности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумножении и активизации своих личностных ресурсов преодоления жизненных и рабочих стрессов.

Профилактические программы, направленные на помощь работникам в достижении более здоровой, сбалансированной жизни, действительно помогают предупредить (предотвратить) выгорание.

Их цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья.

Задачи:

-снижение психической и физической напряженности;

-трансформация негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния;

— развитие внутренних психических сил, умения благополучно переживать критические жизненные ситуации;

— помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе;

-формирование навыков саморегуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных проблем;

— сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения, а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор.

1. Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и т. п.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

2. Упражнение «Прощай, напряжение».

Цель: снятие излишнего напряжения

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше». Анализ: — Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

3. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения, освоение приемов саморегуляции.

Этот метод включает в себя упражнения по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, руки поднимите вверх, закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).

Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

4. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

5. Упражнение «Именно сегодня»

Цель: развитие позитивного мышления, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, обучение самопрограммированию.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

-Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

-Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

— Мысленно повторите его несколько раз.

6. Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».

Анализ: Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

— Расскажите о своем состоянии до и после упражнения

7. Упражнение «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

8. Упражнение «Дружественная ладошка».

Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

9. Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями.

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.

«Мой помощник — компьютер». Практические советы из опыта работы Практические советы по работе с компьютером Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом использования компьютерных.

«Уроки осторожности летом». Практические рекомендации для родителей Лето — это самое замечательное время года! Чтобы оно прошло для ребенка с пользой, необходимо организовывать ему активный досуг. Тем более,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия» Консультация для родителей «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия» Очень часто в последнее время у детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия 1. «Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое.

Практические методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: бумага. 1 Практические методы 1. Опыты. Опыт № 1 «Способность бумаги впитывать краску». Ознакомление со свойствами бумаги : пористость. Цель: дать.

Практические пособия для работы с детьми по безопасности Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Главная цель по воспитанию безопасного.

Практические занятия с Восводовцами Дети собираются у спортивной площадки. Ведущий вместе с детьми, идёт на площадку, и замечают, что в бассейне плавает бутылка. Ведущая: Дети,.

Роль артикуляционной моторики в коррекции звукопроизношения. Практические рекомендации для родителей Речь – деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей Упражнения для профилактики плоскостопия (выполнять их следует босиком): 1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками.

Источник

Оцените статью