Конспект тренинга по эмоциональному развитию «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Людмила Отрубухова
Конспект тренинга по эмоциональному развитию «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Цель: Формирование представлений детей об эмоциях через игровое взаимодействие.
1. Создать положительный эмоциональный фон и комфорт у детей;
2. Расширить представления детей о базовых эмоциях, учить их различать эмоции по схематическим изображениям;
3. Развивать умение детей понимать свои чувства и чувства других; внимание, логическое мышление и умения передавать эмоции художественными средствами.
4. Коррекция эмоциональной регуляции поведения и межличностных отношений детей.
Методы и приёмы:
1. Игровые упражнения, способствующие саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей;
2. Использование художественного слова (стихотворение про азбуку настроения);
3. Прослушивание музыкального сопровождения;
4. Просмотр презентации «Я и мои эмоции»;
6. Примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
7. Просмотр и анализ фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах»;
8. Психогимнастика «Тренируем эмоции»;
9. Релаксация «Чаша доброты»
10. «Вживание в образ»;
2. Разрезные карточки к игре «Азбука настроения»;
3. Телевизор и компьютер;
4. Видеодиск с фрагмента мультфильма «Ох и Ах»;
• Волшебная, сказочная музыка;
• Классическая музыка «Океан чувств»;
• Этническая музыка мира «Тюркская»;
• Классическая японская музыка «Цветение сакуры».
7. Шаблоны овала лица из бархатного картона;
8.Пряжа: красная и черная;
10. Картинки чаши;
11. «Волшебная чаша»;
12. Цветные декоративные кристаллы для наполнения «волшебной чаши».
Ход занятия
Психолог: Ребята, я очень рада вас видеть! Я приехала к вам в гости из другого детского сада, чтобы познакомиться с вами и поиграть. Вы любите играть? Прекрасно! Я приготовила для вас интересные задания. Но прежде… предлагаю поздороваться. А здороваться мы с вами будем необычным способом.
Игра «Давай поздороваемся»
Становитесь в круг и возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ладоней, поделитесь своим теплом. Замечательно. А теперь мы передадим по кругу своё приветствие при помощи носа, щеки, локтя, колена. А как ещё можно поздороваться? Я буду первой.
(дети передают приветствие при помощи локтя, спины, колена, щеки и носа. Задание выполняется под весёлую музыку)
Психолог: Замечательно! Вы очень весёлые и милые ребята. Ой, мы же забыли познакомиться друг с другом. Моё имя — Людмила Ивановна. А теперь вы назовите свои имена?
Упражнение «Незаконченное предложение»
Я предлагаю вам интересную игру, которая поможет нам узнать друг друга ближе. У меня есть микрофон, каждому скажу предложение, а вы его продолжите.
• Твоё любимое время года.
• Твой любимый мультфильм.
• Твоя любимая сказка.
• Твоя любимая игрушка.
• Твой любимый цвет.
• Ты улыбаешься когда …
• Тебе бывает грустно когда, …
• Тебе бывает страшно когда …
• Ты очень злишься когда,.
• Когда тебе делают сюрприз, то ты …
• Ребята, вы любите путешествовать?
Основная рабочая часть.
Сегодня день у нас особый Я приглашаю вас друзья А вы со мной идти, готовы В чудесный мир зову вас я.
Я вас приглашаю в волшебную страну Эмоций. А поможет нам в этом мой «Волшебный клубочек». Он покажет нам путь.
(Психолог бросает клубочек. Включается запись сказочной, волшебной музыки. По ниточке дети и психолог идут в страну эмоций).
Психолог: Вот мы и пришли в волшебный страну Эмоций. А что это за страна и кто её жители, сейчас мы узнаем. Я вам всё покажу и расскажу. Присаживайтесь поудобнее.
Работа с презентацией.
(Психолог показывает детям презентацию на тему: «Я и мои эмоции»).
1-й слайд Что такое эмоции?
2 -й слайд У людей бывает разное настроение, от которого зависит выражение лица (мимика человека). Глядя на мимику можно сказать, что чувствует человек, какое у него настроение.
3 -й слайд Попробуйте определить какое настроение у этой девочки?
(ответы детей). Девочка улыбается. У неё хорошее настроение.
Когда мы улыбаемся, наши глаза слегка прищурены, уголки рта подняты вверх.
4 -й слайд А какое настроение у этого сказочного персонажа?
(ответы детей). Гном грустит. У него грустное настроение.
Когда нам грустно, наши глаза слегка сужены, уголки рта и внешние кончики бровей опущены вниз.
5 -й слайд Определите настроение этого мальчика.
(ответы детей). Этот мальчик испуганный. Он боится.
Когда нам страшно, наши брови приподняты и слегка сведены к переносице, глаза и рот широко открыты. От страха мы дрожим и хотим убежать и спрятаться.
6 -й слайд А какое настроение у этого мальчика?
(ответы детей). Этот мальчик злится. Он злой.
Когда мы злимся, наши брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы. Когда у нас такое настроение, мы сжимаем кулаки, кричим или дерёмся.
7 -й слайд Ребята, скажите, какое настроение у этого гнома?
(ответы детей). Гном удивлённый.
Когда мы чем-то удивлены, наши брови приподняты, рот приоткрыт, глаза широко открыты.
8 -й слайд А какое настроение у этого гнома?
(ответы детей). Этот гном спокойный.
Когда мы находимся в состоянии покоя, наши брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
9 -й слайд Узнать и определить настроение человека можно не только по выражению лица. Настроение человека можно также определить по интонации голоса. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение.Давайте попробуем сказать простую фразу: «Мы идём в лес» с разной интонацией и настроением.
10-й слайд (картина зимний пейзаж). Дети произносят выражение «Мы идём в лес»:
Психолог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. У меня для вас новое задание. Подойдите к столу. (Психолог рассказывает стихотворение).
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Рассеет все сомнения
Перед каждым из вас лежит конверт. Откройте его. В нём карточка, разрезанная на несколько частей. В этой картинке спряталось настроение. Сложите картинку и определите настроение.
(дети выполняют задание).
Психолог: Какое настроение у вас на картинках?
Психолог: Молодцы! А теперь пришла пора, общаться жестами. Да-да! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. А покажите–ка, друзья,мне слово:
Психолог: Ребята, показать своё настроение можно не только при помощи мимики, интонации, но и при помощи движений нашего тела. Я предлагаю вам в этом убедиться. Вам нужно показать определённое настроение, используя мимику и движения. Приготовились.
• Покажите мышонка, который боится кошку;
• Покажите хитрую лису, которая хочет забраться в курятник;
• Покажите собачку, у которой болит ножка;
• Покажите человека, который злится;
• Покажите муравья, который тянет большую палочку и ему очень тяжело;
• Улыбнитесь, как кошечка, которая греется на солнышке.
Психолог: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
Прослушивание музыкального произведения
А теперь присаживайтесь, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Попробуйте прочувствовать настроение музыки.
(дети прослушивают классическую музыку «Океан чувств»).
Психолог: Что вы почувствовали, прослушав данное произведение?
Психолог: Данное музыкальное произведение отражает в себе разнообразные эмоции. Ребята, вы были правы, учитывая то, что ответы у всех были разные. Здесь и радость, и тревога и грусть. Название этого произведения «Океан чувств».
Ребята, а вы умеете определять настроение героев мультфильма? (ответы детей).
Тогда давайте посмотрим мультфильм, и определим настроения героев.
Просмотр мультфильма «Ох и Ах»
Психолог: Про кого этот мультфильм?
Каким был Ах? (веселым, озорным, любил пошутить, повеселиться)
Каким был Ох? (ворчливым и недовольным)
Кто помог Оху измениться?
Задание «Выложи эмоцию»
Психолог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам интересное задание. Подойдите к столу, присядьте, пожалуйста. Посмотрите, что здесь лежит? (ответы детей). А как вы думаете, чем мы будем заниматься?
А интересное задание заключается вот в чём: я предлагаю вам с помощью этих предметов изобразить настроение «грусти Оха» в начале мультфильма. (Дети выполняют задание под этническую музыку мира «Тюркская).
Замечательно! С заданием вы справились верно.
-А как вы изобразили грусть? (брови, рот).
Дети, а сейчас я предлагаю вам новое задание.
В своих работах вам необходимо изменить настроение Оха, чтобы он стал весёлым. Подумайте, как это можно сделать?
(дети выполняют задание под музыку P.Marit. Tokatta)
У вас получилось? А что вы для этого сделали?
Молодцы! Вы справились с заданием.
Психолог: Ребята, наше путешествие по стране эмоций подходит к концу. Я предлагаю нам посадить в этой стране волшебный цветок. Он будет напоминать жителям этой страны о нашем волшебном путешествии. Каждый из вас возьмёт лепесток, расскажет о том, что ему больше всего запомнилось и понравилось в этом путешествии.
(дети выбирают лепестки разного цвета и создают волшебный цветок, делятся своими впечатлениями).
Психолог: А мне понравились ваши улыбки. Я желаю вам всегда быть весёлыми и радостными. И чтобы у вас всегда были друзья.
Релаксация «Чаша доброты»
Психолог: Мы с вами хорошо потрудились, справились со всеми заданиями, и я предлагаю вам отдохнуть, и набраться сил перед тем, как вернуться обратно. Присядьте. Представьте себе чашу.
Чаша – это не чашка. Чаша похожа на большую, широкую вазу. Она узорная, яркая. Вот, например (показывает рисунок чаши).
А теперь сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно, глубоко. Расслабьтесь. (Включается классическая японская музыка «Цветение сакуры»). Раскрасьте ее так, как вам хочется. Какая замечательная получилась чаша. Представьте, что она наполнена самым вкусным в мире напитком. А теперь представьте рядом с этой чашей другую, чужую. Она пустая. Отлейте в нее из своей чаши. Рядом еще пустая, и еще… Отливайте из своей чаши в пустые, всем-всем. А теперь посмотрите снова в сою чашу. Она снова полна до краев. Почему так? Ваша чаша – особенная, волшебная… Мы можем отливать из не, а она всегда будет полная. Эта чаша – твоя! Она наполнена твоей добротой. А теперь откройте глаза.
Посмотрите, вот моя чаша доброты. (Психолог показывает детям чашу с декоративными, цветными кристаллами). Моя чаша полна до краёв. Я хочу с вами поделиться своей добротой. Ребята, вы можете выбрать любой камушек, который вам нравится. Помните! Чем больше доброты отдашь другим, тем больше доброты получишь обратно.
(дети берут на память по камешку).
Запомните то, что сейчас чувствуете, и возьмите с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение, будут по прежнему с вами… посмотрите по сторонам, пошлите друг другу добрые мысли.
Нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам наш волшебный клубочек.
(Психолог бросает клубочек. Включается запись сказочной, волшебной музыки. По ниточке дети и психолог выходят из страны эмоций).
Я была рада встречи с вами. А сейчас я говорю вам до свидания!
Игра «Такие разные облака!» Описание атрибутов игры: В комплект игры входит: -шесть облаков с различными эмоциями (удивленное, испуганное, злое, печальное, радостное,.
Занятие в старшей специализированной группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «В мире эмоций» Программные задания: 1. Развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством слова, мимики, выразительности чувств и движений,.
Источник
Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
«Путешествие в мир эмоций»
«Путешествие в мир эмоций»
— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.
— познакомить с различными эмоциональными состояниями;
— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;
— снять эмоциональное напряжение.
Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»
Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.
В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.
Г – гнев, горе, грусть.
Д- досада, депрессия.
З – злость, замешательство.
И – игнорирование, изворотливость, инертность.
К – критиканство, колкость.
Л – ликование, любовь.
М – месть, монотонность.
Н – надменность, настороженность.
О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.
П – предвкушение, паника, покой,
Р – радость, решимость,
С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.
Т – тревога, тяжесть.
У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.
Х – хандра, холодность.
Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.
Я – ярость, язвительность.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные :
Управление сильными эмоциями.
Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.
Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.
- Прослушивание приятной музыки
- Прогулки по живописным местам
- Общение с друзьями.
- Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
- Покупка любимых цветов.
- Приём ванны
- Сон.
- Размышление о смысле жизни.
Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.
(раздача бланков теста)
Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»
- Не чувствую в себе уверенности,
- Часто из-за пустяков краснею. .
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный человек. .
- Я с трудом переношу ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для окружающих.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.
Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,
па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:
I группа — I — 10 вопросы — тревожность;
II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;
III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;
IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.
0 . 7 баллов — не тревожные;
8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15 . 20 баллов — очень тревожные.
П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.
0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;
8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;
15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.
0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;
8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.
IV.Ригидность – степень переключения.
0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;
8 14 баллов — средний уровень ригидности;
15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.
Игра «Чувства и животные»
На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.
Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.
Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).
Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.
Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.
А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?
Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.
Игра «Сочини сказку»
Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.
Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.
Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).
Упражнение «Эмоциональная гимнастика»
«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.
ожидание нетерпение скука волнение суета
возбуждение переживание страх растерянность веселье
напряжение счастье испуг радость
Игра «Эстафета чувств»
Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.
Упражнение «Выражение настроения»
Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?
Списаибо всем, пока до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.
Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.
Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.
Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.
Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.
Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.
Источник