Тренинг мир моих эмоций

Профилактическое занятие для младших подростков с элементами тренинга, игротерапии, музыкотерапии «Мир моих чувств и эмоций»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА, ИГРОТЕРАПИИ, МУЗЫКОТЕРАПИИ

Цель: показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека,

  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • владеть и управлять своими эмоциями.
  • развивать умения работать в группе и команде,
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся;
  • развивать коммуникативно-социальные качества.

— Здравствуйте, ребята. Чем интересен и полезен был сегодня школьный день? Что вам запомнилось? Какие чувства вы при этом испытали?

— А произошли ли события, которые вас огорчили, обидели, не понравились? Какое ваше мнение по данному поводу? Каковы чувства?

2. Игра – активатор.

Здороваемся друг с другом, приветствуем по — дружески, с улыбкой:

  • рукопожатием,
  • похлопыванием по плечу,
  • пяточками,
  • объятием,
  • носочками,
  • щечками (носиками).

Сегодня мы поговорим с вами о том, что так хорошо известно каждому — о чувствах и эмоциях.

3. Игра «Море волнуется…»

Но прежде предлагаю поиграть в игру «Море волнуется…»

Казалось бы, кто не знает, как в нее играть? Но условие несколько изменю. Я буду говорить: « Море волнуется раз…два…три… на месте СКУЛЬПТУРА (пауза – называется какая – нибудь эмоция или чувство) замри».

Вы постараетесь это изобразить с помощью поз и мимики: радость, печаль, восторг, безразличие, удивление, испуг, восхищение, грусть, бодрость, ярость, счастье, обида, спокойствие, гнев, любовь.

4. Понятия «Чувства и эмоции».

Очень приятно, что вы после игры такие веселые, радостные, довольные.

Вот такие состояния: веселый, довольный, радостный или наоборот грустный, печальный, испуганный, робкий и т.д. – называются эмоциями, чувствами человека.

Знакомы ли вам эти слова?

Когда вы наблюдаете за восходом солнца, слушаете музыку, читаете книгу, танцуете, мечтаете о будущем, вы, так или иначе, представляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования. В чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками или высказываниями. Таким образом, чувсва и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей

действительности и самому себе. Они затрагивают самые разные области нашей с вами жизни. Это может быть:

  • общение со сверстниками,
  • взаимоотношения с взрослыми,
  • учеба,
  • спорт,
  • размышления о само себе и своих качествах,
  • знакомство с природой и произведениями искусства,
  • походы, путешествия и познания окружающего мира.

5. Спектр эмоций (видео — ролик)

Спектр чувств и эмоций, переживаемых человеком, многообразен и велик. Давайте-ка вместе подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы когда-то испытали.

Цель: назвать и запомнить как можно больше разных чувств. В этом помогут картинки

(волнение, страх, тревога, восхищение, любопытство, угнетение, унижение, счастье, покой…)

Спасибо, вы правильно выполнили задание.

Таким образом, мы видим, что

любой человек может переживать самые различные чувства и эмоции. Некоторые из них нам нравятся, какие-то нет. Но это не значит, что они плохие или ненужные.

— Как вы думаете, зачем нам нужны эмоции, которые нам не нравятся? Какую роль в нашей жизни они играют? (дети высказываются).

Эмоции, которые нам не нравятся, являются своеобразными сигналами о состоянии, которые испытывает человек. Полученная от них информация – побудитель к действию, за которым следует изменение ситуации, а значит, и состояния человека. Не будь, таких эмоций мы не смогли бы разобраться, что в окружающем нас мире плохо, опасно, а что хорошо, что нам нравится, а что – нет. И у нас не было бы стимула пытаться, что-либо в нем изменить, измениться самому.

7. Игра «Эмоциональный термометр»

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 5-7 мин. Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %, то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– «Крайние» настроения – очень плохое и очень хорошее, также больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к «крайним» настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– пойти в гости, в лес.

8. Микросценки «Чувства и ситуации» (время на подготовку)

Давайте попробуем построить маленький театр. И вы в нем — актеры! При этом ярко выражайте свои чувства.

После просмотра ответим на вопрос: какое чувство испытывают участник, и по каким признакам вам удалось это понять?

Сценка 1. Девочка дарит маме подарок ко дню рождения.

Сценка 2. Учительница ругает ученика за невыполненное домашнее задание.

Сценка 3. Один мальчик предлагает другу на дискотеке выпить пива, но тот отказывается.

— Как вы думаете, какое чувство испытают герои сценки?

— Что помогло вам понять переживания героев? (выражение лица, походка, поведение, произносимые слова, интонация, тембр, сила голоса).

9. Пиктограммы. Анализ эмоциональных состояний по рисункам – что происходит с глазами, ртом, бровями и т.п.?

А если есть возможность видеть не только лицо, но и фигуру человека, наблюдать его поведение, слышать голос и слова, то информация о переживаемом им состоянии становится еще полнее.

10. Подвижная игра – музыкальное сопровождение. (Аня — ведущая)

11. Музыкотерапия «Откройте музыке сердца…» «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» — это необыкновенно красивая музыка, которую написал величайший русский композитор Чайковский ровно 123 года назад (в эти же декабрьские дни 1892 года). Вот фотографии композитора. (Демонстрирую фото) С тех пор её с наслаждением слушают люди во всех странах мира. Художники и композиторы, поэты и писатели всегда вкладывают свои чувства в произведения. Чувства людей это важная часть жизни. Без чувств вся жизнь людей лишилась бы смысла.

— Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

— Что больше понравилось: музыка или фотографии цветов?

— Хотели бы вы оказаться там, среди цветов?

— Какая картинка запомнилась и понравилась больше всего?

— Где в вашем теле вы чувствовали свою нежность, лёгкость, радость при просмотре этого видеоролика?

— Хотели бы еще посмотреть другие ролики, которые дарят радость?

Каждый раз, когда ваше настроение будет грустным, пасмурным, вы можете вспоминать о красоте природы, которую видели сейчас. Старайтесь быть внимательными к красоте реального мира, который вокруг вас каждый день.

12. Музыкотерапия «Цветы нам дарят настроенье…» под симфонию Моцарта

Видео – ролик «Распускающиеся цветы»

Какое настроение вы приобрели?

13. Итоговый круг «Интересное — полезное»

Источник

Конспект тренинга по эмоциональному развитию «Путешествие в волшебный мир эмоций»

Людмила Отрубухова
Конспект тренинга по эмоциональному развитию «Путешествие в волшебный мир эмоций»

Цель: Формирование представлений детей об эмоциях через игровое взаимодействие.

1. Создать положительный эмоциональный фон и комфорт у детей;

2. Расширить представления детей о базовых эмоциях, учить их различать эмоции по схематическим изображениям;

3. Развивать умение детей понимать свои чувства и чувства других; внимание, логическое мышление и умения передавать эмоции художественными средствами.

4. Коррекция эмоциональной регуляции поведения и межличностных отношений детей.

Методы и приёмы:

1. Игровые упражнения, способствующие саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей;

2. Использование художественного слова (стихотворение про азбуку настроения);

3. Прослушивание музыкального сопровождения;

4. Просмотр презентации «Я и мои эмоции»;

6. Примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

7. Просмотр и анализ фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах»;

8. Психогимнастика «Тренируем эмоции»;

9. Релаксация «Чаша доброты»

10. «Вживание в образ»;

2. Разрезные карточки к игре «Азбука настроения»;

3. Телевизор и компьютер;

4. Видеодиск с фрагмента мультфильма «Ох и Ах»;

Волшебная, сказочная музыка;

• Классическая музыка «Океан чувств»;

• Этническая музыка мира «Тюркская»;

• Классическая японская музыка «Цветение сакуры».

7. Шаблоны овала лица из бархатного картона;

8.Пряжа: красная и черная;

10. Картинки чаши;

11. «Волшебная чаша»;

12. Цветные декоративные кристаллы для наполнения «волшебной чаши».

Ход занятия

Психолог: Ребята, я очень рада вас видеть! Я приехала к вам в гости из другого детского сада, чтобы познакомиться с вами и поиграть. Вы любите играть? Прекрасно! Я приготовила для вас интересные задания. Но прежде… предлагаю поздороваться. А здороваться мы с вами будем необычным способом.

Игра «Давай поздороваемся»

Становитесь в круг и возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ладоней, поделитесь своим теплом. Замечательно. А теперь мы передадим по кругу своё приветствие при помощи носа, щеки, локтя, колена. А как ещё можно поздороваться? Я буду первой.

(дети передают приветствие при помощи локтя, спины, колена, щеки и носа. Задание выполняется под весёлую музыку)

Психолог: Замечательно! Вы очень весёлые и милые ребята. Ой, мы же забыли познакомиться друг с другом. Моё имя — Людмила Ивановна. А теперь вы назовите свои имена?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Я предлагаю вам интересную игру, которая поможет нам узнать друг друга ближе. У меня есть микрофон, каждому скажу предложение, а вы его продолжите.

• Твоё любимое время года.

• Твой любимый мультфильм.

• Твоя любимая сказка.

• Твоя любимая игрушка.

• Твой любимый цвет.

• Ты улыбаешься когда …

• Тебе бывает грустно когда, …

• Тебе бывает страшно когда …

• Ты очень злишься когда,.

• Когда тебе делают сюрприз, то ты …

• Ребята, вы любите путешествовать?

Основная рабочая часть.

Сегодня день у нас особый Я приглашаю вас друзья А вы со мной идти, готовы В чудесный мир зову вас я.

Я вас приглашаю в волшебную страну Эмоций. А поможет нам в этом мой «Волшебный клубочек». Он покажет нам путь.

(Психолог бросает клубочек. Включается запись сказочной, волшебной музыки. По ниточке дети и психолог идут в страну эмоций).

Психолог: Вот мы и пришли в волшебный страну Эмоций. А что это за страна и кто её жители, сейчас мы узнаем. Я вам всё покажу и расскажу. Присаживайтесь поудобнее.

Работа с презентацией.

(Психолог показывает детям презентацию на тему: «Я и мои эмоции»).

1-й слайд Что такое эмоции?

2 -й слайд У людей бывает разное настроение, от которого зависит выражение лица (мимика человека). Глядя на мимику можно сказать, что чувствует человек, какое у него настроение.

3 -й слайд Попробуйте определить какое настроение у этой девочки?

(ответы детей). Девочка улыбается. У неё хорошее настроение.

Когда мы улыбаемся, наши глаза слегка прищурены, уголки рта подняты вверх.

4 -й слайд А какое настроение у этого сказочного персонажа?

(ответы детей). Гном грустит. У него грустное настроение.

Когда нам грустно, наши глаза слегка сужены, уголки рта и внешние кончики бровей опущены вниз.

5 -й слайд Определите настроение этого мальчика.

(ответы детей). Этот мальчик испуганный. Он боится.

Когда нам страшно, наши брови приподняты и слегка сведены к переносице, глаза и рот широко открыты. От страха мы дрожим и хотим убежать и спрятаться.

6 -й слайд А какое настроение у этого мальчика?

(ответы детей). Этот мальчик злится. Он злой.

Когда мы злимся, наши брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы. Когда у нас такое настроение, мы сжимаем кулаки, кричим или дерёмся.

7 -й слайд Ребята, скажите, какое настроение у этого гнома?

(ответы детей). Гном удивлённый.

Когда мы чем-то удивлены, наши брови приподняты, рот приоткрыт, глаза широко открыты.

8 -й слайд А какое настроение у этого гнома?

(ответы детей). Этот гном спокойный.

Когда мы находимся в состоянии покоя, наши брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

9 -й слайд Узнать и определить настроение человека можно не только по выражению лица. Настроение человека можно также определить по интонации голоса. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение.Давайте попробуем сказать простую фразу: «Мы идём в лес» с разной интонацией и настроением.

10-й слайд (картина зимний пейзаж). Дети произносят выражение «Мы идём в лес»:

Психолог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. У меня для вас новое задание. Подойдите к столу. (Психолог рассказывает стихотворение).

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Рассеет все сомнения

Перед каждым из вас лежит конверт. Откройте его. В нём карточка, разрезанная на несколько частей. В этой картинке спряталось настроение. Сложите картинку и определите настроение.

(дети выполняют задание).

Психолог: Какое настроение у вас на картинках?

Психолог: Молодцы! А теперь пришла пора, общаться жестами. Да-да! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. А покажите–ка, друзья,мне слово:

Психолог: Ребята, показать своё настроение можно не только при помощи мимики, интонации, но и при помощи движений нашего тела. Я предлагаю вам в этом убедиться. Вам нужно показать определённое настроение, используя мимику и движения. Приготовились.

• Покажите мышонка, который боится кошку;

• Покажите хитрую лису, которая хочет забраться в курятник;

• Покажите собачку, у которой болит ножка;

• Покажите человека, который злится;

• Покажите муравья, который тянет большую палочку и ему очень тяжело;

• Улыбнитесь, как кошечка, которая греется на солнышке.

Психолог: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

Прослушивание музыкального произведения

А теперь присаживайтесь, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Попробуйте прочувствовать настроение музыки.

(дети прослушивают классическую музыку «Океан чувств»).

Психолог: Что вы почувствовали, прослушав данное произведение?

Психолог: Данное музыкальное произведение отражает в себе разнообразные эмоции. Ребята, вы были правы, учитывая то, что ответы у всех были разные. Здесь и радость, и тревога и грусть. Название этого произведения «Океан чувств».

Ребята, а вы умеете определять настроение героев мультфильма? (ответы детей).

Тогда давайте посмотрим мультфильм, и определим настроения героев.

Просмотр мультфильма «Ох и Ах»

Психолог: Про кого этот мультфильм?

Каким был Ах? (веселым, озорным, любил пошутить, повеселиться)

Каким был Ох? (ворчливым и недовольным)

Кто помог Оху измениться?

Задание «Выложи эмоцию»

Психолог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам интересное задание. Подойдите к столу, присядьте, пожалуйста. Посмотрите, что здесь лежит? (ответы детей). А как вы думаете, чем мы будем заниматься?

А интересное задание заключается вот в чём: я предлагаю вам с помощью этих предметов изобразить настроение «грусти Оха» в начале мультфильма. (Дети выполняют задание под этническую музыку мира «Тюркская).

Замечательно! С заданием вы справились верно.

-А как вы изобразили грусть? (брови, рот).

Дети, а сейчас я предлагаю вам новое задание.

В своих работах вам необходимо изменить настроение Оха, чтобы он стал весёлым. Подумайте, как это можно сделать?

(дети выполняют задание под музыку P.Marit. Tokatta)

У вас получилось? А что вы для этого сделали?

Молодцы! Вы справились с заданием.

Психолог: Ребята, наше путешествие по стране эмоций подходит к концу. Я предлагаю нам посадить в этой стране волшебный цветок. Он будет напоминать жителям этой страны о нашем волшебном путешествии. Каждый из вас возьмёт лепесток, расскажет о том, что ему больше всего запомнилось и понравилось в этом путешествии.

(дети выбирают лепестки разного цвета и создают волшебный цветок, делятся своими впечатлениями).

Психолог: А мне понравились ваши улыбки. Я желаю вам всегда быть весёлыми и радостными. И чтобы у вас всегда были друзья.

Релаксация «Чаша доброты»

Психолог: Мы с вами хорошо потрудились, справились со всеми заданиями, и я предлагаю вам отдохнуть, и набраться сил перед тем, как вернуться обратно. Присядьте. Представьте себе чашу.

Чаша – это не чашка. Чаша похожа на большую, широкую вазу. Она узорная, яркая. Вот, например (показывает рисунок чаши).

А теперь сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно, глубоко. Расслабьтесь. (Включается классическая японская музыка «Цветение сакуры»). Раскрасьте ее так, как вам хочется. Какая замечательная получилась чаша. Представьте, что она наполнена самым вкусным в мире напитком. А теперь представьте рядом с этой чашей другую, чужую. Она пустая. Отлейте в нее из своей чаши. Рядом еще пустая, и еще… Отливайте из своей чаши в пустые, всем-всем. А теперь посмотрите снова в сою чашу. Она снова полна до краев. Почему так? Ваша чаша – особенная, волшебная… Мы можем отливать из не, а она всегда будет полная. Эта чаша – твоя! Она наполнена твоей добротой. А теперь откройте глаза.

Посмотрите, вот моя чаша доброты. (Психолог показывает детям чашу с декоративными, цветными кристаллами). Моя чаша полна до краёв. Я хочу с вами поделиться своей добротой. Ребята, вы можете выбрать любой камушек, который вам нравится. Помните! Чем больше доброты отдашь другим, тем больше доброты получишь обратно.

(дети берут на память по камешку).

Запомните то, что сейчас чувствуете, и возьмите с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение, будут по прежнему с вами… посмотрите по сторонам, пошлите друг другу добрые мысли.

Нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам наш волшебный клубочек.

(Психолог бросает клубочек. Включается запись сказочной, волшебной музыки. По ниточке дети и психолог выходят из страны эмоций).

Я была рада встречи с вами. А сейчас я говорю вам до свидания!

Игра «Такие разные облака!» Описание атрибутов игры: В комплект игры входит: -шесть облаков с различными эмоциями (удивленное, испуганное, злое, печальное, радостное,.

Занятие в старшей специализированной группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «В мире эмоций» Программные задания: 1. Развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством слова, мимики, выразительности чувств и движений,.

Источник

Оцените статью