Тренинг мир моих чувств

Профилактическое занятие для младших подростков с элементами тренинга, игротерапии, музыкотерапии «Мир моих чувств и эмоций»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА, ИГРОТЕРАПИИ, МУЗЫКОТЕРАПИИ

Цель: показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека,

  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • владеть и управлять своими эмоциями.
  • развивать умения работать в группе и команде,
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся;
  • развивать коммуникативно-социальные качества.

— Здравствуйте, ребята. Чем интересен и полезен был сегодня школьный день? Что вам запомнилось? Какие чувства вы при этом испытали?

— А произошли ли события, которые вас огорчили, обидели, не понравились? Какое ваше мнение по данному поводу? Каковы чувства?

2. Игра – активатор.

Здороваемся друг с другом, приветствуем по — дружески, с улыбкой:

  • рукопожатием,
  • похлопыванием по плечу,
  • пяточками,
  • объятием,
  • носочками,
  • щечками (носиками).

Сегодня мы поговорим с вами о том, что так хорошо известно каждому — о чувствах и эмоциях.

3. Игра «Море волнуется…»

Но прежде предлагаю поиграть в игру «Море волнуется…»

Казалось бы, кто не знает, как в нее играть? Но условие несколько изменю. Я буду говорить: « Море волнуется раз…два…три… на месте СКУЛЬПТУРА (пауза – называется какая – нибудь эмоция или чувство) замри».

Вы постараетесь это изобразить с помощью поз и мимики: радость, печаль, восторг, безразличие, удивление, испуг, восхищение, грусть, бодрость, ярость, счастье, обида, спокойствие, гнев, любовь.

4. Понятия «Чувства и эмоции».

Очень приятно, что вы после игры такие веселые, радостные, довольные.

Вот такие состояния: веселый, довольный, радостный или наоборот грустный, печальный, испуганный, робкий и т.д. – называются эмоциями, чувствами человека.

Знакомы ли вам эти слова?

Когда вы наблюдаете за восходом солнца, слушаете музыку, читаете книгу, танцуете, мечтаете о будущем, вы, так или иначе, представляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования. В чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками или высказываниями. Таким образом, чувсва и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей

действительности и самому себе. Они затрагивают самые разные области нашей с вами жизни. Это может быть:

  • общение со сверстниками,
  • взаимоотношения с взрослыми,
  • учеба,
  • спорт,
  • размышления о само себе и своих качествах,
  • знакомство с природой и произведениями искусства,
  • походы, путешествия и познания окружающего мира.

5. Спектр эмоций (видео — ролик)

Спектр чувств и эмоций, переживаемых человеком, многообразен и велик. Давайте-ка вместе подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы когда-то испытали.

Цель: назвать и запомнить как можно больше разных чувств. В этом помогут картинки

(волнение, страх, тревога, восхищение, любопытство, угнетение, унижение, счастье, покой…)

Спасибо, вы правильно выполнили задание.

Таким образом, мы видим, что

любой человек может переживать самые различные чувства и эмоции. Некоторые из них нам нравятся, какие-то нет. Но это не значит, что они плохие или ненужные.

— Как вы думаете, зачем нам нужны эмоции, которые нам не нравятся? Какую роль в нашей жизни они играют? (дети высказываются).

Эмоции, которые нам не нравятся, являются своеобразными сигналами о состоянии, которые испытывает человек. Полученная от них информация – побудитель к действию, за которым следует изменение ситуации, а значит, и состояния человека. Не будь, таких эмоций мы не смогли бы разобраться, что в окружающем нас мире плохо, опасно, а что хорошо, что нам нравится, а что – нет. И у нас не было бы стимула пытаться, что-либо в нем изменить, измениться самому.

7. Игра «Эмоциональный термометр»

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 5-7 мин. Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %, то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– «Крайние» настроения – очень плохое и очень хорошее, также больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к «крайним» настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– пойти в гости, в лес.

8. Микросценки «Чувства и ситуации» (время на подготовку)

Давайте попробуем построить маленький театр. И вы в нем — актеры! При этом ярко выражайте свои чувства.

После просмотра ответим на вопрос: какое чувство испытывают участник, и по каким признакам вам удалось это понять?

Сценка 1. Девочка дарит маме подарок ко дню рождения.

Сценка 2. Учительница ругает ученика за невыполненное домашнее задание.

Сценка 3. Один мальчик предлагает другу на дискотеке выпить пива, но тот отказывается.

— Как вы думаете, какое чувство испытают герои сценки?

— Что помогло вам понять переживания героев? (выражение лица, походка, поведение, произносимые слова, интонация, тембр, сила голоса).

9. Пиктограммы. Анализ эмоциональных состояний по рисункам – что происходит с глазами, ртом, бровями и т.п.?

А если есть возможность видеть не только лицо, но и фигуру человека, наблюдать его поведение, слышать голос и слова, то информация о переживаемом им состоянии становится еще полнее.

10. Подвижная игра – музыкальное сопровождение. (Аня — ведущая)

11. Музыкотерапия «Откройте музыке сердца…» «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» — это необыкновенно красивая музыка, которую написал величайший русский композитор Чайковский ровно 123 года назад (в эти же декабрьские дни 1892 года). Вот фотографии композитора. (Демонстрирую фото) С тех пор её с наслаждением слушают люди во всех странах мира. Художники и композиторы, поэты и писатели всегда вкладывают свои чувства в произведения. Чувства людей это важная часть жизни. Без чувств вся жизнь людей лишилась бы смысла.

— Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

— Что больше понравилось: музыка или фотографии цветов?

— Хотели бы вы оказаться там, среди цветов?

— Какая картинка запомнилась и понравилась больше всего?

— Где в вашем теле вы чувствовали свою нежность, лёгкость, радость при просмотре этого видеоролика?

— Хотели бы еще посмотреть другие ролики, которые дарят радость?

Каждый раз, когда ваше настроение будет грустным, пасмурным, вы можете вспоминать о красоте природы, которую видели сейчас. Старайтесь быть внимательными к красоте реального мира, который вокруг вас каждый день.

12. Музыкотерапия «Цветы нам дарят настроенье…» под симфонию Моцарта

Видео – ролик «Распускающиеся цветы»

Какое настроение вы приобрели?

13. Итоговый круг «Интересное — полезное»

Источник

Тренинг мир моих чувств



Цель:

познакомить учащихся с понятием «чувства», показать важность эмоциональной

регуляции жизнедеятельности человека;

помочь подростку понять свои чувства и научиться обсуждать их с другими людьми, научить владеть и управлять собой.

Познакомить с методами саморегуляции.

Материалы: бланк теста и ручка, презентация, музыкальные композиции, музыкальные шумовые инструменты.

Ход работы:

1.Знакомство. /1 слайд/

Упражнение «Продолжи предложение»

— Я рад с тобой общаться, потому что (имя) …

2.Вводная часть занятия:

Повелевать собой — величайшая власть
Сенека /2 слайд/

-Объясните смысл высказывания.

3. Беседа.

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а так же о том, какую роль они играют в жизни человека.

Вы узнаете о некоторых приемах, позволяющих человеку снятию эмоционального и физического напряжения.

Роль чувств в жизни человека.

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведении, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, всё ли обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не знает, отчего это произошло. Существует ведь даже такое выражение – беспричинная грусть. Но причина все- таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.

Собственное поведение тоже вызывает у человека определённые чувства, и не всегда

приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, значит , какие – то поступки заслуживают осуждения . И мучительное , непреходящее чувство вины заставляет искать ошибку , призывает исправить сделанное.

Таким образом, чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познаёт или делает.

/3 слайд, 4 слайд/

4.Давайте попытаемся определить ваше состояние при помощи цвета «Мое настроение » /5 слайд/

Светлое, приятное настроение

Спокойное, уравновешенное состояние

Тревожное, напряженное состояние

Упадок сил, уныние

Равнодушие (трудно сказать)

Все чувства можно разделить на положительные и отрицательные.

Как человек обычно передает свои чувства? (словесно-вербально, мимика, действия-поступки)

А можно ли при помощи мимики понять состояние человека?

5.Игра « Отгадай чувство» /5 + 8 слайдов/

А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

а) Отрывки из стихотворений . Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи?

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. А.С. Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Страх, тревога.

БОРОДИНО. М. Ю. Лермонтов

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Гордость, патриотические чувства.

б) Репродукции картин . Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации- 3 слайда ).

в) Отрывки из музыкальных произведений . Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

Петр Чайковский . Симфония № 6./ тоска/

Моцарт «Свадьба Фигаро» / восторг,радость/

Никола Пагание «Возвращение домой» / светлое, приятное настроение/

Можно ли слушая классическую музыку, созерцая картины известных художников, читая лирические стихотворения получать положительные чувства и избавляться от отрицательных?

Как вы думаете человек должен уметь контролировать свои чувства?

Конечно, должен уметь! Важно научиться не подавлять их,не держать внутри, не направлять против себя, а находить правильный выход отрицательных эмоций.

Злость, агрессия-это такие же необходимые чувства для человека, как и положительные чувства.

6. А как вы думаете вы агрессивные или нет? («Тест эмоций» Басса Дарки)(17 слайд)

Инструкция:

В листе ответов обведите номер ответа, если согласны с высказыванием. Если не согласны, пропустите.

Тест

1.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Интерпретация результатов теста.(18 слайд)
На координатной плоскости отмечаем показатели по шкалам.
Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. «физическая и косвенная агрессия».
Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

7.Методы снятия агрессии. (презентация « Методы снятия агрессии»)

Вот несколько способов сброса негативных эмоций гнева, раздражённости, агрессии.

1. Дайте волю своим чувствам! Очень важно позволять себе злиться и испытывать гнев. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость – это такая же эмоция, как и гнев, только без ваших внутренних ограничений. Итак, возьмите подушку и начните лупить её – так вы всю злость выплесните и почувствуете, что вам стало намного легче, словно вы сбросили тяжкий груз. Если этот метод не особо вам подходит, то напишите письмо ненависти и злости. Пишите на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку, вкладывайте в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания обязательно сожгите письмо. Есть ещё одна альтернатива этому методу – закройтесь в машине и покричите во все горло либо уйдите туда, где меньше всего людей (лес, дача и т.д.), и прокричитесь так, как вам захочется!

2. Не доводите себя до предела, когда на вас кричат или критикуют! Лучший способ совладать с гневом – это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Просто скажите: «Ты знаешь, мне не нравится, когда ты так говоришь со мной…» или «Я рассержена на тебя, потому что…» Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все в лицо. Можно обратиться к обидчику через зеркало. Проиграйте ситуацию, которая вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто вас задел, выскажите все, что вы о нем думаете. После того, как ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение поможет вам полностью освободиться от злости и агрессии.

3. Научитесь делать паузу! Самый простой способ справиться с собой – это сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Об этом методе я уже упоминала выше. Если есть возможность, прогуляйтесь, ведь движение обязательно поможет справиться с разыгравшимся адреналином. Также можно негатив «смыть». Постирайте или помойте посуду. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде: «Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И, хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? Для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани…»
8. Практические приемы. ( презентация « Активные приемы»: танец, игра на шумовых инструментах)

9. Коллективное изображение настроения ( коллаж )

10. Подведение итогов. Просмотр фильма .

Источник

Оцените статью