Психологический тренинг для воспитателей «Хорошее настроение – залог успеха»
методическая разработка
Психологический тренинг для воспитателей «Хорошее настроение – залог успеха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_nastroenie.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г Данков Липецкой области
Психологический тренинг для воспитателей
«Хорошее настроение – залог успеха»
Цель: улучшение психологического климата в коллективе; активизация процесса самопознания и формирования адекватной самооценки; освоение способов снятия эмоционального напряжения.
Психолог: настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Смена настроения — это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни. Однако перепады настроения сильно влияют на качество нашей жизни: мы либо сворачиваем горы, либо лежим, смотря в потолок. Для наших близких это тоже испытание – тяжело общаться с человеком, настроение которого нельзя предугадать, а значит непонятно, как себя вести. И вот они мучаются в догадках, что же случилось с вами и как вам помочь. Хорошее настроение не нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно. Каждый человек должен самостоятельно выделять источники позитивного настроя, так как у всех он разный. Для кого-то хорошее настроение, это прогуляться по лесу, кто-то радуется общению с близкими и друзьями, а кому-то достаточно просто послушать любимую музыку. Научитесь влиять на собственный настрой, даже если жизнь «подкидывает» вам не приятные сюрпризы.
1.Упражнение «Здравствуй друг»
Участники делятся на пары.
Здравствуй друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был – берутся за ухо;
Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
Психолог: обмен комплиментами проходит в форме диалога. Участницы становятся в круг и берутся за руки. Нужно не только получить комплимент, но и согласиться с ним, сказать еще один комплимент себе и обязательно «вернуть» коллеге. Например: Катя, ты такой отзывчивый человек! Да, это правда! А еще я добрая. А ты, Оля, чрезвычайно общительная.
Вопросы для обсуждения:
– Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?
– Насколько сложно / легко было подобрать комплименты себе, коллеге?
3.Упражнение: «Метафорический образ моего настроения»
Психолог: сейчас я вам предлагаю прогуляться вокруг стола, где разложены картинки с различными образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать ваше настроение. Может быть, одна или две картинки
привлекут вас своей внутренней метафорой.
Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившиеся картинки и возвращаются в круг. Предлагается участникам показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и своим настроение.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?
4.Упражнение «Я – сильная, я – слабая»
Психолог: я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.
Первая участница из пары вытягивает вперед руку. Визави будет стараться опускать руку первой вниз, нажимая на нее сверху. Первая должна удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильная!» Теперь делаем то же самое, но первая должна говорить: «Я слабая», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло.
Вопросы для обсуждения:
Помогли ли вам справиться с трудностями и победить поддерживающие слова?
5.Упражнение «Дадим отпор. »
Психолог: все участницы становятся в круг. Психолог называет страхи и опасность. Если кто-то из участниц боится того, что было озвучено, то она должна встать в круг. Все остальные участницы, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор. ». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы психолога начинаются со следующего выражения: «На нас напали. » Ответ участниц начинается с фразы: «Дадим отпор. »
- Неуверенность;
- Тревога;
- Страх;
- Внутреннее напряжение;
- Отчаяние;
- Беспокойство;
- Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.
6. Упражнение « Рецепт хорошего настроения»
Психолог: вам всем вместе нужно придумать рецепт для поднятия настроения. Учитывается оригинальность, доступность и простота рецепта, а также сочетание в нем новизны и юмора.
7 . Упражнение «Слушай других»
Психолог: разделитесь на 2 команды. У каждой из команд есть стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить. Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.
Вводный стишок психолога:
На маленькой полянке
Стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом
Живет веселый гном.
Гном-гном, как тебя зовут?
Стих для группы № 1:
Вася! У меня рубашка в клетку!
Я пришел к тебе из леса,
Чтобы получить конфетку!
Стих для группы № 2:
Петя! У меня штаны в горошек!
Я пришел к тебе из сказки!
Рассказать, что я хороший!
Вопросы для обсуждения игры:
• Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
• Что вы услышали?
• Почему было трудно слушать?
Психолог: как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.
8. Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: Поднятие психоэмоционального настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или, что им нужно сделать в ближайшее время.
9. Упражнение для релаксации «Облако».
Займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам ваших рук. Кончики пальцев рук как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что руки постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает ваши кисти, расслабляет их и подымается вверх по рукам… До локтей… Еще выше… Вот уже все ваши руки погружаются в приятную теплоту, расслабляются… По венам и артериям рук бежит свежая обновленная кровь, даруя им отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично …
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул… Из челюстей… Губы становятся мягкими и податливыми… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они просто сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр – этот воздушный поцелуй… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Все ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется, уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией… Вы расслаблены и свободны. Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один».
Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают… Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза
10. Упражнение «Пожелание по кругу».
Психолог: пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.
Я вам желаю, чтобы Вы всегда с хорошим настроением шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!
Психолог: помог ли вам тренинг снять напряжение и улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в вашем ощущении и самочувствии?
Источник
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ»
материал ( группа) на тему
Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_sozday_sebe_nastroenie.docx | 372.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.
Оборудование: проектор, ноутбук для показа слайдов, музыкальный центр для прослушивания релаксационной музыки, буклеты – памятки для педагогов «Создай себе настроение» — по количеству учатников.
- Беседа – лекция «Что такое настроение?»
Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, а также, — выразить друг другу радость встречи.
Наш тренинг называется «Создай себе настроение», он поможет нам научиться самостоятельно управлять своими эмоциями, радовать себя и окружающих.
Нашу жизнь «раскрашивают» наши представления и наше настроение. Как вы понимаете слово – настроение? (Ответы педагогов)
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение определенного времени психические процессы и поведение человека.
Многим кажется, что настроение – это временное и не зависящее от них состояние. Давайте спросим себя из чего складывается хорошее настроение? (Ответы педагогов).
— А как можно узнать, что у человека плохое настроение? (Ответы педагогов).
Настроение выдают движения, осанка, поза, руки. При хорошем настроении руки спокойны, уверенны, никаких лишних движений, при плохом — сцеплены, сжаты в кулаки. Настроение отражается и на внешнем виде. Если человеку грустно, появляется сутулость, опускаются плечи, руки безвольно повисают вдоль туловища. В глазах тревога или апатия, безучастие.
Когда настроение бодрое, приподнятое, плечи расправлены, фигура становится как бы выше, взгляд острый, походка решительная, движения точные и расчетливые. Человек наполнен силой, и это сразу видно.
Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определенное значение для человека, так и физическим самочувствием.
Очень многое зависит от того, в каком физическом состоянии вы в этот момент находитесь, один и тот же фактор в одном случае способен быть для нас нейтральным, мы его просто не замечаем, в другом — вызовет гнев, испортит настроение.
Настроение обладает «растекаемостью». Человек, страдающий, плохим настроением, нередко распространяет это «заболевание». Особенно это заметно, когда его носителем становится женщина-руководитель. Впрочем, «бациллы» плохого настроения стоит только начать сеять. Главное, что и «сеятелю» лучше от этого, как правило, не становится. Поэтому старайтесь подавить дурное настроение, отрицательные эмоции. И, воспитывая себя, воспитывайте и свое настроение. Учитесь следить за собой. Очень важно не дать накопиться усталости. Именно она приводит к потере контроля, раздражительности, несдержанности.
Ученые доказали, что, если человеку улучшить настроение, то у него появляется потенциал, который дает огромные дополнительные возможности. Поднимается тонус, возникает ощущение полета, повышается энергетика, улучшается самочувствие и появляется чувство действительно полноценной жизни.
Хорошее настроение оказывает положительное воздействие на кровообращение и улучшение жизнедеятельности кожи, плохое — тормозит стимулирующие функции кожи, ее питание.
Большинство тех, кто испытывает тревогу, депрессию, ревность или гнев скажут Вам, что мыслить позитивно далеко не так просто. И даже пытаясь мыслить исключительно позитивно, мы можем упустить из виду важные сигналы неблагополучия или опасности. Разумная доля тревоги дана нам генетически, чтобы мы могли вовремя среагировать на опасность. Но что делать, если мы тревожимся больше, чем реально представляет собою ситуация? И «перебор» в таких чувствах и эмоциях может дорого нам обойтись — потерей здоровья, работы, взаимопонимания с близкими людьми.
Как совершить изменения в своей жизни и выбраться из заколдованного круга? Как найти волшебные кнопки, на которые надо нажать, чтобы появилось спокойствие, уверенность и радостное настроение? Что сделать, чтобы ушли тревога, обида, ревность, агрессия или страх при столкновении с жизненными трудностями? Как улучшить свое настроение? (Ответы педагогов).
Создав хорошее настроение, постарайтесь удержать его в течение дня.
Надо систематически тренировать состояние, свойственное хорошему настроению, выражение лица, голоса, особенность поведения.
Мы получаем положительный эмоциональный заряд, побывав в театре или картинной галерее, посмотрев спектакль или кинофильм. Причем в большинстве случаев уже само ожидание чего-то важного, нужного, интересного вызывает хорошее настроение.
Для поднятия настроения можно почитать юмористические рассказы, мемуарную литературу, послушать любимую музыку. В радостном настроении человек склонен все воспринимать в положительном свете.
Замечено, что жизнерадостные, веселые люди надолго сохраняют молодость, бодрость духа, обаяние. Не забывайте об этом. И не бойтесь показать свое хорошее настроение. Нередко мы боимся это делать, и при хорошем настроении говорим привычно вялым голосом, смотрим тусклым взглядом, хмуримся. В результате постепенно хорошее настроение как-то само собой улетучивается, меняется психическое состояние, оно начинает соответствовать нашему внешнему виду. Поэтому надо учиться поступать иначе. Даже если трудно, не поддаваться эмоциям, держаться достойно и внутренне, и внешне.
А сейчас давайте поиграем, отдохнем и поднимем себе настроение. А затем хорошее настроение будем «раздавать» окружающим.
2.Упражнение «Имена — качество».
Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного
настроя на работу.
Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Кермен, классная, коммуникабельная».
3. Игра «Черные шнурки».
Задачи: сплочение; разрядка.
Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:
- Кто любит свою профессию;
- Кто любит шоколад;
- У кого есть дети;
- Кто сегодня позавтракал;
- Кто родился в сентябре;
- У кого карие глаза и т.д.
Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.
4.Упражнение «Звуковая гимнастика»
Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
Исходное положение — произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.
Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.
Исходное положение произвольное.
— Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.
Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
Исходное положение — произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.
Произнесение звука «ха» помогает повысить настроение.
Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ха- ха- ха…» Тянем его как можно дольше.
5.Релаксация (под музыку звуков природы).
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.
6.Упражнения-настрои.
У педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые педагог может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
Для оптимизации настроения.
«Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил»
Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности
«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле».
Настрой на любовь к профессии и детям
«Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу».
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.
Помни, чтобы вы не делала, вы делаешь это не только для себя, но и для подрастающего поколения. Научись делать себе и другим приятное, находите то, что доставляет вам и окружающим радость. Обрати внимание, что ваше настроение — это уют в доме, это отношения в семье и атмосфера в рабочем коллективе. С любви к себе начинаются гармоничные взаимоотношения с миром.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ В ВАШИХ РУКАХ!
Что нового вы узнали на данном тренинге?
Что вам понравилось?
Что не понравилось?
Буклеты – памятки для педагогов «Создай себе настроение»
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ МКДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 27 «ТЕРЕМОК» – ДОРДЖИЕВА К.С.
Источник