- Техники управления эмоциями
- Техника глубокого дыхания
- Техника мышечной разрядки
- Техника «Стрелоулавливатель»
- Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
- Тренинг «Управление своим эмоциональным состоянием»
- Просмотр содержимого документа «Тренинг «Управление своим эмоциональным состоянием»»
Техники управления эмоциями
Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.
Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без выражения.
Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома. Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев. В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема. Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.
В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?
Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.
Обратимся к техникам управления собственными эмоциями, которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА
Техника глубокого дыхания
Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:
- сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
- затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
- сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.
Техника мышечной разрядки
Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.
Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ
Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова. Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ. Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:
Техника «Стрелоулавливатель»
Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.
Техника «Вторая пара глаз»
Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ
Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.
В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.
Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.
В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:
- регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками
или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
- перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
- создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.
Эти рекомендации создают хороший общий фон в работе с эмоциями.
Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!
Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!
Давыденко Ольга Игоревна
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Сильное и запоминающееся мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.
По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.
Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.
Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!
Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.
Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.
Упражнение будет хорошей подводкой к на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…
Объем тренерской методички: 8 страниц.
Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.
Источник
Тренинг «Управление своим эмоциональным состоянием»
Метеорологи уже давно добились впечатляющих результатов в управлении погодой. Им ничто не стоит разогнать тучи или предотвратить снегопад. За это им честь и хвала!
Что же касается внутренней, душевной погоды, то оказывается – ею тоже можно управлять! Если у вас в душе вдруг стало пасмурно и уныло, начал тоскливо накрапывать мелкий дождь и печально завывать промозглый ветер – не отчаивайтесь. Хорошее настроение при желании можно вернуть буквально за пару минут. Попробуйте один или несколько упражнений, и в вашем внутреннем мире вновь засияет солнышко!
Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Управление своим эмоциональным состоянием»»
Цель: Управление собственным эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
Оборудование: релакс.музыка, листочки, ручки, карточки с буквами, карточки с эмоциями.
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
Мозговой штурм «Составление банка эмоциональных состояний».
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники группы отвечают на следующие вопросы:
Что вы понимаете под эмоциями?
Какие эмоции чаще испытываете?
Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.
Ведущий: «Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».
Игра «Будь внимательным».
Ведущий: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».
Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.
Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».
Игра «Мышь и мышеловка»
Ведущий: «Вам необходимо стать в круг. Выбрать водящего – мышку. Плотно прижмитесь друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимитесь за пояс – это «мышеловка». Задача водящего всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дырочку», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации».
Комментарии: «мышеловка» не должна пинаться ногами, не делать больно «мышке».
Антисоветы психолога педагогу.
Не обращай внимания на детей. Их много – ты один!
Учение детей – дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
Если кто-то падает – подтолкни его, и процесс ускорится.
Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
Педагогика – замечательное дело! Только дети мешают.
Пусть они трясут весь садик.
А потом – коль доживете
Вы до пенсии своей –
Будет вам, что в жизни вспомнить,
Лежа на больничной койке,
И решать, что эти годы
Были прожиты не зря.
Очень крепко выражаться.
Поливают пусть друг друга.
И ругаются с детьми.
Через месяц убедитесь
Как спокойно на работе.
Речь активно развивая,
Быстро стрессы победим.
Забота о психотерапевтах.
Агрессивность и тревожность
У себя и педагогов
И, конечно же, детей!
Вам за это благодарны
Вы поможете им быстро
Ощутить бюджета рост.
Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.
Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая – обсуждает злость;
По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».
Ведущий: подводит итог обсуждения.
Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
Страх сигнализирует об опасности;
Грусть побуждает нас задуматься;
Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Сравните два высказывания:
«Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».
Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Игровое упражнение «Песня».
Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Упражнение «Связующая нить».
Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.
И в заключении мы для вас подготовили информацию, как лучше выйти из стрессовых ситуаций и несколько профилактических правил для всех и каждого.
Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках, выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».
Аутотренинг: «Первая помощь в острой стрессовой ситуации»
1-ое и главное правило говорит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пробовать их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда идет речь о спасении жизни).
Прислушайтесь к совету: сосчитайте до 10.
Займитесь своим дыханием. Медлительно вдохните воздух носом и на некое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте очень медлительно, также через нос, сосредоточившись на чувствах, связанных с вашим дыханием.
Действия могут развиваться 2-мя способами.
Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то напряжение можно снять последующими методами.
Встаньте, если это необходимо и, извинившись, выйдите из помещения. К примеру, у вас есть возможность пройти в туалет либо в какое-нибудь другое место, где вы можете побыть один.
Воспользуйтесь хоть каким шансом, чтоб смочить лоб, виски и запястья прохладной водой.
Медлительно оглядитесь по сторонам, даже в этом случае, если помещение, в каком вы находитесь, отлично вам знакомо либо смотрится полностью неиндивидуально. Переводя взор с 1-го предмета на другой, на уровне мыслей описывайте их внешний облик.
Потом поглядите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не великолепен?!
Набрав воды в стакан (в последнем случае, в ладошки), медлительно, вроде бы сконцентрированно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на чувствах, когда вода будет течь по горлу.
Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шейку и плечи, так чтоб голова и руки свободно свисали к полу. Дышите поглубже, смотрите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Потом медлительно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтоб не закружилась голова).
Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, постарайтесь сконцентрированно выполнить последующие упражнения.
Оглядитесь по сторонам. Попытайтесь посмотреть на окружающие предметы с различных позиций, на уровне мыслей именуйте все, что видите.
Детально разглядите небо, называя про себя все, что видите.
Найдите какой-либо маленький предмет (листок, ветку, камень) и пристально разглядите его. Разглядывайте предмет более 4 минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким макаром, чтоб суметь верно представить его с закрытыми очами.
Если есть возможность испить воды – воспользуйтесь ею – пейте медлительно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.
Снова проследите за своим дыханием. Дышите медлительно через нос: сделав вдох, на некое время задержите дыхание, потом также медлительно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное чувство, не правда ли? Насладитесь им!
Источник