Тренинг для развития эмоций

Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

«Путешествие в мир эмоций»

«Путешествие в мир эмоций»

— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

— познакомить с различными эмоциональными состояниями;

— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;

— снять эмоциональное напряжение.

Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г – гнев, горе, грусть.

Д- досада, депрессия.

З – злость, замешательство.

И – игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – надменность, настороженность.

О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой,

Р – радость, решимость,

С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть.

У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность.

Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные :

Управление сильными эмоциями.

Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.

Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.

  1. Прослушивание приятной музыки
  2. Прогулки по живописным местам
  3. Общение с друзьями.
  4. Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
  5. Покупка любимых цветов.
  6. Приём ванны
  7. Сон.
  8. Размышление о смысле жизни.

Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.

(раздача бланков теста)

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»

  1. Не чувствую в себе уверенности,
  2. Часто из-за пустяков краснею. .
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный человек. .
  10. Я с трудом переношу ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для окружающих.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключаю внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.

Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,

па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:

I группа — I — 10 вопросы — тревожность;

II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;

III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;

IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.

0 . 7 баллов — не тревожные;

8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15 . 20 баллов — очень тревожные.

П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.

0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;

15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;

8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;

15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV.Ригидность – степень переключения.

0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;

8 14 баллов — средний уровень ригидности;

15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.

Игра «Чувства и животные»

На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.

Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).

Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.

А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.

Игра «Сочини сказку»

Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.

Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.

Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.

ожидание нетерпение скука волнение суета

возбуждение переживание страх растерянность веселье

напряжение счастье испуг радость

Игра «Эстафета чувств»

Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.

Упражнение «Выражение настроения»

Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Списаибо всем, пока до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.

Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.

Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.

Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.

Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.

Источник

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»

Материалы: бланки с таблицей (см. ниже), листы бумаги формата А4, карандаши, ластики, таблички с надписями «согласен», «не согласен», «не уверен».

Музыкальное сопровождение:спокойная музыка для релаксации.

1. Приветствие «Пожелания»

Инструкция педагога-психолога: Предлагаю сегодняшнее занятие начать с пожеланий на день. Первый участник выбирает любого из присутствующих, здоровается с ним и высказывает ему свое пожелание. Тот, к кому обращался первый участник, в свою очередь обращается к следующему и так до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

2. Упражнение «Я тебя помню»

Инструкция. Участники сидят по кругу. Первый участник называет свое имя. Второй — повторяет его имя, затем называет свое. Третий — называет имя первого, второго, затем свое, и т. д.

3. Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Упражнение позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас», выразив его в образной форме.

Инструкция педагога-психолога: Прислушайтесь к себе… Как выглядит сейчас ваше настроение? Какого оно цвета? На какую погоду (музыку, цветок, животное) оно похоже? Нарисуйте то, что вы представили…

Вопросы для обсуждения:

1) У кого какое настроение?

2) С чем связано то или иное настроение?

3) Как его можно улучшить?

В конце проанализировать, как менялось настроение во время занятия и каким оно стало.

4. Упражнение «Имена чувств»

Инструкция. Участникам раздаются бланки с таблицей. Задание: работа с первой частью таблицы — в первой колонке записать все известные чувства, которые когда-либо пришлось испытать. Выставить оценку интенсивности чувства по 10-балльной шкале — оценка проставляется в той ячейке, которая соответствует месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько).

Работа со второй частью таблицы: записать чувства, которые пришлось испытать сегодня.

II часть сегодня

По окончании работы с таблицей участникам предлагается записать столько названий чувств, сколько они смогут вспомнить. Записавший наибольшее количество зачитывает свой список. Педагог-психолог записывает слова на доске, после чего определяется количество совпадений с ответами других.

Если кто-то из подростков затрудняется с определением значения каких-либо слов, следует попросить кого-то из присутствующих описать ситуации, в которых человек может испытывать то или иное «непонятное» чувство.

Вопросы для обсуждения:

1) Какие чувства вы испытывали, когда писали последнюю контрольную работу?

2) Что вы чувствовали, когда приближались каникулы?

3) Что вы чувствовали, когда последний раз что-нибудь сломали?

4) Какое, по-вашему мнению, самое неприятное чувство?

5) Какое чувство вам нравится больше других?

6) Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?

5. Упражнение «Меняются те, кто…»

Инструкция. Участники сидят по кругу. В центре круга — водящий. Его задача — давать задания участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (кто в брюках, у кого светлые волосы, кто любит учиться и т. п.)».

6. Упражнение «Испытание»

Упражнение направлено на формирование умения контролировать агрессию, не отвечать обидчику сразу.

Инструкция. Один из участников садится на стул в центре круга. Его задача — сохранять молчание, чтобы он ни услышал. Остальные участники в течение 1–2 мин говорят ему обидные вещи. Время необходимо контролировать и вовремя прерывать упражнение.

Каждому участнику, побывавшему в центре круга, по окончании упражнения необходимо оказать поддержку: «Молодец, ты выдержал, ты умеешь сдерживаться».

Вопросы для обсуждения:

1) Сложно ли было сдерживаться?

2) Какие слова и какой тон задевают сильнее?

3) Что помогало сдерживаться, быть вежливым и не отвечать?

7. Упражнение «Цепочка хороших и плохих следствий»

Инструкция. Участникам предлагается какая-либо ситуация, которую они должны оценить с двух позиций — что в этом хорошего и что в этом плохого. Эти вопросы педагог-психолог поочередно задает каждому из присутствующих, выстраивая таким образом «цепочку хороших и плохих следствий».

Например: исходная ситуация «промокли ноги».

8. Упражнение «Ощущение»

Инструкция. Участникам предлагается сложить лист формата А4 таким образом, чтобы на нем образовались 8 ячеек. В ячейках они рисуют свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, мужественности (женственности), болезни и любого другого состояния на выбор.

Рисунки выполняются линиями. Можно использовать одну линию, много линий, можно покрыть ими всю ячейку, если только так удастся передать ощущения. Штрихи могут быть короткими, длинными, тонкими, толстыми, с нажимом на карандаш и совсем без нажима (слабыми). При необходимости можно пользоваться ластиком.

Ограничение: нельзя рисовать картинки, пользоваться какими-либо символами (звезда, сердце, молния, геометрические фигуры и т. д.) — используются только линии.

По окончании работы проходит обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1) Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения?

2) Сравните свои рисунки гнева, радости и т. д. Чем они отличаются?

3) Какие рисунки похожи друг на друга? Почему?

9. Упражнение «Согласен — не согласен»

Инструкция. Таблички с надписями «согласен», «не согласен», «не уверен» развешиваются в три угла помещения. Участникам предлагается выслушать поочередно утверждения и выразить ту позицию, которой они придерживаются, — встать рядом с табличкой, отражающей их мнение. Важно долго не думать, действовать по первому импульсу.

После того как все участники займут позиции, им предлагается поочередно обосновать свою точку зрения. Важно не допускать споров, дискуссий, деструктивных конфликтов — необходимо только высказать свое мнение и выслушать других.

Когда все участники выскажутся по поводу первого утверждения, педагог-психолог переходит к следующему.

Утверждения для упражнения:

• В этой жизни надо все попробовать.

• Жить нужно так, как будто каждый день последний.

• Личность начинается с рождения.

• В этой жизни все зависит от меня.

• В конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые.

Вопросы для рефлексии:

1) Что чувствовали, когда слышали мнение, противоположное своему?

2) Как предупредить конфликты?

Инструкция. Детям предлагается удобно расположиться. Спина выпрямлена, голова поднята — таким образом легкие будут лучше наполняться кислородом, а мозг — лучше работать. Включается спокойная музыка.

Слово педагога-психолога: Сейчас мы совершим путешествие к морю. Используя свою фантазию, создадим тот мир, который хотим увидеть.

Сделайте четыре глубоких вдоха… Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение дыхание… медленно выдохните.

Ваше тело успокаивается, расслабляется, голова начинает работать еще лучше. Представьте, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Ласково светит солнышко. Мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Закрываете глаза, слушаете звуки моря, плеск волн, крики морских чаек… Они лениво летают в синем небе. Вам хорошо и спокойно. Вы смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек, чувствуете запах свежего солоноватого морского воздуха, слушаете ритм моря, чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня… (Пауза.) А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату…

Вопросы для обсуждения:

1) Какие эмоции и ощущения вы испытывали?

2) Как изменилось состояние после релаксации?

3) Как релаксация может помочь в трудных жизненных ситуациях?

11. Упражнение «Живая анкета»

Инструкция. Участникам по кругу предлагается ответить на следующие вопросы:

1) Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

2) Что тебе понравилось? Что не понравилось?

Источник

Оцените статью