Тренинг для психологов по эмоциональному выгоранию

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
материал

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченности участников; обучению их методам саморегуляции поведения; обучению снятия психоэмоционального напряжения.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_pedagogov-psihologov_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya.docx 27.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 29 г. КЫЗЫЛА

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Тренинг для педагогов младших групп детского сада

по профилактике эмоционального выгорания

Цель: знакомить с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развивать групповую сплоченность участников; обучить их методам саморегуляции поведения; обучить снятию психоэмоционального напряжения.

  • развивать позитивные взаимоотношения в коллективе, создавать условия для сплочения;
  • повышать стрессоустойчивость участников;
  • развивать коммуникативные навыки, и навыки самовыражения в коллективе;
  • осуществить профилактику профессионального выгорания.

Материалы и оборудование: музыкотерапевтическая подборка (на мотивацию к действию, для релаксации); магнитофон; USB-носитель; заранее подготовленные памятные подарки для каждого участника группы (яркие закладки для ежедневников из бумаги для оригами); ручки или карандаши; разноцветные стикеры; листы бумаги; оценочные таблицы.

Ведущий: — Профессия педагога ДОУ, как и педагогов других образовательных учреждений – это один из самых деформирующих личность человека видов деятельности. Исследователи отмечают, что у педагогов дошкольных учреждений существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». Деятельность педагогов, психологов характеризуется высокой личностной включенностью в педагогический процесс, связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов.

С каждым годом планка по отношению к педагогам поднимается все выше и выше: это и требования со стороны родителей, и творческий подход к работе, и проектная деятельность, и инновации.

Вместе с учебной нагрузкой растет и нервное напряжение педагога, в связи с этим усугубляются многочисленные страхи: страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем.

Все эти ситуации приводят к «эмоциональному выгоранию». «Эмоционально выгоревшие» педагоги более агрессивны, у них повышенная тревожность. Все это ограничивает свободу, профессиональный рост.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

— Перед началом тренинга мне хотелось бы узнать, каковы ваши ожидания от тренинга. Их вы можете написать на стикерах и прикрепить к мольберту.

Необходимо сделать оценку данных ожиданий, обсудить, поблагодарить участников.

1. Без опозданий.

3. Конфиденциальность. Все, что произошло в этой комнате, останется здесь.

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: Настроить присутствующих на мажорный лад.

Ведущий: — Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично мы произносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм,

Е – воздействует на щитовидную железу,

И – воздействует на мозг, глаза, уши,

О – воздействует на сердце и легкие,

У – воздействует на органы, расположенные в области живота,

Х – помогает очищение организма,

ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Имя и поза». Ведущий предлагает по очереди назвать свое имя и занять какую-нибудь позу, показать жест, а все участники громко называют имя, копируя позу.

Упражнение «10 секунд».

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их за 10 секунд. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой человек! И потому мы разные!

Итак, пока ходят участники, ведущий дает задания :

  1. Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого их нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да? Продолжаем ходьбу!
  2. Распределиться по стилю обуви! (счет, проверка).
  3. По длине волос.
  4. По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
  5. По цвету брюк, юбок.
  6. По цвету глаз.
  7. По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Ведущий: — Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы? Как себя чувствуете? Готовы ли к работе?

Существует много методов и способов снятия напряженного состояния, саморегуляции. Их очень много. И вы такие упражнения и игры тоже знаете, но применяете ли вы их для себя? Дома, с родными, близкими…

Упражнение «Порой я балую себя».

Цель: познакомить участников с приемами снятия нервного напряжения, описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Инструкция: — Вспомните и составьте список дел, которые вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Напишите, как вы балуете себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь себе приятное.

Рефлексия: участники высказываются в свободной форме о том, какие способы больше всего им понравились, какие они могли бы чаще пробовать использовать в будущем.

Упражнение «Посещение зоопарка».

Слово ведущего: В детстве все мы любили ходить в зоопарк. Мы сейчас поиграем в игру «Посещение зоопарка». Один присаживается на стул, а другой становится сзади него. Потом меняются местами.

Я тем, кто стоит, буду говорить, что делать. Итак.

В зоопарке утро. Служащие зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные).

Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

Упражнение «Стряхни». Ведущий: — Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос, когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились (всего 30-60 секунд).

Упражнение «Полет белой птицы». Ведущий : — Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога – сверху.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.

В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.

Я лечу в спокойном синем небе, подо мной – спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, отдыхаю.

Ступней моих ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Ноги стали легкими и сильными. Приятная прохлада заполнила живот, спину. Я чувствую себя легко. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Мне легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Я делаю три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!

Завершение. Ведущий просит всех участников тренинга на стикерах написать то, что они получили от данного мероприятия, оправдались ли их ожидания, то есть провести субъективный анализ. Стикеры повесить на другой мольберт и провести анализ стикеров с двух мольбертов.

Ведущий: — Скоро настоящий праздник Весны и праздник всех женщин в мире, поэтому в преддверии этого чудесного праздника мне бы хотелось вам всем преподнести небольшие памятные подарки — закладки-оригами для ежедневников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП.

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д.

Профилактика профессионального выгорания.

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов&raquo.

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И.

quot;Синдром эмоционального выгорания» -– патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, возникающим в трудовой сфере.

laquo;Нет ничего увлекательнее, чем разгадывать загадки, заданные человеку его собственной природой».«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть са.

Источник

Тренинг «Эмоциональное выгорание». Практические упражнения

Ольга Колодяжная
Тренинг «Эмоциональное выгорание». Практические упражнения

I.Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

II. Практическая часть

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

4. Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего» Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд)следующий перечень:

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

7. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

10. Упражнение» Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода»ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Игровой тренинг на эмоциональное и познавательное развитие для детей второй младшей группы «Солнышко» Цель и задачи: 1) Способствовать развитию сенсорного опыта детей; 2) Развивать внимание, память, тонкую моторику пальчиков; 3) Обогащать.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Почему происходит эмоциональное выгорание педагога 25.09.2017. авторы Евстафьева С. А. Кушнерева Г. Ю. Проскурникова Е. А. Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального,.

Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков «Водичка, водичка, умой мое личико!» Цель. Вызвать у детей положительный.

Практические упражнения для родителей «Сочинение математических сказок вместе с детьми» Тема: «Сочинение математических сказок вместе с детьми» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Профессиональное выгорание» Профессиональное выгорание Введение В настоящее время во всех развитых странах, в том числе и в России актуальной.

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Эмоциональное выгорание педагогов В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: — Расширение опыта эмоционального.

Тренинг на выгорание педагогов. Упражнение «Приветствие» (с мячом) -Здравствуйте, меня зовут Мария. Я работаю педагогом – психологом в детском саду и т. д Упражнение.

Источник

Оцените статью