Транспортный стресс у животных это

ТРАНСПОРТНЫЙ СТРЕСС

По мере концентрации и специализации животноводства перевозки животных приобретают все большие масштабы. Значительное место в перевозках занимает транспортировка животных на мясокомбинаты. В процессе транспортировки у животных развивается острый стресс, проявляющийся потерей массы на 6—10 % и более, снижением резистентности и адаптивных возможностей, ухудшением качества мяса убойного скота и птицы. М. Ковальчикова и Е. Ковальчик (1978) считают перевозку самым тяжелым стрессом, который нередко приводит к гибели чувствительных особей.

Сила стрессовой реакции при транспортировке животных зависит от многих факторов: величины физической, психической и вестибулярной нагрузки, расстояния, продолжительности транспортировки и качества дорожного покрытия, климатических факторов, изменения привычного суточного стереотипа и др.

Перечисленные факторы, сопутствующие транспортировке, приводят к глубоким изменениям физиологических функций, к перенапряжению организма. О наступлении стресса при транспортировке животных свидетельствуют нарушения гормональной активности гипофиза и коры надпочечников, щитовидной железы, а также изменения морфологического и биохимического состава крови и показателей деятельности других органов и систем.

При транспортировке прежде всего необычным актом для животных служит погрузка их в транспорт, а при безвыгульном содержании даже сам выгон из станка к транспортным средствам. Беспокойная обстановка, крик, шум, необычный запах, подгон животных палками, ожидание транспорта, большая мышечная нагрузка в еще большей степени усиливают неблагоприятное действие транспортного стресса. При движении сказываются скученность, тряска и толчки, недостаток корма и воды, физическая напряженность, изменение температурно-влажностного режима, если животных перевозят не специализированным транспортом. Во время крутых поворотов, больших подъемов и спусков животных бросает из стороны в сторону, они прижимаются друг к другу и к стенкам машины, а иногда падают. При транспортировке животные часто вступают в драку за лучшее место, особенно если в перевозимую группу объединяют животных из разных производственных групп, станков, клеток. Следствием транспортного стресса являются потери упитанности и живой массы, снижение защитных сил организма, падеж животных, травматизм (переломы костей, раны, кровоподтеки и др.), ухудшение качества мяса, уменьшение убойного выхода, что наносит большой экономический ущерб хозяйствам и в целом стране.

Физическая и психическая нагрузки в период транспортных операций нарушают гомеостаз организма и приводят к значительным сдвигам в обменных процессах организма. Под действием транспортного стресса усиливается ферментативная и гормональная деятельность, увеличивается содержание в крови ряда ферментов (лактатдегидрогеназы, аспартаттрансаминазы, креатинфосфокииазы, щелочной фосфатазы), повышается содержание глюкозы, молочной кислоты, креатинина, азота, мочевины и мочевой кислоты, свободных жирных кислот, изменяется содержание кальция, магния, натрия, калия, йода. При перевозке свиней на расстояние 40 км активность лактатдегидрогеназы увеличивается до 715—729, на расстояние 80 км —до 621—698,1 при среднем значении в норме 275,1 м. ед/мл. Кроме того, усиливается функциональная активность коры надпочечников, концентрация кортикостероидов (11-ОКС) в крови увеличивается уже через 30 мин после начала транспортировки. Для покрытия резко возросших во время транспортировки энергетических затрат усиливается мобилизация гликогена из печени и мышечной ткани. Вследствие стрессового состояния после транспортировки у животных наблюдается недостаток витамина А, фосфора и других веществ, в результате чего замедляется их рост, увеличивается опасность заболевания органов дыхания, возникновения транспортной лихорадки.

Происходят также другие клинические, биохимические и гематологические изменения. При перевозке свиней автомобильным транспортом на расстояние 150 км в течение 3—4 ч повышаются температура тела, частота пульса и дыхания, в крови возрастает уровень общего холестерина, молочной кислоты, немного увеличивается количество лейкоцитов, общего белка, бета- и гамма-глобулинов, эритроцитов, гемоглобина, снижается резервная щелочность. Появляются признаки снижения естественной резистентности организма животных — понижаются бактерицидная активность сыворотки крови, фагоцитарная активность лейкоцитов, а также их агрессивность. Эти признаки, характерные для стадии тревоги, сохраняются в течение 7 дн. после транспортировки. Затем наступает стадия резистентности, при которой организм стремится прийти в исходное нормальное состояние.

Ясно выраженное возбуждение в первые часы транспортировки постепенно сменяется сильным угнетением, количество продуцируемого 11-ОКС резко падает, что свидетельствует о снижении активности обменных процессов, а также защитных сил организма. В результате сильного угнетения, усталости животных после завершения перевозки они зачастую тут же ложатся, отказываются и от корма и от воды.

Читайте также:  Препараты для улучшения настроения детям

Все вышеописанные изменения, происходящие в организме, указывают на усиление деструктивных процессов. Непосредственной причиной потери живой массы при перевозках служит обезвоживание тканей вследствие усиления энергетического распада углеводов и жиров. С увеличением времени транспортировки, при отсутствии кормов и воды потери живой массы у животных возрастают. Так, по данным А. Гранфол (1977), транспортные потери животных составляют в Дании 0,5, в ФРГ — 0,28—1,68, в Голландии — 0,15— 0,7, в Бельгии — 2,3, в штате Висконсин (США) — 2,3 %. За последние 20 лет отмечается четкая тенденция увеличения потерь. Во Франции за перевозку в течение 10 ч поросята теряют 10% живой массы. По данным английских ученых, потери живой массы свиней при 24-часовой транспортировке составляют 4 %, 48-часовой—-7,4 и при 72-часовой — 7,7 %. В среднем считается, что за один час транспортировки теряется 0,5 % живой массы. Примерно половина общих потерь живой массы приходится на первый день транспортировки.

В 1970 г. в ФРГ при транспортировке 20,4 тыс. свиней на мясокомбинат и бойни пало 1158 голов, а при перевозке 7900 племенных свиней для продажи на ярмарках пало 89 голов. По данным американских исследователей, в США во время транспортировки от стресса погибает 3—5 % свиней, что наносит убыток примерно в 135—225 млн. долларов. Этот экономический ущерб усугубляется потерями живой массы свиней. В Великобритании при ежегодной транспортировке 1,2 млн. поросят падеж составляет 10 350 голов. Транспортировка телят в течение 4 ч приводит к потере живой массы на 2,2 кг, а при перевозке их на расстояние 65 км потери достигают 7,3 кг на голову. Транспортные потери живой массы телят-молочников в количестве 4,6—7,8 % восстанавливаются лишь через 7—10 дн. На промышленном комплексе «Вороново» Московской области установлено, что при транспортировке телят в возрасте 14—15 дн. автотранспортом на расстояние от 100 до 610 км потери живой массы составили до 3,6 кг на одно животное (табл. 17).

При комплектовании комплексов по откорму крупного рогатого скота из хозяйств-поставщиков доставляют 10—15-дневных телят. Перевозка молодняка в этом возрасте связана также с влиянием и других стрессоров (привыкание к новым условиям комплекса, комплектование групп, перестройка кормления и др.), что служит одной из основных причин многих заболеваний телят (коли- и сальмонеллезная инфекция) в связи со снижением сопротивляемости их организма. На таких комплексах заболеваемость завозимого молодняка респираторными болезнями и болезнями органов пищеварения достигает 80 %.

Транспортировка, как сильный стресс-фактор, влияет не только на величину живой массы и выход туши, но и на обменные процессы в организме, на морфологический и биохимический состав крови. Количество эритроцитов увеличивается на 5,3 %, лейкоцитов — на 3,9%, гемоглобина—на 16%, общего белка — на 7,6 %• Такие изменения в составе крови свидетельствуют прежде всего об обезвоживании организма. Уровень 17-ОКС в результате транспортировки возрастает более чем в 2 раза. Происходят также изменения в лейкоцитарной формуле — количество эозинофилов за время транспортировки уменьшается в 3 раза, число лимфоцитов снижается на 6,1 %, а общее количество нейтрофилов, наоборот, возрастает на 11,3 %. Указанные изменения позволяют сделать заключение о несоответствии внешних условий требованиям организма и большой глубине стресс-реакции. Это подтверждается и значительными изменениями в состоянии резистентности организма. Так, бактерицидная активность сыворотки крови после транспортировки уменьшается на 16,7%, лизоцима — на 29,4%, комплемента — на 3,7ед/мл. В то же время количество бета-лизинов увеличивается на 7 % (табл. 18). Меняется и интенсивность фагоцитарной реакции нейтрофилов крови — завершенный фагоцитоз увеличивается на 7,1 %, индекс Гамбургена уменьшается на 40 %, а индекс Райта — на 9,2%.

Читайте также:  Румба всем хорошего настроения

Табл. 17. Изменения живой массы при транспортном стрессе

Возраст животных Расстояние транспор-тировки, км Живая масса, кг Потеря живой массы
До транспор-тировки После транспор-тировки кг %
41,9 39,9 2,0 4,77
62,6 59,0 3,6 5,76
64,0 64,0
44,6 43,6 1,0 2,24
53,1 50,5 2,4 4,90

Указанные данные свидетельствуют, о том, что под влиянием стресс-факторов при транспортировке угнетаются как гуморальные, так и клеточные факторы неспецифического иммунитета. Это следует учитывать, особенно при транспортировке животных из одного хозяйства в другое, так как послетранспортное ослабление защитных сил организма может привести к заболеваниям животных.

Источник

Транспортный стресс телят

Транспортный стресс телят – стрессовое состояние, возникающее у телят в результате транспортировки их автомашинами из хозяйств – поставщиков в специализированные хозяйства (комплексы) по откорму или выращиванию нетелей. Транспортный стресс отмечают в основном у телят 2-4 – недельного возраста. Транспортный стресс может стать одной из главных причин большой заболеваемости и отхода телят, не только в первые дни после доставки их на комплексы, но и в последующие периоды выращивания и откорма из – за ослабления резистентности организма и возникновения на этом фоне массовых желудочно – кишечных и легочных заболеваний как незаразной, так и инфекционной этиологии.

Этиология. Причиной стресса в период комплектования молодняком специализированного хозяйства, комплекса, служит, как правило, целый комплекс неблагоприятных факторов (стрессов). К этому в первую очередь необходимо отнести нарушение правил получения новорожденного приплода и выращивания телят в хозяйствах — поставщиках в течение первых дней жизни (нарушение элементарных ветеринарно – санитарных правил выращивания новорожденных телят в первые дни жизни – запоздалая выпойка первой порции молозива, отсутствие индивидуальных клеток для новорожденных телят, антисанитарное состояние профилактория, переохлаждение и т.д.), отсутствие антистрессовой обработки телят перед транспортировкой, нарушение правил транспортировки (переуплотнение, использование неприспособленного автотранспорта, перевозки на расстояния свыше установленных пределов, длительное голодание во время транспортировки и т.п.), нарушение в технологии приема молодняка на комплексе (размещение в холодных сырых помещениях, запоздалое кормление, растянутые сроки ветеринарно – санитарной обработки и др.).

Клиническая картина. У большинства перевозимых телят синдром стресса проявляется уже в период транспортировки или практически сразу после ее окончания. У телят появляется общая слабость, вялость, безразличный взгляд, отказ от корма, при движении телят регистрируем шаткость походки, у отдельных телят появляется профузный понос. При этом в большинстве случаев стресс в течение первых дней после транспортировки у телят не проходит, а усугубляется адаптационным стрессом, возникающим в результате приспособления животных к новой среде обитания. Обычно этот период на комплексах продолжается в течение 3-4 недель. При сильно выраженных стрессовых ситуациях телята начинают отставать в росте, а многие из привезенных телят заболевают желудочно – кишечными заболеваниями (диспепсия, колибактриоз, паратиф), бронхопневмониями или смешанными формами (пневмоэнтериты).

Диагноз на транспортный стресс телят ветспециалисты комплекса обычно ставят на основании массовых клинических признаков расстройства функций центральной нервной системы (слабость, угнетение, шаткость при движении), снижение прироста живой массы у привезенных телят и анамнестических данных (нарушение правил при комплектовании спецхоза завозимым молодняком).

Проведенным гематологическим исследованием стрессовое состояние у завезенных телят характеризуется снижением числа эозинофилов и лимфоцитов.

Профилактика и лечение. Основой предупреждения и ослабления транспортного стресса на комплексе по выращиванию телят должно стать строгое выполнение утвержденного для комплекса наставления или методического указания по комплектованию телятами спецхоза из хозяйств-поставщиков. В данном наставлении должно быть подробно изложены все этапы комплектования: правила получения приплода в хозяйствах –поставщиках, подготовка и отбор молодняка перед транспортировкой, требования к автотранспорту и методика перевозки, правила приема молодняка при поступлении на комплекс.

Телят их хозяйств – поставщиков отбирают ветспециалисты, зоотехники комплекса только здоровых, по достижению определенной массы тела (согласно заключенного договора), комплектование необходимо проводить группами по графику, в строго определенные дни. Перед отправкой телят подвергают санитарной обработке. Погрузку в скотовозы и транспортировку закупленных телят проводят в строгом соответствии с утвержденными санитарными нормами, скотовозы должны быть специально оборудованы для перевозки телят. Нахождение в пути закупленных телят не должно превышать, с учетом качества дорожного покрытия, в среднем 3-5ч при скорости движения автомобиля не более 50-60км/час. Во время движения водители не должны допускать резких поворотов и резкого торможения. По прибытию на комплекс выгрузка телят, их ветеринарно-санитарная обработка и размещение по группам на комплексе должна строго регламентироваться и проходит в соответствии с утвержденным наставлением.

Читайте также:  Что такое настроение человека для детей

Одновременно с общими организационно – хозяйственными и санитарными мероприятиями для профилактики транспортного стресса рекомендуется применять, лечебные средства, способствующие повышению естественной резистентности организма телят и снижению их нервной возбудимости. Ветеринарные специалисты в качестве нейролептиков используют аминазин, стресснил и другие сходные по действию на организм лекарственные препараты.

Аминазин вводится транспортируемым телятам внутримышечно за 30- 40 минут до транспортировки автомашинами в дозах: при перевозке на расстояние 30-60 км – 0,5мг/кг массы тела теленка, 80 – 160км – 1мг/кг и 180 – 300км -2мг/кг. В тех случаях, когда аминазин или стресснил используется внутрь, дозу лекарственного препарата необходимо увеличить в 2-2,5 раза. Чтобы завезенные на комплекс телята нормально адаптировались к совершенно новым условиям промышленного комплекса, за 2-3 дня до завоза и в последующие 3-5 дней на комплексе необходимо внутримышечно ввести 1раз аминазин в дозе 0,3мг/кг или стресснил в дозе 0,5 мг/кг.

Галоперидол – для профилактики и лечения вводят телятам внутримышечно в дозе 0,1 мг/кг по той же схеме, как и применение аминазина.

Лития карбонат – дают телятам внутрь в дозе 15мг/кг перед транспортировкой и по 10мг/кг массы 2 раза в день в течение 3-х дней подряд в период адаптации вновь завезенных телят.

Для профилактики транспортного стресса в качестве транквилизаторов можно использовать феназепам, нозепам, амизил, сибазон (седуксин) и другие пренпараты.

Так, к примеру, феназепам дают телятам внутрь по 0,3 мг/кг 1 раз в сутки в течение 3-7 дней. Нозепам (оксозепам) задают с кормом в дозе 0,3 – 0,5 мг массы животного 2-3 раза в день на протяжение 1-2 суток.

Для повышения резистентности телят при стрессе применяют экстракт элеутерококка телятам в дозе 0,2мл/кг один раз в день в течение 7-10 дней до транспортировки и 10-14 дней после нее. Перед тем как применить экстракт элеутерококка его перемешивают с небольшим количеством молока и равномерно распределяют между телятами. Перед транспортировкой телят и в последующие 5 дней адаптации на комплексе, для восполнения энергетических затрат телятам выпаивают глюкозу из расчета 2,5г/кг. Положительное антистрессовое влияние на организм телят оказывает введение телятам в течение 8-12 дней (за 3-5 суток до транспортировки в хозяйстве – поставщике и 5-7 дней после доставки на комплекс) витаминов А, Д2 и Е или тривитамина, тетравита по 3мл один раз в сутки за 1 час до транспортировки и в течение 6 дней подряд после поступления на комплекс. С лечебной и профилактической целью рацион телят в период транспортировки и адаптации обогащают витаминами А, Д, Е, С, В1, В2, В12, РР и другими. Предложены варианты антистрессовых препаратов, включающие транквилизатор, витамины, антибиотик, глюкозу, в частности ТВАГ и АНВАГ. Для профилактики и лечения антистрессовые препараты и смеси применяют в соответствии с наставлениями или методическими указаниями. Специалистам комплексов необходимо знать, что основой получения здоровых телят и устранение вредных последствий при транспортировке является выполнение правил подготовки и перевозки, а применение медикаментозных антистрессовых препаратов – вспомогательный фактор.

Источник

Оцените статью