Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
консультация

Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей, формирование активной целеустремленной личности.

Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
model_razvitiya_trudovoy_deyatelnosti.docx 25.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»

Доклад на педагогическом совете

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Воспитатель Коньшина М.С.

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей, формирование активной целеустремленной личности.

Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Вопрос о качестве трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе встает с особой остротой, т.к. трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях уделяется слишком мало внимания, трудовая деятельность детей становится все более эпизодичной, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.

Ещё одним немаловажным аспектом в данном направлении является заказ родителей на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее значимых для адаптации ребенка в социуме в будущей жизни, для воспитания стремления самосовершенствоваться.

Значительным фактором не эффективной работы воспитателей по данному вопросу является мизерное число пособий, выпускаемое в настоящее время по данному вопросу, а, следовательно, педагоги не имеют возможности познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.

Я хочу сегодня познакомить Вас с теми материалами по трудовому воспитанию, которые я подобрала и структурировала для удобства в табличный вариант. Итак, рассмотрим модель трудового воспитания.

Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результатов)

Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий.

Простейшие трудовые действия

Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий

Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых инструментах в игровой деятельности

Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:

  1. Предусмотреть, как будет организован труд детей.
  2. Определить эффективные формы трудовой деятельности.
  3. По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
  4. Подготовить необходимое оборудование.
  5. Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
  6. Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.

Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:

— учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;

— воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;

— трудовая деятельность детей носит искусственный характер, т.к. содержание труда не всегда интересно для детей, ребенок не видит его значимости.

— дети не испытывают положительных эмоций от труда.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными.

Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, позволяет им осознать свои возможности, испытывать радость от достигнутых результатов.

Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания хочу предоставить в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые трудности в стадии планирования трудового процесса.

Трудности в организации трудовой деятельности детей дошкольников.

Пути решения затруднений

Приемы решений затруднений

Мотивация трудовой деятельности

1. Интерес к процессу действий

  • интерес детей при помощи действующих героев;
  • создание проблемных ситуаций;
  • желание оказать помощь или научить кого-либо трудовому процессу.

2. Осознание смысла, общественной важности труда

— показ важности и необходимости результата труда.

3. Интерес к будущему результату

— значимый для ребенка результат.

4. Интерес к овладению новыми навыками

— интересно организованный процесс, с помощью привлекательного оборудования или осознания значимости для ребенка данных навыков

5. Соучастие в труде совместно со взрослыми

— субъект субъектные отношения (положительные эмоции во время трудовых действий, от делового общения во время труда;

6. Осознание своих обязанностей

— совместный труд последовательно распределенный, ведущий к общему результату, а качество результата зависит от каждого этапа (участника).

Соблюдение правил техники безопасности

  1. Объяснение целесообразности данных правил техники безопасности.

— объяснение необходимости выполнения данных правил техники безопасности, возможные неприятные результаты при их невыполнении.

  1. Разработка и изготовление знаков по технике безопасности.

— совместная деятельность с детьми, их творчество в данных вопросах.

  1. Необходимое количество для данного трудового процесса и числа детей, принимающих участие в трудовой деятельности.

— достаточное количество подготовленного оборудования позволяет избежать конфликтных ситуаций во время трудовой деятельности.

  1. Оборудование удобное и привлекательное для детей;

— адаптированное к детской руке, травмобезопасное.

— яркое, интересное, вызывающее желание «поиграть» и потрудиться.

  1. Правильная расстановка оборудования

— планирование удобного расположения оборудования, свободный доступ к нему.

— обсуждение необходимого оборудования для самостоятельной деятельности ребенка.

— использование схем – моделей, которые помогут подготовить рабочее место.

— возможные ошибки и их последствия.

Продумывание верной последовательности трудовых действий

Разработка и изготовление моделей последовательности трудовых действий

— четкое представление порядка трудовой деятельности, необходимого материала и оборудования для эффективно организованного трудового процесса.

— изготовление моделей понятных для детей, которые будут опорой для ребенка в ходе трудовых процессов.

Организация труда детей

Определение количества детей объединенных одним трудовым процессом.

Распределение обязанностей между детьми

— заранее планирование необходимого количества человек на определенный трудовой процесс.

— индивидуальная форма (ребенок, действует, самостоятельно получая результат);

— общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат).

— последовательно распределенный труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от партнеров темпа и качества их деятельности).

Формы трудовой деятельности

— Индивидуальные, подгрупповые, коллективные, общие, кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные, простые, сложные.

— Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные, систематичные.

— Общий труд, совместный труд.

Развитие положительных эмоций у детей в процессе труда и от полученных результатов

  1. Регулировка нагрузки на ребенка

— планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда, для того чтобы ребенок смог приложить усилие во время трудовой деятельности для получения результата и в то же время не переутомился, а, следовательно, не получил отрицательные эмоции.

  1. Вызвать интерес к будущей трудовой деятельности

— трудовая деятельность должна быть:

  • интересной для детей;
  • привлекательной трудовым процессом;
  • значимостью результата труда для самого ребенка;
  • интересной игровыми моментами и создаваемыми проблемными ситуациями.

— обеспечивать успешность ребенка в труде (ребенок должен испытывать радость собственных достижений).

— положительная оценка взрослых, своевременная помощь (подсказка).

Если педагог постоянно поддерживает трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах — трудолюбие станет чертой их личности.

Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.

Эффективными формами в данной ситуации являются:

— игровые и образовательные ситуации;

— использование моделей и схем в ходе трудового процесса.

Это положительно сказывается на активизации дошкольников, т.к. в таких ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы или игровой ситуации, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель же обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения данной проблемы в данных условиях.

Давайте и мы с Вами в нашем детском саду будем работать над отработкой системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, постараемся организовывать трудовую деятельность детей, учитывая те трудности и необходимые условия эффективной организации трудовой деятельности, которые мы уже обговорили ранее.

  1. Приобщаем дошкольников к труду: учебно-методическое пособие//Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 4.
  2. Совместная трудовая деятельность в детском саду //О.В. Литвинович – 2010. — №4. – с. 28-31
  3. Дошкольник и рукотворный мир//М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – с.160
  4. Трудовое воспитание в детском саду//Т. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –с.48

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации говорится об одном из разделов социально-коммуникативного развития — трудовой деятельности.

Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк.

Трудовое воспитание в ДОУ- важноесредство всестороннего развития личности дошкольника посредствомознакомления с трудом взрослых,приобщения детей к доступнойтрудовой деятельности.

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО.

ТРУД – это важнейшее средство воспитания,начиная с дошкольного возраста, в процессекоторого формируется личность ребенка,складываются коллективные взаимоотношения.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои.

Источник

Выступление «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»

ирина савинычева
Выступление «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников

в свете ФГОС ДО»

Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Для успешного решения этих задач, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.

Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольноговозраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Трудовая деятельность дошкольников реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.

Исходя из опыта работы других педагогов по трудовому воспитанию, я объединила оборудование по видам труда:

— в природном уголке – лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления;

в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий;

— для хозяйственно – бытового труда — щеточки и совки, фартуки, тазики, подносы;

— для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Я так же считаю, что использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому нужно приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.

Я глубоко убеждена, что только творческий подход позволит достичь хороших результатов в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях.

Трудовое воспитание начинается с самообслуживания. В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются,а так же приобретаются новые навыки самообслуживания: уход за волосами, обувью. Нужно стараться на конкретных примерах формировать у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников, разъяснять, как надо поступать,учитывая нужды других:

— посторониться в раздевальной комнате, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;

— при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям,

— не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя,

— попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо. Известно, что игра является ведущей деятельностью детей,поэтому кроме примеров в своей работе можно использовать различные игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры («Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.).

Раньше мы детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только помощник воспитателя (по требованиям новых СанПиН 2.4.1.3049-13, превращая детей в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Для решения этой проблемы можно проводить игры – соревнования «Лучшее рабочее место» (учить самостоятельно, готовить рабочие место и убирать материалы после занятия, «Кто лучше заправит кукольную кровать» (обучение заправлять правильно кровать).

Новые требования СанПиН 2.4.1.3049-13 сделали почти невозможным труд и в природе. Исходя из их требований, дети могут лишь поливать растения. Тогда возникает вопрос, как воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики.

Воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, может быть создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами.

Также каждый год обычно в феврале можно начинать наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности можно высаживать огурцы, помидоры, перец и высевать семена цветов. Обязательно заполнять дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду можно, например, раздать семьям для дальнейшего наблюдения и получения результатов — урожая, рассаду цветов высадить в цветники, а перья лука периодически относить на кухню поварам.

Практическое ознакомление и уход за животными может проходить в группе через реализацию семейных экологических проектов и участие в экологических акциях. В зимний период группа может принимать участие в конкурсе кормушек для птиц.Также можно активно привлекать родителей и организовывать совместные экологические акции: «Трудовой инвентарь своими руками», «Ландшафтный дизайн своими руками».

Через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел полезных окружающим формируются представления о содержании хозяйственно-бытового труда. Например, игра-соревнование «Самый лучший дежурный по столовой», которая учит самостоятельно, выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре или предлагаю навести порядок на веранде, подмести дорожки, стереть пыль со скамеек и столов, вымыть игрушки, перекопать песок в песочнице, навести порядок в шкафах с игрушками и материалами. Здесь важно добиться понимания детьми полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих. Достичь этого можно разными приемами. Например, нарисовать детям картину радости людей, которые получат от них помощь. Это активизирует деятельность ребят, вызывает у них желание выполнять работу более тщательно, добиваться лучшего результата. Оценивая трудовую деятельность ребят, нужно обращать их внимание на то, как хорошо поступил один из них, выполнил просьбу — навел порядок в шкафу с игрушками, хотя это не входило в круг его основных обязанностей. Для поддержания интереса детей к хозяйственно-бытовому трудуможно использовать такие методы как: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации.Игровые ситуации: «Золушка», «Служба быта», «Детский сад — наш дом»,чтение художественных произведений: «Аленушка» Е. Благининой, «У бабки была внучка» Л. Н. Толстого, «Мишкина каша», «Наш каток» И. Носова, а так же специальные экскурсии по ознакомлению с трудом дворника, повара, завхоза, включая в сетку занятий. Такие приемы педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу помогают сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную направленность личности ребенка, его трудовой деятельности.

Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, ли другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Так для обогащения представлений детей о профессиях можно создать картотеку сюжетно-ролевых игр («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др., В последнее время, экскурсии на предприятия стали не возможны по ряду причин, это высокие требования к перевозкам детей на транспорте и частное производство, и многое другое. Для решения этой проблемы можно разработать какой-либо проект («МИР профессий», в который вошли бы занятия, виртуальные экскурсии (в виде видеороликов) с участие родителей.

Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное,будь-то альбом или поделка: «Чудеса с грядки» (поделки из природного материала — с родителями, «Укрась новогоднюю игрушку»воспитателем, «Букет для мамы» (из ватных дисков — с воспитателями, «Рубашка для папы» (Композиция из цветной бумаги — с воспитателями). Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки и поделки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

В. А.Сухомлинский сказал: «Трудовое воспитание – это образно говоря,гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».

Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить.

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (опыт работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. СЛАЙД 3 Нравственно-патриотическое воспитание.

Аналитическая справка «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников» Сроки проведения: 16.10.17 г. по 27.10.17 г. Цель тематической проверки: определение уровня качества организации воспитательно-образовательной.

Педсовет «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой» «Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития» В. А. Сухомлинский Педсовет на тему: «Современные подходы в ознакомлении дошкольников.

Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новонукутский детский сад №2 Мастер-класс «Играем, обучаем, развиваем».

Современные подходы к обучению и воспитанию дошкольников. Лэпбук Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников. Bведение Дошкольное воспитание как первая ступень образования? на которой закладываются.

Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес.

Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 2 детский сад «Колокольчик» р. п. Бисерть Направление: СОВРЕМЕННЫЕ.

Современные подходы в организации работы по патриотическому воспитанию и реализации проекта «Темп» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д. С. Лихачев говорил: «Любовь.

Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности Булдакова В. Г., воспитатель МКДОУ №2 — д/с «Колокольчик» р. п. Бисерть Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Источник

Оцените статью