- Что важнее для человека: разум или чувства?
- Разум или эмоции: в чём разница рационального и чувственного выбора
- Что вообще рационально
- Что противоположно разумному
- Всегда ли возможно действовать логично
- Ошибки мышления определяют идею разумности
- Женщины просто более эмоциональны
- Невидимость чувств равняется отсутствию
- Рациональные действия приводят к успеху
- То рациональнее разум или чувства
Что важнее для человека: разум или чувства?
А действительно, что важнее для человека: разум или чувства? Над этим вопросом давно бьются лучшие умы человечества. Великие ученые мужи планеты строили теории, предположения, спорили до хрипоты, но, увы, получить однозначный ответ на этот вопрос им не удалось. Человеческая жизнь столь многогранна, что в области, где правят чувства, разум часто бывает бессилен. Так что же дирижирует жизнью? Разум или чувства?
Очень часто страсть, любовь «ослепляют» человека, парализуют его волю, заставляя совершать подчас необдуманные поступки. В произведении М. Булгакова «Морфий» акушерка Анна готовит своему возлюбленному, молодому доктору Сергею Полякову, зависимому от наркотиков, раствор морфия. Анна, будучи медиком, хорошо понимала, что с каждый уколом убивает Сергея, но, любя его, не могла отказать, сопротивляться. Конечно, Анна отдавала себе отчет в своих поступках, осознавала, что каждая доза приближает кончину доктора. Сергей Поляков, такой молодой, такой подающий надежды врач, погибает.
Данное произведение является примером того, как чувства, завладев человеком, могут подавить его волю и привести к плачевному результату.
Многие люди, когда речь заходит об их авторитете, отставляют все чувства в сторону и руководствуются одним лишь только разумом. Так, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» в образе мудрого и уважаемого запорожского казака Тараса Бульбы изобразил человека, для которого честь — не пустой звук. Узнав о предательстве Андрия, о его романе с польской панночкой, Тарас понимает, что «пропал казак, пропал бесславно, как подлая собака» и принимает страшное решение – убить сына-предателя, опозорившего его перед казаками. В Тарасе боролись два сильнейших чувства: безграничная отцовская любовь и чувство долга перед товарищами. Конечно. Такое решение далось отцу нелегко, но мудрый Тарас не пошел на поводу у своих чувств и защитил честь своей семьи, своего рода и всего казачества. Этот поступок является примером того, как человек с четкими моральными принципами может противостоять силе эмоций.
Могут ли чувства или разум единолично управлять жизнью человека? Я считаю, что нет. «Разум и чувство -две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», — писал В.Г.Белинский. Я абсолютно согласен с критиком, по-моему мнению, главное, чтобы разум и чувства жили в гармонии.
Источник
Разум или эмоции: в чём разница рационального и чувственного выбора
Журналист, писатель, редактор. Член Союза журналистов России. Заслуженный .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Логическое мышление, разумные решения и разумное поведение – многие люди хвастаются тем, что обладают этими навыками и действуют рационально. В конце концов, неудивительно, что человеку нравится иметь особенно позитивный образ самого себя, который льстит собственному эго. А вот действительно ли кто-то разумный человек и принимает ли рациональные решения — другой вопрос.
Предлагаем исследовать вопрос, что означают рациональность и разум, что им противоположно и почему это ценится больше эмоциональности.
Что вообще рационально
Даже в очень эмоциональных ситуациях нужен рациональный разум, направленный, целенаправленное мышление и четкие действия. Это работает так: не интуитивно, но с расчётом, взвешено, аналитически, логически, хорошо обосновано.
Термины рациональный и разумный основаны на желании сделать собственные решения и действия понятными для посторонних. Разумными считаются те действия, кодовые большинство считает целесообразными и обоснованными. Рационально мыслит тот, кто имеет веские причины для своего (сознательного) решения и может их назвать – особенно для достижения определенной цели.
Но поскольку цель и используемые средства часто оцениваются по- разному, не всегда ясно, что является разумным. Поэтому многие современные философы не видят единой рациональности, а скорее говорят о различных рациональностях одной причины.
Например, об объективной рациональности говорят, если что-то можно измерить в соответствии с законами естественных наук и математики. Ни в коем случае нельзя допускать ошибки приравнивания рационального к истинному. Оценка разумной категории всегда зависит от имеющихся на данный момент знаний.
Нехватка времени и пробелы в знаниях постоянно приводят к решениям, которые при ближайшем рассмотрении не будут рассматриваться как логическое следствие, то есть рациональный подход.
Что управляет вашей жизнью: разум или чувства?
Что противоположно разумному
В философии более высокая оценка рационального наблюдается со времен Просвещения. Французский философ Рене Декарт ввел в обращение фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую» в 17 веке и, таким образом, возвысил мышление над чувствами. Согласно этому прочтению, всякий, кто думает, разумен.
Разум и эмоции, то есть рациональность и чувство, были древней парой противоположностей с древних времен. Даже сегодня, вместо истинных эмоций, интуиция по большей части неверно интерпретируется как чувство.
Интуиция вполне может быть рациональной – вполне разумной в том смысле, что для решения есть веская причина. Однако, в отличие от других решений, человек в этом случае не может указать конкретную причину для чего-либо. Потому что интуитивное действие опирается на эмпирические знания, полученные в целом.
Точно так же эмоциональное не противоположно рациональному, потому что эти два понятия не исключают друг друга. Логически обоснованные решения можно преподносить с большим энтузиазмом, испытывая бурю чувств. А противоположность эмоциям – неэмоциональность.
На самом деле иррациональное противоположно рациональному. Иррациональные мысли и действия, как и рациональные, могут иметь место с эмоциональной вовлеченностью или без нее. Когда дело доходит до принятия важных решений, разумность рассматривается как сила. Только тот, кто взвешивает, приводит разумные аргументы, мыслит и действует логично, может регулярно добиваться наилучших результатов.
Не все принимают рациональные решения, некоторые предпочитают прислушиваться к своим эмоциям. Однако даже очень эмоциональные люди способны проанализировать ситуацию и поступить разумно.
Всегда ли возможно действовать логично
С точки зрения успешности необходимо, чтобы цели и процессы принятия решений были максимально рациональными. Это сложно сделать с целями, потому что они часто отражают личные оценки. Процесс принятия решений считается рациональным, если:
Giphy
- он последовательно нацелен на результат,
- учитывается анализ затрат и выгод,
- он структурирован и прозрачен для понимания третьими сторонами.
Суть в следующем: хотя рациональные решения так высоко ценятся и многие стараются делать все возможное, чтобы совершать фактически оправданные, логические, рациональные действия, люди не только эмоционально управляемы, но и жертвы своих собственных предрассудков.
И одно не обязательно должно причинять вред другому. Вера в авторитет – вот такой случай. Некоторые люди приписывают авторитетам больше положительных качеств – они, должны быть, чтобы каким-то образом дойти до этой позиции. Возможно, рационально с точки зрения человека, который верит в авторитет, но на самом деле предвзято.
Ошибки мышления закрадываются даже в самые разумные мысли. Например, часто люди принимают более благожелательные решения, когда тепло. Довольно старое, но интересное американское исследование пришло к выводу, что физическое тепло явно влияет на мышление.
Фото Linas Drulia on Unsplash
В первоначальном эксперименте участники недолго держали чашку горячего кофе или кофе со льдом и общались между собой. Те, кто держали горячие кружки, оценивали человека как «более теплого», дружелюбного и заботливого. Во втором этапе участники держали в руках терапевтическую подушку. Те, у кого была теплая лечебная подушка, значительно чаще выбирали подарок для друга, а не для себя.
Различные исследования показывают, что определенные обстоятельства могут легко повлиять на решения людей. Тем не менее сам процесс их принятия часто кажется рациональным – почему?
Люди обманывают. Потому что никто не хочет признавать, что он принял решение на основе сочувствия, личных предпочтений и очень субъективных и трудно поддающихся проверке критериев. Что угодно, только не эмоциональность.
Ошибки мышления определяют идею разумности
За повышением оценки рациональности стоят устаревшие представления и стереотипы о том, что за люди, какими личностными качествами они обладают и насколько они могущественны. Например, это:
Женщины просто более эмоциональны
Женщинам отводится большая эмоциональность (и, следовательно, меньшая рациональность), потому что они более чувствительны и, следовательно, менее устойчивы.
Image by mohamed Hassan from Pixabay
Напротив, человек вне зависимости от пола в основном подходит к вещам трезво и рационально. Ошибка такого мышления заключается в том, что эмоциональность связана с тем, что видно извне – например, когда кто-то плачет. Чаще всего на виду это делают женщины.
Так же неправильно приравнивать эмоциональность к отсутствию устойчивости. Оскорбление, если учесть, сколько женщин растят детей в одиночку, справляются с двойным бременем работы и воспитания детей.
Невидимость чувств равняется отсутствию
И наоборот, предполагается, что, если эмоции не видны, их тоже нет. Особенно на руководящих должностях считается преимуществом, если кто-то может контролировать свои эмоции. Представь себе деловых людей во время жестких переговоров, в которых один из участников потеет и отчетливо демонстрирует нервозность – ему придётся трудно. Но контроль над чувствами не является синонимом их отсутствия.
Переговорщик вполне может нервничать внутри, но правильно использовать язык тела. Поскольку он знает о возможных слабых местах, он заранее тщательно подготовился – совершенно разумный подход.
Рациональные действия приводят к успеху
Это основное предположение также неверно. Снова два простых примера: после тщательного рассмотрения кто-то приобрёл акции по согласованию с экспертами. Они были популярны, но затем происходит непредвиденное событие. Вопреки прогнозам, доля падает.
Фото автора cottonbro: Pexels
И наоборот, кто, возможно, сорвал Jackpot или очень преуспел в азартных играх, но это не имеет ничего общего с рациональными действиями. Шансы на выигрыш – один к миллиону. Тогда было бы гораздо разумнее вложить деньги на длительный срок.
Таким образом, понятно, что разум и чувства друг другу не противоречат, а являются важными частями одной личности. В процессе самопознания вполне возможно научиться контролировать эмоции и действовать рационально тогда, когда этого требуют обстоятельства.
Источник
То рациональнее разум или чувства
© 1997 by Albert Ellis Institute. All rights reserved
© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2021
© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2021
© Серия «Сам себе психолог», 2021
© Предисловие, Д. В. Ковпак, 2021
© Предисловие, Е. А. Ромек, 2021
Предисловие Д. Ковпака
Труды Альберта Эллиса ценны и по-прежнему актуальны в первую очередь тем, что сам автор рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) и сооснователь когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) излагает в них свои взгляды на природу человеческих проблем и пути их решения. Читателям этой книги по-настоящему повезло: они смогут познакомиться с этими важными идеями напрямую от их создателя, а не в пересказе.
Ценность публикаций Эллиса и в сохранении традиций и преемственности поколений, в возможности взять лучшее у известных мастеров своего дела. К сожалению, уже нет с нами Альберта Эллиса, ушедшего из жизни в 2007 году. К еще большему сожалению, многие специалисты забывают его богатое и важное наследие. Звучат и критические голоса в его адрес, в том числе обвинения в жесткости подхода и в отношениях с клиентами и коллегами. К моему, уже персональному, сожалению, мне не удалось застать Эллиса в живых и пообщаться с ним очно, хоть и посчастливилось учиться в созданном им институте в Нью-Йорке у его коллег и учеников уже после его смерти. Но все же мне очень повезло иметь возможность переписываться с ним в процессе написания диссертации в конце 90-х, посвященной когнитивно-поведенческой психотерапии тревожных расстройств. Это было незабываемое общение. Поэтому я на своем опыте могу составить впечатление о нем и сказать, что это был очень отзывчивый и замечательный человек. Он помогал понять очень многие вещи буквально в нескольких строчках своих ответов.
Что интересно, благодаря усилиям известного петербургского психотерапевта К. В. Павлова Эллис даже стал почетным членом Санкт-Петербургского студенческого психологического общества, дав официальное согласие. И во многом это символично, поскольку родители Эллиса (как и А. Бека) в начале двадцатого века эмигрировали из России. В 1982 году он был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира после Карла Роджерса (третьим был назван Зигмунд Фрейд), а в 1993 году – первым (Эллис, Роджерс, Бек). Альберт Эллис и Роберт Харпер в этой книге смогли изложить концептуальные идеи психотерапии и ее когнитивно-поведенческого направления ярко, наглядно, доходчиво и с фирменным юмором, который всю жизнь отличал Альберта Эллиса от многих других специалистов и стал его своеобразной визитной карточкой. Наглядно излагая модель возникновения эмоциональных расстройств под аббревиатурой АВС, авторы приводят много живых примеров, наполненных юмором и позитивным отношением к жизненным перипетиям.
В качестве главных причин психоэмоциональных проблем людей и их психических расстройств в РЭПТ рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки (ложные убеждения, ошибочные верования, идеи, предположения и тому подобные «иррациональные верования»). Десять ложных верований и десяток иррациональных установок, таких как долженствование, огульная оценочность и катастрофизация, непереносимость фрустрации, предсказания будущего и чтение мыслей, перфекционизм и прокрастинация, – как много вам предстоит узнать подробностей о себе, своих привычках думать и вести себя и, конечно, преодолеть с помощью эллисовской технологии эти необязательные для сохранения обременения, не позволяющие жить полноценной жизнью. Эта книга не только раскроет перед вами основные идеи одного из самых эффективных направлений психотерапии, позволит гораздо глубже понять себя, увидеть закономерности в своем поведении и жизни, тесно связанные со спецификой нашего мышления, но и позволит измениться настолько, насколько вы действительно, не на словах, а по-настоящему, хотите и готовы для этого приложить все усилия и имеющиеся у вас ресурсы. Эллис показал эту удивительную возможность и человеческую способность всей своей активной и творческой жизнью. До последнего своего дня, уже будучи больным в 93 года, Эллис продолжал общаться и помогать своим пациентам, коллегам и ученикам. Его революционные идеи, сохраненные в статьях и книгах, продолжают обогащать опыт многих профессионалов и увлеченных своим развитием людей. Эта книга может стать вашим отличным помощником на пути значимых изменений себя, своих отношений и своей жизни. Увлекательного и полезного вам чтения, настойчивого применения полученных знаний и формирования навыков проживания качественной жизни!
Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова
Председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
Вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации
Член исполнительного совета Международной ассоциации когнитивной психотерапии (IACP board member)
Член Международного консультативного комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee)
Дмитрий Викторович Ковпак
Правила независимости Альберта Эллиса. Предисловие Е. Ромек
Независимости А. Эллис (1913–2007) научился рано: «заброшенным» он почувствовал себя в два года, когда появился на свет его брат Пол, а в четырехлетнем возрасте Альберт начал ходить в детский сад: дважды в день он самостоятельно преодолевал довольно большое расстояние – целый квартал – до детского сада и обратно, так как у его матери, занятой уходом за младшим сыном, не было ни времени, ни сил сопровождать его. В 1918 г. семья Эллисов переехала из Питтсбурга в Нью-Йорк и поселилась в Западном Бронксе, там-то Альберт и сделал открытие, которое не только помогло ему справиться со многими жизненными трудностями, но и стало краеугольным камнем созданной им через полвека рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Еще в Питтсбурге он с нетерпением ждал, когда ему исполнится пять лет, чтобы пойти в школу, но оказалось, что в Нью-Йорке учиться начинают с шести лет. Поначалу Альберт ужасно расстроился, а потом, немного успокоившись, начал размышлять о том, как разные люди относятся к тому, что им не нравится. «Уж точно не одинаково! Некоторые – счастливы, другие впадают в уныние, третьи остаются безразличными в одних и тех же условиях. Похоже, у нас есть выбор, что чувствовать… Вот именно – выбор!
Так вот, в пятилетнем возрасте я сделал выбор. Я решил не отчаиваться из-за того, что меня не взяли в школу. Мне это не нравилось, и время от времени я вспоминал (с некоторым огорчением), что не получил того, что хотел. Однако нытью по этому поводу я предпочел неудовольствие. Мне это не нравилось. А почему, собственно, должно было нравиться?
Избрав, вопреки ограничениям, с которыми мне пришлось столкнуться, наслаждение жизнью, я с головой погрузился в освоение чтения вместе с Доном и исследование окрестностей со Стивом и начал жить хорошо. К моему удивлению в то время и в соответствии с моими “нормальными” ожиданиями позже, так случалось всегда, когда я отказывался потакать себе в страдании. Всякий раз, когда я отчаивался по какому-нибудь поводу, а потом по собственной воле прекращал переживать, я очень скоро находил приятные отвлекающие занятия, благодаря которым чувствовал себя хорошо. Я не просто переставал быть несчастным, я становился счастливым» (Ellis, p. 36–37).
Источник