- 3 буддийские истины, которые принесут вам мир и спокойствие
- Буддистская Истина 1: Дуккха («Страдание, Печаль или Разочарование»)
- Буддийская истина 2: Анитья («Жизнь — в постоянном движении»)
- Буддийская истина 3: Анатма («Вы меняетесь каждый день»)
- Новое видео:
- Наши переживания глазами Будды
- Основные идеи
- 1. Избегать пяти «ядов рассудка»
- 2. Не заводиться с пол-оборота
- Чем поможет медитация
- 3. Не подавлять, но рассеивать
- 4. Не путать любовь и привязанность
3 буддийские истины, которые принесут вам мир и спокойствие
Сколько времени тратит человек на размышления о том, что жизнь несправедлива, а одни проблемы и препятствия сменяются другими. Кажется, мы только тем и занимаемся, что преодолеваем препятствия и решаем проблемы. При этом чувствуем себя полными неудачниками, потому что как только избавляемся от одного — тут же возникает что-то другое. Получается замкнутый круг, вырваться из которого, обрести мир и спокойствие просто невозможно.
«Почему жизнь так несправедлива?» — ответ на этот вопрос мы ищем в других вещах. Читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку… Всё это не просто времяпровождение или развлечение — на самом деле каждый ищет свою правду, свою истину, свой свет, которые принесут долгожданный мир и спокойствие. Нам кажется, что как только узнаем то неведомое, то самое важное в жизни, сразу же избавимся от страданий и станем наконец счастливыми. Мы торопимся, мечемся, мучимся догадками, ещё больше запутываемся…
Получается, что все мы ищем ключ к тому, чтобы избавиться от страданий. Именно они, на наш взгляд, мешают обрести наконец спокойствие и наслаждаться жизнью.
Буддисты же не убегают от страданий. Они верят, что существует страдание; существует причина страдания; существует конец страдания и существует путь, ведущий к прекращению страдания.
В буддистском учении к страданию относятся не как к чему-то негативному, а как к неотъемлемой части жизни. На этом основываются 3 буддийские истины, которые принесут вам мир и спокойствие.
Буддистская Истина 1: Дуккха («Страдание, Печаль или Разочарование»)
Буддийская доктрина гласит, что «жизнь — это страдание». Однако люди часто воспринимают это утверждение, как что-то плохое и негативное. На самом деле суть сказанного состоит в том, что «жизнь может создавать препятствия, но это нормально». Буддисты говорят, что мы постоянно тревожимся и страдаем потому, что не понимаем духовного аспекта события или ситуации. Вернее — категорически отказываемся понимать. Вот почему переживаем повторение одних и тех же событий, которые вызывают чувство потери, печали, усталости, скуки и беспокойства. Мы принимаем лекарства, употребляем алкоголь, лишь бы только убежать от страданий и вызванных ими чувств, но искоренить «дуккху» (страдание) — не можем.
Что мы только не делаем, чтобы избавиться от страданий и печали, не осознавая, что страдание является частью процесса роста. Выходит, что мы всеми силами противимся своему духовному росту и совершенствованию. Самое печальное состоит в том, что чем больше мы убегаем от страданий — тем чаще они нас настигают.
Так существует ли надежда обрести мир и спокойствие? Буддисты говорят, что существует единственный выход — это принятие «Дуккхи».
Вопрос состоит в том, как можно применить буддийскую философию в повседневной жизни?
Желание большего, чтобы жить той жизнью, о которой всегда мечтали, приносит только ещё больше страданий. Мысли о том, чего вам недостаёт, только огорчают.
Так что же делать? Как принятие страданий может внести в жизнь спокойствие, если на самом деле лишь доставляет ещё больше страданий?
Очень просто: избегайте мыслей том, что желаете большего. Вместо этого будьте благодарны за то, что вам уже дала жизнь. Если вдуматься — очень много. Вы ходите, видите, мыслите, у вас есть пища и крыша над головой. Сколько людей много бы отдали, чтобы хоть раз пройтись своими ногами по Земле. Или увидеть лицо своих родных.
Стремление к идеальной жизни — не приносит ничего, кроме разочарований. Откажитесь от этого и избавитесь от ежедневного стресса по поводу того, что жизнь — «не такая». Она такая, какой и должна быть. Ни больше, ни меньше.
Помните, что все наши страдания даны не просто так. Каждое — это бесценный жизненный урок, необходимый для индивидуального роста.
Буддийская истина 2: Анитья («Жизнь — в постоянном движении»)
В соответствии с этой истиной, всё в мире находится в постоянном движении, и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Если и есть что-то постоянное, то это «изменение». Жизнь — это движение, которое не прекращается ни на долю секунды. Буддисты говорят, что мы никогда не можем вернуться в тот день, который уже прошёл. Они также верят, что будущее — это иллюзия. На самом деле оно — всего лишь отражение того, что мы делаем в настоящий момент.
Каждая клетка нашего организма меняется с каждым днём. Абсолютно всё претерпевает изменения: отрастают волосы, ногти, одни клетки кожи отмирают, другие — регенерируются и тд. Точно так же меняются наши мысли и наше сознание. И происходит это ежедневно, замечаем мы это или нет.
Мы так страдаем, потому что не понимаем, что ничто в этой жизни не длится вечно. В тот момент, когда осознаем, что всё и все меняются каждый день, жизнь изменится и разочарований будет гораздо меньше. Например, если вы примете тот факт, что ситуация, в которой находитесь сегодня, не может оставаться неизменной, потому что всё меняется и каждый день. А это в конечном итоге означает, что достигнете своих целей, несмотря ни на что. Вы можете не видеть происходящих изменений, но они все равно происходят. Ежесекундно!
Примите эту мысль: что жизнь находится в постоянном движении. Это освободит от страданий. Ведь если ничто не может длиться вечно — значит всё плохое рано или поздно сменяется хорошим и радостным.
Когда мы счастливы, то на душе так чудесно, что хотели бы, чтобы эти мгновения длились вечно. Но закон жизни неумолим: всё когда-нибудь заканчивается. И вот мы уже не можем наслаждаться счастьем, потому что его отравляет мысль о том, что рано или поздно оно закончится. А, что, если вы попробуете посмотреть на это совсем по-другому? Что, если вы сфокусируете всё своё внимание на настоящем моменте? Именно по той причине, что он скоро закончится? Если сможете понять, насколько могущественной силой обладают ваши мысли, то изменяя их — измените всю свою жизнь к лучшему.
Вы будете наблюдать, как она меняется каждый день, и это освободит от страданий. Всё, что следует делать — это жить настоящим моментом. Не горевать о вчерашнем дне, потому что туда ещё никому не удавалось вернуться. И не беспокоиться о будущем, так как оно — всего лишь иллюзия. Всё, что у вас есть — это настоящий момент.
Как можно достичь этого состояния сознания?
- Наслаждайтесь маленькими радостями в жизни. Мелочами, на которые раньше даже внимания не обращали. Научитесь принимать изменения, которые происходят каждый день.
- Не бойтесь, что то, что у вас есть, однажды исчезнет. Вместо этого используйте бесконечные возможности, которые жизнь дарит каждый день.
- Поймите, что всё плохое всегда заканчивается, потому что жизнь постоянно движется вперед.
- Живите осознанно и настоящим моментом. Это лучшее, что вы можете сделать.
Буддийская истина 3: Анатма («Вы меняетесь каждый день»)
Буддисты верят, что постоянного «Я» не существует. Важно понимать, что все меняется каждый день, и ваша личность, ваша сущность — также. Так как же достичь Анатмы? Как обрести мир в принятии того, что мы постоянно меняемся?
На самом деле нам мешает достичь мира и спокойствия непонимание и непринятие мысли о том, что все страдания — временны. Буддисты верят, что стремление к удовольствиям, материальным благам и бессмертию — вот корень всех печалей и страданий. Потому что все эти желания и потребности никогда не удастся удовлетворить.
Мы избавимся от страданий, только если примем тот факт, что меняемся каждый день, как и ситуация, в которой находимся.
Как мы можем использовать буддийские истины для достижения мира и спокойствия?
- Используйте любую возможность, чтобы заново открывать себя каждый день, вместо того, чтобы фокусироваться лишь на «истинном Я».
- Осознайте, что ваше «Я» не является постоянным, как и всё и все вокруг. Есть только то, что здесь и прямо сейчас, в настоящий момент.
- Принимайте и наслаждайтесь своей жизнью такой, какой она есть. Знайте, что завтра всё будет иначе. Ключ к миру и спокойствию — в ваших руках. Принятие — вот, что приносит мир и спокойствие, избавляет от страданий.
Новое видео:
Источник
Наши переживания глазами Будды
Эмоции сами по себе нейтральны, но приносят нам вред, если мы себя с ними отождествляем. Отстраниться от эмоций, чтобы они не имели над нами власти, – такой путь предлагает буддизм.
Основные идеи
- Избавляться от того, что волнует. Ненависть, зависимость, высокомерие – заставляют нас страдать.
- Брать под контроль эмоциональный всплеск. Самодисциплина, медитация и рассудительность помогут не терять самообладания.
- Любовь не должна быть эгоистичной. Любовь без зависимости свободна от капканов алчности и ревности, которые разрушают отношения.
«Основная цель нашей жизни – счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы – атеисты или верующие, буддисты или христиане, все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни – это движение к счастью ».* Но чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, о котором говорит далай-лама, буддизм предлагает собственный рецепт. Он состоит в том, чтобы отделить себя от собственных эмоций и тем самым освободиться от их власти. Ведь гнев, страх, ревность не только болезненны для тех, на кого они направлены, но и разрушают тех, кто их испытывает. За двадцать пять веков до появления современной психологии Будда обратил внимание своих учеников на то, что все происходящее с нами само по себе ни плохо, ни хорошо. Лишь мы сами – наш разум – воспринимаем события и поступки как радостные или печальные, обидные или вдохновляющие нас. Не обязательно быть буддистом, чтобы воспользоваться мудростью буддийского подхода к эмоциям: понять их причины, внимательнее отнестись к их проявлениям и постараться взять их под контроль.
1. Избегать пяти «ядов рассудка»
В буддизме нет понятия, эквивалентного нашим «эмоциям». Столкнувшись с западным представлением об эмоциях, некоторые тибетские учителя стали использовать в качестве перевода выражение «тсхор мьонг» (что буквально означает «опыт чувств»). Но этому термину еще только предстоит прижиться.
В буддизме же есть важное понятие «клеша» – в переводе с санскрита «страдание», «аффект» или «омрачение». Оно включает пять мешающих нам чувств, или «ядов рассудка»: страсть, агрессия, невежество, гордость и зависть. Все они выводят нас из равновесия, затрудняют мышление и вызывают страдания. Идея Будды в том, что все люди изначально обладают просветленной природой – спокойной, радостной, сострадательной, но, действуя под влиянием «клеш», то есть в «загрязненном» состоянии разума, они попадают в замкнутый круг: злость порождает чувство вины, вина вызывает тревогу, а та – снова злость. Чтобы разорвать этот круг, нужно понять причины возникновения «первичной» эмоции.
Все начинается с того, что мы чрезмерно привязаны к себе и своим желаниям. Мы хотим получить то, что нам нравится, и избавиться от того, что вызывает дискомфорт. И, когда реальность не отвечает нашим ожиданиям, возникают растерянность, досада или упадок сил, которые в дальнейшем порождают негативные и беспорядочные эмоциональные реакции. А действия, на которые нас толкают эти реакции, порождают еще большее страдание как в нас самих, так и вокруг нас. Для буддиста выход из этой ситуации заключается в медитации.
То, что мы привыкли считать положительными эмоциями, к клешам не относится. И целью буддизма является не абсолютный контроль над всеми эмоциями, а прекращение страданий. В своей книге «Искусство быть счастливым» далай-лама поясняет это так: «Душевное равновесие – это не апатия. Это вовсе не полная отрешенность и пустота. Основа душевного равновесия – любовь и сострадание. Этому состоянию свойственны эмоциональность и чувствительность».
2. Не заводиться с пол-оборота
Прекрасны или мучительны наши чувства, не столь важно, если мы не следуем им безоговорочно, как собака, бегущая по следу хозяина. Но наши эмоциональные реакции зачастую неосознанны, мы заводимся при малейшем противодействии, малейшей трудности. Когда кто-нибудь нам возражает, нашей первой реакцией может быть гнев, и мы начинаем сердиться; в дальнейшем, если мы злопамятны, у нас может возникнуть желание отомстить.
Но посмотрим на это иначе: разве ярость, которая на мгновение вселилась в человека, и есть этот человек? Определенно нет. И все же я злюсь на него, не различая человека и его ярость. Моя враждебность в отношении человека – чувство скоротечное, это ответ на ситуацию. Являюсь ли я сам этой враждебностью? Конечно, нет. Но, испытывая ненависть, мы привыкаем к ней, начинаем считать ее неотъемлемой частью себя. И это источник наших проблем, нашего страдания.
Я не отвечаю за действия других и не могу их контролировать, но я несу полную ответственность за то, как реагирую сам, и ничто не обязывает меня отвечать на агрессию агрессией. Наша задача – дистанцироваться от своих эмоциональных привычек с помощью медитации и самодисциплины и малопомалу освободиться от пагубных последствий наших страстей.
Чем поможет медитация
Медитировать – это прежде всего уделить себе немного времени, отставив заботы, обратить взор внутрь себя, в свое сознание.
И что же там – смятение в мыслях, ведущее к эмоциональному возбуждению? Первые попытки наблюдения за эмоциями приведут к неизбежному открытию: я завишу от своего сознания, а мое состояние – от тех мыслей, которые в нем возникают. Что же делать? Один из самых простых способов – сосредоточить свое внимание на вдохе-выдохе (или на рисунке, цветке, пламени свечи ) и возвращаться к этому объекту внимания каждый раз, когда вас отвлекают какая-нибудь мысль или вмешательство извне. Мало-помалу сознание начнет успокаиваться и станет более ясным. Теперь, сосредоточившись, начните наблюдать, какие мысли или эмоции у вас появляются: просто отмечайте их присутствие, не пытаясь ни отбросить их, ни управлять ими, иначе вы просто начнете подпитывать их своим вниманием. Если вам удастся сохранить состояние спокойного, благожелательного наблюдения, эмоции будут рассеиваться естественно, как волна, возвращающаяся обратно в океан, из которого поднялась. В этом состоянии легко совершить еще одно открытие: я – это не мои эмоции. В результате они постепенно утратят над вами власть и ваше сознание станет более свободным, ясным и спокойным.
3. Не подавлять, но рассеивать
Проблемой являются не сами эмоции, а то преувеличенное значение, которое мы им придаем. Преувеличивая эмоцию, мы лишь усиливаем ее. А те эмоции, с которыми мы себя отождествляем, оставляют в сознании след, который в дальнейшем может негативно повлиять на наши реакции: это «кармический след» эмоции, ответственный за наши будущие страдания.
Буддизм не призывает нас подавлять эмоции, блокировать негативные мысли или искусственно опустошать сознание. Медитация призвана трансформировать огромную психическую энергию, заложенную в нашем гневе или отчаянии, в радость и сострадание – не менее интенсивные. Но прежде, чем мы сможем осуществить эту трансформацию, нужно научиться давать своим мыслям простор и спокойно наблюдать за ними. Так мы позволим эмоции выйти наружу, показать себя и рассеяться, не оставляя травмирующих следов. Медитировать – значит быть естественным, что не имеет ничего общего с насильственным подавлением эмоций.
4. Не путать любовь и привязанность
Привязанности порождают страдания, заставляя нас верить, что мы навсегда сохраним предмет нашего желания или любви. Но рано или поздно нам придется расстаться с этим заблуждением. Чем сильнее была наша привязанность, тем острее страдания от потери того, что любим.
Причина в том, что мы нередко смешиваем любовь и привязанность. Любовь, как ее обычно воспринимают, почти всегда связана с чувством собственника: мой ребенок принадлежит мне так же, как и мой шарф. И так же, как я ожидаю, что шарф меня согреет, я ожидаю от ребенка, что он будет соответствовать моим требованиям. Но это не истинная любовь!
На самом деле в этом случае любовь служит проекцией наших проблем и средством для самоутверждения. Только когда любовь свободна от ограничений, наложенных нашим самолюбием и эгоизмом, она становится непредвзятой и бескорыстной и может принять все существа без различия.
В буддизме не говорят о «равнодушии», которое означало бы неприятие, отторжение. Речь идет об отсутствии зависимости. Нет ничего плохого в человеческой любви – лишь через нее наше сердце может открыться миру, но нужно постараться не попасть в сети алчности и ревности, которые в конце концов разрушают и нас, и наши отношения.
Источник