То чувство когда ощущаешь то что когда то было

10 теорий, объясняющих, почему мы испытываем дежавю

Всем знакомо тревожное чувство дежавю, когда испытывая какие-то ощущения, нам кажется, что мы были в этой ситуации раньше.

В течение нескольких секунд мы твердо убеждены в том, что уже были раньше в происходящем сейчас моменте, причем это убеждение настолько сильно, что мы почти можем предсказать, что произойдёт дальше.

Однако, это удивительное чувство проходит также быстро, как приходит, и мы возвращаемся в свою реальность.

Несмотря на то, что фактическая причина дежавю еще не подтверждена наукой, выдвинуто более 40 теорий, пытающихся объяснить феномен. Мы собрали для вас 10 самых интересных, которые заставят задуматься.

Теории дежавю

10. Смешивание чувств и памяти

Эта гипотеза пытается объяснить ощущение дежавю, связывая его с нашими сенсорными восприятиями. Известный психологический эксперимент, исследование Grant et al, показывает, что наша память зависит от контекста, а это означает, что мы можем лучше запоминать информацию, когда помещаем ее в ту же среду, в которой мы ее изучали.

Это помогает объяснить дежавю, показывая как находящиеся в окружающей среде стимулы могут спровоцировать появление тех или иных воспоминаний. Некоторые пейзажи или запахи могут толкнуть наше подсознание на вытягивание из памяти тех периодов времени, когда мы это уже переживали.

С помощью этого объяснения также понятно, почему одни и те же дежавю иногда повторяются. Когда мы что-то помним, это увеличивает активность наших нейронных путей, то есть мы с большей вероятностью будем вспоминать то, о чем часто думаем.

Однако, эта теория не даёт объяснений относительно того, почему происходит дежавю в отсутствии знакомых стимулов.

Как и предыдущая теория, эта гипотеза также связана с неправильной работой памяти. Когда мы изначально получаем какую-то информацию, наш мозг помещает ее в нашу кратковременную память.

Если мы будем возвращаться к этой информации, пересматривать, дополнять, то она, в конечном итоге, будет перенесена в долгосрочную память, потому что оттуда ее извлечь легче.

Элементы, хранящиеся в нашей кратковременной памяти, будут утрачены, если мы не сделаем попыток их «закодировать», то есть запомнить. К примеру, мы будем помнить цену купленной вещи только очень небольшой промежуток времени.

Эта теория предполагает, что когда человек получает новую информацию, мозг иногда может пытаться записать ее сразу в долгосрочную память, тем самым создавая неудобную иллюзию, будто мы это уже испытывали.

Однако, теория немного сбивает с толку, потому что не объясняет, когда именно, в какие моменты происходит сбой в работе мозга, хотя это может быть связано с небольшими неисправностями, которые есть у каждого из нас.

Эффект дежавю

8. Теория параллельной Вселенной

Идея заключается в том, что мы живём среди миллионов параллельных Вселенных, в которых есть миллионы версий самих себя, и в которых жизнь одного и того же человека проходит по разным сценариям. Эта мысль всегда была очень захватывающей. Дежавю добавляет вероятности её реальности.

Приверженцы этой теории утверждают, что человеческий опыт дежавю можно объяснить тем, что он пережил нечто подобное минутой ранее, в параллельной Вселенной.

Это означает, что независимо от того, что вы делаете, испытывая дежавю, параллельная версия вас делает тоже самое в другой Вселенной, а дежавю в этом случае создаёт своего рода выравнивание между двумя мирами.

Хотя эта теория довольно интригующая, она не подкрепляется большинством научных доказательств, что затрудняет её принятие. Однако, теория мультивселенной, согласно которой миллионы различных вселенных формируются постоянно случайным образом и лишь изредка создаются подобные нашей, всё же поддерживает эту гипотезу.

7. Распознавание знакомых вещей

Для узнавания какого-то стимула в окружающей среде мы используем так называемую память распознавания, которая известна в двух формах: воспоминание и знакомые вещи.

Воспоминание – это когда мы узнаём то, что уже видели раньше. Наш мозг извлекает и даёт нам ту информацию, которую мы ранее закодировали в нашу память. Узнавание на основе знакомых вещей имеет несколько иную природу.

Это происходит тогда, когда мы узнаём что-то, но не можем вспомнить, происходило ли это раньше. К примеру, когда вы видите знакомое лицо в магазине, но не можете вспомнить откуда вы знаете этого человека.

Дежавю может быть своеобразной формой узнавания на основе знакомых вещей, это и может объяснить настолько сильные чувства чего-то знакомого во время его переживания. Эта теория была протестирована в рамках психологического эксперимента, когда участникам было предложено изучить список имён знаменитостей, а затем коллекцию фотографий знаменитостей.

Среди фотографий были не все, кто был в списке имён.

Участники слабо узнавали знаменитостей только по фотографии, если их имён не было в списке, который они видели ранее. Это может означать, что дежавю происходит тогда, когда у нас есть слабое воспоминание о чем-то, что происходило раньше, но память недостаточно сильна, чтобы вспомнить, откуда мы помним тот или иной факт.

Интересно о дежавю

Теория голограмм – это идея о том, что наши воспоминания формируются в виде трехмерных изображений, то есть у них есть структурированная система кадров. Эта теория предложена Херманом Сно (Hermon Sno) и полагает, что вся информация в памяти может быть восстановлена всего лишь одним элементом.

Поэтому, если в вашей окружающей среде есть хоть один стимул (запах, звук), который напоминает вам о каком-то моменте в прошлом, всё воспоминание воссоздаётся вашим разумом подобно голограмме.

Это объясняет дежавю так, что когда сейчас нам что-то напоминает о прошлом, наш мозг воссоединяется с нашим прошлым, создаёт голограмму памяти и заставляет нас думать, будто мы проживаем этот момент сейчас.

Причина, по которой мы не узнаём воспоминание после момента дежавю, заключается в том, что стимул, вызывающий формирование голографической памяти, часто скрывается от нашего осознанного восприятия.

К примеру, вы можете испытать дежавю, когда возьмёте в руки металлическую чашку, потому что ощущения металла такое же, как от ручки вашего любимого в детстве велосипеда.

В вещих снах мы предсказываем что-то, что затем случается в будущем. А зачастую люди внезапно оказываются в ситуации, которую раньше видели во сне. Многие люди говорят о том, что видели сны о великих трагедиях задолго до того, как они случались (к примеру, гибель Титаника). Это говорит о том, что у людей действительно есть подсознательное шестое чувство.

Это может объяснить дежавю. В тот момент, когда мы его испытываем, возможно когда-то нам уже это снилось. Например, вам приснилась поездка по определённой дороге, а потом вы на самом деле оказываетесь на этой ранее незнакомой дороге.

То есть вы запоминаете эту дорогу по каким-то признакам, чтобы потом узнать. Поскольку сон – это не сознательный процесс, это объясняет, почему мы не понимаем стимул, но всё же чувствуем, что он нам знаком (дорога из примера выше).

Чувство дежавю

4. Разделённое внимание

Теория разделённого внимания предполагает, что дежавю происходит из-за подсознательного распознавания объекта в нашем опыте дежавю. Это означает, что наше подсознание вспоминает стимул, но мы этого не осознаём.

Читайте также:  Как заставить человека чувствовать себя должным

Эта теория была протестирована в эксперименте с участием студентов добровольцев, которым была показана серия изображений разных мест, а затем их попросили указать на знакомые фотографии.

Однако, перед началом эксперимента студенты увидели фото этих же мест, которые они никогда не посещали. Они видели фото в течение нескольких мгновений, поэтому сознание добровольцев не успело их запомнить.

В итоге студенты гораздо чаще «узнавали» незнакомые места, фотографии которых запомнило их подсознание. Это демонстрирует как наше подсознание способно запомнить изображение и позволить нам его узнать.

Это означает, что дежавю может быть нашим внезапным осознанием сообщения, которое получено нашим бессознательным. Сторонники этой теории полагают, что подсознательные сообщения мы получаем часто через интернет, телевидение и социальные сети.

Миндалина – небольшая область нашего мозга, играющая важную роль в эмоциональности человека (чаще всего она работает, когда человек испытывает гнев или страх). У нас два миндалевидных тела, по одному в каждом полушарии.

К примеру, если вы боитесь пауков, то именно миндалина ответственна за вашу реакцию и за её обработку, когда вы встретите это существо. Когда мы попадаем в опасную ситуацию, включается в работу наша миндалина, чтобы временно дезориентировать наш мозг.

Если вы стоите под падающим деревом, миндалина может «начать паниковать», что заставляет ваш мозг работать неправильно. Миндалину можно использовать для объяснения дежавю, если взять во внимание эту временную неисправность мозга.

К примеру, если мы оказываемся в ситуации, которая уже была с нами, но с некоторыми изменениями, то миндалина может спровоцировать у нас паническую реакцию (к примеру, мы оказались в квартире, с планировкой которой раньше сталкивались, но в этом случае мебель другая).

Эта паническая реакция, состояние временного замешательства, и является дежавю.

Общая теория реинкарнации заключается в том, что до того, как человек пришёл в эту жизнь, он прожил ещё несколько жизней. Несмотря на то, что есть некоторые интригующие рассказы людей, которые помнят точную личную информацию о себе из прошлой жизни, верящие в реинкарнацию говорят о том, что большинство из нас переходят в следующую жизнь, не помня предыдущую.

Это означает, что мы не несем прямым образом воспоминания из своей другой жизни. Сторонники этой теории утверждают, что мы входим в новую жизнь с набором сигналов, которые отражают состояние сознания.

То есть воспоминания, созданные на одном уровне сознания, не могут быть восстановлены в другом его уровне (к примеру, неспособность вспомнить что-то, находясь в состоянии алкогольного опьянения).

То есть дежавю происходит тогда, когда наше сознание в своем ненормальном состоянии. Теория реинкарнации объясняет этот опыт, ссылаясь на него, как на сигнал из предыдущей жизни. В окружающей среде может присутствовать какой-то стимул или спусковой механизм, позволяющий сознанию перейти на другой уровень.

Возможно, мы услышим определенный звук, запах или изображение из нашей прошлой жизни и на мгновение ее вспомним. Это объясняет, почему мы чувствуем, что переживаем прошлое в настоящем.

Однако с точки зрения науки эту теорию невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Все сводится к вопросу веры.

Теория глюка, пожалуй, самое причудливое и интересное объяснение в этом списке. Дежавю это непростая ситуация в жизни человека, которую он быстро забывает, когда она проходит, но если данная теория верна, то дежавю на самом деле может быть феноменальным событием.

Теория глюков описывает дежавю как кратковременное разрушение нашей реальности. Эйнштейн в своё время предположил, что такой вещи, как время, вообще не существует, его придумали люди, чтобы был порядок, и чтобы всё было структурировано.

То есть время может быть просто иллюзией, а дежавю в нём просто даёт нам небольшой перерыв. Это объясняет то, почему мы чувствуем, будто жили раньше. Если время – это то, чего не существует, то прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно.

Поэтому, когда случается дежавю, мы просто погружаемся в более высокий уровень сознания, где мы может одновременно переживать более, чем один опыт. У этой теории, однако, есть и более широкие следствия.

Если дежавю – это действительно ошибка реальности, то это может означать, что разрушение основ нашей Вселенной происходит каждый раз, когда возникает опыт дежавю. Некоторые люди полагают, что именно в момент дежавю можно увидеть НЛО, потому что этот таинственный опыт открывает мосты между разными реальностями.

Источник

Размытие границ времени. Ощущение уже пережитого

Встречается нарушение, при котором стираются грани времени. Прошлое, настоящее и будущее становятся в сознании пациентов одинаковыми категориями, они существуют для них как бы одновременно или, точнее, прошедшее время и будущее время воспринимаются ими одинаково актуальными с настоящим временем. «Представьте, — поясняет пациент, — что вы читаете книгу. То, что вы прочли, — это прошлое, что будете читать — это будущее, что читаете — настоящее. Но книга-то одна, и она лежит перед вами. Вот так же и время — в нем можно перемещаться в любом направлении прямо сейчас».

В данном случае существо расстройства сводится, полагаем, к тому, что мысленные образы прошлого и будущего воспринимаются пациентами как эквивалентные текущим реальным впечатлениям. Аналогичным является такое же нарушение пространственных отношений. Один из уфологов так объясняет в телепередаче относительность пространства. Он показывает на листе бумаги две точки и говорит, что эти точки могут находиться на противоположных краях Вселенной.

Размытие границ времени может являться симптомом серьезного психического заболевания. Диагностировать его поможет клинический психолог

Для обычного понимания пространства это означает, что перелет от одной точки к другой даже со скоростью света займет слишком много времени. Но если согнуть лист бумаги и сблизить вплотную эти точки, то окажется, что этот перелет окажется вполне реальным, не будет при этом никаких проблем и со временем. Действительно, для этого нужно совсем немногое: принять фантазию за реальность.

К проявлениям апперсонализации примыкает, полагаем, и группа таких симптомов, в центре которых находится чувство уже пережитое: deja entendu (eprovu, fait, pense, raconte, voulu, vu) — уже слышанное или воспринятое (уже испытанное, уже сделанное, уже «бывших мыслей», уже рассказанное, уже «бывшее желанным», уже виденное). Например:

«Решаю задачу по математике и чувствую, что делаю это повторно, когда-то я уже делал то же самое. На свадьбе возникло чувство, будто я уже выходила замуж и когда-то давно была точно такая же свадьба. Вижу сон с ощущением, что я уже видел его. Просыпаюсь и понимаю, что видел его впервые. Кашляю, и такое чувство, что так же я уже кашлял когда-то раньше». Одни пациенты при описании данного феномена делают акцент на рецепторной его составляющей («видел», «слышал», «воспринимал»), другие — на внутренних ощущениях («делал», «чувствовал», «читал», «думал», «вспоминал», «хотел»).

И.С.Сумбаев предпочитает поэтому термин deja vecu — «уже пережито» или «уже испытано» — как наиболее точно передающий феноменологию страдания. В немецкой литературе со времен Э.Крепелина указанные симптомы обозначаются как феномены идентифицирующих обманов памяти или парамнезий. В.П.Осипов называет их «ложными отождествлениями».

И.С.Сумбаев подчеркивает, что данному феномену свойственны такие особенности:

  1. он появляется только в отношении новых впечатлений; что касается привычных впечатлений, то последние могут восприниматься с ощущением их нереальности;
  2. возникает внезапно, но тем не менее плавно или так же внезапно исчезает;
  3. мнимое воспоминание существует одновременно с восприятием текущих впечатлений и чаще всего с той же их последовательностью;
  4. это параллельное воспоминание затрагивает воспринимаемое полностью, во всех деталях либо какую-то их часть;
  5. ложное воспоминание локализуется пациентами в неопределенном, часто весьма отдаленном прошлом или в прошлом вообще, так что они никогда не могут сказать, к какому конкретно времени это воспоминание относится;
  6. иллюзия повторяемости сопровождается абсолютной уверенностью в том, что актуальное событие или переживание имело место в прошлом и в данный момент только повторяется.

Достаточно часто «уже виденное» встречается у здоровых индивидов. («Никогда не виденное», между прочим, как у здоровых людей, так и у пациентов наблюдается на порядок реже. Если «уже виденное» действительно связано с апперсонализацией, то это является косвенным свидетельством того, что данное нарушение самовосприятия более распространено или чаще замечается пациентами, нежели деперсонализация.) «Уже виденное» в норме выглядит как редкое, мимолетное переживание, сопровождающееся легкой растерянностью, обычно без полной уверенности в реальности настоящего в прошлом. В такой форме оно зачастую бывает и у пациентов; оценивать его в подобных случаях как безусловное проявление патологии, по-видимому, не следует.

Явно болезненные варианты данного феномена характеризуются рядом признаков:

  1. значительной продолжительностью; в некоторых случаях болезненный эпизод может длиться несколько часов;
  2. абсолютной уверенностью в том, что актуальное событие или переживание в настоящее время только повторяется;
  3. чувство воспоминания актуального события или переживания связано только с объектами пассивного внимания; восприятие объектов в зоне произвольного внимания ложным воспоминанием обычно не сопровождается и
  4. наличием каких-то дополнительных нарушений. В числе последних могут быть такие:
  • «Воспоминание» настоящего может быть неоднократным, наподобие эхомнезии: например, за очень короткое время, где-то в пределах одной-двух секунд, оно повторяется до 3–4 раз.
  • Ощущение «уже пережитое» кажется пациенту многократным. Например, пациент ясно чувствует, что этого незнакомого человека или этот неизвестный ранее объект он уже воспринимал ранее несколько раз.
  • Пациент может почувствовать, что повторение настоящего относится не к прошлому времени, а к будущему; ему кажется или он уверен, что оно уже существует в будущем, он видел и знает это, например, из своих снов.
  • Пациент может считать, что параллельное воспоминание настоящего относится к другому человеку: тот, другой уже видел или переживал происходящее в данный момент.
  • Отставленное или отстающее от реально происходящего на некоторое время ощущение повторения настоящего в прошлом, например на несколько секунд или минут после того, как пациент непроизвольно вспомнит или ему по ассоциации припомнится недавно воспринятое или пережитое.
  • Нарушение последовательности в воспоминании настоящего в сравнении с тем, как данный момент воспринимается в действительности; например, предыдущие фрагменты воспринимаемого или переживаемого перемещаются на место последующих.
  • Наличие разного рода болезненных толкований феномена. Например, пациент считает, что повторяемое относится к «прошлой» его жизни или что оно «специально подстроено»; другой пациент считает, что эпизоды «уже пережитого» — «это не к добру», хотя его примета не подтвердилась ни разу.
  • Сочетание с такими нарушениями, как дереализация, криптомнезия, обманы восприятия, деперсонализация (например, «точно такой же голос я когда-то слышал раньше», «голос говорит, что он это уже слышал», «было раньше, но так, будто я оставалась в стороне и это меня не касалось», «такое было когда-то, но казалось нереальным, как приснилось», «меня заставили вспомнить, будто я видел это раньше», «бывало чувство, что я это уже когда-то видела, слышала, делала, то же читала. И в это время я как бы наблюдала за собой со стороны. Неужели, думаю, это была моя вторая жизнь?» и др.); отождествление «уже пережитого» с прошлой жизнью может иметь важные последствия. Так, больная с суицидными тенденциями не желает их реализовать, она не видит в этом никакого смысла, так как считает, что ее ждут очередное перерождение и новая жизнь, которая, по ее мнению, окажется еще более тяжелой. Иногда расстройство проявляется по отношению к сновидениям: во сне пациент чувствует, что он уже видел то же самое когда-то давно, во сне или в реальной жизни.
  • Восприятие «уже пережитого» является не плавным, непрерывным, а воспринимается как протекающее с изменением ритма, темпа, с какими-то толчками и выпадениями.
  • Необычный характер «уже пережитого». Например, больная говорит, что в незнакомых людях она воспринимает образы каких-то людей так, будто она видела их раньше и они ей знакомы.
  • Сочетание «уже пережитого» с болезненным предвосхищением. Так, пациент наряду с ощущением ранее пережитого чувствует, что он пережил также и то, что последует далее.

Феномен «уже пережитого» необходимо отличать не только от «нормального», как бы мимолетного его варианта, но и от другого расстройства. Сравним два высказывания пациентов. В одном из них больной сообщает, что, услышав, как кто-то рассказывает о своем сновидении, он почувствовал, что такой рассказ он уже когда-то слышал и воспринимает его повторно. В другом наблюдении больной сообщает о таком же рассказе. Но он вдруг вспоминает, что точно такое же сновидение было и у него месяц назад. В первом случае следует, очевидно, констатировать факт «уже виденного». Во втором речь идет о другом симптоме.

Приведем наблюдение И.С.Сумбаева. «Временами пациент переживает такое чувство, что те или другие воспринимаемые новые и незнакомые явления как бы имели место в его прошлом. В начале заболевания «уже пережито» характеризовалось большой длительностью, развертываясь непрерывно на протяжении ряда часов. Больному казалось, что дело идет о фактическом «повторении» действительности, что, по его мнению, достигалось или при помощи дорогостоящей подделки последней, или благодаря воздействию на его организм при помощи магических сил. Постепенно, по мере ослабления остроты психотических явлений. из непрерывной цепи «уже пережито» стали выпадать те или другие звенья, в результате чего остались только как бы отдельные фрагменты ранее единой картины.

В этот же период (больной) убедился в ее болезненной природе. (Он) стал испытывать чувство «уже пережито» не в момент восприятия того или другого явления, а спустя некоторое время; такое запаздывание возникновения «уже пережито» сначала равнялось 5–10 минутам, а в дальнейшем достигло 2,5 часа. Иногда в течение 5–10 секунд после восприятия тех или других объектов (пациент) испытывал колебание: возникла ли у него иллюзия «уже пережито» или нет, настолько переживалось им неопределенно и противоречиво в смысле отнесения перцептируемого к настоящему или к прошлому. (пациент был) не в состоянии установить определенный момент времени, когда воспринимаемое могло иметь место в прошлом. Обычные жизненные действия. никогда не становятся объектом «уже пережито».

Нередко при этом возникает ощущение, что предметы как бы не совсем реальны, и он вынужден ощупывать их руками, чтобы убедиться в достоверности их существования. В отдельные моменты (пациент) даже сомневался в собственном существовании. Иногда привычная обстановка, знакомые лица и т. д. оказывались в состоянии прекратить уже возникший феномен «уже пережито». Чаще объектом «уже пережито» у этого пациента были зрительные впечатления, реже — слуховые, сказанное им самим, совершаемые им действия, чтение, чувства, мысли, воспоминания. В подавленном настроении у него возникало чувство замедления течения времени.

Иногда у пациента возникал такой вариант данного феномена, когда переживания менялись местами в их последовательности. Например, пациент видел, как делают в/в вливание. В ощущении «уже пережито» сначала возникало представление о появившейся крови, а уж затем — самой процедуры попадания иглой в вену. По данным катамнеза, пациент решил, что его самонаблюдения феномена «уже пережито» представляют большую научную ценность. Он написал работу, пытался ее опубликовать. В текст работы среди прочего были включены объяснения врачей по поводу возможных причин этого феномена. Пациент был уверен, что это его собственные мысли, а врачи хотят присвоить их себе. Склонность присваивать себе чужие мысли, воспринимать их как свои собственные не является, как подчеркивают многие авторы, плагиатом, это криптомнезия».

Еще одна иллюстрация расстройства, внешне очень похожего на «уже пережитое». Больная шизофренией сообщает, что с детства и на протяжении ряда лет все воспринимаемое в настоящее время казалось ей знакомым, увиденным и пережитым когда-то ранее. Особенно отчетливым было это ощущение при чтении. У нее не было ощущения, будто она уже читала это ранее. Она чувствовала, что события, о которых она читала, являются частью ее личного опыта. Читая школьные учебники, она «вспоминала», что своими глазами видела динозавров, бои гладиаторов, была свидетельницей сооружения египетских пирамид, очевидицей крестовых походов, присутствовала на рыцарских поединках и т. д. Более того, она воочию видела, как из туманности возникла Земля, как зарождалась на ней жизнь. «Я чувствовала, что знала все это всегда и вспоминала это так ясно и с такими подробностями, будто случилось это совсем недавно, как вчера. Книги только помогали мне вспомнить пережитое, в них я не узнавала ничего нового для себя.

Я поняла, что моя душа существовала вечно или что во мне заключена мировая душа, она останется и после меня». Существует ряд гипотез о происхождении феномена «уже пережитое». Некоторые гипотезы основаны на тех известных фактах, которые показывают, что расстройство возникает в связи с очаговыми повреждениями головного мозга. Установлено, например, что «уже пережитое» наблюдается в случаях поражения височно-теменной доли, ствола мозга и мозжечка, мозолистого тела. Из этого, однако, не вытекает, что данный феномен является симптомом локального органического повреждения головного мозга.

Другие гипотезы так или иначе сосредоточены на роли прошлого опыта в развитии нарушения. Так, У.Джемс, изучая «уже пережитое» на себе, приходит к заключению, что «оно представляет всецело неясное припоминание, в котором одни элементы возобновились перед сознанием, а другие нет». Э.Крепелин, В.П.Осипов считают, что при «уже пережитом» текущие впечатления вызывают неясное впечатление о прошлом, причем образ воспоминания нарастает, тогда как текущее впечатление медленно угасает. З.Фрейд полагает, что текущее переживание как бы завершает те подсознательные желания, которые ранее не могли реализоваться.

Ряд гипотез важную роль отводит интрапсихическим процессам, например эмоциям, интеллекту, вниманию. Так, П.Жане причисляет нарушение к расстройствам, при которых в первую очередь страдает функция настоящего, чувство реального — способность к активному вниманию. Поскольку, предполагает П.Жане, функция реального ослаблена, пациенту не удается вполне схватить то, что совершается, он не может сказать с уверенностью, является ли это настоящим, прошлым или даже будущим.

По Бергсону, «уже пережитое» есть воспоминание в данный момент данного же момента — это «воспоминание настоящего», возникшее одновременно с восприятием настоящего. Тем самым обращается внимание на то, что в сознании пациента одновременно и синхронно протекают два процесса: реального восприятия и мнимого воспоминания. А.С.Шмарьян подчеркивает тесную связь нарушения со сновидно-деперсонализационным расстройством сознания, возникающим при поражении теменно-височных структур головного мозга.

И.С.Сумбаев указывает, что «уже пережитое» возникает при определенных условиях, таких как дезинтеграция сознания, снижение чувства реального, ослабление активного внимания и др. В этих условиях происходит такое замедление апперцепции актуального представления, что оно до проникновения в сознание превращается в «юное воспоминание», еще тесно связанное с актом восприятия.

Основываясь на психопатологии «уже пережитого», упомянутых гипотезах и вышесказанном о нарушениях самовосприятия, выскажем следующее предположение. Ключевыми моментами в феноменологии «уже пережитого» являются, полагаем, такие:

  1. наличие двух одновременных потоков переживаний: один из них связан с восприятием, другой — с представлением прошлого;
  2. наличие деперсонализации в том, что называют «воспоминанием настоящего». В действительности наблюдается не акт репродукции, а отчуждение наглядных образов, отдаление их от настоящего куда-то в прошлое, отчего в глазах пациентов они превращаются в «воспоминания»;
  3. наличие апперсонализации в виде уверенности пациентов в том, что мнимые воспоминания актуальных впечатлений являются отражением реальных событий прошлого. Поэтому пациенты делают вывод, что воспринимаемое в данное время лишь повторяется с фотографической точностью, оно есть не более, чем эхо прошлого.

Если сказанное верно, то из него следует, что данный феномен является производным ряда нарушений самовосприятия. Во-первых, это диссоциация Я на две субличности. То обстоятельство, что пациент этого не осознает, не означает ничего кроме того, что расщепление Я носит в значительной степени неосознаваемый характер. На факт диссоциации определенно указывают два параллельных потока переживаний, как бы по одному в каждой субличности: в одной это восприятие настоящего, в другой как бы воспоминание настоящего.

Во-вторых, это деперсонализация в виде отчуждения одного из потоков переживания. Именно он воспринимается пациентами как некое воспоминание, локализованное в несуществующем прошлом.

В-третьих, это апперсонализация в виде твердой уверенности пациентов в том, что фантом и есть сама реальность, что им вспоминается что-то происшедшее на самом деле, а актуальное событие есть только повторение того прошлого. Эта уверенность явно диссонирует с тем, что пациенты не знают, когда состоялось мнимое событие.

Это предположение не объясняет, однако, следующих особенностей «уже пережитого»:

  1. наличия четкого разграничения двух одинаково реальных потоков переживаний, из которых один является как бы дубликатом другого; в случаях диссоциации Я такого обычно не наблюдается;
  2. наличия одновременно двух противоположных процессов: отчуждения и присвоения. В случае диссоциации Я это должно бы переживаться как раздвоенность Я на полярные субличности, как амбивалентность, например на Я-настоящее и Я-прошлое; о таком переживании пациенты с «уже пережитым», как правило, не сообщают;
  3. главное возражение состоит в том, что актуальное чувство Я и чувство Я, относящееся к далекому прошлому, идентичны, пациенты их не различают.

Речь, таким образом, идет не о собственно расщеплении, а как бы об удвоении чувства Я. В связи с этим полагаем, что «уже пережитое» — проявление другого нарушения самовосприятия, которое будет описано далее. Что касается формальной стороны дела, то «уже пережитое» более тяготеет к ауто-, а «уже воспринятое» — к аллопсихической сфере.

Источник

Читайте также:  Тест по стресса устойчивости
Оцените статью