Типы темперамента по канту это

Типы темперамента по канту это

Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия. (С современной точки зрения первые можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые — с активностью.)

Сангвиник определялся И. Кантом как человек веселого нрава, который представляет собой хорошего собеседника, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Такой человек полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может придавать чему-то чрезмерное значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утешается. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, способен ли он их исполнить. Это грешник: искренне раскаивается в содеянном, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, являются для него скорее игрой, чем серьезным делом.

Меланхолик характеризовался И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Нарушить же данное слово он не может — ему это неприятно. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.

Холерик — человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но так же легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает ненадолго; у него нет терпения и выдержки. Предпочитает руководить другими. Честолюбив, любит участвовать в различных церемониях, хочет, чтобы его все хвалили, поэтому окружает себя льстецами. Забота о других людях и великодушие у него показные — любит он только себя. Старается выглядеть умнее, чем есть на самом деле, и все время боится, что другие это поймут. Холерический темперамент больше, чем другие типы, вызывает противодействие со стороны окружающих, поэтому И. Кант считал, что его обладатели — несчастные люди.

Флегматик — это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам человек. Его недостатком оказывается склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Но, начав что-либо делать, он обязательно доводит дело до конца. Благоразумен, придерживается принципов и воспринимается как мудрый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а потому уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант полагал этот тип темперамента самым удачным.

Источник

Описание типов темперамента И. Кантом

Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы: сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства; холерический и флегматический — как темпераменты действия.

С современной точки зрения первых можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые — с активностью.

Сангвиник определялся. И. Кантом как человек веселого нрава, который представляет собой хорошего собеседника, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Такой человек полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может придавать чему-то чрезмерное значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утешается. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, способен ли он их исполнить. Это грешник: искренне раскаивается в содеянном, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, являются для него скорее игрой, чем серьезным делом.

Меланхолик характеризовался И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Нарушить же данное слово он не может — ему это неприятно. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.

Холерик — человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но так же легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает ненадолго; у него нет терпения и выдержки. Предпочитает руководить другими. Честолюбив, любит участвовать в различных церемониях, хочет, чтобы его все хвалили, поэтому окружает себя льстецами. Забота о других людях и великодушие у него показные: любит он только себя. Старается выглядеть умнее, чем есть на самом деле, и все время боится, что другие это поймут. Холерический темперамент больше, чем другие типы, вызывает противодействие со стороны окружающих, поэтому И. Кант считал, что его обладатели — несчастные люди.

Флегматик -это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам человек. Его недостатком оказывается склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Но, начав какое-либо дело, он обязательно доводит его до конца. Благоразумен, придерживается принципов и воспринимается как мудрый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а потому уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант полагал этот тип темперамента самым удачным.

Источник

ФОРМАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ВИДОВ ТЕМПЕРАМЕНТА. ОПИСАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И. КАНТОМ

Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия (с точки зрения современных подхо­дов можно первые связать с эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые — с активностью).

Сангвиник определяется И. Кантом как человек веселого нрава, который являет­ся хорошим собеседником, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Он полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может при­давать чему-то чрезмерно большое значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утеша­ется. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, спосо­бен ли он их выполнить. Он — грешник: искренне раскаивается в своих грехах, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, скорее являются для него игрой, чем серьезным делом.

Меланхолик характеризуется И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их вы­полнением. Нарушить же данное слово он не может: ему это неприятно. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.

Холерик — это вспыльчивый человек. Он легко раздражается и впадает в ярость, но также легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает не надолго: у него нет терпения и выдержки. Предпочитает руководить другими. Честолюбив, лю­бит участвовать в различных церемониях, хочет, чтобы его все хвалили, поэтому окру­жает себя льстецами. Забота о других людях и великодушие у него показные, так как он любит только себя. Старается выглядеть умнее, чем есть на самом деле, и все вре­мя боится, что другие это поймут. Холерический темперамент больше, чем другие типы, вызывает противодействие со стороны окружающих, поэтому И. Кант считает, что его обладатели являются несчастными людьми.

Флегматик — это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам че­ловек. Его недостатком является склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуа­циях, настоятельно требующих активности. Но, начав что-то делать, обязательно до­водит дело до конца. Благоразумен, обладает принципами и воспринимается как муд­рый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а посему уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант считал этот тип темперамента самым удачным.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА. НОВЫЙ ПОДХОД В. ВУНДТА

Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов В. Вундта (W. Wundt, 1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость для ощущения. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента — силу и быстроту изменения (стабильность-нестабильность) эмоции (чувства), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида (табл. 3.1). Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью образуют сангвини­ческий темперамент и т. д.

Таблица 3.1 Классификация темпераментов (по В. Вундту)

Быстрота изменения чувства

сильные слабые Быстрая Медленная Холерик Меланхолик Сангвиник Флегматик

Вильгельм Вундт ро

дился в 1832 году в Германии. Основатель экспериментальной психологии. В1879 го­ду открыл при Лейпцигском университете первый в мире институт экспериментальной психологии. Автор более 500 научных статей и книг по психологии, фило­софии, языковедению. Умер в 1920 году.

Таким образом, В. Вундт отошел от чисто описательного подхода к типам темпе­рамента, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Отсюда описа­ние типов темперамета может основываться не только на умозрительных заключени­ях, но и на объективных данных. Он же высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1230 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

ТИПОЛОГИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И. КАНТА И В.ВУНДТА

Вундт использовал в своей типологии представление о четырех ти­пах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим филосо­фом и врачом Гиппократом (Y- IY вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.).

Само слово „темперамент» имеет латинское происхождение (tempe-ramentum) и означает „надлежащее соотношение частей, соразмер­ность». Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психичес­кий склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости — кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстан­ции — твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический).

Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнес­пособной. На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: воз­никали их гуморальные обоснования, различия между типами относи­ли к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфоло-

гии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойст­вам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.

В конце XVIII в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил в своей „Антропологии» (1798) формаль­ное описание четырех типов темперамента.

Сангвиник определяется как человек веселого нрава. Он хороший собеседник, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Он полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Он ничему в жизни не склонен придавать большого значения, беззаботен и поверхностен: обещает и не выполняет своих обещаний, потому что никогда не обду­мывает заранее, способен ли он их сдержать; расстраивается, но не ис­пытывает глубоких отицательных эмоций и быстро утешается; может придавать чему-то огромное значение и через минуту забывать об этом навсегда. Он — грешник: искренне раскаивается в своих грехах, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утом­ляет, а занятия, которым он склонен предаваться, скорее, игры, чем реальная деятельность.

Меланхолик харктеризуется как человек мрачного нрава. Он недо­верчив и полон сомнений, готов во всем видеть поводы для тревоги и опасений. Он остерегается давать обещания, потому что детально про­думывает все трудности, связанные с их выполнением. Нарушить же данное слово он не может: ему это не столько неудобно, сколько не­приятно. Он редко веселится сам и не любит, когда веселятся другие.

Холерик — это человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впа­дает в ярость, но легко остывает, если ему уступают. Он очень активен. Начав что-то делать, действует очень быстро, но надолго его не хвата­ет: у него нет терпения и выдержки. Он предпочитает руководить дру­гими, предоставляя им доводить дела до конца, нежели действовать самостоятельно. Он очень честолюбив, стремится участвовать в раз­личных церемониях, любит, чтобы его во всеуслышание хвалили, скло­нен окружать себя льстецами. Его великодушие и забота о других лю­дях — показные. На самом деле он не любит никого, кроме себя. Для него нет ничего страшнее, чем встретить отпор со стороны кого-либо или стать объектом иронических замечаний: он выглядит умнее, чем есть на самом деле, и постоянно боится, что это откроется другим. Хо­лерический темперамент больше, чем все другие, вызывает противо­действие окружающих, и поэтому, как считает Кант, он самый не­счастный.

Флегматик — это человек хладнокровный, не подверженный аф­фектам. Его слабой стороной является склонность к бездеятельности даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Если же он начинает действовать, то уже не отступается от дела: „Тот, у кого в

крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит теп­ло». И эта его сильная сторона. Он лишен блеска, но благоразумен, обладает принципами и воспринимается как человек мудрый. Он ужив­чив и нечувствителен к нападкам. Он не раздражает людей и не задева­ет их тщеславия, но может, незаметно для них, подчинить их волю своей. Этот тип темперамента Кант считает самым удачным для его обла­дателя.

Два типа темперамента (сангвинический и меланхолический) Кант рассматривает как темпераменты чувства, два другие (холерический и флегматический) — как темпераменты действия. Кант не отрицает вли­яния свойств организма на темперамент, но его интересуют не они, а, прежде всего то, каким образом душа человека способна чувствовать и действовать.

Как полагают многие исследователи, Кант не внес в учение о темпе­раментах ничего принципиально нового, но, по определению россий­ского психолога А.А. Токарского, он санкционировал это учение сво­им описанием, и эта „санкция гениального ума» способствовала воз­рождению интереса к этой психологической области (А.А. Токарский, 1896). В частности, именно этим описанием четырех типов темперамента руководствовался Вундт, создавая свою типологическую схему.

Вильгельм Вундт (1832-1920) — немецкий психолог, философ и физи­олог, основатель экспериментальной психологии. В 1879 г. открыл при Лей-пцигском университете первый в мире институт экспериментальной психоло­гии. Предметом психологии считал выделение элементов сознания и выясне­ние связей между ними. Этот подход — структурализм или структурная пси­хология — был впоследствии разработан его учениками. Высшие психические процессы рассматривал как недоступные для лабораторного эксперимента и требующие культурно-исторического анализа. Им написано более 500 научных статей и книг по экспериментальной психологии, по психологическому анали­зу искусства, мифов и религии, по языковедению и философии.

Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, со­четания которых образуют разные типы темперамента, лежат две ба­зовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональ­ных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоцио­нальных реакций, второй — уровень стабильности эмоциональных ре­акций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реак­ций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств й! т.д. (см. рис. 3).

Рис. 3. Модель четырех типов темперамента по Вундту

Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому или иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.

Кроме того, типология Вундта не привязана исключительно к край­ним проявлениям тех психологических характеристик, которые свой­ственны разным типам темперамента. Так, например люди с разной силой эмоций могут быть отнесены к холерическому или меланхоли­ческому типу: главное, чтобы баланс силы — слабости эмоций был в пользу силы.

ТИПОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА КЛИНИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ (О. ГРОСС И К. ЮНГ)

В начале XX в. был предпринят ряд попыток создания психологи­ческих типологий, исходя из клинических наблюдений.

Хорошо известна типология Отто Гросса (1902), выделившего два41

типа психопатий. В основе его типологии лежит представление о пер­вичных и вторичных функциях. Первичные функции являются непос­редственной реакцией на стимуляцию, а вторичные — связаны с восста­новлением затрат энергии, ушедшей на первичную функцию.

Разные соотношения первичных и вторичных функций образует два типа. Один из них характеризуется глубокой эмоциональностью (т.е. интенсивностью первичных функций), которая связана с большими затратами нервной энергии и на восстановление которой требуется длительное время (длительная вторичная функция).

Второму типу свойственна меньшая интенсивность переживаний (т.е. первичная функция имеет низкую интенсивность), поэтому и период восстановления (длительность вторичной функции) оказывается короче. Чем короче вторичные функции, тем больше первичных функций может быть выполнено в единицу времени. Благодаря этому, люди, относящиеся ко второму типу, более активны, у них меньше скорость реакции на внешние стимулы и им легче переключать внимание с одно­го объекта на другой. У людей первого типа медленно восстанавлива­ющаяся готовность к действию способствует лучшей переработке ин­формации и ее более прочному запоминанию.

Типология Гросса в том виде, в котором она была описана авто­ром, почти не использовалась в психологии. Однако она повлияла на формирование представлений о когнитивных стилях, которые будут подробно рассматриваться во II части книги.

Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет со­бой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло­гических различий между ними.

Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровер-тированный. В основе различий между этими двумя типами лежит субъектно-объектная ориентация.

Для экстравертов характерна направленность на объект. Внешние по отношению к ним факторы — мнения других людей, общепринятые представления, объективные обстоятельства — определяют их поступ­ки и решения в значительно большей степени, чем их собственное, субъ­ективное отношение к окружающей действительности. Направленность на других позволяет им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Однако чрезмерная экстравертированность таит и ряд опасностей. Так, их собственное самочувствие или здоровье могут оказаться для них недостаточно „внешними» факторами для того, чтобы обращать на них внимание. Другой пример — это растворение в объекте. Полное подчи­нение своих интересов объективным требованиям может привести к взваливанию на себя непосильной работы и к нервному и физическому

Для интроверта решающими являются субъективные точки отсче-

та. У него субъективное всегда превалирует над объективным, и цен­ность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая, напри­мер, какое-то чувство, интроверт обращает внимания не на события или людей, которые эти чувства вызвали, а, прежде всего, на собствен­ные переживания. Интровертированная установка выражается и в том, что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весо­мым аргументом, чем внешняя реальность. Как говорит Юнг, собствен­ное мнение становится между интровертом и объективными фактами.

Кроме сознательной установки, оба типа — экстравертированный и интровертированный — имеют и бессознательную установку. Бессозна­тельная установка выполняет по отношении к сознательной компенса­торную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.

У экстравертов, при подавлении субъективного, компенсация, как естественно предположить, будет акцентировать именно субъективное. Поэтому бессознательная установка экстравертов является интровер-тированной (ориентированной на субъект) и выражается в эгоцентри­ческих устремлениях.

Карп Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии — направления психоанализа основан­ного на представлении о коллективном бессознательном, первый председа­тель Международной психоаналитической ассоциации. Начинал свою меди­цинскую практику под руководством Э. Блейлера (в Базеле) и П. Жане (в Париже). В 1907-1912 гг. был ближайшим сотрудником 3. Фрейда. После разрыва с 3. Фрейдом продолжает заниматься преподавательской деятель­ностью, частной психотерапевтической практикой и изучением мифологии и сновидений. В 20-х гг. участвует в ряде экспедиций в страны восточной Африки. В 1933 г. избирается президентом Германского медицинского пси­хотерапевтического общества, 1934 г. — основывает первое Международное медицинское психотерапевтическое общество. О своих интересах сам Юнг говорил: «Гигантский монстр человеческого прошлого. бремя человеческого сознания, проблема христианства — вот, что не дает мне покоя».

Компенсаторная функция бессознательной установки интровертов состоит в акцентировании значения объекта.

Если сознательная установка сильно преувеличена, то бессознатель­ное теряет свой компенсаторный характер. Так, например, интровер­ты в этом случае могут наделять объект опасными и магическими чер­тами. При этом, чем сильнее сознательная интровертированная уста­новка, тем больше тревоги и недоверия вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее становится общаться с окружающими. Идеа­лом становится необитаемый остров.

Экстраверсия и интроверсия характеризуют две больших группы людей. Но внутри каждой из этих групп наблюдаются значительные индивидуальные различия. Юнг их связывает с влиянием основных психических функций. Всего он выделяет четыре таких функции — мыш­ление, эмоции, ощущение и интуицию. Исходя из своего клинического опыта Юнг приходит к выводу, что у одного и того же человека все четыре функции не бывают развиты одинаково хорошо. Преобладаю­щая над другими психическая функция определяет соответствующий тип поведения. Два типа субъектно-объектной установки (экстравер-тированная и интровертированная) и четыре вида функций, каждый из которых может преобладать в обеих установках, образуют, таким об­разом, восемь более частных психологических типов.

Экспгравертированный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения исходя исключительно из рассу­дочных, интеллектуальных мотивов. Люди этого типа склонны созда­вать схемы (Юнг называет их „формулы») объективной реальности и руководствоваться этими схемами в своей жизни как непреложным за­коном бытия, не терпя никаких отклонений и требуя полного подчине­ния этим схемам ото всех окружающих. Они точно знают, как надо. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальнос­ти, то люди этого типа предстают перед обществом в виде новаторов и социальных реформаторов. Но, чем уже схема, тем больше вероятность, что представитель этого типа превратится просто в брюзгу, а служение своему идеалу не остановит его ни перед какими сомнительными с нрав­ственной точки зрения поступками: цель оправдывает средства. Экстра­вертам мыслительного типа свойственна неполноценность эмоциональ­ной сферы. Они редко сочувствуют людям и не ценят дружбы, им чуж­ды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством. Экспгравертированный эмоциональный тип характеризуется склон­ностью к эмоциональной оценке всего того, что его окружает и однов­ременно — к „правильным» эмоциям. Поскольку общей установкой эк­стравертов является направленность на объект, то и эмоции их обус­ловлены объектом. Они любят „подходящего» партнера, т.е. партнера, отвечающего определенным критериям (например, занимающего со­ответствующее социальное положение). Они ходят в театр и испыты­вают те эмоции, которые надо испытывать в театре. От их чувств веет холодом, и они воспринимаются скорее как притворство, нежели как истинная эмоция.

Экстравертированнй сенсорный тип определяет ценность объектов по силе ощущения: те объекты, которые производят наиболее сильные ощущения оказываются и наиболее ценными. Люди этого типа ориен­тированы на поиск удовольствия и наслаждения. При относительно небольшом превалировании ощущений над другими психическими функциями они производят хорошее впечатление на окружающих, яв-

ляя собой эстетов или, в более примитивном варианте, людей, предаю­щихся простым радостям жизни (хороший обед, обустроенный быт). При сильном преобладании ощущений представители этого типа ста­новятся неприятными: все, что они делают, рассматривается ими ис­ключительно как повод для получения приятных ощущений.

Экспгравертированный интуитивный тип стремится к открытию воз­можностей в окружающих его объектах. У него чрезвычайно тонкий нюх на все новое и необычное. Замечая нечто новое, он преисполняется энтузиазма, не может думать ни о чем другом, но, как только объект его бурной привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на что-нибудь дру­гое, сулящее новые возможности. Поскольку при этом его никогда не заботят нравственные аспекты, окружающие считают его человеком легкомысленным и даже авантюристом. Люди этого типа вносят не­оценимый вклад в общественную жизнь. Они не только замечают то, что может быть перспективным, но обладают способностью заражать своим энтузиазмом окружающих и воодушевлять их. Однако сами они редко пользуются плодами своих интуитивных прозрений, потому что переключаются на новые объекты, предоставляя другим доводить до конца то, что потеряло прелесть непознанных возможностей. Юнг пи­шет про представителей этого типа, что они „распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.

Интровертированный мыслительный тип характеризуется тем, что его суждения определяются субъектной направленностью. Его мышле­ние — это не воссоздание реальной действительности, а доведение не­ясного образа до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под имеющийся у него образ или во­обще эти факты игнорировать. Он склонен создавать теории ради тео­рий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа он стре­мится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Основные проблемы людей этого типа связаны с тем, что они не могут вступить в продуктивный контакт с другими людьми. Они не стремятся увлечь окружающих своими идеями, завоевать их поддержку. Если они увере­ны в правильности своих идей, то негодуют на общество, отказываю­щее их воспринимать, а люди, эти идеи критикующие или не понимаю­щие, вызывают у них исключительно раздражение. Они — плохие учи­теля. Окружающими они воспринимаются как люди неприятные, вы­сокомерные и властные. Однако те, кто знает их близко, видят их наивность и неприспособленность.

Интровертированный эмоциональный тип характеризуется внешним спокойствием, даже индифферентностью. Поскольку эмоции интровер­та субъектно ориентированы, они часто оказываются незаметны для наблюдателя, но на самом деле могут достигать необычайной глуби-

ны. Сдержанность в выражении эмоций воспринимается не только как
холодность, но и как негативная оценка окружающих. .

Интровертированный сенсорный тип, в отличие экстравертирован-ного сенсорного типа, ориентируется не на объекты, вызывающие ин­тенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объ­ектами. Поэтому, как только ощущение возникает, объект теряет цен­ность для представителей этого типа. На окружающих люди этого типа оказывают угнетающее воздействие. Представители этого типа непо­нятны и непривлекательны.

Интровертированный интуитивный тип порождает фантастов и ху-дожников, а при отклонении от нормы — мистиков. При выраженном преобладании интуиции над другими процессами и сами представите­ли этого типа, и продукты их творчества становятся непонятными для окружающих.

Характеризуя различные психологические типы, Юнг пытался вы­делить и положительные, и отрицательные стороны в проявлениях субъ­ектной и объектной ориентации, но отрицательные характеристики ему давались явно легче. Сильное преобладание негативного полюса при описании типов в сочетании с не представленным здесь описанием пси­хических отклонений, наиболее вероятных для каждого типа, отчетли­во указывает на то, что источником фактического материала при со­здании этой типологии послужил клинический опыт Юнга.

Путь от психиатрии к психологии является традиционным для ти- ] пологических концепций первой четверти XX в. Более развитая в этот период психиатрия обладала обширной фактической базой и стремле­нием к междисциплинарному анализу наблюдаемых явлений. Исполь­зование данных о психических отклонениях как крайних проявлениях нормальной психической жизни человека казалось естественным и для понимания механизмов, регулирующих функционирования мозга, и для описания индивидуальных различий.

Очень скоро стало ясно, что норма — сложнее патологии, а нормаль­ные психологические характеристики — значительно многообразнее в своих проявлениях, чем это представлялось при создании подобных типологий. Тем не менее, эти типологии сыграли немалую роль в раз­витии психологической науки: во-первых, они обратили внимание на индивидуальные различия между группами людей, а во-вторых, они смогли выделить существенные особенности психической жизни. Так, предложенное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровер­тов не потеряло своего значения до настоящего времени, хотя в смысл этих понятий вкладывается теперь несколько иное содержание.

Поскольку термины экстраверсия и интроверсия будут использо­
ваться и в дальнейшем в данной книге, в заключение этого раздела ос­
тановимся на отличиях в современном понимании от того, которое в
них вкладывал Юнг.46

Юнг видел различия между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентирова­ны на себя. В современном представлении различие между ними заклю­чается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты — на вещи, на неодушевленные предметы.

Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как два дискрет­ных типа. В современной психологии экстраверсия и интроверсия яв­ляются полюсами в непрерывном распределении этого свойства: кто-то может иметь максимально выраженную экстраверсию, у других — в максимальной степени будет выражена интроверсия, но большинство людей окажутся в середине между этими полюсами.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оцените статью