Типы эмоционального реагирования это

Уровни (виды, классы) эмоционального реагирования

С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.

Первый – это уровень органической аффективно‑эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем‑нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, – интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким‑либо человеком или событием и т. п.

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, связанные с определенным случаем, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно (…) наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств; 2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний; 3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности» (1999, с. 579).

Характерно, что С. Л. Рубинштейн ничего не говорит о настроении, а аффекты и страсти выделяет отдельно от этих уровней эмоционального реагирования, хотя и пишет, что они родственны им.

Отдавая должное попытке Рубинштейна наметить эволюционный путь развития мотивационной сферы человека (от эмоционального тона ощущений через эмоции к чувствам), что является очень важным методологическим подходом, следует все же признать недостаточную его разработанность. Это скорее наметки к дальнейшему развитию этого направления в изучении эмоциональной сферы. Тем более что С. Л. Рубинштейн (1957) аффективные процессы подразделял и по‑другому, а именно, на: 1) стремления, влечения, желания и 2) эмоции, чувства. Таким образом, в разряд аффективных у него попали и мотивационные образования. Оправданием этому может быть только то, что в них представлен и эмоциональный компонент. Но тогда есть опасность, что любое психологическое образование будет причислено к эмоциональным процессам.

А. Н. Леонтьев (1971) все эмоциональные явления разделил на три класса: 1) аффект; 2) собственно эмоции, включая стресс; 3) чувства, т. е. длительные и обобщенные отношения к себе и миру.

По Э. Хармсу (Harms, 1967), эмоциональные явления тоже делятся на три группы: чувства счастья – несчастья, удовольствия – неудовольствия и аффекты (ярость, ужас и т. п.). О. Эверт (Ewert, 1970) в традиционную триаду включил настроение, чувствование, или эмоциональную окраску, и собственно эмоции.

До сих пор имеются большие трудности в отнесении разных видов эмоционального реагирования к тому или иному их виду (классу), чему во многом способствует терминологическая неразбериха. Так, Макклелланд (2006) и радость, и удовольствие относит к эмоциям, хотя последнее может быть и самостоятельным видом эмоционального реагирования как эмоциональный тон ощущений. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание» (1984, с. 5).

С учетом приведенных выше характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения.

Многие физиологи, занимающиеся изучением эмоций животных, говорят об эмоциональном поведении как комплексе целенаправленных, сложных поведенческих проявлений определенного биологического содержания (например, В. А. Вальдман и др., 1976). В качестве примера приводится агрессивно‑оборонительное поведение, сексуальное поведение и др.

Рис. 1.1. Виды эмоционального реагирования.

Целесообразно объединить традиционную классификацию видов эмоционального реагирования с классификацией Смирнова и Трохачева, так как они не противоречат, а дополняют друг друга (рис. 1.1). В связи с этим встает вопрос о том, что теория дифференциальных эмоций, разработанная С. Томкинсом и К. Изардом и говорящая о существовании ряда частных эмоций, каждая из которых рассматривается отдельно от другой как самостоятельный переживательно‑мотивационный процесс, должна трансформироваться в концепцию дифференциальных эмоциональных реакций, в которую первая теория войдет составной частью, касающейся только одного вида пристрастного реагирования – эмоций.

Источник

Итак, учитываются два параметра (тип эмоциональной реакции и характер стимулов).

I. Тип эмоциональной реакции (специфика формы преобразования физиопсихической энергии).

1) Эйфорическая активность вовне (склонность к положительному эмоциональному реагированию). Энергетика воздействий (положительных, отрицательных или негативных) преобразуется, как правило, в позитивные психические состояния и поступки индивида, направленные на дело (позитивное рабочее взаимодействие), на окружающих (межличностное общение). Человек с таким преобладающим типом эмоциональной реакции с юмором относится к мелким неприятностям, легко переключается на другой вид деятельности (в том числе тогда, когда устает от умственных занятий). Для такого человека свойственны: созидательная, конструктивная активность, стремление к коллективным формам деятельности, созидательные идеи, предложения, решения, нескрываемый оптимизм, умение радоваться, свободное проявление положительных чувств, безусловная любовь к ближнему, т.е. принятие ближнего таким, каков он есть. Человеку подобного рода также свойственно свободное отношение к нравственности.

2) Рефрактерная активность вовнутрь (отсутствие однозначной эмоциональной реакции на воздействие стимула (раздражителя), амбивалентность (двойственность) переживаний, отсроченные психические реакции)). Рефрактерность – это состояние торможения активности, наступающее после возбуждения. Энергетический «прилив» обычно обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его поведение и некоторые психические проявления. Энергия воздействий остается «во внутреннем контуре», и, либо постепенно в нем гасится, либо пробуждает мощную внутреннюю психическую активность. Такой человек «зацикливается» на мелочах жизни, пассивно отдыхает после умственного утомления, сдерживает и копит обиду и т.п. Для такого человека свойственны: ритуальный, размеренный образ жизни, избирательность контактов, знакомств, партнеров по общению и взаимодействию. Человек такого склада предпочитает подчиненные («вторые») роли, он любит проводить время в одиночестве, фантазировать, мечтать, изобретать. Для подобных людей характерны размышления о мрачном, негативном, закрытость чувств.

3) Дисфорическая активность вовне (склонность к отрицательному эмоциональному реагированию). Энергетические «приливы» закономерно (для подобного рода людей) выливаются в негативные (по смыслу и значению) психические и поведенческие акты. У таких людей преобладают отрицательные по своему содержанию психические эмоциональные состояния, направленные именно на окружающую среду. Такого рода люди драматизируют житейские мелочи, утомившись, становятся раздраженными и неприветливыми, мстят обидчику, хороший совет их раздражает, дружеское участие приводит в негодование. Для этих людей свойственны: стремление разрушать, буйствовать, оппозиционность, враждебная активность, деструктивный интеллект, пессимизм, недовольство, разочарование, доминирование злобы и неприятия, безнравственность.

II. Характер стимулов (раздражителей). Здесь подразумеваются все те общественные воздействия, которые оказываются на человека. Все эти социально-психологические влияния подразделяются на три вида. Таким образом, через описание определенных условий и ситуаций, в данном тесте «заложены» следующие стимулы:

1) положительные обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением: хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, приятная шутка;

2) амбивалентные(или «как бы» нейтральные, безразличные) — они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл — почти все зависит от установок самой личности, от её тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества. Тем не менее, амбива­лентны (информационно неоднозначны) могут быть (объективно) и сами «стимулы»: новый деловой партнер вообще, спорная телевизионная передача, сомнительные идеи, незнакомые окружающие люди, неопределенная обстановка на работе, «жизнь в целом»;

3) отрицательные отрицательный смысл, значение чего-либо, какого-либо события: ощущение усталости, боязнь того, что надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни и т.п.

При этом, следует отметить, что не вызывает сомнений субъективный характер восприятия и оценки стимулов (эмоциональных раздражений) каждой конкретной личностью.

Анализ данных теста В.В. Бойко. На основании своих результатов (или результатов другого респондента) дайте субъектно-личностную интерпретацию выявленных вами параметров и качеств. При этом, обращайте внимание на характер и степень отклонения по отдельным характеристикам. Проанализируйте полученные результаты.

1. Производится сравнительный смысловой анализ степени (силы) выраженности (преобладания) того или иного типа эмоциональной реакции. Оценка психических эмоционально-действенных проявлений такова: 0-4 баллов – незначительная (низкая) выраженность, 5-9 баллов – умеренная («средняя») выраженность, 10-13 баллов – значительная (высокая) выраженность определенного типа эмоциональной реакции. То же, конечно в относительном понимании, относится и к стимулам. Далее нужно содержательно сравнить (сопоставить) выявленные степени (преобладающие формы) эмоциональной реакции между собой и сделать соответствующие научные выводы.

2. На основеопределения типа доминирующей реакции делается вывод об особенностях эмоциональной сферы личности в целом. При этом, безусловно, учитывается содержательно-смысловой характер стимулов («социально-психологических раздражений»), в ответ на которые человек «выдает» тот или иной тип эмоционального реагирования. Итак, по социально-психологическим критериям соотносятся и оцениваются между собой (по преобладающей частоте совпадений) стимулы («внешние раздражители») и типы эмоциональной реакции («внутренние ответы»).

3. Анализируются особенности, специфика эмоционального реагирования на тот или иной стимул окружающей среды, прежде всего – адекватность реакции (в тех или иных классах социальных ситуаций). Для этого производится смысловой анализ адекватности (уместности) реагирования по каждому пункту (суждению) по трем аспектам адекватности: 1) насколько реакция адекватна (соответствует) раздражителю и ситуации (социальным условиям); 2) насколько реакция адекватна (культурно соотносится) с теми людьми (с их социально-психологическими личностными характеристиками) с которыми производится взаимодействие; 3) насколько реакция адекватна психическому содержанию самого субъекта, – его личностным психологическим характеристикам (которые, в данном случае, определяются по тому, характерна ли для субъекта подобного рода реакция в других похожих ситуациях (вопросах) теста)).

Примечание. Данные обследований показывают, что «чистые формулы» («исключительные типы») преобразования энергии воздействий (эмоционального физиопсихического «ответа») встречаются редко и, обычно, их демонстрируют личности с ярко выраженным определенным видом темперамента (типом нервной системы), с определенными акцентуациями характера, с некоторыми элементами невротичности и т.п. Обычно, наиболее свойственны людям (в разных доминантных сочетаниях) смешанные типы эмоциональной реакции на воздействия окружающей среды. При этом, неоднозначно («личностно-дифференциально»), как правило, обстоит дело и с избирательностью реагирования индивида на определенные, по внутренней оценке (положительные, амбивалентные, отрицательные) стимулы (воздействия). Здесь, к тому же, следует учитывать «субъектную» (в зависимости от субъекта воздействия) специфику эмоциональной реакции воспринимающего индивида.

Источник

Основные типы эмоционального реагирования:

Кататимный типвозникает в стрессовых ситуациях. Реакции кратковременны, лабильны, психогенно обусловлены.

Голотимный типопределяется наличием полярности психопатологических состояний, эндогенной обусловленностью, относительной устойчивостью и периодичностью возникновения.

Паратимный типхарактеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональным проявлением и другими компонентами психической деятельности.

Эксплозивный тип– сочетание инертности, тугоподвижности эмоциональных проявлений с их взрывчатостью, импульсивностью.

I.Продуктивные эмоциональные расстройства подразделяются следующим образом.

Патология чувственного тона:

Патология эмоциональных состояний, отношений, реакций представлена следующим образом:

— тревога – немотивированное беспокойство;

— страх – выраженная немотивированная тревога.

— эйфория – повышенное настроение, сочетающееся с беспечной радостью, благодушием;

— экстаз – крайняя степень экзальтированно-восторженного настроения.

— амбивалентность, амбиверсия – сбалансированность двух противоположных тенденций, личностных установок, экстра — и интроверсии.

— мория – повышенное настроение, сочетающееся с дурашливостью, гримасничаньем, грубо неадекватным поведением.

Г) Нарушение динамики эмоций:

— эмоциональная лабильность (неустойчивость) – лёгкая изменчивость поверхностных, неглубоких эмоциональных проявлений;

— тугоподвижность (обстоятельность, вязкость) мышления – инертность ассоциативного процесса.

— слабодушие (эмоциональная слабость) – резко выраженная эмоциональная лабильность;

— эмоциональная монотонность – отсутствие адекватных (суточных, ситуационных) колебаний настроения;

— эмоциональное оскудение – утрата способности к тонким, адекватным происходящему эмоциональным реакциям;

— эмоциональная парадоксальность – ослабление адекватных происходящему эмоциональных реакций в сочетании с их оживлением на незначительные, случайные обстоятельства.

II. Негативные эмоциональные расстройства включают в себя следующие нарушения.

Сужение эмоционального резонанса.

Эмоциональная холодность (тупость) – утрата «эмоционального отклика» (способности к сопереживанию).

Воля – это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.

Среди разнообразных форм поведения встречаются такие, когда человек или животное не только реагируют на внешние воздействия, но активно ищут определенные объекты внешней среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами энергии и преодолением различных препятствий на пути к цели.

Такие формы активной целенаправленной деятельности были названы И.П.Павловым основными влечениями организма. Термин «влечение» в последние годы употребляется редко. Чаще используют синонимы — «побуждение», или «мотивация» (mover — движение, побуждение). В зарубежной литературе часто применяется понятие «драйв», соответствующее понятию «основные влечения» организма.

Мотивация – процесс целенаправленной, организованной и устойчивой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей. В мотивационной сфере выделяют несколько параметров: широта, гибкость и иерархия мотивов.

Наряду с мотивами и потребностями, которые могут выражаться в деланиях и намерениях, побудителем познавательной человеческой деятельности может быть и интерес. Данное мотивированное состояние играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний и отражений действительности.

К нарушениям волевой сферы (парабулиям) относитсябольшое количество симптомов и отклонений. Одним из более важных является нарушение структуры иерархии мотивов. Суть нарушения заключается в отклонении формирования мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей.

Другим нарушением считается формирование патологических потребностей и мотивов. В клинике данное нарушение проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям (абулия – «отсутствие» волевых побуждений, стремления к деятельности).

Анорексия– ослабление или отсутствие чувства голода. Нервная анорексия – состояние, характеризующееся патологической боязнью ожирения и связанным с этим жёстким ограничением питания. Часто приводит к тяжёлому истощению, представляющему опасность для жизни (у 5-18% пациентов).

Термин «нервная анорексия» не вполне отражает суть расстройства, поскольку анорексия означает отсутствие аппетита, а при этом заболевании аппетит не только не страдает, но даже может повышаться после приступов голодания. Только на поздних этапах болезни аппетит исчезает, так как вследствие постоянно вызываемой искусственной рвоты снижается кислотность желудочного сока, и происходят общие дистрофические нарушения. Больные доводят себя до истощения не из-за отсутствия аппетита, а из-за стремления похудеть вследствие болезненной убеждённости в собственной полноте. Они сознательно ограничивают не только количество, но и калорийность пищи. Однако при этом больные проявляют интерес к приготовленитю различных блюд для других членов семьи, что можно расценивать как сохранность аппетита и подавление влечения к еде.

ограниченный тип нервной анорексии. Во время эпизода нервной анорексии у пациента не бывает приступов переедания, он не применяет средства для очищения кишечника (вызывание рвоты, применение слабительных средств, клизм) или диуретиков (мочегонных средств);

нервная анорексия с приступами переедания и искусственным опорожнением кишечника. Во время эпизода нервной анорексии у пациента бывают регулярные приступы переедания, он применяет средства для очищения кишечника.

Булимия– эпизодическое, неконтролируемое поглощение большого количества пищи (переедание) с последующей рвотой, использованием слабительных средств или диуретиков, голодания или интенсивных физических упражнений, направленных на предотвращение прибавки массы тела (приступы переедания с последующим искусственным опорожнением кишечника).

Отечественные психиатры считают, что нервная анорексия и нервная булимия – это не два разных варианта, а стадии одного заболевания, при котором самоограничение в еде может перейти в булимию, либо нервная анорексия и нервная булимия сосуществуют.

Больные какое-то время ограничивают себя в еде, но затем не выдерживают голодания и не могут удержаться от поглощения больших количеств пищи: с течением времени развивается булимия. Хотя пациенты добиваются искусственной эвакуации пищи после эпизодов гиперфагии, далеко не всем из них удаётся достичь желаемого эффекта – похудания. Наоборот, масса тела постепенно возрастает, что побуждает пациентов вновь энергично выискивать средства для «борьбы с полнотой». Со временем гиперфагия с последующей искусственной рвотой может приобретать характер навязчивости, причём сам процесс еды доставляет удовольствие. Наряду с этим возможны аффективные расстройства – депрессия, реже эйфория, а также ипохондрические переживания.

Различают следующие типы расстройств:

нервная булимия с удалением пищи– пациент постоянно вызывает у себя рвоту или применяет другие средства для очищения кишечника (слабительные средства, клизмы) или диуретики;

нервная булимия без удаления пищи.

Нарушение контроля над побуждениями и расстройства адаптации – это неспособность противостоять импульсивно возникающим желаниям совершать опасные для себя или для окружающих действия. При удовлетворении этих желаний возникает ощущение удовольствия. Эти расстройства подразделяются на 6 категорий.

1. Перемежающееся эксплозивное расстройство. Эпизоды агрессии, в результате которых субъект причиняет вред окружающим.

2. Клептомания– непреодолимое влечение воровать в магазинах или другие виды краж.

3. Патологическое влечение к азартным играм.Часто повторяющиеся эпизоды азартной игры, которые влекут за собой социально-экономические потери, неоплаченные долги, криминальные действия.

4. Пиромания – умышленное совершение поджогов.

5. Трихотилломания– импульсивное выдёргивание у себя волос, приводящее к частичному облысению (очаговая аллопеция).

6. Нарушение контроля над побуждениями неуточнённое. Другие виды этих расстройств.

Дипсомания – непреодолимое патологическое влечение к запоям.

Гипербулия– патологическое усиление побуждений.

Гипобулия (понижение волевой активности) – ослабление побуждений.

Гиперкинезия – непроизвольно возникающее двигательное возбуждение.

Гипокинезия – двигательная заторможенность.

Яктация – двигательное возбуждение «в пределах постели».

Кататонический синдром– включает несколько симптомов:

— стереотипии– постоянное, почти механическое повторение какого-либо действия; характерный синдром шизофрении.

импульсивные действия— внезапно и неотвратимо (без «борьбы мотивов») реализуемые действия или влечения.

Негативизм — немотивированное противодействие любому воздействию извне.

Эхолалия – автоматическое повторение услышанных слов.

Эхопраксия – автоматическое повторение увиденных жестов, поз, действий.

Каталепсия (застывание в позе).

Особой разновидностью патологических признаков со стороны волевой сферы является симптом аутизма. Аутизм– это погружённость в мир собственных переживаний, проявляющаяся отсутствием стремления к общению, деятельности, познанию окружающей действительности.

Сознание свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире. Сознание – интегративная сфера психической деятельности, которая наряду с волевой сферой и интеллектом выходит за рамки отдельного познавательного процесса.

К. Ясперс выделил 4 формальных признака самосознания, нарушение которых является типичным для психической патологии:

— чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;

— осознание собственного единства в каждый момент времени;

— осознание собственной идентичности;

— осознание того, что «Я» отлично от остального мира.

Расстройства сознания разделяют на 2 группы:

— состояние выключенного сознания (обнубиляция, сопор, кома);

— состояние расстроенного сознания (делирий, аменция, онейроид, сумеречное расстройство сознания).

Синдромы помрачения сознания– преходящие, кратковременные (часы, дни, изредка недели) нарушения психической деятельности, для которых характерно сочетание таких признаков, как частичная или полная отрешенность от окружающего; различные степени дезориентировки в месте, времени и окружающих лицах; нарушение мышления с частичной или полной невозможностью правильных суждений; полное или частичное запамятование происходивших событий, отражавших содержание расстроенного сознания, или того, что происходило кругом, либо того и другого одновременно.

Оглушение– помрачение сознания с обеднением психической деятельности. При его лёгких степенях –обнубиляции сознания– преобладает вялость и пассивность, движения замедленны, речь обеднена. Больным трудно сосредоточиться, дать правильный ответ, о чём-либо спросить. Они плохо осмысливают происходящее. Настроение безразличное или с оттенком беспечности. При выраженном оглушении с трудом понимаются даже простейшие вопросы; ответы неточны, односложны или совсем отсутствуют. Больные находятся в дремотном состоянии (сомнолентномсостоянии). Окружающие не привлекают их внимания. При дальнейшем нарастании оглушенности возникаетсопор — глубокий, патологический сон, при котором нередко отсутствуют реакции даже на физические раздражения (уколы и т.д.), а затем развиваетсякома,во время которой нарушаются дыхание, сердечная и рефлекторная деятельность.

Делирий (делириозный синдром)– галлюцинаторное помрачение сознания с преобладанием истинных зрительных галлюцинаций и иллюзий, образного бреда, двигательного возбуждения. Это самая частая форма помрачения сознания. В продроме (предвестниках) делирия отмечаются: наплывы образных сценоподобных воспоминаний. Настроение крайне изменчиво (восторженность, раздражительная капризность, беспокойство, подавленность, судорожная весёлость), а также неусидчивость, гиперэкспрессивные двигательные реакции. При развёрнутом делирии наблюдается наплыв зрительных галлюцинаций, в ряде случаев сценоподобных, разнообразные зрительные иллюзии и парейдолии. Характерно наличие бредовых высказываний, отражающих содержание зрительных галлюцинаций (галлюцинаторный бред). Могут возникать слуховые, тактильные, обонятельные галлюцинации, расстройства схемы тела. Сознание своего «Я» сохранено, но в месте и лицах больные ориентированы ложно (пребывая в больнице, считают, что находятся на работе среди сослуживцев и т.д.) Периодически возникают так называемые светлые промежутки, во время которых расстройства или исчезают или значительно ослабевают в своей интенсивности. При углублении помрачения сознания галлюцинации, иллюзии, бред и другие расстройства ослабевают, а начинает преобладать двигательное возбуждение со стереотипными действиями в форме обыденных привычных поступков, иногда имеющих отношение к профессии – профессиональный делирий (бред занятий). Интенсивность делириозных расстройств усиливается к вечеру и ночью. Воспоминания о периоде помрачения сознания отрывочны; при профессиональном делирии наблюдается полная амнезия.

Онейроид (онейроидный синдром)– сновидное состояние, грёзоподобное, фантастически-бредовое помрачение сознания. При онейроиде происходит наплыв непроизвольно возникающих в сознании ярких и фантастических зрительных псевдогаллюцинаций, которые то полностью овладевают сознанием больного, и он не замечает окружающего, то причудливо сочетаются с отдельными картинами окружающей обстановки.

Преобладает заторможенность, реже, на короткие периоды возникает возбуждение. Характерен внешний облик больных, который психиатр прошлого столетия Вильгельм Гризингер описывал так: «Они безмолвны, бездеятельны, почти неподвижны и только взгляд, в котором попеременно возникает восторг, отрешённость, страх или обращённое внутрь себя изумление, свидетельствует о том, что с ними происходит что-то необычное». Позже, после минования психоза, больные расскажут, что в те периоды они являлись свидетелями и действующими лицами грандиозных событий настоящего или далёкого прошлого (иногда доисторического).

Аменция (аментивный синдром)– помрачение сознания с преобладанием бессвязного (инкогерентного) речедвигательного возбуждения и растерянности. Речь состоит из отдельных, не связанных по смыслу слов. Их произносят тихо, громко, выкрикивая, нараспев. Нескоординированное двигательное возбуждение происходит на очень ограниченном пространстве. Лицо больных выражает недоумение. Они однообразно и беспорядочно мечутся. Иногда движутся только руки: что-то перебирают, тянут, ощупывают. У больных легко наступает утомление, и она на время замолкают, находясь в состоянии, близком к прострации. Аменция может сопровождаться отрывочными бредовыми идеями и галлюцинациями. Характерна полная амнезия психотического периода. Продолжительность аменции – от нескольких дней до недели.

Сумеречное помрачение сознания. Развивается внезапно, обычно непродолжительно (минуты, часы, иногда дни). Столь же внезапно исчезает, сменяясь чаще всего глубоким сном. Иногда отмечается только глубокая дезориентировка всех видов (в месте, времени, собственной личности), с сохранностью привычных автоматизированных движений, в связи, с чем больные могут даже не привлечь внимание окружающих. Это простая форма сумеречного помрачения сознания. Если при этом больные непроизвольно блуждают, то говорят обамбулаторном автоматизме. В других случаях отмечается речедвигательное возбуждение, страх, злоба, устрашающего содержания зрительные галлюцинации, бредовые высказывания. Находящийся в таком состоянии больной может совершить необычно жестокие акты агрессии. Позже либо следует полная амнезия психотического эпизода, либо сохраняется смутное воспоминание отдельных бывших расстройств, которые затем забываются (ретардированная амнезия). Встречаются сумеречные состояния сознания, при которых сохраняется элементарная ориентировка в месте, окружающих людях. С такими больными можно вступить в разговор, получить некоторые ответы. Этоориентированные сумеречные состояниясознания. После их исчезновения может наблюдаться полная амнезия.

Патологические просоночные состояния (опьянение сном)– разновидность сумеречного помрачения сознания. Они имеют важное судебно-психиатрическое значение. Возникают при замедленном пробуждении от глубокого сна, сопровождаемого яркими, в том числе и кошмарными сновидениями. В этих случаях, прежде всего, от сонного торможения освобождаются функции, имеющие отношение к движениям, в то время. Как высшие психические функции, составляющие сознание, ещё находятся в той или иной стадии торможения. У полупробудившегося человека остаются сновидения, воспринимаемые им как действительность. Они переплетаются с неправильным восприятием окружающего. Возникает страх – и совершаются, соответствующие патологическим переживаниям, опасные для окружающих поступки. Патологические просоночные состояния заканчиваются сном. В памяти могут сохраниться обрывки бывших сновидений.

Припадки (пароксизмы)– внезапно развивающиеся непродолжительные (транзиторные) состояния помрачения сознания различной глубины (вплоть до полной его утраты), сочетающиеся с двигательными нарушениями, в первую очередь в форме различных судорог.

Большой эпилептический припадок. При нём развитие нарушений происходит в определённой последовательности. Припадку может предшествовать продром – общее недомогание, чувство разбитости, головные боли, изменение настроения, продолжающиеся часы-сутки. Собственно, припадок нередко начинается с ауры («дуновения»). Во время ауры больные не воспринимают окружающее, но содержание ауры остаётся в памяти. У каждого больного отмечается одна и та же постоянная форма ауры. Иногда припадок ограничивается только этим расстройством. Обычно, вслед за аурой разворачивается тоническая фаза припадка, сопровождаемая мгновенной утратой сознания. Больной падает, при этом нередко издаёт крик (спазм голосовой щели). При падении может нанести себе опасные телесные повреждения. Тонические судороги продолжаются и после падения (больной вытягивается «в струну»). Челюсти сжимаются, прекращается дыхание, лицо бледнеет, затем синеет. В ряде случаев происходит непроизвольное мочеиспускание или дефекация. Тонические судороги продолжаются не более одной минуты. Затем наступает клоническая стадия припадка – в конечностях наблюдаются судороги различных групп мышц попеременно – сгибателей и разгибателей. Во время клонических судорог отмечается хриплое дыхание, выделение слюны, которая может быть окрашена кровью из-за прикуса языка или внутренней поверхности щёк. Вслед за клоническими судорогами наступает кома, сменяющаяся, впоследствии, сопором. Далее наступает сон или постепенное прояснение сознания. Чаще всего припадок амнезируется. Если большой (генерализованный) припадок ограничивается какой-либо одной стадией судорог, или же они не выражены в своих проявлениях – говорят об абортивных припадках.

Истерический припадок. Это припадок, который сопровождается двигательными расстройствами без судорожного компонента. Возникает после волнений и иных психогенных воздействий. Падение происходит постепенно. Часто больные просто оседают на пол. Двигательные расстройства проявляются в ритмичных и размашистых движениях рук и ног в плечевых и тазобедренных суставах с одновременным приподниманием и опусканием тела. Часто во время припадка больные начинают кататься по полу, выгибаться, опираясь на пятки и затылок (истерическая дуга). Больные русают себе руки, рвут на себе волосы и одежду. Припадок может сопровождаться криками, рыданием, скрежетом зубов. Глазные яблоки обычно закатываются, что нередко делает невозможным проверку реакции зрачков на свет. Присутствие посторонних людей всегда усиливает выраженность истерического припадка, делает его более продолжительным, до часа и более. Резкие внешние воздействия могут прервать припадок (болевые воздействия, обливание холодной водой и т.п.). Воспоминания о периоде припадка фрагментарны, после припадка больные испытывают разбитость.

Корсаковский (амнестический синдром).Определяется триадой психических нарушений:амнезией, дезориентировкой и конфабуляциями. Амнестические расстройства проявляются в полном или частичном нарушении памяти на текущие события (фиксационная амнезия). Память прошлых лет может оставаться относительно сохранной, однако чаще наблюдаются те или иные степени её нарушения (ретроградная амнезия), захватывающие периоды продолжительностью от нескольких недель до нескольких лет. Больные не в состоянии запомнить текущие события, не могут определять время, сказать, где находятся, кто их окружает, с кем только что говорили, что делали. У них нарушена пространственная ориентировка – не находят своей постели, не могут запомнить расположения помещений отделения больницы и т.д. Конфабуляции возникают обычно при расспросах, а не спонтанно. Их содержание касается, преимущественно, фактов обыденной жизни или ситуаций, связанных с их профессиональной деятельностью. Изредка встречаются конфабуляции фантастического содержания. У больных преобладает вялость, пассивность, снижение побуждений, утомляемость. Известное сознание болезни, в частности в отношении расстройств памяти, наблюдается постоянно. Обычно больные стремятся примитивными приёмами скрыть мнестический дефект.

Синдром слабоумия. Слабоумие – необратимое обеднение всей психической деятельности, сопровождаемое утратой или снижением полученных в прошлом знаний и навыков, при невозможности или затруднении в приобретении новых.

Выделяют врождённое слабоумие (олигофрении) и приобретённое. Последнее слабоумие называется деменцией. В зависимости от нозологической природы различают сенильное, паралитическое, травматическое, эпилептическое и другие формы слабоумия. Тотальное слабоумие определяется глубоким нарушением критики или полным её отсутствием. У больных резко снижен уровень суждений и расстроена память. Мышление обеднено и непродуктивно. Преобладает безразличие или беспечность. Индивидуальные прежние особенности характера утрачены, Если раньше наблюдались позитивные различные симптомы, т.е. психические расстройства, то теперь их нет. Остаются только «развалины душевной организации»(Модзли).

Источник

Оцените статью