Тип темперамента и процесс обучения
консультация на тему
Влияние типа темперамента ребенка на особенности его обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовые свойства личности берут начало из биологических условий и проявляются на первых этапах тем, что обычно называют темпераментом.
Первые проявления темперамента наблюдаются уже в младенческом возрасте. В зависимости от типа темперамента и взрослые и дети могут по-разному реагировать
на одно и то же событие. Иногда родители, прочитав книги или статьи об успешности обучения детей того или иного типа темперамента, приходят к выводу, что у их ребенка «неподходящий», «неправильный»» «неудачный» тип, который необходимо «исправить».
Однако это не приводит к успеху, поскольку, по мнению А. И, Захарова, оборачивается перенапряжением психофизиологических возможностей детей и неврозами.
В случае несовпадения, контраста темперамента родителей и детей семья встречается с большими трудностями: требования взрослых не могут быть выполнены ребенком вследствие физиологических причин. Однако некоторые родители воспринимают отказ подчиниться их приказам и просьбам как каприз, непослушание и только усиливают педагогическое воздействие на ребенка, особенно если подобный стиль воспитания оказался успешным со старшим сыном или дочкой.
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает обязательный учет особенностей его темперамента. Знание особенностей темперамента ребенка позволит родителям и педагогам избежать многих ошибок в воспитании и обучении, в том числе и при подготовке его к школе.
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Ребенок-сангвиник легко приспосабливается к новым условиям жизни, общителен. Его легко увлечь новым делом, в том числе и работой по красочным рабочим тетрадям. Он быстро включается в работу, быстро отвечает на вопросы взрослого и реагирует на изменившиеся инструкции, легко переключается с одного вида работы на другой. Для кипучей активности сангвинику надо предоставить поле деятельности, потому что, лишенный общения и интересного дела, он может капризничать или чрезмерно бурно проявлять свои эмоции. Нежелательна для ученика-сангвиника монотонная работа. А поскольку переключение с одного вида деятельности на другой проходит для него безболезненно, лучше разнообразить занятия с ним. В арсенале родителей и педагогов, обучающих ребенка-сангвиника, должны быть интересные игры, головоломки, задания и упражнения. В перерывах между занятиями с сангвиником полезно поиграть в подвижные игры, использовать физкультминутки. Если в процессе занятий его постигла неудача, очень важно предоставить ему возможность проявить себя в другой деятельности. Стремление к лидерству, смелость, находчивость сангвиников педагоги могут использовать в деле сплочения детского коллектива. Однако существует опасность, что впечатлительность, гиперактивность таких детей приведет к неточному, поверхностному выполнению порученного им дела. Поэтому ребенка-сангвиника приходится проверять, контролировать, иначе он может пообещать выполнить учебное задание (как правило, он стремится решать задачи повышенной сложности), но, утомленный монотонной деятельностью, бросит начатое. Сангвиник гораздо успешнее решает задачу, стоящую перед ним, если она разбита на более мелкие, решение которых не требует длительных усилий.
Перед ребенком-сангвиником надо ставить все новые и новые интересные задачи, постоянно включать его в деятельность. Нельзя забывать, что ему требуются похвала и одобрение.
Совместный просмотр телепередач (в том числе и познавательного характера), сочинение историй и сказок, фантазирование — все это поможет развить способности сангвиника и стать ему успешным в учебе.
Холерик (сильный, неуравновешенный тип нервной системы). Для ребенка-холерика характерны преобладание возбуждения над торможением, большая жизненная энергия, чрезмерная подвижность и импульсивность. И если ограничивать его в движениях, его активность, возбудимость вследствие фрустрации (подавления) только возрастет, что приведет к непослушанию и капризам. Поэтому, занимаясь с таким ребенком, надо учитывать его ведущие потребности и давать ему возможность подвигаться во время урока.
Поскольку для холерика любая деятельность, связанная с плавными, спокойными движениями в медленном темпе, является затруднительной, не следует требовать от него долгого сидения за прописями и безупречного написания элементов букв и цифр. Требования переписать (иногда не один, а несколько раз) может вызвать у вспыльчивого холерика негативную реакцию: крик, слезы, грубость.
Чтобы направить энергию ребенка в нужное русло, лучше загружать его полезной работой. Если же эмоциональное напряжение уже появилось, лучше не настаивать на необходимости выполнить требование взрослого, а постараться переключить внимание ребенка или перевести все в шутку.
Будучи чрезмерно эмоциональным и чувствительным к эмоциям окружающих его людей, ребенок-холерик легко «заражается» чужими эмоциями. Поэтому взрослые рядом с ним должны контролировать свои эмоции, как отрицательные, так и положительные. И хотя ребенку-холерику необходима похвала, во время занятий желательно избегать бурного проявления эмоций — выражения восторга и одобрения.
Поскольку холерики подвижны и часто проявляют импульсивность, в период подготовки к школе необходимо уделить особое внимание социальному аспекту: объяснять и отрабатывать навыки взаимодействия с детьми и со взрослыми. Ведь в школе им тяжелее всего будет научиться отвечать только по просьбе учителя, не ссориться с соседом по парте, соблюдать правила поведения на уроке и перемене.
Ребенок-холерик, как и флегматик, речь о котором пойдет далее, очень чувствителен к отношению родителей.
Флегматик (сильный, уравновешенный тип нервной системы). Ребенок-флегматик обычно спокоен, трудолюбив, работает добросовестно. Поэтому, если мама или папа совпадают с ним по темпераменту, этот ребенок будет вызывать их одобрение. Однако родитель или педагог-сангвиник, как правило, возмущается и переживает по поводу медлительности ребенка, стараясь во что бы то ни стало увеличить темп его работы. Но постоянные замечания, просьбы и требования делать что-либо быстрее только усугубляют положение: временные ограничения (сделать все за пять минут) выбивают флегматика из колеи, снижая его работоспособность. Нельзя требовать от ребенка мгновенного ответа на поставленный вопрос взрослого, ему необходимо больше времени для обдумывания, чем другим детям.
Ребенок-флегматик теряется в новой обстановке, поэтому, записав его на курсы по подготовке к школе, необходимо дать ему время на адаптацию. В школе ему также требуется больше времени на привыкание к новой обстановке и новым условиям, чем детям других типов темперамента. Постарайтесь на первых порах не ждать от него успехов, так как главное для него — социальная и физиологическая адаптация. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, что приведет к тому, что он не проявит себя в полной мере и будет испытывать трудности в общении и в обучении. Еще до начала систематического обучения расскажите ребенку о принятых в школе правилах поведения и о том, чего от него ждут окружающие (дети и взрослые).
Для того чтобы флегматик эффективно трудился, надо заинтересовать его и постепенно вовлечь в работу. В учебную деятельность ребенок-флегматик включается медленно, но затем упорно трудится, внимание его при этом в меру устойчивое. Однако если во время занятия ему приходится несколько раз переключать внимание с одной деятельности на другую, у него могут возникнуть трудности. Поэтому желательно заранее, до начала урока, рассказать ему о том, чем ему предстоит заниматься на уроке. Причем очередной этап работы можно связать для ребенка с тем, что он уже делал, тогда он будет воспринимать новое задание как продолжение предыдущего, что, безусловно, облегчит работу.
Флегматик редко проявляет инициативу, поэтому родителям и педагогам желательно самим продумать заранее, какие виды работы и в какой последовательности
Дети-флегматики любят работать в одиночку, не в группе, поэтому при подготовке к школе необходимо уделить особое внимание развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми. С этой целью полезны ролевые игры или моделирование ситуаций, которые могут стать травмирующими для будущего первоклассника. Можно поручить им в группе детского сада, на подготовительных курсах ответственное дело — шефство над одним из ребят, поощряя их усилия и даже незначительные успехи.
Поскольку дети-флегматики испытывают трудности в привыкании к новой обстановке, желательно проводить занятия с ними в привычных условиях. Время от времени флегматику требуется побыть в одиночестве, в тишине, поэтому на переменах у него должна быть возможность побыть одному, а не бегать со сверстниками по коридору.
Пытаясь убедить в чем-либо ребенка-флегматика, лучше всего оперировать фактами, конкретными доводами; эмоциональное воздействие вряд ли поможет вам добиться от него согласия выполнять то или иное дело.
Меланхолик (слабый тип нервной системы). Это сверхчувствительный ребенок, очень обидчивый и ранимый. Если занимающийся с ним взрослый не контролирует собственные эмоции, ребенок «заразится» ими, что затруднит или даже сделает практически невозможным усвоение учебной информации. Однако его повышенная эмоциональная чувствительность и способность реагировать на незначительные раздражители помогают добиваться успехов в музыке, поэзии, живописи.
Робкий, осторожный ребенок нуждается в сопереживании близких людей в процессе занятий. Такой подход может стимулировать ребенка к занятиям, задуманным вами.
Отрицательное влияние может оказать на ребенка-меланхолика неверно выбранный стиль общения с ним. Так, сильное воздействие на него может затормаживать деятельность, поэтому более эффективным окажется мягкий, спокойный, доброжелательный стиль. Меланхолик очень болезненно воспринимает неудачи и наказания. А поскольку он часто переживает по поводу собственной неполноценности, неумения найти свое место в жизни, в классе, то даже иронические замечания сверстников и взрослых в его адрес могут вызвать негативную реакцию меланхолика. Если необходимо отметить недостатки работы или нежелательное поведение меланхолика, лучше всего это сделать в отсутствии остальных детей, наедине с ребенком. Грубость, резкость и даже повышенный тон в общении с меланхоликом недопустимы.
Ученики-меланхолики теряются на экзаменах, менее работоспособны, излишне эмоционально реагируют на трудности. Однако они более аккуратно выполняют порученную им работу. Чтобы повысить их эффективность, необходимо компенсировать их быструю утомляемость перерывами в работе и разумной, основанной на знании их индивидуальных возможностей организацией учебы. Причем, прежде всего, следует позаботиться о том, чтобы не было эмоциональных перегрузок. Если ребенок часто отвлекается, взрослый на первых порах сам проверяет выполненную работу (или даже ее часть), постепенно прививая ребенку навыки самоконтроля. В перерывах между занятиями можно предоставить ребенку возможность поиграть с домашними животными, с мягкими игрушками, порисовать или полепить из пластилина.
При подготовке ребенка-меланхолика к школе желательно, чтобы с ним занимался один взрослый, к требованиям которого он легче приспособится.
Таким образом, темперамент влияет на особенности восприятия и внимания, на скорость вспоминания и прочность запоминания, на характер протекания мыслительных процессов. Многие родители считают тот или иной тип темперамента наиболее предпочтительным в условиях школьного обучения. Однако каждый из типов темперамента имеет свои преимущества. Так, флегматики оказываются успешнее других в выполнении медленных и плавных движений, в планировании деятельности, в ситуациях, требующих контроля. Им легче спокойно сидеть за партой, медленно и тщательно выписывать буквы, цифры и их элементы.
Меланхолики, которые стремятся к выполнению более простых учебных задач, легче переносят монотонную работу, характерную для начальной стадии обучения, с удовольствием повторяют уже знакомые действия.
Итак, задача взрослых, которые занимаются подготовкой ребенка к школе, — выявить тип темперамента дошкольника и постараться наиболее полно использовать его потенциал. При этом необходимо иметь в виду, что зачастую трудности обучения обусловлены не только особенностями ребенка, но и несовпадением типов темперамента обучающегося и обучающего, а также незнанием подходов к обучению детей разных типов темперамента.
По материалам книги Г.Б. Мониной, Е.В. Панасюк «Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Источник
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
Элия
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди обучающихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т. д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность адаптационного образовательного учебного процесса с обучающимися в начальных классах.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у обучающегося,например у:
сангвиника — распыленности, разбросанности интересов;
холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика — застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Учитель начальных классов может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у ребенка.
• У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
• Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
• Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
Из характеристики темпераментов ясно, что необходимо в начале обучения в школе к детям с различным темпераментом относится одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.
«В процессе воспитания, — писал Б. М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы ребенка». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием сангвинического темперамента.
1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
2. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры
3. Упражнение на произвольность поведения.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического темперамента.
1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
2. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Де-тям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
3. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода.Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического темперамента.
1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
3. «Попугай» (произвольность чувств).
Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.
4. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания.Например такие:
a) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
b) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
в) ребенок плачет.
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием меланхолического темперамента.
1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).
Надо закончить каждое из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно ребенка попросить объяснить ответ.
2. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
3. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).
a) Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения
и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.
b) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых.
«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.
Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса Мастер- класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса» Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель.
Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.
Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми. Задачи: • Актуализировать.
Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками. Добрый день Уважаемые коллеги! Я хочу.
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.
План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Моя страна» План организации образовательного процесса по теме комплексно- тематического планирования по теме «Моя страна».
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» рассчитана на один год. Составлена.
Реферат «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ» «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ»Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и.
Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.
Источник