«Психологические характеристики мушкетеров Александра Дюма.» С. Шапиро
«Психологические характеристики мушкетеров Александра Дюма.»
Сергей Шапиро, декан факультета дистанционного обучения, Российская Академия Предпринимательства
В наше время основной проблемой многих руководителей является формирование в организации единой команды, готовой к выполнению задач, поставленных руководителем. В качестве примера, характеризующего успешный и дружный «трудовой» коллектив, являющийся сплоченной командой, а также для того, чтобы научиться абстрактному логическому мышлению, рассмотрим к каким типам темперамента, психологическим типам личности, типам мотивации работников относятся герои романа А. Дюма «Три мушкетера».
Первый, кого мы встречаем на страницах романа — д’Артаньян. Вспомним его поступки, по дороге в Париж и в первые дни пребывания там. Желание со всеми сразиться на дуэли, т.е. всех убить, кто так или иначе ему не понравился. Автор объясняет это южной кровью, он же гасконец, т.е. происходит с юга Франции, но с психологической точки зрения он истинный холерик. В определении, данного типа темперамента говорится, что холерик – это человек, для которого характерны повышенная эмоциональная резкость, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. Однако, при соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь выполняемому делу с большой страстью. Именно поэтому такой мудрый государственный деятель как кардинал Ришелье, пытался уговорить его пойти к нему на службу, понимая, что под его руководством д’Артаньян сможет принести большую пользу Франции. По психотипу он относится к гипертимному типу личности, отличающемуся постоянно повышенным настроением. Он уверен в себе и своем успехе, а потому склонен к риску. Он энергичен, деятелен, предприимчив. Свои проекты он быстро и решительно приводит в исполнение. Эти его качества в полной мере подтверждает история с алмазными подвесками королевы.
Черты характера и темперамента непосредственно влияют на его мотивацию. По мотивационному типу он относится к «Профессионалу», а его основной мотивационный фактор – желание сделать военную карьеру (стать мушкетером) и достичь успеха и славы. Кроме того, он очень общителен, любит своих друзей и увлекается любовными похождениями. Таким образом, в его мотивации доминируют социальные потребности и потребности самовыражения, через желание сделать карьеру.
Атос. Это скорее смешанный тип темперамента с учетом того, что ни один из видов темперамента не проявляется в чистом виде. У Атоса проявляются многие черты меланхолика, так как меланхолик – человек обладающий склонностью к глубоким переживаниям. Меланхолик часто грустен, подавлен. Мы часто застаем Атоса на страницах романа в таком состоянии, да еще и пьющим в одиночестве вино в большом количестве. Чтобы его ничего не отвлекало, он запрещает своему слуге Гримо разговаривать, а требует, чтобы тот изъяснялся знаками. Однако в стрессовых ситуациях (в минуту опасности) у него проявляются черты, не свойственные меланхолику, а скорее присущие сангвинику. Он спокоен и надежен и результаты его деятельности отнюдь не ухудшаются по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Это подтверждается тем, что он не избегает дуэлей, когда задета его честь и его поведением на бастионе Сен-Жерве в Ларошельскую кампанию. Среди остальных друзей он является лидером и всегда берет на себя руководство какими-либо совместными действиями, что свидетельствует о наличии стратегического мышления.
Иногда у него проявляются и черты, свойственные холерическому темпераменту. Об этом свидетельствует ситуация с миледи, которая была его женой, и которую он любил, но не раздумывая повесил, увидев у нее на плече клеймо, даже не попытавшись разобраться в ситуации и не думая о последствиях.
По акцентуации характера Атос — типичный интроверт. Люди этого типа ориентированы на себя, на свой внутренний мир, свою оценку предмета или события. Они чрезмерно упрямы в отстаивании своих взглядов, даже нереальных. Мы помним, что Атос всегда был безукоризненно честен и строг в вопросах чести, благороден по отношению к женщинам (исключая миледи) и не раз осуждал своих друзей за легкомысленное поведение.
По типу мотивации он относится к «Патриоту». В его мотивации доминируют высшие потребности: самоуважение (он высоко ценит свою честь и не прощает обид) и самовыражение, так как он старательно занимается военной службой и выражает через нее все свои способности и достоинства.
Портос. Этот достойный человек в большей степени отличается флегматическим темпераментом. Флегматик – человек с сильно уравновешенной, но инертной нервной системой. Он трудно и медленно приспосабливается к новым условиям, долго колеблется перед принятием решения. Все это относится и к Портосу. Хотя и у него проскальзывают элементы холерического темперамента, когда он хватается за шпагу для защиты своей чести, однако, несмотря на огромную физическую силу более ловкие противники часто побеждают его, поскольку его реакции несколько замедленны, как это происходит у флегматиков.
По своему характеру он скорее экстраверт. Такие люди обладают высокой степенью общительности, уступчивы, исполнительны, но в то же время легкомысленны, склонны к распространению слухов, сплетен, очень тщеславны и хвастливы. В этом определении мы тоже находим много сходства с поведением Портоса. Вспомним, что он часто бахвалится связями с очень знатными дамами, хотя на самом деле это не правда. Однако его друзья всегда могли использовать какие-либо из сторон его характера и правильно промотивировав увлечь на выполнение какой-либо задачи.
По типу мотивации Портос – «Хозяин». Ему как никому более из его друзей присуще желание жениться на богатой вдове, разбогатеть, приобрести в собственность имение. Все это ему удалось. И уже на страницах следующего романа «Двадцать лет спустя» мы встречаем его владельцем многих богатых поместий. Его потребности более приземлены, чем у его друзей. Это в первую очередь материальные и физиологические потребности. Но он прекрасный друг и готов поделиться со своими друзьями всем, чем может. Он любит веселое застолье и общение с друзьями, поэтому он вполне социализирован в своем обществе. Однако, как человек тщеславный он обладает неудовлетворенной потребностью в самоуважении, признании его заслуг, его мечта получить титул хотя бы барона, что удается ему при посредстве д’Артаньяна спустя 20 лет.
И, наконец, Арамис. Арамис в большей степени сангвиник. Сангвиник отличается повышенной контактностью с окружающими людьми. Он способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Люди с сангвиническим темпераментом больше всего подходят для деятельности, требующей быстрых реакций, значительных усилий, распределения внимания. Таков и Арамис. У него есть цель — сделать карьеру в церковной иерархии и для выполнения этой цели он не жалеет средств. Однако на страницах первого романа трилогии он мушкетер, и ведет себя соответствующим образом, т.е. участвует в дуэлях и стычках, пирует с друзьями, ухаживает за женщинами. Но когда он бывает ранен или давно не имеет сведений от своих любовниц, то у него проявляются черты меланхолика, он начинает жалеть о том, что не стал священником, говорит о бесцельности существования.
По характеру Арамис относится к демонстративному типу. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, эгоистичны, но в то же время обходительны, обладают умением увлечь других людей и повести их за собой. Все это в полной мере относится и к Арамису, ведь он очень скрытен, даже по отношению к своим друзьям. По мотивационному типу скорее всего он «Профессионал». В своей мотивации он руководствуется потребностями высшего порядка: власти, успеха, причастности. И этим он отличается от своих друзей. Он не просто хочет сделать церковную карьеру, как д’Артаньян военную, а ему нужна власть над людьми, и над миром, и он понимает, что незнатный дворянин может достичь вершин власти, став кардиналом или папой римским, что неоднократно случалось в истории. Его связи с красивыми и очень знатными женщинами, приближенными ко двору, свидетельствует не о социальных привязанностях, а о потребности в причастности к великим мира сего, о желании приобщиться к тайнам королевского двора. Кроме того, это способ завести необходимые связи для будущей карьеры.
Таким образом, мы видим, что четыре человека, олицетворяющих собой очень крепкую дружбу, являются совершенно разными по темпераменту и характеру людьми, но, тем не менее, это не мешает им объединяться в единую команду для достижения общих целей и выполнения совместных задач.
Такая ситуация может служить примером для современных менеджеров, создающих трудовые коллективы из людей с разными психологическими особенностями, для эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией.
Источник
Какой тип темперамента у Атоса,Постоса,Арамиса и Д Артаньяна?
Д’Артаньян. По телосложению: согласно Сиго дыхательный (респираторный) тип, а значит, согласно Кречмеру, шизотимик. По характеру и личностным качествам: умный, смелый, великодушный, остроумный с задорным нравом, беспокойный, нетерпеливый, вспыльчивый и в то же время осторожный, любопытный интриган. Вывод: в целом, соответствует сангвинику.
Атос. Внешне: безукоризненно одетый, всегда подтянутый, с твердой поступью, благороден телом и душой, строгое лицо и благородная осанка, вид величественный. По характеру и личностным качествам: изысканно учтив, всегда спокойный, полный благородного достоинства, независим, терпелив, молчалив, никогда не смеется, говорит кратко и точно, сдержан, нелюдим и неразговорчив, морально превосходит всех. Вывод: некоторые черты меланхолика (мрачность, неразговорчивость, никогда не веселится) присутствуют. Однако отсутствуют нелюдимость (есть друзья, и он им предан) , сильный тип нервной системы (а не слабый, по Павлову) и др.
Арамис. Внешне: простодушен, скромен, очень красив и тщательно ухаживает за своей внешностью, сама кротость и олицетворенное изящество. Характер: говорит мало и медленно слащавым, ласковым тоном, изысканно вежлив, смеется бесшумно, двуличен (служит в мушкетерах, а готовится стать священником) , осторожен, весь окутан таин-ственностью, скрытен, не азартен, не любит гостей и общество, даже жилище у него окутано тайной. Вывод: абсолютное несоответствие холерическому темпераменту. Скорее флегматик, но и здесь присутствуют не все черты.
Портос. Внешне: рослый, даже гигантского роста. По телосложению: согласно Сиго – пищеварительный (дигестивный) тип, по Кречмеру – пикник, а значит циклотимик. Характер: высокомерный, любит пустить пыль в глаза, разговаривает много и громко ради собственного удовольствия; самовлюбленный, не любит науку. Одевается вызывающе богато, любит хвастать успехами, у женщин, и хвастаться вообще, тщеславный и болтливый, виден насквозь. Вывод: абсолютно не соответствует флегматику. Скорее присущи холерические черты, но не полностью.
Общий вывод: невозможно отнести человека только к одному из четырех предложенных типов темперамента.)
Источник
Какой темперамент присущ кадому из4-х мушкетерв: Атосу, Портоу, Арамису, д/Артоньяну?
4 типа характера — это одно из проявлений некогда очень популярного учения о 4-х первоэлементах (земля, вода, огонь, воздух) из которых, как считалось, создано всё остальное. Применительно к человеку предполагалось, что в нём эти первоэлементы присутствуют в виде 4-х жидкостей (жизненных соков) : жёлтая желчь (огонь, горячая и сухая) , чёрная желчь (земля, холодная и сухая) , лимфа (в некоторых источниках — слюна) (вода, холодная и влажная) , кровь (воздух, горячая и влажная) .
Гиппократ (греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 до н. э. , остров Кос — около 377 до н. э. ) — тот самый, чьё имя носит клятва для врачей — объяснял особенности поведения людей преобладанием в организме какой-то из жидкостей, почему и выделил 4 темперамента («темперамент» (от лат. temperans, «умеренный» ) в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей» , равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. κράσις, «слияние, смешивание»)) :
* Преобладание жёлтой желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд» ) делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
* Преобладание лимфы (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота» ) делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
* Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь» ) делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
* Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь» ) делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Определённый смысл и удобство в использовании такой классификации есть, почему она и сохранилась до сегодняшнего дня, хотя и обоснование её (те самые первоэлементы) уже не актуально. С другой стороны, не стоит забывать, что психологическое строение человека куда более сложно и динамично. Мало того, что отыскать в природе представителя «чистого» типа темперамента вряд ли когда-нибудь удастся, но и общие процессы возбуждения-торможения не постоянны и зависят от множества причин (настроения, ситуации, даже погоды и т. п.) .
Вывод из такого длительного вступления: невозможно присудить человеку (а тем более — литературному персонажу) какой-либо из темпераментов, так как в разных ситуациях у него могут (и будут! ) проявляться реакции, присущие различным типам. А деление психики (Психе́я или Психе (др. -греч. Ψυχή, «душа» , «дыхание») ) на темпераменты, при всей кажущейся простоте и наглядности, реально не применимо.
Источник
Атос, Портос, Арамис и наше поведение
Что влияет на наше поведение и определяет его результат? Видимо, это – темперамент, характер, система ценностных ориентаций, убеждения или заблуждения, вкусы, интересы, склонности, всё это формирует наше осознанное поведение. Иногда в стрессовых ситуациях бывает так, что мы не помним наших действий и не понимаем, как получили некий результат, а это – уже есть неосознанное поведение, которое тоже чем-то обусловлено.
Так что же такое темперамент? Под ним обычно понимают те индивидуальные свойства человека, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека, т. е. от конституции организма, в том числе и от его нервной системы.
Другими словами, генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Темперамент относительно устойчив и мало изменяется под влиянием внешнего мира, в том числе и воспитания, но он изменяется по мере нашего взросления (в онтогенезе).
1.В античный период Гиппократ (V век до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и чёрная желчь.
Тип темперамента получил своё название по преобладанию одной из этих жидкостей в организме. Были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (кровь), холерический (желчь), флегматический (слизь) и меланхолический (черная желчь).
У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту, и он не связывал его с психической жизнью человека. Уже позже появились умозаключения о том, какими должны быть психические свойства у человека с преобладанием соответствующей жидкости в организме, что и претворилось в психологические описания («портреты») темпераментов.
Первая такая попытка принадлежит античному врачу Галену (II век н. э.), много позднее такие психологические «портреты» дал И. Кант (ХVIII в.). Кантовские описания были повторены во многих источниках, представляя с самого начала полунаучные, полухудожественные образы, и они стали частью общей культуры.
2. И. П. Павловым была осуществлена серьёзная попытка подвести под темперамент научную физиологическую базу. В своё учение о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения человека (на темперамент) он положил три основных критерия, а именно: силу, уравновешенность и подвижность (лабильность) коры головного мозга.
В результате своих исследований он пришёл к определению четырёх основных типов нервной системы: а) сильный, уравновешенный, подвижный (оживлённый — сангвиник); б) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный — флегматик); в) сильный, неуравновешенный, (возбудимый — холерик); г) слабый (тормозной — меланхолик).
Эти четыре типа нервной системы, к которым И. П. Павлов пришёл лабораторным путём, он связывал с темпераментами и сопоставил их с древней, от Гиппократа идущей, классификацией темпераментов.
Вскоре был пересмотрен вопрос о количестве типов нервной системы. Сам Павлов признал, что различные комбинации свойств нервной системы могут дать 24 различных типа, но четыре классических основных типа, как самые обобщённые, вполне можно использовать для изучения индивидуальности.
Попробуем взглянуть на героев А. Дюма из книги «Три мушкетёра» с точки зрения их темпераментов и соотнесём их с типологией Павлова. Получается, что возбудимый тип – холерик Д, Артаньян, тормозной тип – меланхолик Атос, спокойный тип – флегматик Арамис, а оживленный тип – сангвиник Портос.
Четверо мушкетёров – четверо друзей, чью совокупную деятельность можно считать деятельностью одного виртуального, но вполне целостного организма, представляющего всё человечество.
3. Несколько по-другому описывает темперамент С. Л. Рубинштейн. Он говорит, что учение Павлова даёт представление о физиологической основе темперамента, а темперамент – это есть психофизиологическое понятие, и выражается оно не только в моторике, в характере, силе и скорости реакций, но и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.
В зависимости от особенностей темперамента одни люди обладают менее, другие более значительной впечатлительностью: одни люди бывают настолько «чувствительны» к каждому впечатлению, что про них говорят, что будто кто-то «всю кожу с сердца содрал»; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее.
Другим центральным выражением темперамента является — импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью их перехода в действие и устойчивостью, с которой они сохраняют свою силу.
С. Рубинштейн определил каждый из четырёх известных видов темпераментов соотношением впечатлительности и импульсивности (как основными психологическими свойствами темперамента):
холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивность; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
С. Рубинштейн посчитал, что эта традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми он наделил темперамент, и, наконец-то, приобретает соответствующее психологическое содержание.
Посмотрим, какие характеристики соответствуют нашим мушкетёрам по этой типологии? Итак, весьма впечатлительный и очень импульсивный – это Д, Артаньян (холерик); не сильно впечатлительный, но весьма импульсивный – это Портос (сангвиник); весьма впечатлительный, но не импульсивный — это Арамис (флегматик); слабо впечатлительный и не импульсивный – это Атос (меланхолик).
4. Следующий вид определения темперамента – это типологический (используется вопросник), его предложил американский психолог Г. Айзенк, в нём четыре темперамента описываются посредством следующих шкал – 1) экстра/интроверсия и 2) нейротизм (эмоциональная устойчивость).
Надо отметить, что термины «экстраверсия» и «интроверсия», обозначающие особенности восприятия жизни, способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром, т. е. установки человеческой психики, были введены известным швейцарским психологом К. Г. Юнгом.
Чтобы получить схему определения темпераментов проведём два перпендикуляра, где вертикальной осью является ось нейротизма (внизу – эмоциональная устойчивость, вверху – эмоциональная неустойчивость), а на горизонтальной оси слева располагается интроверсия, а справа – экстраверсия.
Лист разделится на четыре части, и в результате мы получим:
холерики – это эмоционально-неустойчивые экстраверты (Д, Артаньян);
сангвиники – это эмоционально-устойчивые экстраверты (Портос);
флегматики – это эмоционально-устойчивые интроверты (Арамис);
меланхолики – это эмоционально-неустойчивые интроверты (Атос).
5. Другая типология конституционно заданных свойств исходит из теории ведущих тенденций (Л. Н. Собчик). Эта типология (врождённых свойств) определяет базисную структуру личности, и уже в дальнейшем на её основе, как на фундаменте, формируются более высокие уровни личности. Это означает, что личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются на основе генетически переданных индивидуальных свойств.
Типология представлена следующими свойствами: интроверсия – экстраверсия; агрессивность – тревожность; ригидность – эмоциональная подвижность (лабильность); сезитивность – спонтанность.
Расшифруем то, что понимается под предлагаемыми терминами.
«Интроверсия» – обозначает такую индивидуально-типологическую черту, как обращенность в мир собственных переживаний, застенчивость, замкнутость, социальную пассивность;
«экстраверсия» – это общительность, обращённость в мир реально существующих ценностей, социальная активность;
«тревожность» – в норме означает осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде;
«агрессивность» (стеничность) – в норме соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивание своих интересов;
«ригидность» – определяет тенденцию к инертности (тугоподвижности) мотивационных установок и настойчивости личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности;
«эмотивность» – определяет тенденцию к мотивационной неустойчивости, изменчивости настроения, эмоциональной лабильности (подвижности);
«сензитивность» – определяет тенденцию к ориентации на авторитет более сильной личности, проявляется чувствительностью, конформностью (соглашательство), чертами зависимости;
«спонтанность» – определяет тенденцию к раскованному самоутверждению, наступательность, предприимчивость и стремление к лидированию.
Представим, что из общей точки выходят 8 лучей – 8 типологических базисных свойств (конституционально-заданных), которые проявляются как 8 ведущих тенденций: мы в результате получаем 8 секторов, соответствующих 8 группам индивидов с различающимися индивидуально-типологическими свойствами.
Характеристики секторов представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, т. е. синтез двух ведущих тенденций, а этот синтез и формирует различающиеся свойства у индивида, которые проявляются в его социальной активности.
На стыке двух тенденций, экстраверсии и эмотивности, получается тип личности, названный, – «коммуникабельность», близок к этому типу Д,Артаньян;
на стыке тенденций эмотивности и тревожности – тип личности «компромиссность»;
на стыке тенденций тревожности и сензитивности – тип личности «конформность», близок к этому типу Атос;
на стыке тенденций сензитивности и интроверсии – тип личности «зависимость»;
на стыке тенденций интроверсия и ригидность – тип личности «индивидуализм», близок к этому типу Арамис;
на стыке тенденций ригидность и агрессивность(стеничность) – тип личности «конфликтность»;
на стыке тенденций агрессивность (стеничность) и спонтанность – тип личности «неконформность», близок к этому типу Портос;
на стыке тенденций спонтанность и экстраверсия – тип личности «лидерство».
Сравнивая со схемой из предыдущей типологии, для простоты восприятия скажем, что каждому классическому темпераменту соответствуют две группы типов личности, индивидуальные свойства которых тоже заданы конституционально: сангвиникам – соответствуют группы «лидерство» и «неконформность»; холерикам – «коммуникабельность» и «компромиссность»; флегматикам – «конфликтность» и «индивидуализм»; меланхоликам – «зависимость» и «конформность».
По последней типологии мы можем дать нашим мушкетёрам следующие характеристики.
Д, Артаньян относится к группе «коммуникабельность», обладает подвижностью нервных процессов (быстрое изменение настроения), ему присуща высокая социальная активность, таким людям свойственны поиски себя, как демонстративной личности;
Портос относится к группе «неконформность», для него характерно преобладание возбудимых свойств нервной системы, социально активен. Его реакции раскрепощены и спонтанны, он испытывает радость от функционирования своего организма (еды, выпивки, агрессии), не склонен соблюдать общепринятые нормы;
Арамис относится к группе «индивидуализм», преобладают инертные (тугоподвижные) нервные процессы; легко может пережить отсутствие оживлённой общественной жизни, можно отметить устойчивость его мнения и убеждений, что проявляется в его отношении к религии;
Атос относится к группе «конформность», преобладают тормозных свойства нервной системы, социально пассивен, тревожен, высокий уровень чувствительности – глубоко переживает события, практически, не проявляя своих чувств, поскольку он хранит их внутри себя, то ему свойственно высокое внутреннее напряжение.
Темперамент, практически, невозможно изменить, но всё же люди (имея свободу выбора) могут действовать вопреки своим генетически заложенным свойствам, т. е. своей природе. Такое поведение возможно, когда человек изменяет свои представления о действительности, т. е. свои взгляды: на себя и окружающих его людей; свои приоритеты и ценностные представления о мире. Такого рода личностные изменения у индивида возможны во время тяжёлых жизненных обстоятельств, если с ним происходит духовный кризис. Однако, эффективного результата человек может добиться и собственными усилиями после прохождения курса психотерапии.
Характер определяет поведение человека, т. е. его способы взаимодействия с миром, окружающим его. Характер может выражаться как в целях, которые он себе ставит, так и в средствах и способах их достижения. Он образуется на основе темперамента при взаимодействии с внешним миром.
Хотя темперамент является физической основой характера, но он не предопределяет их. Одни и те же исходные свойства темперамента могут привести к различным свойствам характера, в зависимости от того, каков человек, т. е. каковы его воля и интеллект.
С. Л. Рубинштейн писал, что на основе импульсивности, как свойстве темперамента, у человека могут выработаться различные волевые качества характера. На основе большой импульсивности, в случае если человек не приучился контролировать свои поступки, у него может развиться – необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; а в других случаях — разовьётся решительность, способность без лишних промедлений и без всяких колебаний идти к поставленной цели.
О другом свойстве темперамента, впечатлительности, С. Л. Рубинштейн писал, что в зависимости от развития человека, и это свойство может в одних случаях привести к уязвимости, болезненной ранимости, а отсюда к робости и застенчивости; в другом – может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость.
В процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера. Именно поведение человека и его отдельные поступки могут формировать характер – например, отдельный смелый поступок может перейти в смелость человека, когда же это качество закрепится, а в дальнейшем и сохранится, то будет определять смелость поведения индивида в целом.
Наши убеждения, определенность целей, взгляды тоже формируют наш характер, который проявляется в поведении, в делах и поступках. Изменение убеждений влечёт изменение поведения.
С. Неосознаваемая или непознанная нами часть «нас самих»
Если исключить из рассмотрения болезненные состояния, то бывает так, что человек совершает поступки и не осознаёт, как и что он делает: в эти моменты у него просто отключается сознание. Он помнит, что не отдавал себе команду на какое-либо действие, так как вообще не представлял, как выбраться из той ситуации, в какой оказался.
Пример 1. Девочка 12 лет едет впервые на взрослом велосипеде, но не умеет тормозить. Она едет с горки по асфальту, по пустой дороге. Хотя горка и небольшая, но внизу за поворотом она с ужасом видит большую кучу металлолома. Её велосипед двигается со всё возрастающей скоростью, и куча неотвратимо приближается. Она же ничего не может предпринять. В её голове мелькает мысль – «сейчас врежусь и вдребезги разобьюсь», после этого у неё отключается сознание. Она не помнила того, что происходило потом, когда же она осознала себя, то обнаружила, что стоит на асфальте, велосипед лежит рядом, а куча металла находится в метрах десяти перед ней, и её беленький сарафан оказался совершенно чистым. Никого рядом не было и узнать о том, как ей удалось выпутаться из этой ситуации, она не смогла.
Пример 2. Женщина лет 40 приехала с дачи и привезла с собой цветы. Путь оттуда был долог, она сильно устала, но цветы надо было поставить в воду поскорее. Ваза стоит на верхней кухонной полке. Она становится на табуретку, потом наступает на поверхность стола, берёт большую вазу в руку за толстое хрустальное стекло и поворачивается, чтобы спуститься. В этот момент она с ужасом понимает, что стала неудачно и сейчас грохнется с этой высоты, с вазой в руке, на пол, прямо туда, где стоит табуретка, а сделать она ничего не может. Мелькает мысль, что «как жаль, что разобьётся ваза, подаренная матерью, да и она костей не соберёт». В следующий момент женщина осознает себя стоящей на одном колене, табуретка свалена, а её рука с вазой высоко поднята вверх перед собой. Она потом осмотрела себя и обнаружила только синяк на колене, на котором стояла. Колено, конечно, потом побаливало, но, каким образом это произошло, она так и не вспомнила.
Пример 3. Молодой мужчина возвращается домой, подъезжает к своему дому, но к подъезду ему надо проехать через арку. Регулярно этот проезд загораживается водителями, и так было в этом случае. Он подаёт гудки, кричит, чтобы грузовичок отъехал, но результата нет. Тогда он вылезает из машины и подходит к дверце машины, чтобы разобраться с нахалом, открывает дверцу и приходит в ужас: он видит перед собой огромного мужика. Потом он вспоминал, какие, примерно, мысли мелькали у него в голове, возможно, это было следующее: «вот это да», «он меня сейчас прибьёт». Больше он ничего не помнит: когда он очнулся, то увидел перед собой этого же водителя, но уже с побитой физиономией. Он посчитал, что, видимо, вытащил его из машины, а потом и побил, но всего этого он совсем не помнит.
Пример 4. Будущим врачам на младших курсах рассказывают одну интересную историю. Лётчик прилетел на зимовку к полярникам, видимо, привёз груз продуктов. Он стоя под крылом своего небольшого самолёта, когда понял, что сзади его кто-то обнюхивает. Он повернулся и увидел перед собой белого медведя. Какие мысли пронеслись у него в голове трудно сказать, но, наверно, что-то типа «какой ужас», «он меня сейчас съест». Очнулся он уже на крыле самолёта, куда он смог моментально запрыгнуть. Как он это сделал – он не помнит, так как его сознание отключилось. Потом он пытался допрыгнуть до крыла своего самолёта, чтобы коснуться его рукой, но у него это не получилось – крыло находилось слишком высоко для него.
Во всех этих случаях есть общее: что-то внутри человека отдавало команду действовать так, чтобы избежать неминуемой катастрофы. Это что-то поставило цель и определило способ действия, так как человек сознательно этого не делал: у всех присутствует чувство безнадёжности ситуации и сожаление, что этого не избежать. Это выглядит так, как будто человек расписывается в своей беспомощности и отдаёт право действовать кому-то более умелому, т. е. некой части самого себя, правда пока ещё не известной и не названной.
Есть исследования, которые определили, что в человеческом организме принимается решение действовать раньше, чем сам человек осознает это. Мы считаем, что сами принимаем эти решения – а оказывается, что это происходит вне нашего сознания, но какой-то частью нас самих. Может быть это наше «высшее Я», с которым мы не имеем контакта?
Источник