Тест у тебя есть чувство ритма

Как определить, есть ли вокальные данные?

Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?

Тесты на слух и чувство ритма

Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.

Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.

Вокальные данные

Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.

В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.

Источник

Чувство ритма: что это такое и как его проверить?

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!

Источник

Диагностический конструктор музыкальных способностей.
тест на тему

приложение к проекту Музыкальная палитра

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_no4_diognosticheskiy_konstruktor_muz._sposobd.docx 106.75 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Диагностический конструктор музыкальных способностей средней и старшей группы детей

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка __________________________________________________________

Дата: первичного этапа (1) __________________________________________________________

Дата промежуточного этапа (2) __________________________________________________________

Дата конечного этапа (3) __________________________________________________________

Диагностируемые показатели музыкального развития

Степень владения навыками

Эмоциональная отзывчивость (восприятие музыки)

Итог музыкальной деятельности.

В – высокий уровень; С – средний уровень; С «+» — выше среднего С «–» — ниже среднего Н – низкий уровень. Н «+» — выше низкого.

Цветовой тест эмоционального состояния ребенка

Цветовая гамм а

До начало курса занятий

После окончания курса занятий

Практические диагностические тесты для среднего и старшего возраста.

1 — ИГРЫ — ТЕСТЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МЕТРА

Ребенку дают ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

• 8-10 последовательных ударов — высокий уровень чувства метра;

• 4-7 ударов — средний уровень ;

• 1-3 удара — низкий уровень.

Шаги великана, Тома и гнома

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, — говорит педагог.-В стране Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых­ «тик-так» — отчетливо слышен или используется аудио запись). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг-на звук часов « ТИК » и приставной шаг — на звук « Так »), шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов « ТИК » — шаг и приставной шаг, на ход « Так »-то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход_часов « тик-так » и один приставной шаг — на следующий временной ход « ТИК-ТАК »).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата ( 4 шага, поворот + 4 шага, по­

ворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте ( необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять ( называется ряд простых детских песенок )». После определения ребёнком понравившегося ему произведения ( например, «В траве сидел кузнечик» в ля-миноре ) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки темпо-метрической регуляции :

  • Высокий у ровень — адекватное исполнение ребёнком своей партии умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением.
  • Средний уровень — адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует , нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются метрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • Низкий у ровень сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение.

2. Тест — игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

1. Детская песня «Дин-дон»

2. Детская песня «Петушок»

3. М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

Высокий уровень — точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.

Средний уровень — воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов — слабый уровень

Низкий уровень — неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — .

Цель : выявить уровень развития чувства ритма.

— Прохлопай, пожалуйста (или простучи . ), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания.)

Стимульным материалом служат музыкальные фрагменты :№ 1-6 (см. приложение 1), которые отражают различную степень ритмической сложности.

• Низкий уровню ритмической регуляции будут соответствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;

• С реднему уровню ритмической регуляции соответствует умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;

• Высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз

Цель : выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

— Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.

Стимульный материал ( см:. приложение 1, М 7-17).

Критериальные блоки уровней развития чувства ритмического восприятия:

1-й блок заданий

1. Т. Попатенко = 1 балл (№ 7);

2. И. Арсеев = 2 балла (№ 8);

3. Ф. Шуберт = 3 балла (№ 9).

2-й блок заданий

1. А. Филиппенко = 1 балл (№ 10);

2. В. Дементьев = 2 балла (№11);

3. Ф. Шопен = 3 балла (№ 12).

3-й блок заданий

1. Русская народная песня «Ворон» (или ) = 1 балл (№ 13 или 14);

2. Украинский танец «Приглашение» (или Ф. Мендельсон Концерт ми минор для скрипки)= 2 балла (№ 15 или 16);

3. И. Пономарева = 3 балла(№217).

Алгоритм предъявления теста

• высокий уровень — способность правильно определить ритм примера 2-й или 3-й степени сложности. Сумма -от 7 до 9 баллов (например: 3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

• средний уровень — способность адекватно определить ритм примеров 2-го или 1-го уровня сложности. Сумма — от 4 до 6 баллов (например: 2+2+2; или 2+2+ 1; или 2+ 1 + 1);

• низкий уровень — способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма — от 1 до 3 баллов (например: 1 + 1 + 1 ; или 1 + 1 +О; или 1 +0+0).

  1. — ДИАГНОСТИКА ЗВУКОВЫСОТНОГО ЧУВСТВА

(МЕЛОДИЧЕСКОГО И ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА )

Цель : выявить уровень сформированности звуковысотного чувства — адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

— Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так -котенок (исполняется более высокий звук, например,

соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок? Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий)

Алгоритм предъявления теста: вначале дается задание

1.3. Далее, в случае правильного ответа-задание 2.3, затем-задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается-1.2 (где за правильный ответ

присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1 (1 балл). И так по каждому блоку.

• высокий уровень= 7-9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

• средний уровень= 4-6 баллов (3+2+ 1; или 3+ 1 + 1; или 2+1+1);

• низкий уровень = 1-3 балла (2+ 1 +О; или 1 + 1 + 1; или 1 + 1 +0; или 1 +0+0).

Куда идет мелодия?

Цель : выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю — определение направления мелодии.

— Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?

Стимулирующий материал (Приложение 1):

• №18: Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх-вниз, вверх-вниз= 4 балла);

• № 19: Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх-вверх­вниз= 3 балла);

• №20: Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз — вниз . = 2 балла);

• N№21: Детская песня «Василек» (ответ: вниз-вниз= 1 балл).

• высокий уровень = 8-10 баллов;

• средний уровень = 4-7 баллов;

• низкий уровень = 1-3 балла.

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать, сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

  • низкий уровень — угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень — угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень — угадано ребёнком 8-10 созвучий

— Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика — один из них веселый, другой — грустный. Попробуй определить, в каком порядке (в какой последовательности) будут исполнять созвучия веселый и грустный гномики?

Вначале предъявляются созвучия- > пробного варианта, например, D-dur, d-moll ( в сопоставлении созвучий контрастных ладов от одного тона ). Далее созвучия даются от разных тонов в количественном увеличении.

• E-dur, e-moll (или f-moll, F-dur) = 1 балл;

• C-dur, h-moll (или cis-moll; D-dur) = 2 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу);

• F-dur, G-dur, fis-moll (или a-moll, d-moll, C-dur) = 3 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу).

• низкий уровень = 1-3 балла;

• средний уровень= 4-7 баллов;

• высокий уровень= 8-12 баллов.

Цель : выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функций мелодии.

— Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно и скажи, — какую песню пела веселая, а какую-грустная девочка?

Стимулирующий материал составляют попевки, построенные по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии (см., например, Приложение 1, М 22-23 и м 24-25).

Предъявить необходимо три мелодии-попевки, каждая из которых оценивается в 1 балл.

• высокий уровень = 3 балла (правильно определены все три задания);

• средний уровень = 2 балла;

• низкий уровень= 1 балл.

Цель : определить уровень развития произвольных слухо — моторных представлений:

вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

спеть любую известную ему песенку;

повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

  • низкий уровень — последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень — опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень — опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

3 — ДИАГНОСТИКА ЧУВСТВА ТЕМБРА

Тест — игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра .

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

  • низкий уровень развития тембрового чувства — адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень — адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень — адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

4 . ДИАГНОСТИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА

Тест — игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал: Барабан или бубен;

фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт «Маленький барабанщик»; К.Лонгшамп-Друшкевичова «Марш дошкольников».

Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок — на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего — 4 балла.

  • низкий уровень динамического чувства — 1 балл;
  • средний уровень — 2-3 балла;
  • высокий уровень — 4-5 баллов.

5. ДИАГНОСТИКА ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

Тест-игра «Незавершённая мелодия «

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия — не доигрывается последний такт;

2-я мелодия — доигрывается до конца;

3-я мелодия — не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия — прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия — доигрывается до конца.

  • низкий уровень — правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень — правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.
  1. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

1. «Утреннее размышление»

2. «Сладкая грёза»

4. «Болезнь куклы»

5. «Игра в лошадки»

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

  • низкий уровень э моционально-образного осмысления характеризуется уклонением ( фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

Метод Л.В. Школяр «Выбери музыку»

Цель : выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально- смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов. В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):

1-я серия : А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная истори я »;

2-я серия : Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление» Э. Григ «Смерть Озе»;

3-я серия : П. Чайковский «Баркарола»; Ф. Шопен Ноктюрн b-moll; Ф. Шопен Ноктюрн f-moll;

4-я серия : Л. Бетховен «Соната №14» (финал); Л. Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф. Шопен «Экспромт-фантазия»;

5-я серия : А. Хачатурян «Лядов серьезно заболел»; С. Прокофьев «Раскаяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».

Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?

Критерии определения уровн я сравнительной рефлексии эмоционально- смыслового содержания музыки:

• низкий уровень характеризуется попыткой ребенка анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);

• средний уровень — правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

• высокий уровень — способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель» — схему ассоциаций, эмоциональнобразных характеристик своих переживаний музыки (3 балла).

Результаты диагностики заносятся в итоговую таблицу данных и оформляются в количественных выражениях (баллах).

Источник

Оцените статью