Тест степановой угадай настроение школьника

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Как провести собеседование с будущим первоклассником. Рекомендации и таблица с заданиями
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической готовности к школе

Ольга Пронина, методист инфор-мационно-методического отдела МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск

В статье – рекомендации, которые помогут вам провести собеседование с ребенком в легкой для него и его родителей форме. Для тестирования первоклассников воспользуйтесь готовой таблицей с заданиями

Собеседование будущих первоклассников с психологом проводят с целью подобрать к каждому учащемуся индивидуальный подход в обучении. Если руководитель попросил вас провести обследование детей, обратите внимание на форму организации беседы.

Пригласите ребенка с родителями на собеседование

Предложите родителям пройти вместе с детьми обследование индивидуального развития будущих первоклассников. Объясните им, что собеседование необходимо самим детям.
Даже если родители откажутся проходить собеседование или дошкольник не справится с заданиями, это не значит, что его не примут в первый класс. Вы может е только порекомендовать родителям не отдавать ребенка в школу в этом году и подождать еще год, но окончательное решение остается за ними. На собеседование ребенок приходит обязательно вместе с одним из родителей. Так будущему первокласснику будет легче справиться с волнением.

Совет
Предлагайте ребенку задания теста как игру. Дошкольник не должен испытывать ощущение, что вы оцениваете его знания

Определите на собеседовании уровень познавательной готовности к школе

Перед началом тестирования расположите ребенка к себе. Побеседуйте с ним, задайте сначала простые вопросы: как его зовут, как зовут маму и папу, сколько ему лет, кем работают родители, в каком городе он живет. Не превращайте беседу в сухой опрос. Постарайтесь проявить реальный интерес к ребенку. Во время беседы включите диктофон, чтобы потом легче было заполнить карту диагностики ребенка. Когда ребенок разговорится, переходите к заданиям из теста. Выучите вопросы наизусть. Так вы смо- жете при беседе смотреть в глаза первокласснику. Если вы будете отмечать ответы в протоколе при ребенке и его маме, то это может их смущать. Сохраняйте непринужденный характер диалога.

Выявите уровень мотивационной готовности ребенка к школе

В первый класс могут привести детей от 6,5 до 8 лет. Уровень мотивационной готовности ребенка восьми лет отличается от готовности шестилетнего. Родители задают ему вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» — и получают ответ: «Очень хочу!». Но это не значит, что он готов сидеть на одном месте весь урок, слушать учителя и выполнять его задания.
Поговорите с ребенком о школе. Спросите, знает ли он, чем там занимаются школьники. Попросите его объяснить, почему он хочет или не хочет пойти в первый класс.
Ребенка считают мотивационно готовым к школьному обучению, если его привлекает не здание школы и портфель, а возможность получать новые знания. Проведите для будущего первоклассника тестирование по методике Н.А. Степановой «Угадай настроение школьника»

Задания для тестирования ребенка

1-я часть диагностики «Познавательная готовность к школе» Цель: определить уровень сформированности психических процессов, необходимый для начала освоения школьной программы (память, внимание, воображение), логического мышления, основ грамотности, словарного запаса, связной речи, звукового восприятия, элементарных математических представлений

Найти и назвать, какие необходимые детали в изображении предметов на картинке отсутствуют. Например, у дома отсутствует дверь или труба

Картинки с изображением предметов с отсутствующими деталями

Найти и назвать отличия в изображении одинаковых предметов на картинке

Картинки с изображением одинаковых предметов с отличающимися деталями

Разложить картинки в логической последовательности

Серия картинок, которые отражают выполнение действия в логической последовательности

Прослушать три раза и повторить пословицу или поговорку

Словесный материал: пословицы и поговорки из 5–6 слов

Четко определить и назвать местоположение любой фигуры на листе бумаги. Правильно назвать фигуру и ее местоположение. Например, в центре страницы, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, у правой стороны, у левой стороны и т. д.

Лист бумаги с нарисованными геометрическими фигурами

Недорисованные фигуры или неполные изображения предметов (допускается точечный контур для дорисовки)

Подобрать картинку с изображением детали, которая отсутствует на главном изображении предмета

Картинки с неполным изображением предметов, картинки с изображением недостающих деталей предметов

Продолжить начатый геометрический узор

Изображение начала простого геометрического узора

Нарисовать человека, соблюдая пропорции, максимально детализировав (одежда, лицо)

Соединить линией предметы в лабиринте. Например, найти выход из лабиринта, найти «домик»

Изображение предметов в лабиринте

Графический диктант. На основе словесной инструкции выполнить геометрический узор

Лист бумаги в клетку

Назвать одним словом все изображения на картинках или группу однородных предметов на слух Например, вилка, ложка, чашка

Картинки с изображением однородных предметов. Словесный материал

Правильно повторить слова со звонкими и глухими согласными (например, коза – коса, шар – жар и т. д.)

Правильно повторить слова с твердыми и мягкими согласными.
Например, лук – люк, эхо – ехал

Составить рассказ по серии картинок

Пересчитать предметы с 1 до 10, соотне- сти количество предметов с цифрами, вы- строить правильную последовательность цифр, сравнить количество предметов и определить где «больше/больше на 1», «меньше/меньше на 1», «столько же». Смоделировать простое математическое действие по условиям задачи (сложение и вычитание) с использованием знаков >,

2-я часть диагностики «Мотивационная готовность»

Протокол ответов ребенка

Я хочу ходить в школу, как другие ребята. Буду ходить в школу и узнаю много нового

Ученик идет в школу, у него дорисую радостное лицо. Ему радостно, что у него новый портфель, его в школе ждет учитель

Ученик бежит радостный в школу с новым портфелем, ему там будет весело и интересно

Как заполнять карту диагностики будущего первоклассника

Оценка индивидуального уровня готовности к школьному обучению – это дополнительная оценка, которая формируется по результатам педагогических наблюдений за ребенком в процессе диагностики. В графе «Самостоятельность» поставьте +1 балл, если ребенок выполнил задание самостоятельно. Добавьте
1 балл в графу «Работоспособность», если при выполнении задания у ребенка
отсутствовали признаки переутомления, сохранялась высокая работоспособность до окончания диагностики. В графе «Высокий уровень произвольности психических процессов» зачислите еще один балл, если ребенку не требовалось повторять инструкцию, делать замечания, он не отвлекался и не нарушал дисциплину, уложился в отведенное время.

Критерии оценки для диагностики познавательной готовности

Ребенок качественно и самостоятельно выполнил задание, не допустил ни одной ошибки – 3 балла. Ребенок в основном справляется с заданием, допустил одну–две ошибки – 2 балла.
Ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого – 1 балл.
Ребенок не справился с заданием – 0 баллов.

Интерпретация результатов диагностики «Познавательная готовность»

40 баллов и более – высокий уровень познавательной готовности, который характеризуется развитием мыслительных процессов ребенка в соответствии с возрастными нормами, ребенок умеет обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять существенные признаки и делать обоснованные выводы. Диагностируются признаки наглядно-образного мышления. Развита пространственная ориентировка. Ребенок обладает широтой представлений об окружающем мире, у него сформированы начала грамотности и элементарные математические представления. Речевое развитие и познавательная активность соответствуют возрастным нормам. У ребенка сформирован достаточный кругозор для успешного начала освоения школьной программы, ребенок владеет планомерным и поэлементным восприятием, основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У ребенка наблюдаются начальные умения учебной деятельности, развиты произвольные познавательные действия.

От 20 до 39 баллов – средний уровень познавательной готовности.

От 8 до 19 баллов – уровень познавательной готовности к школе ниже среднего. Менее 8 баллов – низкий уровень познавательной готовности к школе.

Критерии оценки для диагностики мотивационной готовности

Задание № 18.1: за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла; за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла. Максимальное число в изучении мотивацион-ной готовности составляет 5 баллов.
Задание № 18.2: за каждую верно названную ситуацию, эмоцию, предмет – по 1 баллу (3 балла за карточку в целом). Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 балла.
Задание № 18.3: за каждую воспроизведенную карточку (ситуацию) – по 1 баллу. Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 балла.

Интерпретация результатов диагностики «Мотивационная готовность»

45 баллов и более – высокий уровень мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, который характеризуется готовностью к активному и эффективному участию в новой системе социальных отношений, свойственных для образовательной среды школы, сформирована психологическая готовность к выполнению новой социальной роли «ученика». У ребенка в целом позитивное восприятие своего «школьного будущего», отсутствует тревожность или страх школьной ситуации. Желание пойти в школу у ребенка основывается на внутренних познавательных мотивах.
От 28 до 44 баллов – средний уровень мотивационной готовности будущего первоклассника к школьному обучению.
От 13 до 27 баллов – уровень мотивационной готовности ребенка к школьному обучению ниже среднего.
Менее 13 баллов – низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению.
Источник: справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2018г

Источник

План производственной педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях студентов 3 курса очного отделения по направлению «Педагогика»

Тест 1.1. «Программа диагностики мотивационной готовности»

Цель: изучить уровень сформированности представлений о школе, способность адекватно воспринимать школьные ситуации; выявить уровень развития мотивационной готовности.

Ты хотел бы учиться в школе?

а) да — 1 балл; б) нет – 0 б.

2. Представь себе, что существуют разные школы:

а) в одной дети учатся считать, читать, писать – 1б.;

б) в другой – только играют в школу, но не учатся – 0 б.;

в) в третьей — делают, что хотят: учатся или играют – 1 б.

В какую из этих школ ты хотел бы ходить?

3. Представь, что волшебник захотел тебе сделать подарок. Какой подарок ты бы выбрал?

а) вкусные конфеты – 0 б.;

б) букварь (или книгу) – 1б.;

в) игрушку, которую ты давно хотел – 0 б.

4. Представь себе, что у тебя два знакомых мальчика, которые учатся в школе:

а) Саша очень хорошо учится в школе, много знает, но у него не очень хороший характер, он часто

ссорится с друзьями – 1б.;

б) Дима учится не очень хорошо, у него бывают не только тройки, но и двойки. Но он знает много

игр и с ним интересно – 0 б.;

С кем из них ты хотел бы дружить?

в) Хотел бы дружить с обоими – 1б.

Что ты хочешь положить в свой новый портфель в первую очередь?

а) азбуку, чтобы учиться читать – 1б.;

б) тетрадь и ручку, чтобы учиться писать – 1б.;

в) любимую игрушку – 0 б.

Обработка результатов: Мотивационная готовность ребенка считается положительной , если ребенок в сумме набрал 3 балла и более.

Выделяются уровни развития мотивационной готовности:

низкий уровень – 1б.;

ниже среднего – 2б.;

средний уровень – 3б.;

выше среднего – 4б.;

высокий уровень – 5б.

Тест 1.2. «Угадай настроение школьника»

Цель: 1) выявить уровень развития мотивационной готовности;

2) выявить способность ребенка воспринимать и перечислять различные свойства предмета (явления), эмоциональные состояния и ситуации, выделять в них существенное;

3) изучить состояние памяти;

Оборудование: 8 карточек с изображением безликих школьников, участвующих в различных школьных ситуациях:

ученик идет в школу;

ученик выполняет задание учителя;

ученица получила «пятерку»;

ученица получила «двойку»;

ученик возвращается из школы домой;

ученик разбил окно;

ученица берет книгу в библиотеке.

Дополнительно прилагаются карточки с изображением трех эмоциональных состояний:

Исследование мотивационной готовности.

Педагог (психолог) предлагает ребенку следующую инструкцию:

Перед тобой картинки про ребят, которые уже ходят в школу. А ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему ты хочешь пойти в школу? Что тебе больше всего нравится (или будет нравится) в школе?

А) Художник в этих картинках хотел рассказать о школьниках, школьной жизни да забыл нарисовать лица, настроения школьников. Давай поможем художнику определить их настроения. Но сначала давай вспомним, какие бывают настроения у людей.

А у тебя сейчас какое настроение? (Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением трех эмоциональных состояний и просит их назвать).

Б) Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением различных ситуаций в ниже перечисленном порядке, в ходе которого ребенку задаются вопросы исследовательского характера:

№1. Что здесь нарисовано? Что здесь самое главное? Какое настроение у школьника? Расскажи о его портфеле: какого он цвета, формы?

№2. Что здесь случилось? Какие у мальчиков лица? Расскажи об их одежде. Какая она?

№3. Что здесь происходит? Какое настроение у школьника? Расскажи о его тетрадках (цвет, форма)?

№4. Что здесь самое главное? Какое у девочки настроение? Расскажи об ее платье.

№5. Что здесь произошло? Какое настроение у школьницы? Почему? Расскажи о школьной доске: какого она цвета, формы, величины?

№6. Что здесь самое главное? Какое настроение у мальчика? Расскажи о его одежде.

№7. Что здесь случилось? Какое настроение у мальчика? Что случилось со стеклом? Какое оно?

№8. Где происходит действие? Какое настроение у девочки? Расскажи о книгах, нарисованных на картинке.

Изучение состояния памяти .

После предъявления и обсуждения последней карточки психолог убирает все карточки и говорит следующее:

— Понравились картинки? А теперь постарайся вспомнить все, что ты увидел на картинках. Расскажи обо всем, что запомнил.

Все словесные высказывания ребенка в процессе выполнения заданий фиксируются в протоколе.

— за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла;

— за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла.

Максимальное число в изучении мотивационной готовности составляет 5 баллов.

2 часть: за каждую верно названные ситуацию, эмоцию, предмет – по 1 баллу (3 балла за карточку — в целом). Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 27 баллов.

3 часть: за каждую воспроизведенную карточку (ситуацию) – по 1 баллу. Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 27 баллов.

Источник

Оцените статью