- Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- Самое популярное
- Пригласите ребенка с родителями на собеседование
- Определите на собеседовании уровень познавательной готовности к школе
- Выявите уровень мотивационной готовности ребенка к школе
- Задания для тестирования ребенка
- Как заполнять карту диагностики будущего первоклассника
- Критерии оценки для диагностики познавательной готовности
- Интерпретация результатов диагностики «Познавательная готовность»
- Критерии оценки для диагностики мотивационной готовности
- Интерпретация результатов диагностики «Мотивационная готовность»
- План производственной педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях студентов 3 курса очного отделения по направлению «Педагогика»
- Тест 1.1. «Программа диагностики мотивационной готовности»
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Как провести собеседование с будущим первоклассником. Рекомендации и таблица с заданиями |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической готовности к школе |
Ольга Пронина, методист инфор-мационно-методического отдела МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск В статье – рекомендации, которые помогут вам провести собеседование с ребенком в легкой для него и его родителей форме. Для тестирования первоклассников воспользуйтесь готовой таблицей с заданиями Собеседование будущих первоклассников с психологом проводят с целью подобрать к каждому учащемуся индивидуальный подход в обучении. Если руководитель попросил вас провести обследование детей, обратите внимание на форму организации беседы. Пригласите ребенка с родителями на собеседованиеПредложите родителям пройти вместе с детьми обследование индивидуального развития будущих первоклассников. Объясните им, что собеседование необходимо самим детям. Совет Определите на собеседовании уровень познавательной готовности к школеПеред началом тестирования расположите ребенка к себе. Побеседуйте с ним, задайте сначала простые вопросы: как его зовут, как зовут маму и папу, сколько ему лет, кем работают родители, в каком городе он живет. Не превращайте беседу в сухой опрос. Постарайтесь проявить реальный интерес к ребенку. Во время беседы включите диктофон, чтобы потом легче было заполнить карту диагностики ребенка. Когда ребенок разговорится, переходите к заданиям из теста. Выучите вопросы наизусть. Так вы смо- жете при беседе смотреть в глаза первокласснику. Если вы будете отмечать ответы в протоколе при ребенке и его маме, то это может их смущать. Сохраняйте непринужденный характер диалога. Выявите уровень мотивационной готовности ребенка к школеВ первый класс могут привести детей от 6,5 до 8 лет. Уровень мотивационной готовности ребенка восьми лет отличается от готовности шестилетнего. Родители задают ему вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» — и получают ответ: «Очень хочу!». Но это не значит, что он готов сидеть на одном месте весь урок, слушать учителя и выполнять его задания. Задания для тестирования ребенка1-я часть диагностики «Познавательная готовность к школе» Цель: определить уровень сформированности психических процессов, необходимый для начала освоения школьной программы (память, внимание, воображение), логического мышления, основ грамотности, словарного запаса, связной речи, звукового восприятия, элементарных математических представлений Найти и назвать, какие необходимые детали в изображении предметов на картинке отсутствуют. Например, у дома отсутствует дверь или труба Картинки с изображением предметов с отсутствующими деталями Найти и назвать отличия в изображении одинаковых предметов на картинке Картинки с изображением одинаковых предметов с отличающимися деталями Разложить картинки в логической последовательности Серия картинок, которые отражают выполнение действия в логической последовательности Прослушать три раза и повторить пословицу или поговорку Словесный материал: пословицы и поговорки из 5–6 слов Четко определить и назвать местоположение любой фигуры на листе бумаги. Правильно назвать фигуру и ее местоположение. Например, в центре страницы, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, у правой стороны, у левой стороны и т. д. Лист бумаги с нарисованными геометрическими фигурами Недорисованные фигуры или неполные изображения предметов (допускается точечный контур для дорисовки) Подобрать картинку с изображением детали, которая отсутствует на главном изображении предмета Картинки с неполным изображением предметов, картинки с изображением недостающих деталей предметов Продолжить начатый геометрический узор Изображение начала простого геометрического узора Нарисовать человека, соблюдая пропорции, максимально детализировав (одежда, лицо) Соединить линией предметы в лабиринте. Например, найти выход из лабиринта, найти «домик» Изображение предметов в лабиринте Графический диктант. На основе словесной инструкции выполнить геометрический узор Лист бумаги в клетку Назвать одним словом все изображения на картинках или группу однородных предметов на слух Например, вилка, ложка, чашка Картинки с изображением однородных предметов. Словесный материал Правильно повторить слова со звонкими и глухими согласными (например, коза – коса, шар – жар и т. д.) Правильно повторить слова с твердыми и мягкими согласными. Составить рассказ по серии картинок Пересчитать предметы с 1 до 10, соотне- сти количество предметов с цифрами, вы- строить правильную последовательность цифр, сравнить количество предметов и определить где «больше/больше на 1», «меньше/меньше на 1», «столько же». Смоделировать простое математическое действие по условиям задачи (сложение и вычитание) с использованием знаков >, 2-я часть диагностики «Мотивационная готовность» Протокол ответов ребенка Я хочу ходить в школу, как другие ребята. Буду ходить в школу и узнаю много нового Ученик идет в школу, у него дорисую радостное лицо. Ему радостно, что у него новый портфель, его в школе ждет учитель Ученик бежит радостный в школу с новым портфелем, ему там будет весело и интересно Как заполнять карту диагностики будущего первоклассникаОценка индивидуального уровня готовности к школьному обучению – это дополнительная оценка, которая формируется по результатам педагогических наблюдений за ребенком в процессе диагностики. В графе «Самостоятельность» поставьте +1 балл, если ребенок выполнил задание самостоятельно. Добавьте Критерии оценки для диагностики познавательной готовностиРебенок качественно и самостоятельно выполнил задание, не допустил ни одной ошибки – 3 балла. Ребенок в основном справляется с заданием, допустил одну–две ошибки – 2 балла. Интерпретация результатов диагностики «Познавательная готовность»40 баллов и более – высокий уровень познавательной готовности, который характеризуется развитием мыслительных процессов ребенка в соответствии с возрастными нормами, ребенок умеет обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять существенные признаки и делать обоснованные выводы. Диагностируются признаки наглядно-образного мышления. Развита пространственная ориентировка. Ребенок обладает широтой представлений об окружающем мире, у него сформированы начала грамотности и элементарные математические представления. Речевое развитие и познавательная активность соответствуют возрастным нормам. У ребенка сформирован достаточный кругозор для успешного начала освоения школьной программы, ребенок владеет планомерным и поэлементным восприятием, основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У ребенка наблюдаются начальные умения учебной деятельности, развиты произвольные познавательные действия. От 20 до 39 баллов – средний уровень познавательной готовности. От 8 до 19 баллов – уровень познавательной готовности к школе ниже среднего. Менее 8 баллов – низкий уровень познавательной готовности к школе. Критерии оценки для диагностики мотивационной готовностиЗадание № 18.1: за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла; за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла. Максимальное число в изучении мотивацион-ной готовности составляет 5 баллов. Интерпретация результатов диагностики «Мотивационная готовность»45 баллов и более – высокий уровень мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, который характеризуется готовностью к активному и эффективному участию в новой системе социальных отношений, свойственных для образовательной среды школы, сформирована психологическая готовность к выполнению новой социальной роли «ученика». У ребенка в целом позитивное восприятие своего «школьного будущего», отсутствует тревожность или страх школьной ситуации. Желание пойти в школу у ребенка основывается на внутренних познавательных мотивах. Источник План производственной педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях студентов 3 курса очного отделения по направлению «Педагогика»Тест 1.1. «Программа диагностики мотивационной готовности»Цель: изучить уровень сформированности представлений о школе, способность адекватно воспринимать школьные ситуации; выявить уровень развития мотивационной готовности. Ты хотел бы учиться в школе? а) да — 1 балл; б) нет – 0 б. 2. Представь себе, что существуют разные школы: а) в одной дети учатся считать, читать, писать – 1б.; б) в другой – только играют в школу, но не учатся – 0 б.; в) в третьей — делают, что хотят: учатся или играют – 1 б. В какую из этих школ ты хотел бы ходить? 3. Представь, что волшебник захотел тебе сделать подарок. Какой подарок ты бы выбрал? а) вкусные конфеты – 0 б.; б) букварь (или книгу) – 1б.; в) игрушку, которую ты давно хотел – 0 б. 4. Представь себе, что у тебя два знакомых мальчика, которые учатся в школе: а) Саша очень хорошо учится в школе, много знает, но у него не очень хороший характер, он часто ссорится с друзьями – 1б.; б) Дима учится не очень хорошо, у него бывают не только тройки, но и двойки. Но он знает много игр и с ним интересно – 0 б.; С кем из них ты хотел бы дружить? в) Хотел бы дружить с обоими – 1б. Что ты хочешь положить в свой новый портфель в первую очередь? а) азбуку, чтобы учиться читать – 1б.; б) тетрадь и ручку, чтобы учиться писать – 1б.; в) любимую игрушку – 0 б. Обработка результатов: Мотивационная готовность ребенка считается положительной , если ребенок в сумме набрал 3 балла и более. Выделяются уровни развития мотивационной готовности: низкий уровень – 1б.; ниже среднего – 2б.; средний уровень – 3б.; выше среднего – 4б.; высокий уровень – 5б. Тест 1.2. «Угадай настроение школьника» Цель: 1) выявить уровень развития мотивационной готовности; 2) выявить способность ребенка воспринимать и перечислять различные свойства предмета (явления), эмоциональные состояния и ситуации, выделять в них существенное; 3) изучить состояние памяти; Оборудование: 8 карточек с изображением безликих школьников, участвующих в различных школьных ситуациях: ученик идет в школу; ученик выполняет задание учителя; ученица получила «пятерку»; ученица получила «двойку»; ученик возвращается из школы домой; ученик разбил окно; ученица берет книгу в библиотеке. Дополнительно прилагаются карточки с изображением трех эмоциональных состояний: Исследование мотивационной готовности. Педагог (психолог) предлагает ребенку следующую инструкцию: Перед тобой картинки про ребят, которые уже ходят в школу. А ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему ты хочешь пойти в школу? Что тебе больше всего нравится (или будет нравится) в школе? А) Художник в этих картинках хотел рассказать о школьниках, школьной жизни да забыл нарисовать лица, настроения школьников. Давай поможем художнику определить их настроения. Но сначала давай вспомним, какие бывают настроения у людей. А у тебя сейчас какое настроение? (Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением трех эмоциональных состояний и просит их назвать). Б) Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением различных ситуаций в ниже перечисленном порядке, в ходе которого ребенку задаются вопросы исследовательского характера: №1. Что здесь нарисовано? Что здесь самое главное? Какое настроение у школьника? Расскажи о его портфеле: какого он цвета, формы? №2. Что здесь случилось? Какие у мальчиков лица? Расскажи об их одежде. Какая она? №3. Что здесь происходит? Какое настроение у школьника? Расскажи о его тетрадках (цвет, форма)? №4. Что здесь самое главное? Какое у девочки настроение? Расскажи об ее платье. №5. Что здесь произошло? Какое настроение у школьницы? Почему? Расскажи о школьной доске: какого она цвета, формы, величины? №6. Что здесь самое главное? Какое настроение у мальчика? Расскажи о его одежде. №7. Что здесь случилось? Какое настроение у мальчика? Что случилось со стеклом? Какое оно? №8. Где происходит действие? Какое настроение у девочки? Расскажи о книгах, нарисованных на картинке. Изучение состояния памяти . После предъявления и обсуждения последней карточки психолог убирает все карточки и говорит следующее: — Понравились картинки? А теперь постарайся вспомнить все, что ты увидел на картинках. Расскажи обо всем, что запомнил. Все словесные высказывания ребенка в процессе выполнения заданий фиксируются в протоколе. — за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла; — за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла. Максимальное число в изучении мотивационной готовности составляет 5 баллов. 2 часть: за каждую верно названные ситуацию, эмоцию, предмет – по 1 баллу (3 балла за карточку — в целом). Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 27 баллов. 3 часть: за каждую воспроизведенную карточку (ситуацию) – по 1 баллу. Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 27 баллов. Источник |