Тест профессионального стресса ч спилбергера интерпретация

Характеристики трудового стресса у сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание

Целью данного курсового проекта является исследование характеристик трудового стресса у сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ».
В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
1.Подобрать и изучить теоретические источники по заявленной тематике;
2.Выявить причины стресса у сотрудников организации;
3.Проанализировать проблему трудового стресса на примере конкретного учреждения;
4.Сделать вывод о проделанной работе.

Работа состоит из 1 файл

курсовая психодиагностика.docx

Индивидуальные факторы стресса:

  • ролевой конфликт и неопределенность;
  • характеристики устойчивости личности к стрессу;
  • личностный контроль и психологическая устойчивость;
  • самоэффективность (оценка собственной эффективности);
  • страх быть обойденным другими или не справиться с работой;
  • страх потерять работу.

Таким образом, стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой и др. Вместе с тем действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека [7].

1.4 Последствия стресса. Психологические консультации работников

Стрессы оказывают отрицательное влияние как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.) [4].

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний.

Наиболее часто встречаются заболевания сердечно- сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.

Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

В мышцах глюкокортикоиды (общее собирательное название подкласса гормонов коры надпоч ечников, обладающих более сильным действием на углеводный, чем на водно-солевой обмен, и их синтетических аналогов. Функция: регуляция минерального, углеводного и белкового баланса) в высокой концентрации вызывают распад нуклеиновых кислот и белков, что при длительном действии приводит к дистрофии мышц.

В коже эти гормоны тормозят рост и деление фибробластов (клетки соединительной ткани организма), что приводит к истончению кожи, ее легкой повреждаемости, плохому заживлению ран. В костной ткани — к подавлению поглощения кальция. Конечный результат продолжительного действия этих гормонов — уменьшение массы костей, чрезвычайно распространенное заболевание — остеопороз.

Перечень негативных последствий повышения концентрации гормонов стресса свыше физиологических можно долго продолжать. Здесь и дегенерация клеток головного и спинного мозга, задержка роста, снижение секреции инсулина («стероидный» диабет) и т.д. Ряд очень авторитетных ученых даже считают, что стресс является основным фактором возникновения рака и других онкологических заболеваний.

К подобным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные по времени, стрессовые воздействия. Поэтому хронический стресс, в частности, длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к вышеуказанным заболеваниям.

Возникло даже новое направление в медицине, получившее название психосоматическая медицина, рассматривающая всевозможные формы стресса как основной или сопутствующий патогенетический фактор очень многих (если не всех) заболеваний [15].

Читайте также:  Стресс протективный эффект это

Психологические консультации работников

Психологическое консультирование – это обсуждение с сотрудником какой-то проблемы с целью ее устранения и улучшения психического здоровья. Потребность в психологическом консультировании определяется возникающими у работников разнообразными проблемами, включая стресс.

Менеджеры – основные консультанты работников, поскольку именно они ежедневно взаимодействуют с сотрудниками. Если менеджер закрывает глаза на эмоциональные проблемы работников и отказывается обсуждать их, это равносильно заявлению: «Ты меня не интересуешь, меня интересует только твоя работа». В случае если подчиненный находится в состоянии эмоционального потрясения, руководить не имеет права сказать: «Это не моя работа. Идите к консультанту». Эмоции – неотъемлемое свойство каждого работника, и их следует рассматривать как элемент общей рабочей ситуации, за которую менеджер несет персональную ответственность. Менеджеры всех уровней организации должны обучаться методам оказания эффективной помощи работникам [17].

Глава 2. Методическое обоснование методов и методик исследования характеристик трудового стресса у сотрудников

ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

2.1 Описание методики «опросник трудового стресса»

«Опросник трудового стресса» является полноценной русскоязычной версией широко распространенного теста Ч. Спилбергера «Job Stress Survey» или JSS (русскоязычная адаптация Леоновой А.Б., Величковской С.Б.), представляет собой два перечня возможных источников стресса и стрессовых ситуаций, которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу).

  • Организационные изменения сопровождаются выраженной симптоматикой стресса и сложностями приспособления сотрудников к трудовой ситуации. Профессиональный стресс сотрудников сохраняется на достаточно высоком уровне даже после завершения инновационных мероприятий. Это отражает высокую цену организационных нововведений с точки зрения внутренних затрат сотрудников на адаптацию к изменению трудовой ситуации.
  • Выраженность профессионального стресса в различных подгруппах сотрудников в процессе организационных изменений может противоречить известным демографическим и социокультурным нормам, но при этом она однозначно связана с отношением сотрудников к реорганизации и динамикой данного отношения.

Методика направлена на выявление комплекса причин, приводящих к возникновению трудностей и помех в работе служащих. Опросник включает две таблицы, каждая из которых состоит из 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой таблице опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе, т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу, а во второй – по их частоте, т.е. насколько часто возникают подобные затруднения.

Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала:

1-3 балла – низкий уровень выраженности;

4-6 баллов – средний уровень;

7-9 баллов – высокий уровень выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.

Обработка результатов опросника включает несколько этапов:

  • Подсчет веса каждого стрессора, который равен произведению силы и частоты по каждому пункту методики;
  • Определение среднего по силе, частоте и весу по всем пунктам опросника;
  • Анализ «профиля» стресса и выделение 3-х основных стрессоров, получивших максимальное значение по весу;
  • Факторный анализ десяти наиболее выраженных по весу стрессоров.

Глава 3. Эмпирическое исследование характеристик трудового стресса сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

3.1 Процедура эмпирического исследования

Эмпирическая часть курсовой работы была изучена на сотрудниках кадрового агентства ООО «АРК ПЕРСОНАЛ».

Подбор персонала в кадровом агентстве способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно

выполнение плана и множество задач, поставленных руководством, организация собеседований кандидатов с заказчиками, урегулирование конфликтных ситуаций, урегулирование вопросов по стоимости вакантной должности, переговоры с клиентами по задолженностям.

Данная процедура проводилась 13.11.2012 в обеденный перерыв, у 7 консультантов по подбору персонала, одновременно. Время данного опросника не ограниченно, однако с заданием все справились в разное время.

3.2 Результаты исследования характеристик трудового стресса сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

По проведенному исследованию мы получили такие результаты.

Источник

Методика диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина

1. Методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина).

Методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина, 1977) предназначена для диагностики ситуативной тревожности.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Читайте также:  Что делать если у меня расстройство настроения

Испытуемому предлагается оценить верность в отношении себя 20 утверждений по 4-бальной шкале .

Формулировки признаков тревожности даны в виде как прямых, так и обратных утверждений. К числу прямых формулировок относятся пункты: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; к числу обратных формулировок — пункты: 1,2,5,8, 10, 11, 15, 16, 19,20.

Основным показателем данной методики является индекс ситуативной тревожности (ИСТ), который подсчитывается по следующей формуле:

ИСТ = (∑пп. прямых ответов — ∑пп. обратных ответов) + 50,

(где пп. — пункты опросника, 50 — поправочный коэффициент, который переводит все оценки в область положительных значений).

Диапазоны разброса оценок показателя ИСК

Значения ИСТ могут варьировать в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше значение ИСТ, тем более выражена степень переживания ситуативной тревожности.

Интерпретация полученных при тестировании значений показателя ИСТ для вынесения суждения об уровне ситуативной тревожности проводится в соответствии со следующими нормативными интервалами:

Низкий уровень ситуативной тревожности

Умеренный уровень ситуативной тревожности

Высокий уровень ситуативной тревожности

2. Методика «Шкала личностной тревожности (ЛТ)» Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина).

Методика «Шкала личностной тревожности (ЛТ)» Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина, 1977) предназначена для диагностики личностной тревожности.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Испытуемому предлагается оценить верность в отношении себя 20 утверждений по 4-бальной шкале .

Формулировки признаков тревожности даны в виде как прямых, так и обратных утверждений. К числу прямых формулировок относятся пункты: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; к числу обратных формулировок — пункты: 1,2,5,8, 10, 11, 15, 16, 19,20.

Основным показателем данной методики является индекс личностной тревожности (ИЛТ), который подсчитывается по следующей формуле:

ИЛТ = (∑пп. прямых ответов — ∑пп. обратных ответов) + 50,

(где пп. — пункты опросника, 50 — поправочный коэффициент, который переводит все оценки в область положительных значений).

Диапазоны разброса оценок показателя ИЛК

Значения ИЛТ могут варьировать в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше значение ИЛТ, тем более выражена степень личностной тревожности.

Интерпретация полученных при тестировании значений показателя ИЛТ для вынесения суждения об уровне личностной тревожности проводится в соответствии со следующими нормативными интервалами:

Низкий уровень личностной тревожности

Умеренный уровень личностной тревожности

Высокий уровень личностной тревожности

Методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч.Д.Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Источник

Опросник Спилбергера Исследование тревожности
материал

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_spilbergera_issledovanie_trevozhnosti.docx 22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Ч.Д. Спилбергера

на выявление личностной

и ситуативной тревожности

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.

Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я не чувствую скованности, напряжённости

Я слишком возбуждён, и мне не по себе

Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко могу расстроиться

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я всё принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла – умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности).

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязат.

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр.

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру.

Тестовый материал для мониторинга.

Метод диагностики Ч.Д. Спилберга, модифицирован для России А.Д Андреевой.

Источник

Читайте также:  Какими красками вы бы передали настроение стихотворения
Оцените статью