- —>ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ —>
- Тест «Палитра чувств»
- Обработка результатов теста
- Тест палитра чувств инструкция
- Обработка результатов теста
- Тест «Палитра чувств»
- Текст книги «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
- Автор книги: Гульнара Ломакина
- Жанр: Здоровье, Дом и Семья
—>ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ —>
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Описание теста
Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
Любовь | Цвет |
Ненависть | Цвет |
Счастье | Цвет |
Грусть | Цвет |
Злость | Цвет |
Страх | Цвет |
Одиночество | Цвет |
Вина | Цвет |
Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:
«В этой палитре слева написаны названия чувств , а справа — пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрасть этим цветом пустой квадрат справа .»
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре, и количеству и качествам этого цвета на рисунке.
Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.
Источник: теле-проект «Няня спешит на помощь».
Источник
Тест «Палитра чувств»
Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Описание теста: Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
Любовь |
Ненависть |
Счастье |
Грусть |
Злость |
Страх |
Одиночество |
Вина |
Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:
«В этой палитре слева написаны названия чувств, а справа – пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрась этим цветом пустой квадрат справа.»
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре, и количеству и качествам этого цвета на рисунке.
Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.
Источник
Тест палитра чувств инструкция
Назначение теста: методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Описание теста: Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
|
Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:
«В этой палитре слева написаны названия чувств , а справа — пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрасить этим цветом пустой квадрат справа .»
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре, и количеству и качествам этого цвета на рисунке.
Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.
Источник: теле-проект «Няня спешит на помощь».
Источник
Тест «Палитра чувств»
Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Описание теста: Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
Любовь |
Ненависть |
Счастье |
Грусть |
Злость |
Страх |
Одиночество |
Вина |
Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:
«В этой палитре слева написаны названия чувств, а справа – пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрась этим цветом пустой квадрат справа.»
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре, и количеству и качествам этого цвета на рисунке.
Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Источник
Текст книги «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
Автор книги: Гульнара Ломакина
Жанр: Здоровье, Дом и Семья
Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Тест 6
Осознанность ребенком отношения к нему близких людей
(источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)
Цель теста — диагностика осознанности ребенком отношения к нему близких людей.
Используемый материал: рисунок лестницы из 6 ступенек, вырезанные фигурки мальчика и девочки.
Тестирование проводят индивидуально в два этапа.
Процедура тестирования начинается с непринужденного разговора о составе семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях в детском саду и т. д. Затем детям показывают лист бумаги с изображением лестницы. Если всех детей рассадить на ее шести ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но тоже хорошие дети. На второй ступеньке лестницы распределяются плохие дети, а на самой нижней ступеньке – самые плохие. После этого ребенку дается фигурка человечка в соответствии с полом, и экспериментатор просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. При этом каждый раз ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.
Ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель (или другие близкие взрослые). Нужно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (если он по каким-либо причинам считал, что воспитатель не поставит его на эту ступеньку) и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.
Тестирование проводят дважды с некоторым интервалом между тестами. Основная цель повторного тестирования – исключить элемент случайности, а также воздействия обстоятельств на ответы ребенка и убедиться в их правдивости (на ответы ребенка может повлиять не только их настроение, но и какие-то события, повлекшие за собой временное изменение отношения к тому или иному человеку – например, сегодня воспитательница его отругала, поэтому он будет сердиться на нее и думать, что она считает его никчемным человеком, даже если в глубине души ребенок и понимает, что воспитательница относится к нему хорошо, просто сегодня он действительно «вышел из себя» и заслужил наказание).
Оценка результатов теста
Оценки подсчитывают отдельно по двум этапам. Выявляют количество мотивированных решений. Сопоставляют результаты первого и второго экспериментов.
При оценке результатов теста отвечают на следующие вопросы:
– проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о своих взаимоотношениях с воспитателем. Если ответ положительный, то можно предположить, что эта сфера для ребенка важна и актуальна;
– каким ребенок считает себя и на какую из шести ступенек ставит себя;
– может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту и иную ступеньку;
– каково соотношение между самооценкой ребенка и представлением об оценке его близких.
Тест 7
Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым
(источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)
Цель теста – диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.
В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.
«Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».
Вопрос к ситуации
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?
«Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял проволоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала».
Вопрос к ситуации
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?
«Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». – «На, возьми», – сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу».
Вопрос к ситуации
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?
«Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей». Вопрос к ситуации
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?
Оценка результатов теста
Анализируют, как ребенок представляет, какого поведения ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т. д.
Тест 8
«Палитра чувств»
Цель теста. Данная методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (см. таблицу).
Тестирование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками любой рисунок. После завершения рисунка ребенку выдается бланк с таблицей. И дается следующая инструкция:
«В этой таблице слева написаны названия чувств, а справа – пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрась этим цветом пустой квадрат справа».
Примечание. Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре и количеству и качествам этого цвета на рисунке. Преобладание какого-то одного цвета на рисунке покажет, какое чувство наиболее характерно для настоящего состояния ребенка. Использование тех или иных цветов при рисовании различных людей, предметов, окружающих ребенка, показывает его подсознательное отношение к этим людям или явлениям.
Этот тест достаточно редко «врет», поскольку показывает истинное, подсознательное отношение ребенка к тому, что он рисует. Кроме того, он дает ему возможность выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. Родителям же данный тест дает уникальную возможность услышать и понять чувства своего ребенка и задуматься о возможных причинах его несколько негативного отношения к миру, если оно присутствует. Кроме того, если родители выполнят данный тест вместе с ребенком, то это поможет им выявить свои истинные чувства, которых они, возможно, и сами в себе не подозревали. Еще одно достоинство данного теста состоит в том, что он может быть выполнен в форме игры, а не в форме целенаправленного тестирования – в таком случае результаты теста будут еще более достоверными.
Тест 9
Анкета интересов ребенка
(источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)
Данный тест предназначен для родителей и позволит определить склонности и возможные дарования вашего ребенка. Выполнять его нужно неторопливо, имея возможность сосредоточиться и подумать.
Инструкция к тесту
Сосредоточьтесь мысленно на вашем ребенке и постарайтесь определить, какие качества из приведенного ниже списка соответствуют вашему ребенку. Постарайтесь оценить ситуацию реально, а не с точки зрения того, что «мне бы хотелось, чтобы…». Помните, что наличие или отсутствие у вашего ребенка того или иного качества не делает его для вас ни лучше, ни хуже, он все равно останется вашим ребенком – уникальной и неповторимой личностью, честные же ответы помогут вам самим лучше понять вашего сына или дочь и не требовать от них того, что им не дано, даже если вам и очень-очень хочется, чтобы было дано…
Дайте оценку в баллах (по 5-балльной системе) каждой из характеристик, обозначенных вопросами анкеты. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени – 5 баллов; если она выше средней – 4 балла и т. д. Оценка 2 балла – самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области. На горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей и отметьте полученный каждой из них балл по вертикали. Вы получите ломаную линию – профиль интересов ребенка.
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
6. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
7. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на один или два года.
8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
9. Задает очень много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два года; то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за этого.
11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
1. В своих рисунках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия сюжетов).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку и т. д.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок и т. д.).
4. Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. п.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятию научной работой
1. Выражает мысли ясно и четко (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные.
6. Не унывает, если его проект или новая идея не поддержаны взрослыми или если его эксперимент не получился.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от нее отказаться.
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).
Список использованной литературы
Абрамцева Л.Н. Рождественские грезы. Вера, Надежда, Любовь, 2009.
Асонова Е. Сочиняем сказку. Уроки творчества. Мама и малыш. 2005. № 11.
Бердникова А. Как справиться с капризами. Сибирское университетское издательство, 2009.
Бердникова А. Сказкотерапия. Мама и малыш. 2006. № 11.
Бердникова А. Сочиняем сказки для самых маленьких. Мама и малыш. 2006. № 6.
Берн Э. Игры, в которые играют люди.
Бретт Дорис. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. Ось-89, 2007.
Гаврилова И. Волшебное кружево сказки. Вестник НЛП. № 8.
Гаврилова И. Терапевтическая метафора в работе с детьми.
Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. СПб.: Речь, 2003.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб.: Златоуст, 1998.
Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.
Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. Академический проект, 2005.
Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка / Пер. с англ. Т.К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс» (Библиотека психологии и психотерапии).
Папуш М.П. Что делать с Эриком Берном // Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М.П. Папуша. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 329–380.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1986.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.
Сборник авторских сказок «Сказки-малышки» / Под ред. Молодняковой А.В.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-пресс, 2005.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
Тэйлор Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. Изд-во Института психотерапии, 2008.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1998. 350 с.
Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и психология. «Школьный психолог». Первое сентября. 2006. № 23.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник