- Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми. картотека по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методики для дошкольного возраста. Эмоционально-волевая сфера. методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
картотека по теме
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_emocialnoy_psihologicheskoy_diagnostiki1.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики психологической диагностики.
Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира
Краткое описание методики
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
«Человек под дождем»
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
«Домики» Ореховой О. А.
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
- степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- актуальные для ребенка ценности;
- предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
- варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
- В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
Интервью «Волшебный мир»
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник
Методики для дошкольного возраста. Эмоционально-волевая сфера.
методическая разработка на тему
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.
Для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей и подростков предлагается набор диагностических методик, составленный, с учетом возрастных особенностей развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_po_doshkolnomu_vozrastu.docx | 656.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики по дошкольному возрасту.
1. Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)
Цель: определить нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.
4 балла — позитивное психическое состояние
3 балла — негативное психическое состояние низкой степени
2 балла — негативное психическое состояние средней степени
1 балл — негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 — 69 % — средняя сБПК;
26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до — 25% -средняя сНПК;
— 26 % и ниже — сильная сНПК.
2. Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методики «Кинотеатр»
Методика предназначена для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.
Методика представлена в 2-х вариантах (для мальчиков, для девочек). Экспериментальный материал — 16 рисунков размером 8,5 * 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни воспитанника детского дома ситуацию; лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.
В зависимости от возраста и особенностей ребенка, а также от целей исследования, может предъявляться меньшее количество карточек.
Пребывание в доме. На рисунке стоит ребенок, рядом никого нет.
«Этот мальчик (девочка) живет в нашем доме, как ты думаешь, какое у него (нее) лицо: веселое или печальное?»
Общение с воспитателем
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) разговаривает с воспитателем».
Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) одевается».
Игра со сверстником
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет с другим мальчиком (другой девочкой)».
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ложится спать».
Умывание (ребенок умывается в ванной комнате)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) умывается».
Игра в одиночестве
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) играет».
Игнорирование (воспитатель разговаривает с другим ребенком).
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) смотрит, как воспитатель разговаривает с другим ребенком».
Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек с воспитателем
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) убирает игрушки».
Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок играет со сверстниками
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет в группе с другими детьми».
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ест».
Выговор (воспитатель, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) рисует».
Стимульный материал к тесту тревожности (вариант для девочек)
Стимульный материал к тесту тревожности (вариант для мальчиков)
Количественный анализ: Подсчитывается сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100 %.
Количество отрицательных выборов* 100%
Результат сравнивается с ключом методики:
4 балла — позитивное психическое состояние;(меньше 10 %)
3 балла — негативное психическое состояние низкой степени; (10 — 30 %)
2 балла — негативное психическое состояние средней степени;(31- 51 %)
1 балл — негативное психическое состояние высокой степени. ( больше 52 %)
1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.
Методика проведения: Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось. 0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить. 0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)
Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных компонентов отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях к ним. ЦТО может применяться на детях с 3-4-летнего возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.
Оборудование: Используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: О — серый, 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный цвета.
Используется следующий список слов: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка) , 4) мое настроение в детском саду, 5) мое настроение дома, я сам, 7) воспитательница 1 (отношениями с которой ребенок удовлетворен больше) , 8) воспитательница 2, 9) друг.
Методика проведения: Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом они должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наибольший ранг в цветовой раскладке.
Процедура исследования напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек и задают вопрос: «Какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т. д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с его оценкой плохого или хорошего,и т. д.
Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает свое ранговое обозначение.
Методика «Рисунок семьи»
Методика позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка (как реальное, так и желательное) к членам его семьи, а также ощущение им своего места в семье. Приводится схема-интерпретация, предложенная Г. Т. Хоментаускасом (1986) .
Оборудование: Для рисования ребенку дается стандартный лист рисуночной бумаги (15×20 см) , резинка, простой карандаш и набор цветных карандашей.
Методика проведения: «Мне хотелось бы, чтобы на этом листе ты нарисовал свою семью». При необходимости инструкция повторяется, но не уточняется.
Анализ: Для анализа рисунка надо знать возраст ребенка и состав его семьи. После окончания рисования нужно в беседе с ребенком получить максимум вербальной информации:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Каждая нарисованная ребенком фигура члена семьи оценивается по конкретным признакам, указывающим на положительное или отрицательное эмоциональное отражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р.
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул.
Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор.
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА.
Наиболее эффективным способом коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, ЗПР является по мнению многих авторов использование сказкотерапевтических медотик.
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя.
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство.
Источник