Тест эмоционального интеллекта мэйера сэловея карузо интерпретация

Тест эмоционального интеллекта Мейера — Сэловея — Карузо

Описание методики

Методика представляет собой тест, направленный на измерение эмоционального интеллекта в рамках концепции, предлагаемой авторами. Тест состоит из 8 секций, из которых 2 представлены невербальным материалом, а 6 — вербальным. По структуре тест очень напоминает классические «тесты интеллекта», такие как Тест Векслера или Тест «Социальный интеллект» Гилфорда.

Теоретические основы

Данная методика построена на основе одной из самых обширных и подробных теоретических структур, описывающих эмоциональный интеллект:

Валидизация

Оригинальная методика

В процессе валидизации оригинальной американской версии методики на английском языке использовались два принципа оценки ответов: экспертный и консенсусный. Экспертный вариант предполагает, что имеются правильные и неправильные ответы, правильными (или более правильными) признаются те, которые были выбраны группой экспертов в данной области (как, например, это было сделано при валидизации опросника ТОБОЛ). Консенсусный вариант предполагает, что правильный вариант — тот, который был выбран большей частью популяционной выборки при первоначальном тестировании. В американском варианте теста предпочтение было отдано экспертному принципу оценки ответов.

В процессе валидизации также была подтверждена четырёхфакторная модель структуры теста.

Русскоязычная версия

В процессе валидизации русскоязычной версии теста не использовались экспертные оценки, предпочтение было отдано консенсусному подходу.

Также в процессе валидизации не нашла подтверждение четырёхфакторная модель структуры теста, более надёжной оказалась двухфакторная модель, включающая в себя «опытный» и «стратегический» домены эмоциональных способностей. «Опытный» домен соответствует факторам оригинальной методики способности к восприятию, оценке и выражению эмоций и способности к эмоциональной фасилитации мышления; «стратегический» — способности к пониманию и анализу эмоциональной информации и способности к рефлективной регуляции эмоций.

Внутренняя структура

Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели эмоционального интеллекта Дж.Майера, П.Сэловея и Д.Карузо приходятся по 2 секции.

I. Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций – секции A (измерение восприятия лиц) и E (измерение восприятия картинок).

II. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – секции B (измеряет способность ассимилировать свой текущий опыт, описать свои чувства к определенному человеку) и F (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния).

III. Понимание и анализ эмоций – секции C (изучалось понимание протекания эмоций во времени, а также понимание того, как эмоции следуют одна за другой, сменяют друг друга) и G (измерение способности различать смешанные и сложные чувства).

IV. Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений – секции D (управление своими эмоциями) и H (управление эмоциями других людей). Испытуемых просили представить себя на месте героев предложенной им истории и оценить варианты дальнейших действий.

Секция А состоит из 4 фотографий лиц людей, которые надо оценить по степени выраженности 5 эмоций участнику тестирова­ния. Всего в секции 7 эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, волнение. Выраженность эмоций оценивается по 5-балльной шкале от 1 — Наименьшая выраженность до 5 — Силь­ная выраженность.

Секция В состоит из 5 вербальных заданий, направленных на по­нимание того, какие эмоции способствуют более эффективному выполнения деятельностей разного рода. Участник тестирования должен определить, насколько будет полезно в данной ситуации испытывать ту или иную эмоцию. Всего в каждом вопросе пред­ложено по 3 эмоции, которые оцениваются по 5-балльной шкале от 1 — Не помогает до 5 — Помогает.

Секция С состоит из 20 описаний различных ситуаций с 6 ва­риантами ответов в каждом, в которых герои испытывают разные эмоциональные состояния. Понимание ситуативной обусловлен­ности эмоций предполагает как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний. На каждый вопрос надо выбрать наиболее подходящий вариант ответа.

Секция D посвящена способности эффективно управлять своими эмоциями. В секции предложено 5 историй, в которых описываются некие события. К каждой истории предлагается 4 варианта продол­жения. Испытуемый должен оценить каждое продолжение истории с точки зрения того, насколько подобные действия могу привести к хорошему настроению или его сохранению у главного героя. Оцен­ка производится по 5-балльной шкале от а — Очень неэффективно до е — Очень эффективно.

Секция Е, входящая также в шкалу восприятия и идентифи­кации эмоций, представляет собой 6 невербальных проб, которые должны обнаружить способность улавливать общие настроения, содержащиеся в окружении: конкретных пейзажах и абстрактных формах. Каждую картинку надо оценить по степени выраженности, выбрав из 5 эмоций. Как и в секции А, представлен набор из 7 эмо­ций: счастье, печаль, злость, удивление, отвращение, страх, возбуждение. Однако выраженность каждой эмоции надо оценивать не по шкале от 1 до 5, а с помощью схематичных картинок. К каждой эмоции прилагается ряд из 5 изображений схематичного лица, кото­рое выражает данную эмоцию от наименьшего проявления до самого сильного.

Секция F данной шкалы состоит также из 5 вербальных заданий, направленных на поиск обозначений эмоциональных состояний и соединение вербализованной эмоции и недифференцированного ощущения.

Секция G состоит из 12 утверждений, выявляющих степень пони­мания значение тех или иных эмоций, сложность сочетания эмоций в одним чувстве.

Секция Н направлена на оценку способности управлять эмоциями других людей. В ней предложено 3 ситуации. В каждой ситуации описана история взаимоотношений и возможности понимания того, как можно на них повлиять. Представлено 3 варианта продолжения этих взаимоотношений. Испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале эффективность действий в каждом продолжении по сохране­нию хороших отношений. Оценка дается от а — Очень неэффективны до е — Очень эффективны.

Интерпретация

Общие принципы

Алгоритм подсчета баллов начинается с вычис­ления 8 разделов теста. Каждому ответу испытуемого приписывается балл, основанный на результатах консенсуса или частотности по выборке. Следующий шаг заключается в подсчете среднего балла за каждый раздел. Дальше подсчитываются баллы за каждую ветвь, которые представляют собой среднее между баллами за разделы. Общий балл вычисляется как среднее всех 8 разделов теста.

Перевод в стены

Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для мужчин

Источник

Тест эмоционального интеллекта Мейера — Сэловея — Карузо

Содержание

Описание методики

Методика представляет собой тест, направленный на измерение эмоционального интеллекта в рамках концепции, предлагаемой авторами. Тест состоит из 8 секций, из которых 2 представлены невербальным материалом, а 6 — вербальным. По структуре тест очень напоминает классические «тесты интеллекта», такие как Тест Векслера или Тест «Социальный интеллект» Гилфорда.

Теоретические основы

Данная методика построена на основе одной из самых обширных и подробных теоретических структур, описывающих эмоциональный интеллект:

Валидизация

Оригинальная методика

В процессе валидизации оригинальной американской версии методики на английском языке использовались два принципа оценки ответов: экспертный и консенсусный. Экспертный вариант предполагает, что имеются правильные и неправильные ответы, правильными (или более правильными) признаются те, которые были выбраны группой экспертов в данной области (как, например, это было сделано при валидизации опросника ТОБОЛ). Консенсусный вариант предполагает, что правильный вариант — тот, который был выбран большей частью популяционной выборки при первоначальном тестировании. В американском варианте теста предпочтение было отдано экспертному принципу оценки ответов.

В процессе валидизации также была подтверждена четырёхфакторная модель структуры теста.

Русскоязычная версия

В процессе валидизации русскоязычной версии теста не использовались экспертные оценки, предпочтение было отдано консенсусному подходу.

Также в процессе валидизации не нашла подтверждение четырёхфакторная модель структуры теста, более надёжной оказалась двухфакторная модель, включающая в себя «опытный» и «стратегический» домены эмоциональных способностей. «Опытный» домен соответствует факторам оригинальной методики способности к восприятию, оценке и выражению эмоций и способности к эмоциональной фасилитации мышления; «стратегический» — способности к пониманию и анализу эмоциональной информации и способности к рефлективной регуляции эмоций.

Внутренняя структура

Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели эмоционального интеллекта Дж.Майера, П.Сэловея и Д.Карузо приходятся по 2 секции.

I. Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций – секции A (измерение восприятия лиц) и E (измерение восприятия картинок). II. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – секции B (измеряет способность ассимилировать свой текущий опыт, описать свои чувства к определенному человеку) и F (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния). III. Понимание и анализ эмоций – секции C (изучалось понимание протекания эмоций во времени, а также понимание того, как эмоции следуют одна за другой, сменяют друг друга) и G (измерение способности различать смешанные и сложные чувства). IV. Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений – секции D (управление своими эмоциями) и H (управление эмоциями других людей). Испытуемых просили представить себя на месте героев предложенной им истории и оценить варианты дальнейших действий. Секция А состоит из 4 фотографий лиц людей, которые надо оценить по степени выраженности 5 эмоций участнику тестирова­ния. Всего в секции 7 эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, волнение. Выраженность эмоций оценивается по 5-балльной шкале от 1 — Наименьшая выраженность до 5 — Силь­ная выраженность. Секция В состоит из 5 вербальных заданий, направленных на по­нимание того, какие эмоции способствуют более эффективному выполнения деятельностей разного рода. Участник тестирования должен определить, насколько будет полезно в данной ситуации испытывать ту или иную эмоцию. Всего в каждом вопросе пред­ложено по 3 эмоции, которые оцениваются по 5-балльной шкале от 1 — Не помогает до 5 — Помогает. Секция С состоит из 20 описаний различных ситуаций с 6 ва­риантами ответов в каждом, в которых герои испытывают разные эмоциональные состояния. Понимание ситуативной обусловлен­ности эмоций предполагает как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний. На каждый вопрос надо выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Секция D посвящена способности эффективно управлять своими эмоциями. В секции предложено 5 историй, в которых описываются некие события. К каждой истории предлагается 4 варианта продол­жения. Испытуемый должен оценить каждое продолжение истории с точки зрения того, насколько подобные действия могу привести к хорошему настроению или его сохранению у главного героя. Оцен­ка производится по 5-балльной шкале от а — Очень неэффективно до е — Очень эффективно. Секция Е, входящая также в шкалу восприятия и идентифи­кации эмоций, представляет собой 6 невербальных проб, которые должны обнаружить способность улавливать общие настроения, содержащиеся в окружении: конкретных пейзажах и абстрактных формах. Каждую картинку надо оценить по степени выраженности, выбрав из 5 эмоций. Как и в секции А, представлен набор из 7 эмо­ций: счастье, печаль, злость, удивление, отвращение, страх, возбуждение. Однако выраженность каждой эмоции надо оценивать не по шкале от 1 до 5, а с помощью схематичных картинок. К каждой эмоции прилагается ряд из 5 изображений схематичного лица, кото­рое выражает данную эмоцию от наименьшего проявления до самого сильного. Секция F данной шкалы состоит также из 5 вербальных заданий, направленных на поиск обозначений эмоциональных состояний и соединение вербализованной эмоции и недифференцированного ощущения. Секция G состоит из 12 утверждений, выявляющих степень пони­мания значение тех или иных эмоций, сложность сочетания эмоций в одним чувстве. Секция Н направлена на оценку способности управлять эмоциями других людей. В ней предложено 3 ситуации. В каждой ситуации описана история взаимоотношений и возможности понимания того, как можно на них повлиять. Представлено 3 варианта продолжения этих взаимоотношений. Испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале эффективность действий в каждом продолжении по сохране­нию хороших отношений. Оценка дается от а — Очень неэффективны до е — Очень эффективны.

Интерпретация

Общие принципы

Алгоритм подсчета баллов начинается с вычис­ления 8 разделов теста. Каждому ответу испытуемого приписывается балл, основанный на результатах консенсуса или частотности по выборке. Следующий шаг заключается в подсчете среднего балла за каждый раздел. Дальше подсчитываются баллы за каждую ветвь, которые представляют собой среднее между баллами за разделы. Общий балл вычисляется как среднее всех 8 разделов теста.

Перевод в стены

Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для мужчин

Стены Иденти­фикация эмоций Использова­ние эмоций в решении проблем Понимание и анализ эмоций Сознательное управление эмоциями Общий балл
1 0,197-0,267 0,213-0,249 0,165-0,297 0,145-0,215 0,051-0,275
2 0,268-0,299 0,25-0,273 0,298-0,331 0,216-0,237 0,276-0,298
3 0,3-0,331 0,274-0,298 0,332-0,365 0,238-0,259 0,299-0,322
4 0,332-0,363 0,299-0,322 0,366-0,399 0,26-0,281 0,323-0,345
5 0,363-0,395 0,323-0,347 0,4-0,433 0,282-0,303 0,346-0,369
6 0,396-0,427 0,348-0,371 0,444-0,467 0,304-0,325 0,37-0,392
7 0,428-0,459 0,372-0,396 0,468-0,501 0,326-0,347 0,393-0,416
8 0,46-0,491 0,397-0,42 0,502-0,535 0,348-0,369 0,417-0,439
9 0,492-0,523 0,421-0,445 0,536-0,569 0,37-0,391 0,44-0,463
10 0,524-0,58 0,446-0,447 0,569-0,586 0,392-0,412 0,464-0,482

Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для женщин

Сте­ны Иденти­фикация эмоций Использова­ние эмоций в решении проблем Понимание и анализ эмоций Сознател­ное управление эмоциями Общий балл
1 0,197-0,299 0,201-0,275 0,171-0,342 0,184-0,241 0,251-0,32
2 0,3-0,328 0,276-0,298 0,343-0,37 0,242-0,261 0,321-0,337
3 0,329-0,358 0,299-0,321 0,371-0,399 0,262-0,282 0,338-0,355
4 0,359-0,387 0,322-0,344 0,4-0,427 0,283-0,302 0,356-0,372
5 0,388-0,417 0,345-0,367 0,428-0,456 0,303-0,323 0,373-0,39
6 0,418-0,446 0,368-0,39 0,457-0,484 0,324-0,343 0,391-0,407
7 0,447-0,476 0,391-0,413 0,485-0,513 0,344-0,364 0,408-0,425
8 0,477-0,505 0,414-0,436 0,514-0,541 0,365-0,384 0,425-0,442
9 0,506-0,535 0,436-0,459 0,542-0,57 0,384-0,405 0,443-0,46
10 0,536-0,548 0,46-0,476 0,571-0,597 0,405-0,408 0,461-0,75

Практическое значение

Результаты психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода теста «Эмоциональный интеллект» MSCEIT V. 2.0 показывают, что данная методика соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, и может быть использована именно для этих целей. Выявленные отдельные невысокие психометрические показатели не препятствуют использованию теста, но указывают на необходимость дальнейшей работы по адаптации и стандартизации теста.

Авторы адаптации сообщают, что в первую очередь работа будет проведена со «слабыми» пунктами теста, влияющими на надежность теста. Уже начата работа по сопоставлению MSCEIT V. 2.0 с другими методиками, изучающими эмоциональный интеллект и эмоциональную регуляцию. По данным авторов адаптации на текущий момент результаты сравнения коэффициентов надежности по всем первичным и суммарным шкалам теста показывают, что в целом коэффициенты надежности в российской выборке уступают американским, однако на определенных уровнях обобщения становятся достаточными для признания теста психометрически адекватным. Коэффициенты надежности колеблятся от 0,79 (шкала Е) до 0,30 (шкала Н).

Источник

Оцените статью