Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
тест (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)
Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики
Методика имеет две формы:
- для детей 4 – 6-8 лет;
- для детей 6-8 – 10 лет и подростков.
Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:
- положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
- отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
- зависимость от других.
Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.
Тестовый материал
Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур , представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.
Форма для маленьких детей
(. — место для имени ребенка)
Положительные чувства, исходящие от ребенка
1. . думает, что ты хороший. Кто хороший?
2. . любит тебя. Кого любит .
3. . нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть .
4. . любит целовать тебя. Кто любит целовать .
5. . любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть .
6. . нравится быть твоим малышом. Чей малыш .
7. . любит играть с тобой. С кем любит играть .
8. . нравится гулять с тобой. Кто должен брать . на прогулки?
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
10. . думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
11. не любит тебя. Кого не любит .
12. . думает, что ты плохой. Кто плохой?
13. . хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать .
14. . хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать .
15. . ненавидит тебя. Кого ненавидит .
16. . думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
17. Ты злишь . Кто злит.
Положительные чувства, получаемые ребенком
20. Ты любишь играть с . Кто любит играть с .
21. Ты любишь целовать . Кто любит целовать .
22. Ты улыбаешься . Кто улыбается .
23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
24. Ты любишь обнимать . Кто любит обнимать .
25. Ты любишь . Кто любит .
26. Ты милый с . Кто мил с .
27. Ты думаешь, что . — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что . милый(ая) мальчик (девочка)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком
30. Ты шлепаешь . Кто шлепает .
31. Ты делаешь . грустным. Кто делает . грустным?
32. Ты бранишь . Кто бранит .
33. Ты доводишь . до слез. Кто доводит . до слез?
Форма для старших детей
Нежные чувства, исходящие от ребенка
0. Этот член семьи очень хороший.
1. Этот член семьи очень веселый.
2. Этот член семьи всегда помогает другим.
3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
5. Этот член семьи много шутит.
6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
7. Этот член семьи — хороший спортсмен.
8. С этим членом семьи хорошо играть.
9. Этот член семьи очень добрый.
Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка
10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.
12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.
16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.
Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка
20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
21. Этот член семьи иногда придирается.
22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.
26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.
27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
28. Этот человек не очень терпелив.
29. Этот член семьи иногда слишком зол.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка
30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.
34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.
35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло».
36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.
Нежные чувства, получаемые ребенком
40. Этот член семьи добр ко мне.
41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
42. Этот член семьи очень меня любит.
43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
44. Этот член семьи готов помочь мне.
45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
46. Этот член семьи действительно понимает меня.
47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
Сильные положительные, с «сексуальным оттенком» чувства, получаемые ребенком
50. Этот член семьи любит баловать меня.
51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.
Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком
60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
61. Этот член семьи любит подразнить меня.
62. Этот член семьи иногда ругает меня.
63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.
65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
66. Этот член семьи иногда зол со мной.
67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком
70. Этот член семьи часто бьет меня.
71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.
76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
77. Этот член семьи недостаточно любит меня.
Материнская сверхопека
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.
83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
Отцовское сверхпотакание
90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
92. Этого члена семьи папа слишком балует.
93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.
94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
Материнское сверхпотакание
95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.
Литература:
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»
Источник
Тест эмоциональное состояние родителей
Эмоциональное воспитание — одна из самых важных методик, с которыми должен познакомиться каждый родитель. Её смысл прост: в основе успешного воспитания лежит не только безусловная любовь, но и понимание и сопереживание чувствам детей. Когда вы видите слезы своего ребенка, вы должны представить себя на его месте. Однако сделать это труднее, чем кажется.
Что такое «родительская матрица» и почему она работает против нас
«Родительская матрица» преследует цель решить конкретную проблему, но часто противоречит интересам ребенка. Матричный подход заставляет родителей постоянно следить за детьми и направлять их в нужное русло.
Представьте ситуацию. Джин, чувствительная и беспокойная мама, переживает из-за мрачного настроения своего сына Эндрю. Ее волнует то, что девятилетний Эндрю «играет роль жертвы» в отношениях с людьми. «В чем дело, дорогой? — начинает она. — Ты выглядишь немного грустным». «Просто я хочу, чтобы сестра была ко мне добрее», — отвечает Эндрю. «А сам ты всегда бываешь к ней добр?» — спрашивает Джин.
Как вы думаете, что почувствовал Эндрю, услышав этот вопрос. Мама вроде бы интересовалась тем, как он себя чувствует. Но, как только он открылся, ответила критикой. Конечно, это критика с благими намерениями и очень мягкая, но тем не менее она остается критикой.
«Родительская матрица» мешает слушать детей. — Источник
Протестируйте себя
Ниже — упражнения на способность распознавать детские чувства в различных ситуациях. После каждого случая приводится «неправильная» реакция родителей. Постарайтесь понять, что думает взрослый и какие чувства испытывает ребенок.
Пример. Ребенок теряется в большом универмаге, и его мать очень беспокоится. Через некоторое время расстроенного ребенка находит работник магазина и помогает ему встретиться с матерью.
Неправильный ответ: «Ты глупый ребенок. Я сходила с ума от беспокойства, никогда больше не возьму тебя за покупками».
Матрица: мать была напугана, она хочет, чтобы ребенок был в безопасности и больше не терялся.
Чувство ребенка: страх.
Правильный ответ: «Ты, наверное, испугался, мне тоже было страшно. Иди сюда, чтобы я могла держать тебя за руку. Позже мы поговорим о том, что произошло…»
Ситуация 1. Ребенок приходит из школы и говорит: «Я никогда больше не пойду в эту школу! Учитель кричал на меня при всех моих друзьях!»
Неправильный ответ: «Что ты сделал, что учитель начал на тебя кричать?»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 2. В ванной ваш ребенок говорит: «Я ненавижу своего брата. Хочу, чтобы он умер».
Неправильный ответ: «Ты говоришь ужасные вещи, в нашем доме так не говорят.Ты не можешь ненавидеть своего брата. Ты любишь своего брата. И чтобы никогда больше так не говорил!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 3. За ужином ваш ребенок говорит: «Я ненавижу это блюдо. Я не буду его есть».
Неправильный ответ: «Ты будешь есть то, что есть, и скажешь спасибо!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 4. Ваш ребенок приходит с улицы и говорит: «Я ненавижу этих детей. Они не хотят со мной играть. Они плохо ко мне относятся!»
Неправильный ответ: «Если бы ты не был таким слабаком, они бы захотели с тобой играть. Не делай из мухи слона. Ты должен справляться с ударами».
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 5. К вам в гости пришел друг вашего ребенка. Ваш ребенок говорит ему: «Я не хочу давать тебе эту игрушку. Я не разрешаю тебе с ней играть!»
Неправильный ответ: «Ты эгоист. Ты должен научиться делиться!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Правильные ответы
На самом деле в этих ситуациях, как и в жизни, нет правильных ответов. Но есть примеры поведения, характерные для эмоционального воспитания: они помогают ребенку чувствовать поддержку и сочувствие родителей.
1. Матрица: родитель хочет, чтобы у ребенка не было неприятностей в школе и чтобы учитель хорошо к нему относился.
Чувство ребенка: смущение
Правильный ответ: «Наверное, тебя это ужасно смутило».
2. Матрица: родитель хочет, чтобы братья ладили между собой.
Чувство ребенка: гнев.
Правильный ответ: «Я знаю, иногда твой брат действительно может свести с ума и расстроить. Что случилось?»
3. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенку нравилась еда, которая была приготовлена, и не хочет готовить что-нибудь другое.
Чувство ребенка: отвращение.
Правильный ответ: «Сегодня эта еда кажется тебе невкусной. Что бы ты хотел съесть?»
4. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенок научился играть с другими детьми и чтобы его чувства было не так легко ранить.
Чувство ребенка: печаль.
Правильный ответ: «Должно быть, тебя это задело. Расскажи мне, что случилось».
5. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенок делился и был более щедрым с гостями.
Чувство ребенка: гнев.
Правильный ответ: «Иногда бывает трудно поделиться любимой игрушкой. Давай уберем эту игрушку и достанем те, которыми ты сможешь делиться».
Как же правильно
Педагог и врач Элис Гинотт-Коэн советует родителям:
- не начинать разговор с обсуждения проступка, а сначала поговорить с ребенком о чувствах, лежащих в основе его поведения;
- лучше не задавать вопрос: «Почему ты это сделал?». Он звучит как обвинение или критика, и ребенок скорее уйдет в оборону, чем что-то расскажет;
- вместо этого спросите, как он себя чувствовал, когда совершал свой поступок.
Безусловно, когда дети плохо себя ведут, сложно удержаться от морализаторства. Но чаще «лекции» неэффективны: все равно что положить холодный компресс на воспаленную рану.
Про эмоциональное воспитание проще прочитать, чем внедрить его в свою жизнь. Однако результат стоит проделанных усилий.
Дети понимают, что вы на их стороне, пускают вас в свой мир и делятся сокровенным. Когда у них возникнут проблемы, они придут к вам, потому что будут знать,что вы сможете предложить больше, чем общие слова и лекции. Так формируется глубокая эмоциональная связь между родителем и ребенком.
Источник