Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
лариса пауль
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению
По итогам фронтального контроля в подготовительной группе
1 «Радуга», воспитатели Горбановская Н. Рябенкова Т. В.
2 ««Улыбка» воспитатели Пауль Л. В., Ярулина Т. А.
Проверка проводилась с 15 февраля по 26 февраля 2016 года
Выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей и уровень мотивационной готовности к обучению в школе.
Формы и методы диагностики: индивидуальные беседы, подгрупповые беседы, экспресс тесты, методика «Определение мотивов учений» М. Р. Гинзбурга, Н. И. Гуткиной, тест М. И. Ильиной «Веселый -грустный»,
Результаты диагностики подготовительной группы 1 «Радуга»
Был продиагностирован 22 ребёнок
1. При анализе сформированности «внутренней позиции школьника» была использована методика Н. И. Гуткиной,Результаты следующие:
-100% детей высказали желание идти в школу;
З2% (7детей) высказали желание ещё на год остаться в детском саду, мотивируя это тем, что в детском саду тоже происходит много интересного;
— 90 % (20 детей) выбирают занятия ориентированные на получение знаний, 10% (2 ребёнка) при выборе занятий предпочитают игру;
— 95% (21 ребёнок) признают авторитет учителя,
— 59% (13 детей) осознают значимость уроков и их доминирующее значение в школьном обучении.
— 82% (18 детей) положительно воспринимают поступление в школу, у них не возникает чувство тревожности с обучением в школе; 18% (4 детей: Настя Б. ,Матвей Ж, Вика П, Полина С) «болезненно» относятся к предстоящему обучению в школе, для них этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Вывод: У 91%(20 детей) наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», с характерными для нее мотивами,которые проявляются в следующем:
— ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
— учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность;
— сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
— ребенок свободно вербализирует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
У 9% (2 детей – Полина С, Семён К.) внутренняя позиция школьника условно сформирована.
2. При исследовании эмоционально — волевой сферы детей подготовительной группы 1 были использованы тест М. И. Ильиной «Весёлый – грустный», тест-опросник.Выявлены следующие результаты:
64% (14 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Правильно понимают эмоциональные состояния других людей. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, активно выражают готовность помочь. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, реагировать на оценку своих действий и поступков. Соблюдает правила поведения в общественных местах.
36% (8 детей) имеют средний уровень развития эмоционально-волевой сферы.
Низкий уровень развития эмоционально-волевой сфкры – отсутствует.
Результаты диагностики подготовительной группы2 «Улыбка»
Был продиагностирован 22 ребёнок
1. При анализе сформированности «внутренней позиции школьника» было использована методика Н. И. Гуткиной, установлено,
— 95% (21 ребёнок) высказали желание идти в школу.
-41% (9детей) высказали желание ещё на год остаться в детском саду, мотивируя это тем, что уход в школу разлучит их с друзьями, большинство детей посещающих школы раннего развития высказали мнение о том, что уже устали учиться.
— 90 % (20 детей) выбирают занятия ориентированные на получение знаний, 10% (2 ребёнка) при выборе занятий предпочитают игровую деятельность;
— 82% (18 детей) признают авторитет учителя,
— 100% (22 ребёнка) осознают значимость уроков и их доминирующее значение в школьном обучении.
— 100% (22 ребёнка) положительно воспринимают поступление в школу, у них не возникает чувство тревожности с обучением в школе;
Вывод: У 91% детей наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», с характерные для нее мотивами,которые проявляются в следующих симптомах:
— ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
— учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
— сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
— ребенок свободно вербализирует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
У 9% (2 детей – Кристина Б., Данила З) внутренняя позиция школьника условно сформирована
2. При исследовании эмоционально — волевой сферы детей подготовительной группы 2 были использованы тест М. И. Ильиной «Весёлый – грустный», тест-опросник.выявлены следующие результаты:
— 55% (12 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Правильно понимают эмоциональные состояния других людей. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, активно выражают готовность помочь. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, реагировать на оценку своих действий и поступков. Соблюдает правила поведения в общественных местах.
— 45% (10 детей) имеют средний уровень развития эмоционально-волевой сферы.
Рекомендации воспитателям 1и 2 подготовительных групп:
• разработать индивидуальные маршруты сопровождения по повышению мотивационной готовности к школьному обучению, привлечь к сотрудничеству родителей и специалистов
• подготовить подборку игр на совершенствование эмоционально-волевой сферы
• оформить комплекс расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности
Сводные результаты диагностики по 2 группам
Продиагностировано 44 ребёнка
1. Результаты анализа сформированности «внутренней позиции школьника»
У 91% (40 детей) наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника».
У 9% (4 детей) условно сформирована «внутренняя позиция школьника
2. Уровень развития эмоционально – волевой сферы
— 60% (26 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.
— 40% (18 детей) имеют средний уровень развития эмоционально – волевой сферы.
«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.
«Наблюдение за эмоционально — волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Программа наблюдения «Наблюдение за эмоционально — волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Возраст.
Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы Данные игры помогут детям развить эмоционально-волевой контроль. Способствуют развитию умения контролировать и приемлемо выражать свои эмоции,.
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.
Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.
Занятие по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста Занятие 1 Радость Цель: знакомство с чувствами радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности.
Источник
Методики для дошкольного возраста. Эмоционально-волевая сфера.
методическая разработка на тему
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.
Для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей и подростков предлагается набор диагностических методик, составленный, с учетом возрастных особенностей развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_po_doshkolnomu_vozrastu.docx | 656.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики по дошкольному возрасту.
1. Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)
Цель: определить нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.
4 балла — позитивное психическое состояние
3 балла — негативное психическое состояние низкой степени
2 балла — негативное психическое состояние средней степени
1 балл — негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 — 69 % — средняя сБПК;
26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до — 25% -средняя сНПК;
— 26 % и ниже — сильная сНПК.
2. Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методики «Кинотеатр»
Методика предназначена для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.
Методика представлена в 2-х вариантах (для мальчиков, для девочек). Экспериментальный материал — 16 рисунков размером 8,5 * 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни воспитанника детского дома ситуацию; лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.
В зависимости от возраста и особенностей ребенка, а также от целей исследования, может предъявляться меньшее количество карточек.
Пребывание в доме. На рисунке стоит ребенок, рядом никого нет.
«Этот мальчик (девочка) живет в нашем доме, как ты думаешь, какое у него (нее) лицо: веселое или печальное?»
Общение с воспитателем
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) разговаривает с воспитателем».
Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) одевается».
Игра со сверстником
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет с другим мальчиком (другой девочкой)».
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ложится спать».
Умывание (ребенок умывается в ванной комнате)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) умывается».
Игра в одиночестве
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) играет».
Игнорирование (воспитатель разговаривает с другим ребенком).
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) смотрит, как воспитатель разговаривает с другим ребенком».
Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек с воспитателем
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) убирает игрушки».
Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок играет со сверстниками
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет в группе с другими детьми».
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ест».
Выговор (воспитатель, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то)
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) рисует».
Стимульный материал к тесту тревожности (вариант для девочек)
Стимульный материал к тесту тревожности (вариант для мальчиков)
Количественный анализ: Подсчитывается сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100 %.
Количество отрицательных выборов* 100%
Результат сравнивается с ключом методики:
4 балла — позитивное психическое состояние;(меньше 10 %)
3 балла — негативное психическое состояние низкой степени; (10 — 30 %)
2 балла — негативное психическое состояние средней степени;(31- 51 %)
1 балл — негативное психическое состояние высокой степени. ( больше 52 %)
1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.
Методика проведения: Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось. 0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить. 0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)
Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных компонентов отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях к ним. ЦТО может применяться на детях с 3-4-летнего возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.
Оборудование: Используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: О — серый, 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный цвета.
Используется следующий список слов: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка) , 4) мое настроение в детском саду, 5) мое настроение дома, я сам, 7) воспитательница 1 (отношениями с которой ребенок удовлетворен больше) , 8) воспитательница 2, 9) друг.
Методика проведения: Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом они должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наибольший ранг в цветовой раскладке.
Процедура исследования напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек и задают вопрос: «Какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т. д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с его оценкой плохого или хорошего,и т. д.
Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает свое ранговое обозначение.
Методика «Рисунок семьи»
Методика позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка (как реальное, так и желательное) к членам его семьи, а также ощущение им своего места в семье. Приводится схема-интерпретация, предложенная Г. Т. Хоментаускасом (1986) .
Оборудование: Для рисования ребенку дается стандартный лист рисуночной бумаги (15×20 см) , резинка, простой карандаш и набор цветных карандашей.
Методика проведения: «Мне хотелось бы, чтобы на этом листе ты нарисовал свою семью». При необходимости инструкция повторяется, но не уточняется.
Анализ: Для анализа рисунка надо знать возраст ребенка и состав его семьи. После окончания рисования нужно в беседе с ребенком получить максимум вербальной информации:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Каждая нарисованная ребенком фигура члена семьи оценивается по конкретным признакам, указывающим на положительное или отрицательное эмоциональное отражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р.
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул.
Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор.
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА.
Наиболее эффективным способом коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, ЗПР является по мнению многих авторов использование сказкотерапевтических медотик.
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя.
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство.
Источник