Тест для определения типа темперамента жарикова е крушельницкого е

Задание 3.4. Определение формулы темперамента (методика приведена в интерпретации Е.Жарикова, Е.Крушеницкого)

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие — слабее. Поэтому можно говорить уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10). Если трудно определиться с оценкой (т.е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так), ставьте себе средние баллы — 4, 5, 6, 7.

Важно оценить себя как можно объективнее!

1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать

2. Я работаю неравномерно, рывками

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое

4. Если нужно, я могу спокойно ждать

5. Мне нужно сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях

6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив

7. Мне нетрудно сделать выбор

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Сложи количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

Соответствующие символы — М, С, Х, Ф — запиши в порядке убывания их значений.

Символы с одинаковыми значениями запиши один под другим. Ты получил так называемую приоритетную формулу, например, М Х С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика (Х), сангвиника (С), флегматика (Ф).

Выполнив задание 3.4, запиши в «Психологическую карту личности», какой тип темперамента характерен для тебя.

Источник

Тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Назначение теста:

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал:

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
    • да;
    • нет.
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
    • да;
    • нет.
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
    • да;
    • нет.
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
    • да;
    • нет.
  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
    • да;
    • нет.
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
    • да;
    • нет.
  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
    • да;
    • нет.
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
    • да;
    • нет.
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
    • да;
    • нет.
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
    • да;
    • нет.
  11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
    • да;
    • нет.
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
    • да;
    • нет.
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
    • да;
    • нет.
  14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
    • да;
    • нет.
  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
    • да;
    • нет.
  16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
    • будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
    • возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
  17. Какое из двух мнений вам ближе?
    • настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
    • настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
  18. С кем вы предпочитаете работать?
    • с покорными людьми;
    • с независимыми и самостоятельными людьми.
  19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
    • да;
    • нет.
  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
    • да;
    • нет.
  21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
    • да;
    • нет.
  22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
    • предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
    • просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
  23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
    • да;
    • нет.
  24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
    • да;
    • нет.
  25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
    • да;
    • нет.
  26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
    • самый компетентный человек;
    • тот, у кого самый сильный характер.
  27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
    • да;
    • нет.
  28. Уважаете ли вы дисциплину?
    • да;
    • нет.
  29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
    • тот, который все решает сам;
    • тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
  30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
    • коллегиальный;
    • авторитарный.
  31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
    • да;
    • нет.
  32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
    • человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
    • человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
  33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
    • промолчите;
    • будете отстаивать свое мнение.
  34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
    • да;
    • нет.
  35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
    • да;
    • нет.
  36. Что бы вы предпочли?
    • работать под руководством хорошего человека;
    • работать самостоятельно, без руководителей.
  37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
    • согласен;
    • не согласен.
  38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
    • да;
    • нет.
  39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
    • да;
    • нет.
  40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
    • опускаете руки;
    • появляется сильное желание их преодолеть.
  41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
    • да;
    • нет.
  42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
    • да;
    • нет.
  43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
    • введу нужные изменения немедленно;
    • не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
  44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
    • да;
    • нет.
  45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
    • да;
    • нет.
  46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
    • да;
    • нет.
  47. Кем бы вы предпочли стать?
    • художником, поэтом, композитором, ученым;
    • выдающимся руководителем, политическим деятелем.
  48. Какую музыку вам приятнее слушать?
    • могучую и торжественную;
    • тихую и лирическую.
  49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
    • да;
    • нет.
  50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
    • да;
    • нет.

Ключ к тесту:

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

Источник

Тренинговое занятие для старшеклассников по теме «Профессия и темперамент»

Презентация к уроку

Цели:

  • Анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.
  • Активизация процесса рефлексии.

Задачи:

  • Ознакомить участников с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.
  • Определить свой тип темперамента, составить темпераментную формулу.
  • Способствовать развитию навыков общения, сензитивности.

Методическое оснащение: портреты Гиппократа (рисунок 1), К.Галена (рисунок 2), И.П.Павлова (рисунок 3), И.Канта (рисунок 4), презентация “Профессия и темперамент”, бланки к тесту (приложение 1), карточки с буквами Х, С, Ф, М, раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2).


Гиппократ

И.П.Павлов

К.Гален

И.Кант

Подготовительная работа: на доске развешиваются портреты Гиппократа, К.Галена, И.П.Павлова, И.Канта.

Сценарий

1. Рнтуал приветствия.

2. Введение в тему.

Ведущий. У каждого человека имеются индивидуальные врождённые особенности психики. Их нельзя игнорировать при выборе профессии. (Включается презентация.) Древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: “Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей. необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя” [1]. О какой природе это говорится.

Данными от природы, присущими от рождения свойствами психики характеризуется темперамент. Как же мы обозначим тему нашего урока. – Профессия и темперамент.

Зачем людям необходимо знать о темпераменте. – Чтобы понимать и учитывать в своём поведении и поведении окружающих, чтобы учесть свой тип темперамента при выборе профессии. Таким образом, цель нашего урока – анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.

И в связи с этим задачи, которые мы будем решать:

1. Познакомиться с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.

2. Определить свой тип темперамента.

3. Составить свою темпераментную формулу.

4. Обсудить выбор своей будущей профессии с учётом типа темперамента.

5. Решить психологические задачи на определение типов темперамента.

3. Теоретический блок.

Ведущий. Темперамент (от лат. “соразмерность”, “правильная мера”, “надлежащее соотношение частей”) – это индивидуально-своеобразная, природно обусловленная (т.е. врождённая) совокупность динамических проявлений (доминирующие способы реагирования человека) психических процессов (сила, скорость, возникновение, изменение, прекращение, активность) личности в её сознательной деятельности [2].

Учение о темпераментах было создано уже в античности [6].

Создателем этого учения считается отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ (460 – 379 до н.э.) (рисунок 1), жизнь и деятельность которого относится к V веку до н.э. Он предложил названия типов конституции (телосложения) человека [8, с. 250].
Учение о темпераментах продолжил римский врач Клавдий Гален (рисунок 2), живший во II в. Он считал, что люди различаются по соотношению четырёх основных “соков” организма [8, с. 251]. жёлтой желчи крови флегмы чёрной желчи
К.Гален утверждал, что непропорциональное смешение этих “соков” является причиной различных заболеваний, а оптимальное их соотношение определяет здоровье.
И до настоящего времени широко известны четыре типа темперамента: холерик (от греч. “холе” — жёлтая желчь) сангвиник (от греч. “сангвис” — живая кровь) флегматик (от греч. “флегма” — слизь) меланхолик (от греч. “меланхоле” — чёрная желчь)
Огромное значение для понимания типов темперамента имело созданное учёным-физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849 – 1936) (рисунок 3) учение о высшей нервной деятельности. подвижный быстрый живой инертный медленный спокойный
Неуравновешенный (безудержный) с преобладанием возбуждения Уравновешенный (сила и равновесие нервных процессов) Неуравновешенный с преобладанием торможения
Физиологической основой темперамента является Активность мозга, ЦНС Средняя активность Реактивность
тип высшей нервной деятельности (деятельность коры головного мозга. Это природная особенность организма, он наследственно обусловлен, но изменяется под влиянием окружающих условий). Сильный Слабый (чувствительный)
Крупнейший немецкий учёный, философ Иммануил Кант (1724 — 1804) (рисунок 4) поделил 4 на 2 группы: темпераменты действий (холерический и флегматический) и темпераменты чувствования (сангвинический и меланхолический, они самой природой ориентированы на особую восприимчивость к чувственным процессам) [5, с. 97-98]. Темперамент действий Темпера-мент чувствования Темперамент действий Темперамент чувствования

В “чистом” виде каждый тип встречается редко. Но один тип выражен сильнее, а другие слабее. Поэтому следует говорить не о темпераменте, а о “темпераментной структуре”, которая включает в себя все типы.

4. Изучение темперамента. Тест для определения типа темперамента Жарикова Е., Крушельницкого Е.

Раздаются бланки к тесту (приложение 1). Инструкция: чтобы определить темпераментную структуру, необходимо выразить своё согласие (высокие баллы 10, 9, 8) или несогласие (низкие баллы 3, 2, 1, 0) с приведёнными высказываниями. Если трудно определиться с оценкой, т.е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так, ставьте средние баллы – 4, 5, 6, 7. Важно оценить себя как можно объективнее! Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных и неправильных ответов здесь нет.

  1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
  2. Я работаю неравномерно, рывками.
  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
  6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
  7. Мне нетрудно сделать выбор.
  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Сложить количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

Соответствующие символы – М, С, Х, Ф – записать в порядке убывания их значений. Символы с одинаковыми значениями записывают один под другим. Получается так называемая приоритетная формула, например МФХС. Её владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки флегматика (Ф), холерика (Х) и сангвиника (С).

4. Основное содержание.

Участники (под музыку) делятся на группы “Х”, “С”, “Ф”, “М” по типам темперамента. Им даётся раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2), предлагается изучить информацию и ответить на вопросы: “Какими качествами характеризуется ваш тип темперамента? Что необходимо в себе менять? Какой режим работы благоприятен? Соотносится ли ваш тип темперамента с выбранной профессией?” Затем группы докладывают результаты своей работы всему классу. Организуется обсуждение “Как выбрать профессию с учётом типа темперамента?”

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.

Холерик страстный, порывистый, склонный к резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам, движения его резкие, быстрые, напряжённые, не всегда точные и согласованные.

  • Положительные качества: энергичность, активность.
  • Отрицательные качества: вспыльчивость, несдержанность, не хватает самообладания.

Акцент в самовоспитании: развивать способности считаться с чувствами окружающих, направляя энергию на полезные дела.

Благоприятна цикличная работа с чередованием больших усилий и спокойной деятельности. Можно достичь значительных успехов в работе, где ценят напор и безудержность. Это великолепный водитель, шофёр, лётчик-испытатель, но плохой счётный работник.

Сангвиник быстрый, живой, подвижный, активный, работоспособный, эмоциональный, легко переживает неудачи, быстро приспосабливается к условиям жизни, частая смена впечатлений.

  • Положительные качества: отзывчивость.
  • Отрицательные качества: поверхностность, нетерпеливость.

Акцент в самовоспитании: доводить начатое дело до конца, критично относиться к результатам своего труда, обращать внимание на качество выполненного задания.

Интересна разнообразная работа с получением новых заданий. Можно достичь успехов в работе, где ценят общительность, мобильность, управление, умение быстро переключаться на другие дела. Это хороший водитель, оператор, диспетчер, инженер, военный, регулировщик и т.п.

Флегматик спокойный, медлительный, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий, устойчивостью стремлений и настроений, слабостью внешних выражений душевных состояний, с движениями замедленными, но точными, высоко координированными.

  • Положительные качества: выдержка, самообладание, невозмутимость.
  • Отрицательные качества: безразличие.

Акцент в самовоспитании: развивать активность.

Необходим привычный режим работы. Можно достичь успехов в работе, где требуются усидчивость, скрупулёзность, стабильность ритма. Сложнее, когда работа разнообразна. Это может быть прекрасный бухгалтер, экономист, секретарь, контролёр, программист, ремонтник, слесарь, сборщик, зубной техник, врач, повар, швея, работник музея, нотариальной конторы, информационного центра, планового отдела, архивариус, библиотекарь, корректор и т.п.

Меланхолик тонко чувствующий, легкоранимый, со сдержанными движениями, с глубокими переживаниями, слабо реагирует на окружающее.

  • Положительные качества: впечатлительность, отзывчивость.
  • Отрицательные качества: утомляемость, замкнутость.

Акцент в самовоспитании: совместная деятельность с успешными людьми.

Подходит работа, требующая тонких ручных умений в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Это люди искусства. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями. Случается, что люди со слабой нервной системой в нормальных условиях, спокойной обстановке хорошо выполняют свои обязанности, но в сложных ситуациях теряются. Это может привести к трагическим последствиям.

Психологические задачи “Определение темперамента”.

Участникам предлагается определить типы темпераментов литературных героев и исторических личностей:

  • Невозмутимый тугодум Михайло Семёныч Собакевич (флегматик).
  • Непредсказуемый энергичный жизнелюб Ноздрёв, “говорун, кутила, лихач” (сангвиник).
  • Импульсивный ревнивец Отелло (холерик).
  • Впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик).
  • Алчно неутомимый барон Мюнхгаузен с жаждой впечатлений (сангвиник) [5, с. 5].
  • Всегда спокойный, равнодушный, безвольно-бесцельный лентяй Обломов (меланхолик).
  • Мстительный граф Монте-Кристо (холерик).
  • Грустно-весёлый, ироничный писатель, сатирик, великий мистификатор Николай Васильевич Гоголь (меланхолик).
  • А.П.Чехов, Пётр Ильич Чайковский, И.Ньютон (меланхолики) [5, с. 100].
  • Свободолюбивый М.Ю.Лермонтов (сангвиник).
  • Наполеон (сангвиник).
  • Вспыльчивый, иногда до исступления, бесстрашный, с подвижными манерами А.С.Пушкин (холерик) [5, с. 14; 4].
  • Обращённый в себя Виктор Гюго, с преобладанием чувственного начала, с чёрно-белыми контрастами в творчестве: если злодей – так исчадие ада, если герой – совершенство души (меланхолик) [5, с. 249].
  • Настойчивый, упорный, скрупулёзный моралист и обличитель “сильных” мира сего Иван Андреевич Крылов (флегматик).
  • Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, командир роты Астраханского пехотного полка (1762 г.), победитель Наполеона, образованный, исполнительный, предприимчивый, тактичный, умел находить общий язык с разными людьми, особый дар повелевать звучал ласковой просьбой, обаяние ума и благородство характера покоряли в нём людей и помогали при всей его усталости нести груз ответственности (флегматик).
  • “Он так Россию полюбил, что и во сне он ей служил”. Русский царь-богатырь Пётр I, кипело в нём ретивое сердце, богатырские мысли сменяли одна другую, продолжительных разговоров он не любил и после некоторого отдыха возвращался к делу (холерик) [9].
  • Склонный к взрывам безотчётного непокорства Чарльз Дарвин с самых ранних лет глубоко чувствовал прелесть живой природы и был одержим страстью собирать всякую всячину, от монет и печаток до тритонов и жуков (холерик).
  • Великий систематизатор Д.И.Менделеев. Мучивший его вопрос всегда приводил его в возбуждённое состояние (холерик) [5, с. 176; 10].
  • Полководец Александр Васильевич Суворов, от рождения слабый с неуравновешенным типом нервной системы. Спартанский режим, физические и психические нагрузки закалили его нервы и тело. И после этого он имел право говорить: “Потомство моё, прошу брать мой пример!” (холерик) [7, с. 111].

6. Рефлексия прошедшего занятия.

Ведущий. Мы выполнили задачи, стоящие перед уроком. Кто является создателем учения о темпераментах. Кто является создателем учения о высшей нервной деятельности. Назовите 4 типа темперамента. Можно ли изменить тип темперамента. Вы довольны полученной информацией, пригодятся ли вам эти знания в жизни.

7. Ритуал прощания.

Ведущий. Вы пополнили копилку знаний о себе, о своём типе высшей нервной деятельности. Благодарю вас за работу. Всего вам доброго.

Литература.

  1. В мире мудрых мыслей. / Под ред. А.Г.Спиркина. – Алма-Ата, 1962. – 365 с. – С.105.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
  3. Галкин В.А. Внутренние болезни. – М., 1980. – 392 с. – С.7.
  4. Гордин Я. Право на поединок.
  5. Государев Н.А. Треугольный человек. – М.,1991. – 270 с.
  6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2004. – 509 с. – С.149 -162.
  7. Иванченко В.А. Тайны русского закала. – М., 1986. – 173 с. – С.111.
  8. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М., 2007. – 351 с.
  9. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М., 1992. – 64 с.
  10. Смирнов Г. Менделеев.

Источник

Оцените статью