Теория эмоций чарльза дарвина кратко

Эмоция в психософии

В мировой психологической науке существует множество теорий и концепций эмоций. Термины – аффект, эмоции, чувства, ощущения у конкретного автора означают свое понимание [11]. В данной статье мы кратко рассмотрим три теории эмоций, которые предшествовали появлению теории эмоций А.Ю. Афанасьева: теорию эмоций С. Л. Рубинштейна; эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина; ассоциативную теорию В. Вундта.

Большинство теорий (концепций) эмоций, безусловно, дополняют друг друга, несмотря на то, что ученые спорят друг с другом в подходах, акцентах и представлениях об эмоциях. Общим для всех авторов является три аспекта в понимании эмоций:

  • эмоции как явление, то есть с точки зрения их структуры;
  • эмоции как психотелесные состояния;
  • эмоции как процесс, развернутый во времени.

Оригинален подход А.Ю. Афанасьева в книге «Синтаксис любви» с точки зрения попытки синтеза представлений об эмоциях различных ученых и создания психотипологии, состоящей из 24 типов личности. Генерализованность (выраженность) эмоций у А.Ю. Афанасьева представлена в 4 вариантах (1 Эмоция, 2 Эмоция, 3 Эмоция и 4 Эмоция) и во взаимосвязи (комбинацией) с телесностью (Я – физическое по У. Джеймсу), волей, мышлением (логикой) [1]. Такой подход к исследованию эмоций является принципиально новым и представляет собой четвертый аспект в понимании эмоций, условно который можно назвать как психологическое свойство человека. Возможно, в будущем произойдет синтез наиболее значимых теорий эмоций, и будет открыта одна, универсальная, которая сможет объяснить феномен эмоции человека, возможно, что будет принята единая классификация эмоций. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что оригинальный подход А.Ю. Афанасьева и его метод психософии является первым шагом на пути создания синтетической (универсальной) теории эмоций.

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин проанализировал и систематизировал представления об эмоциях отечественных и зарубежных ученых и предложил следующие типы теорий эмоций, объясняющих механизм их возникновения:

  • эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина;
  • ассоциативную теорию В. Вундта;
  • периферическую теорию У. Джемса — Г. Ланге;
  • теорию У. Кеннона — П. Барда;
  • психоаналитическую теорию эмоций;
  • сосудистую теорию выражения эмоций И. Уэйнбаума;
  • биологическую теорию эмоций П. К. Анохина;
  • фрустрационную теорию эмоций;
  • когнитивистские теории эмоций;
  • информационную теорию эмоций П. В. Симонова;
  • теорию дифференциальных эмоций К. Изарда [8].

Заслуживает внимания систематизация и сравнение взглядов ученых в лекциях по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова, которые он прочел на психологическом факультете МГУ в 1997-98 годах, и которые были записаны как видеолекции (они есть в открытом доступе в интернете). В.В. Петухов останавливается на важности взглядов философа Б. Спинозы, подчеркивает то, что именно он впервые ввел термин « аффект»[ 12].

Говоря об основной проблематике психологических теорий эмоций, профессор В.К.Вилюнас подчеркивает универсальную важность эмоций так: «Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека»[3, C.8]. Это означает, что эмоции присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека, и их необходимо тщательно изучать. Однако, по мнению В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, интерес к исследованию эмоций среди ученых падает в связи со сложностью самого предмета исследования. И в этой связи прав Л.С. Выготский, который написал так: «Проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут своего решения» [5, C. 130]. Появление в конце XX века философско-психологического трактата российского литературоведа А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» позволило отчасти решить проблематику феномена эмоций, о которой говорил еще В. Спиноза.

Е.П. Ильин пишет: «Эмоции — это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу» [8, C. 8.] Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит, у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа — «детектора лжи».

Теория эмоций С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии одной из наиболее известных теорий эмоций является теория С. Л. Рубинштейна. Автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей и т.д. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн опирался на теорию эмоций Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Павлова, У. Джеймса и многих других отечественных и зарубежных ученых. Прежде всего, С.Л. Рубинштейна очень интересовал вопрос, связанный с природой и функциями эмоций. Он считал, что эмоции легче выявить, когда потребности не удовлетворены. Он писал о том, что начальный момент, который определяет природу и функцию эмоций человека, состоит в том, что устанавливается связь между ходом внешних событий и ходом деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в связи с этими событиями. Природа эмоций тесно связана с течением внутренних процессов его организма, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Возникая. в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности» [10, C.460]. По мнению С. Л. Рубинштейна, побудительная роль эмоций заключается в следующем: «. Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально» [10, C.489]. Важно, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, «вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, довольно сложен. Исключать присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции сами по себе вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно [10, C. 491].

Чувство (по С.Л. Рубинштейну) – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций (по С.Л. Рубинштейну):

  • выражают состояния субъекта и его отношение к объекту;
  • отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком;

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы.

  • Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями.
  • Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможно разделение этих чувств на интеллектуальные, эстетические, моральные.
  • Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л. Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

Аффект по С.Л. Рубинштейну — это не что иное, как сильно выраженная эмоция, стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Ученый предполагал, что аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

С. Л. Рубинштейн также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека. «Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и аффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним» [9, C. 264]. В работе «Проблемы общей психологии» он заостряет еще больше этот вопрос: «Речь. идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального» [9, C. 97-98]. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Например, С. Л. Рубинштейн использовал термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «. трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные. » [9, C.269].

Страсти по С.Л. Рубинштейну – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние человека. «Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства, не знает причины», — подчеркивал ученый, исследуя настроение [9, C.270].

Таким образом, в основе теории эмоций С.Л. Рубинштейна является то, что автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей, интеллектом и мышлением. Сквозь призму психософии А.Ю. Афанасьева можно предположить, что С.Л. Рубинштейн близко подошел к взаимосвязи ведущих психических функций.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Он считал, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Он рассуждал примерно следующим образом: разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин потение рук при страхе, например, объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных, по мнению Ч. Дарвина, не означает их полного тождества. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что «эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности» [6, C.56].

Концепция Дарвина была чисто биологической. Как пишет Е.П. Ильин, она «не вскрывала происхождение специфически человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека» [8, C.36].

Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта

Среди зарубежных теорий эмоций известна ассоциативная теория Вильгельма Вундта [4]. Взгляды В. Вундта на эмоции не укладываются в рамки конкретного направления, они разнообразны. С одной стороны, он думал, что представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Телесные реакции В. Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже [4]. Е.П. Ильин анализирует взгляды В. Вундта с точки зрения ассоциаций, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Приводится следующий яркий пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) похожа на движение, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот. О мимических средствах выражения эмоций писали многие ученые, художники, писатели. Лицо человека способно выражать различные эмоциональные оттенки. Об этом подробно изложено в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» в разделе, посвященном эмоциям. Известно и то, что еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.) [1,C.44].

Таким образом, появление психософии А.Ю. Афанасьева и его трактовки психологического феномена эмоций с точки зрения системности и целостности с применением методологического принципа « Бритвы Оккамы» позволило отчасти решить проблематику эмоций в психологии. Вызов брошен! Кто пойдет дальше?

Источник

Дарвин и понимание эмоций

Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, — создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» он изложил свою теорию. Суть дарвиновской позиции состоит в признании того, что способность к выражению чувств «приобреталась постепенно».

Как объяснить, почему, когда человек испытывает, например, эмоцию ярости, гнева, у него оскаливаются зубы, сжимаются кулаки и т.д. А от ужаса «волосы встают дыбом». Почему эмоции проявляются именно так, как они проявляются, а не как-то иначе. По-мнению Ч.Дарвина, это можно понять, только лишь предположив, что когда-то человек находился на гораздо более низкой ступени развития и был недалек от животных. Охотясь за своей добычей, животное, как и предок человека, захватывало свою добычу когтями лап и удерживало зубами. Гнев, ярость современного человека берут свое историческое начало именно отсюда. Ч. Дарвин сравнивал мимику человека и животных. Отсюда его идея о «животном» происхождении лицевой мимики человека. Это очень хорошо дополняло его эволюционную теорию о происхождении человека.

Ч. Дарвин пытается распространить свою теорию на весь живой мир планеты и найти, например, аналоги эмоций даже у безпозвоночных. Современная наука считает, что решающим для возникновения эмоций в эволюции является взаимодействие двух следующих факторов:

§ появление развитой системы иннервации внутренних органов (вегетативной нервной системы);

§ формирование системы мышц лица и конечностей, способных наглядно и дифференцированно выражать различные эмоциональные состояния.

Эмоции всегда сопровождаются изменениями функционального состояния внутренних органов, которое обеспечивается вегетативной нервной системой. Кроме того, эмоции всегда выражаются через изменения мимики лица и других движений тела человека (прежде всего, конечностей).

В соответствии с такой наиболее распространенной трактовкой способностью воспринимать, переживать и выражать эмоции обладают только млекопитающие.

Дарвин сформулировал три принципа выражения эмоций.

1) Принцип полезных ассоциированных привычек (адаптивное значение эмоций).

Полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении.

2) Принцип антитезиса.

Когда возникает состояние, противоположное изначально полезному, то появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию. То есть к хорошему действию.

3) Принцип порождения действий свойствами нервной системы.

Нервная система может оказывать прямое действие на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки. То есть, эмоциональное реагирование является действием нервной системы. И такое действие часто является неподконтрольным сознанию.

Это хорошая идея – объяснить через биологию экспрессивные движения, сопровождающие эмоции. Объяснить эмоции через биологическую целесообразность, через поведение. Очень многие эмоции действительно прекрасно так объясняются.

Ч. Дарвин отмечает большую биологическую значимость эмоций у животных. Он показывает роль эмоций в обеспечении необходимых для выживания действий. Так, например, потение кистей верхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев при появлении хищника. Помогает ли человеку потение его ладоней?!

Но, к сожалению, не все эмоции так удается объяснить. Как объяснить через животные системы реагирования печаль, тревогу, смущение, стыд, возмущение и т.д.

Конечно, гипотетически можно предположить, что какое-то животное зарделось ярким румянцем. Но, чтобы оно при этом страшно эмоционально переживало за свою внешность?! «Вдруг покраснела морда – ах, как это ужасно! Ах, у меня сегодня шерсть никак не укладывается!». Такое, извините, представить трудно. У животных их психические способности не развились еще до той степени (может, к счастью), чтобы быть чувствительным к своему собственному наружному виду. Отсюда можно вывести, что стыдливый румянец возник в очень поздний период, в длинном ряду поколений» (Дарвин, 1896, с. 220).

Ч. Дарвин, будучи честным исследователем, признается, что у человека большинства эмоциональных явлений носят чисто человеческий характер, не имеющих аналогов в животном мире.

То есть имеют социальный характер.

Хотя Дарвин и не дал сколько-нибудь связного представления о природе эмоций, его указания на роль специфических форм мимики и пантомимики, а также на участие нервной системы в порождении эмоций оказали заметное влияние на последующих исследователей эмоций как в конце XIX, так и в ХХ веке.

Начиная с конца XIX века создаются более общие представления о природе эмоций или теории, которые можно классифицировать на основании того, претендуют ли они на объяснение природы эмоций, а если да, то какие вопросы они ставят при этом во главу угла.

На начальном этапе становления психологии эмоций представления об эмоциональных явлениях даже не претендуют на объяснение природы эмоций, они лишь пытаются описать специфику этих явлений: работы Теодюля Рибо, Вильгельма Вундта и Теодора Липпса не создали общих теорий, но внесли свой вклад в развитие понимания отдельных явлений или аспектов эмоциональной сферы.

Например,Рибо ввел понятие «эмоциональная память».В результате своих исследований он открыл, что первичным эмоциональным элементом является двигательное состояние или стремление (Рибо, 1898). Действительно, если вы когда-либо обращали внимание, то эмоции прежде всего выражаются через двигательные моменты.

В дальнейшем создаются более общие теории, которые можно весьма условно классифицировать в зависимости от того главного вопроса, на который данная теория стремится дать ответ.

Первая группа теорий пытается, прежде всего, ответить на вопрос: «Что порождает и/или определяет то или иное качественно своеобразное эмоциональное явление?» Эту группу можно условно обозначить как детерминистские теории, ибо в центре их внимания — механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений (Джемс, 1984; Dewey, 1894-1895; Саппоп, 1927/1969; Schachter, 1970; Lazarus, 1966, 1998).

Вторая группа теорий пытается прежде всего ответить на вопрос: «Что делают или выражают эмоциональные явления?» Ее можно обозначить как группу функцuональных теорий, ибо в центре их внимания — механизм воздействия тех или иных эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процессы социального взаимодействия; то есть эта группа теорий направлена прежде всего на описание функций эмоциональных явлений (Arпold, 1960; Averill, 1982; Крюгер, 1930/1984; Лuпер, 1963-1965/ 1984, Лuндслей, 1960).

Третья группа теорий пытается ответить на вопрос: «Из каких «первоэлементов» состоит эмоциональная сфера?» Тем самым исследователи пытаются обнаружить наиболее универсальные для человеческой психики «первичные», или «базовые», эмоции. Эти теории можно обозначить как теории базовых эмоцuй (Pluchik, 1969; Tomkiпs, 1970; Ekmaп, Davidsoп, 1994; Мак-Дауголл, (1928)/1984; Изард, 1999).

Легко обнаружить, что все эти подходы отталкивались от идей Дарвина, поскольку его интересовала и роль эмоций в приспособлении к условиям жизни, и характер порождения эмоционального выражения, и основные виды этого выражения. Недаром ряд современных теорий эмоций непосредственно или опосредованно опирается на его идеи.

Источник

Оцените статью