Теория эмоционального происхождения языка

2. Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий

Важнейшим её представителем был Ж.-Ж. Руссо.(1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». По мнению Руссо, » первые языки были певучими и страстными, и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими». По Руссо получалось, что первые языки были гораздо более богаче последующих, но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, по мнению Руссо, испортился, из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий. Эта теория заключалась в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» — междометия, сопровождающие эмоции. Откуда якобы и произошли все слова.

Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации. По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

Действительно, междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, например, ох – охать, ах – ахать и т.п. Но таких слов мало, кроме того причина возникновения языковой стороны этой теории сводится к экспрессивной функции, а в языке есть многое несвязанное с экспрессией.

3. Теория трудовых выкриков

Эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции характеризующей язык в этих трудовых выкриках нет.

4. Теория социального договора

С середины 18 века появилась теория социального договора.

Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии.

Её придерживались Адам Смит и Жан-Жак Руссо. По мнению Руссо в жизни человечества можно выделить два периода: первый – природный, когда люди были частью природы и язык происходил от чувств, и второй – «цивилизованный», когда язык мог быть продуктом социальной договоренности.

Но для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, т.к. совершенно очевидно, прежде всего, для того, чтобы «договориться о языке», надо уже иметь язык, на котором «договариваются».

5.Человеческое происхождение языка

Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка. Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я. Если бы человек жил бы в совершенном одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера, у него возник бы язык. Язык явился результатом «тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой «.

Существуют также иные теории о происхождении языка. Например, теория жестов (Гейгер, Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, жесты не связаны с понятиями.

Также неправомерно выводить происхождение языка из аналогии с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения (Ч. Дарвин), тем более из пения человеческого (Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных выше теорий в том, что они игнорируют язык как общественное явление, вопрос о происхождении языка рассматривается ими изолированно, вне связи с происхождением самого человека и первичных человеческих коллективов.

Источник

Междометная теория происхождения языка

Вы будете перенаправлены на Автор24

На сегодняшний день выделяют два подхода к объяснению происхождения языка:

  • появление языка естественным путем;
  • искусственное создание некой активной созидающей силой извне.

Вторая точка зрения на протяжении длительного времени преобладала. Расхождения были отмечены лишь в том, кем был создан язык и из какого материала.

Междометная теория происхождения языка данной статье вы рассмотрите сущность междометной

Междометная (рефлексивная) теория – теория, которой объясняется происхождение языка через переживания, испытываемые человеком. Первыми словами, в соответствии с данной теорией, были междометия, выкрики, а в процессе дальнейшего развития они приобрели символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.

Данная теория занимает второе место по распространенности. Также ее называют теорией эмоционального происхождения языка. В соответствии с положениями междометной теории, в первоначальном ее варианте, речь была сформирована из бессознательных выкриков, которыми сопровождались различные эмоциональные состояния.

Данная теория берет свое начало от эпикурейцев. Эпикур и эпикурейцы считали, что речь человека в своем становлении прошла предварительный, так называемый физиологический этап, то есть этап эмоциональных выкриков, связанных с впечатлениями, которые человек получает от окружающей обстановки, и ставших их обозначениями.

Первобытные люди на уровне инстинктов превратили естественные звуки в междометия, которые сопровождали каждую эмоцию и которые позже стали словами. Изначально междометия являлись обозначением всплесков эмоций и человеческой воли.

Например, в русском языке междометия — это «ах», «ох», «ух», «ой», «у-у-у», «гм», «тьфу», «уф» и пр.

Далее от них сформировались русские слова ахать, ойкать, ухать, охать и пр. Позже слова начали развиваться из междометных звуков, соблюдая законы словообразования. При этом связь звучания слова и эмоционального состояния человека стала косвенной. Слова начали обозначать не только эмоциональные и волевые акты человека, но и иные впечатления, вызываемые в душе индивида при взаимодействии с окружающим миром.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, звучание слов, связываясь с впечатлениями от вещей, заменило непосредственное созерцание предметов и явлений. Как считал Эпикур, впечатления древних людей, зависели от окружающих вещей и местности, в которой проживало племя. В первую очередь, племенами было установлено обозначение вещей, у них были развиты особые способы восклицания, обусловленные разными впечатлениями, испытываемыми разными племенами. По мнению Эпикура, в дальнейшем это вызвало формирование различных языков на планете. В XVIII веке междометная теория происхождения языков была развита Гердером, в истории языкознания она была названа теорией рефлексий.

Теория рефлексии как продолжение теории междометной теории

Первая стадия возникновения языка Была рассмотрена Гердером в традиционном для междометной теории направлении. Язык рассматривался в качестве естественного крика души, проявления инстинктов. Такого рода выкрики вызывали у других людей схожие чувства и ощущения. Поэтому считается, что язык первых людей – это язык ощущений. Но настоящий человеческий язык достаточно далеко от этого.

Благодаря разуму человек может наблюдать за самим собой и анализировать свой внутренний мир. Способность человека рефлексировать сначала породила внутренний, а позже и внешний человеческий язык. Рефлексией создаются отличительные признаки образа предмета и формирует отчетливые понятия о нем, то есть «слово души». Слово души – это наиболее яркий и уникальный признак предмета.

Звук, признак предмета, а также его идея, в соответствии с Гердером, может соединяться в душе и сами по себе, даже если человек не будет стараться произнести имя. В XIX веке теория междометий получила дальнейшее развитие в концепции под названием ономатопоэтическая теория, которая разрабатывалась в трудах Штейнталя, Потебни, Гримма и др.

Ономатопоэтическая теория

Штейнталь считал, что становление языка – стихийный процесс, протекающий одновременно с развитием человека и человеческого сознания. Изначально слова возникали во время игр, развлечений иди отдыха первобытных людей. В той или иной ситуации кто-то произносил некий набор звуков, используемый ранее в качестве сигнала для начала совместных действий, например, в процессе охоты на диких животных. Остальные участники во время игры этот набор звуков повторяют, таким образом он закрепляется в коллективном сознании в качестве определения конкретного действия, явления или предмета. В этом действии Штейнталем было выделено три момента:

  • язык возник из сигнала, даваемого вне ситуации, требующей употребления этого сигнала;
  • язык возник в качестве повтора привычных звуков;
  • язык возник вместе с потребностью человека в эмоциональной экспрессии, похожей на художественную экспрессию.

Если в теории звукоподражания отправной точкой возникновения языка был внешний мир, то в междометной теории в качестве такого стимула для формирования слов выступает внутренний мир человека и его эмоции. Общее для обеих теорий – это то, что ими изучается происхождение механизма говорения в качестве основы становления языка.

Как считает большинство современных ученых, междометная теория происхождения языка, также, как и теория звукоподражания, — несостоятельна.

При объяснении происхождения незначительного количества слов, она не может объяснить возникновение основной части словарного состава языка, например, слов с нейтральным эмоциональным окрасом, особенно слов, являющихся названиями «предметов мысли». Особое внимание обращается на то, что слова, возникшие из аффективных выкриков первобытного человека, могут выполнять в основном выразительную, то есть экспрессивную, функцию, тогда как язык имеет и серию более значимых функций, которые не могут быть выполнены такого рода словами.

Источник

Новое в блогах

Как появился человеческий язык ТОП-6 теорий

Вопрос о происхождении языка занимал многих выдающихся мыслителей, но ставился и решался весьма различно. Так для известнейшего ученого Потебни это являлось вопросом «о явлениях душевной жизни, предшествующих языку, о законах его образования и развития, о влиянии его на последующую душевную деятельность, т.е. вопросом чисто психологическим».

По его мнению, именно через психологическое наблюдение современных процессов речи может быть найден ключ к пониманию того, как эти процессы совершались на заре человечества

Известны тео­рия звукоподражания (стоики, Лейбниц), теория эмоцио­нальных выкриков-междометий (Ж.Ж. Руссо, Д. Н. Кудрявский), теория общественного договора (тот же Ж.Ж. Руссо, Адам Смит), теория трудовых ритмических выкриков (Л. Нуаре), теория «семиотического скач­ка»— внезапного означивания (К. Леви-Стросс) и др.

Уже один перечень показывает, что дело идет не столько о теориях, сколько о гипотезах, чисто умозрительно произведенных от общих философ­ских воззрений того или иного автора. И такое положение в этом вопросе не случайно: происхождение языка вообще как неотъемле­мой принадлежности человека нельзя ни непосредственно наблю­дать, ни воспроизвести в эксперименте. Возникновение языка скры­вается в глубинах предыстории человечества. Но рассмотрим каждую теорию в отдельности.

1. Звукоподражательная теория

Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце 17 начале 18 века Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, «корневой», из которого образовывались все последующие производные язык.

По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки» развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее «естественно звукоподражательным» и всё более символическим. Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством.

Правда, он считал, что один и тот же звук может быть связан сразу с несколькими качествами. Так, звук l, по Лейбницу, может выражать нечто мягкое (leben «жить» , lieben «любить», liegen «лежать»), и нечто совсем другое. Например, в словах lion («лев»), lynx («рысь»), loup («волк») звук l отнюдь не означает нечто нежное. Здесь, может быть, обнаруживается связь с каким-либо другим качеством, а именно со скоростью, с бегом (Lauf).

Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

2. Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий

Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо.(1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». По мнению Руссо, » первые языки были певучими и страстными, и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими». По Руссо получалось, что первые языки были гораздо богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, по мысли Руссо, испортился и из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий. Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации.

По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

3. Теория звуковых выкриков

Эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.

4. Теория социального договора

С середины 18 века появилась теория социального договора. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы «договориться о языке», надо уже иметь язык, на котором «договариваются».

5.Человеческое происхождение языка

Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка. Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я. Если бы человек жил в совершенном одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера, у него возник бы язык. Язык явился результатом «тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой».

6.Трудовая теория Энгельса

Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса. В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать незаконченную работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В «Введении» к «Диалектике природы» Энгельс разъясняет условия появления языка: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…»

Вертикальная походка была в развитии человека предпосылкой возникновения речи и предпосылкой расширения и развития сознания. Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, — это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный.

Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.

Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона, верблюда, лошадь, а сам управляет ими. Появляется технический двигатель и заменяет животных. «Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».

Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной очеловечившейся особи.

Существуют также иные теории о происхождении языка. Например, теория жестов (Гейгер, Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, жесты не связаны с понятиями.

Также неправомерно выводить происхождение языка из аналоги с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения(Ч. Дарвин), тем более из пения человеческого (Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных выше теорий в том, что они игнорируют язык как общественное явление. Вопрос о происхождении языка может быть решён. Решений может быть много, но все они будут носить гипотетический характер.

Источник

Оцените статью