Упражнение 117 — Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник
Вопрос
Замените в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. У вас получатся определения понятий из учебника биологии. Запишите их, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы.
1. Темперамент является врождённой особенностью человека. 2. Возбуждение и т..рможение молено считать двумя основными процессами определяющими поведение человека. 3. Меланхолика характеризует слабая, (легко)ранимая нервная деятельность, способная выдерживать лишь (не)большое напряжение. 4. Холерики представляют собой людей у которых преобладает процесс возбуждения и слаб процесс т..рможения. 5. Сангвиники являются людьми уравновешенными в своих чувствах и действиях легко приспосабливающимися к обстоятельствам. 6. Флегматиками называют обычно спокойных людей которых трудно вывести из себя.
Подсказка
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.
При нулевой связке между подлежащим и сказуемым может стоять тире.
Объясним правописание слов:
- врождённой (ро́д), торможение (то́рмоз), вывести (вё́л) — проверяемая гласная в корне;
- поведение — словарное слово;
- легкоранимая — сложное прилагательное;
- не большое (маленькое) — не с прилагательными;
- у равн овешенными — корень с чередованием а//о.
Источник
Является ли темперамент врожденным признаком не поддающийся изменениям ?
Сперва, дадим определение темперамента, чтобы обсуждение вопроса стало осмысленным, потому что вопрос часто обсуждается с точки зрения здравого смысла, а не психологии. Обычно, темперамент фигурирует в разговорах под определением «врожденная характеристика нервной системы, которая обуславливает бла-бла», т.е. предполагается, что причина шумности холерика — в его «холеричности». Это определение, которое выглядит как определение, но на самом деле не определяет ничего.
Посмотрите сами. Мы не можем увидеть «холеричность» в отрыве от поведения, т.е. мы узнаем, что человек холерик по его, например, агрессивному поведению, поэтому попытка объяснить хоть какое-то поведение темпераментом абсурдна — это циркулярное объяснение, в котором феномен объясняет сам себя. Например, если человек агрессивен, потому что он холерик, но мы узнаем, что он холерик, потому что он агрессивен, то, выходит, он агрессивен, потому что он агрессивен (см. больше о псевдоопределениях в психологии здесь).
Если словарное определение темперамента не работает, то нам нужно переопределить термин, например, операционально. Мне кажется, что люди обозначают как «связанное с темпераментом поведение» такое поведение, от которого не могут принудить человека отказаться (см. например, ответ Надюшки Ландыревой, в котором она как аргумент в пользу неизменности темперамента приводит невозможность изменить связанное с ним поведение за день). Например, обычно просьба «Держи себя в руках» работает (человек начинает вести себя сдержаннее и придерживаться социальных норм), поэтому если мы говорим «Держи себя в руках», но поведение не меняется — мы списываем неэффективность воздействия на «темперамент».
Темпераменту приписывается все поведение, которое сложно контролировать вербально — например, когда инструкция и актуальные последствия поведения противоречат друг другу. Человеку могут сказать «Держи себя в руках», но функция его агрессивного поведения — принудить другого человека подчиниться, поэтому держать себя в руках бессмысленно, ведь если продолжить вести себя агрессивно вопреки инструкции объект агрессии подчинится.
Если темперамент это не «что-то внутри человека, контролирующее наблюдаемое поведение», а термин, обозначающий наше бессилие перед контролем поведения (логично, что в такую категорию попадает огромное количество поведения, потому что если бы все обыватели были экспертами в анализе поведения, то зачем было бы готовить специалистов в нем?), то ответ на вопрос «Меняется ли поведение, которое мы списываем на темперамент?» — «Да, конечно меняется, по определению».
Источник
Темперамент — врожденное с-во организма,поведенческая память
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg»/>
Есть т.н. угловой профиль. Если посмотришь на лицо астеника в профиль – вытянутый нос и слабо развитый подбородок. (Потом он будет определять, и относить к этому типу знаменитых людей, от которых сохранились только портреты.)
2) Второй тип – атлетик. И в данном случае атлетик вряд ли нуждается в подробной характеристике. Это, вообще говоря, эталон мужской красоты. (Так случится, забегаем вперед, что этот тип основным не станет и для выводов уже не будет использован.)
Здесь имеется в виду человек атлетического сложения: крупная голова. и фигура, имеющая широкие плечи, как бы постепенно сужается вниз. Фотографии атлетиков вполне отвечают силачам, обобщенному представлению о сильном человеке начала века.
3) Третий тип Кречмер именует пикник. Это фигура оказывается как раз ключевой. Особенность тела пикника – это как бы наиболее полное развитие внутренних полостей – большая голова. (Кстати, пользуясь случаем, я хочу поздравить дорогих женщин с 8 марта и сказать, что Кречмер учитывал и женское телосложение в своих исследованиях, но оно оказалось настолько вариативным, что четких типов он выделить не смог, и здесь мы говорим только о мужчинах. )
. Большая голова, которая переходит почти без шеи в еще более крупную грудь, и фигура, в отличие от атлетика, расширяется книзу, потому что грудь должна переходить в еще более объемный живот.
Многие пикники тоже могут заботиться о своем телосложении. И тогда по лицу – это т.н. пятиугольный фас – резко выраженные скулы, обычно выраженные. ».Шаг 1. Выделение основных свойств нервной системы. (Шагов всего будет 3).
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.jpg»/>
Второй шаг. Построение общих типов нервных систем. Давайте попробуем рассуждать вместе с Павловым. Он получил [набор свойств]. Он их выявил эмпирически, по спец методикам. Если теперь он будет сочетать эти свойства теоретически – построит граф – получит. количество сочетаний. Но его задача состоит в том, чтобы построить действительные типы нервных систем, т.е. эмпирически достоверные. И поэтому он действует так. Он берет свойство и начинает свою типологию Берет и начинает различать – вот сила и слабость нервной системы.
Рассмотрим обе эти проблемы.
1. Проблема перехода от свойств к типам возникает как таковая уже в современной . психологии.
Снова появляется имя Теплова и его яркого ученика Небылицын. Остался в истории изучения темперамента – автор статей в медиц. Погиб в 42 года. Прискорбно, поскольку его концепция темперамента во многом отличалась от павловской и тепловской.
Об этой проблеме мы беседуем коротко, потому что это – соседняя область – дифференциальная психология.
Теплов в 50-60-е годы становится автором многих методик по изучению отдельных свойств нервных систем. Что делает Теплов как исследователь? Пересматривает первый этап, возвращает к первому этапу. Слишком жестко, однозначно были определены свойства. Методик изучения становится все больше и больше. И тогда (как и [в случае] со способностями) необходимо объединить методики и стоящие за ними свойства с помощью факторного анализа.
Что делал Теплов? Даже вот эти эмпирически выявленные типы нервных систем тепловских исследований не получили достаточной верификации. Он стал сомневаться и имел на это право – надо выделять как отдельное свойство уравновешенность. У него качественную разницу получило такое свойство как подвижность. Наряду с подвижностью – лабильность [v]– гибкость нервной системы при выполнении тек задачи. Грубо: методик стало больше – типы утратили чистоту. Это есть, и тогда какое-то понятие должно придти на смену типа. Он заменяет понятие тип понятием синдром свойств нервной системы. Синдром. Тоже словечко многозначное. Синдром – это совокупность свойств нервной системы, коррелирующих между собой.
Теплов – путем снизу, снизу вверх – от конкретных методик к обобщению и результат[у]. Вместо того, чтобы называть чистые типы, Теплов предпочитает – взять свойство силы и назвать – не свойство силы, а синдром свойств силы нервной системы. Иными словами – картинка, которая у нас еще не раз будет повторяться. Источник