Темперамент у маленьких детей

4 типа темперамента у детей: игры и советы психолога

До рождения ребёнка многим родителям кажется, что все младенцы одинаковы: спят, едят, играют, смеются. Но у каждого от природы один из четырёх типов темперамента. Психолог Нелли Рушинцева даёт советы, во что играть и как общаться с каждым из них.

П рирода человека такова, что каждый имеет свой темперамент с самого рождения. Молодые мамы признаются, что до беременности считали, что все младенцы ведут себя одинаково. Однако уже с первых месяцев жизни малыша женщины при наблюдении за поведением замечали индивидуальные особенности нервной системы. Это и сила эмоций (требовательно кричит или негромко мурлычет «уаа-уаа»), и то, как быстро ребёнок переходит от сна к бодрствованию, как он реагирует на общение с близкими взрослыми, постоянен ли в играх (часто ли меняет игрушки). Так, внимательная мама с первых месяцев жизни малыша старается регулировать жизнедеятельность малыша в соответствии с его поведением. Например, может попросить гостей приходить исключительно после сна впечатлительного ребёнка, чтобы он не перевозбудился из-за обилия впечатлений.

Первым, кто заговорил о темпераменте человека, был Гиппократ. Он выделил четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В своём трактате «О природе человека» он описал каждый из типов, обозначив, что каждый тип имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Однако под действием воспитания, контроля и самоконтроля у ребёнка могут преимущественно проявляться сильные стороны темперамента. Зная доминирующий тип темперамента у ребёнка, вы поможете ему стать сильной личностью, адаптироваться к любой ситуации.

Чем младше дети, тем ярче проявляются их индивидуальные особенности нервной системы. Это связано с тем, что зоны мозга, отвечающие за самоконтроль в поведении, ещё не созрели, и мы видим темперамент «в чистом виде», без прикрас. Так просьба взрослого убрать игрушки у некоторых малышей вызовет бурную истерику, а другие без слов уберут на полу «ковёр» из Lego.

1. Ребёнок-холерик

Детей-холериков можно в целом охарактеризовать как нервные, чувствительные. В младенчестве у таких деток телесные реакции выражены очень сильно: они бледнеют от испуга и громко кричат даже при воздействии слабых раздражителей. Засыпает беспокойно, ворочается, «сони» — это не про них. По мере взросления холерик становится двигательно активен, не терпит долгого ожидания. Таким детям присуща эмоциональная лабильность – склонность к быстрым переменам настроения от ярости до восторга. Ребёнок-холерик решителен, но может изменить решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит приключения.

У детей-холериков возбуждение выражено сильнее торможения, поэтому важно ограничивать «возбудители»: гаджеты, громкую музыку, игры с шумными детьми, походы в большие компании, когда родителям сложно контролировать игры. Очень полезен режим: дневной сон для дошкольников, привычные ритуалы для вечернего сна.

Полезные игры для детей-холериков:

  • игры с внезапной остановкой «стоп» («Море волнуется раз…», «Коршун»). Игра «Коршун». Герои: мама-курочка и цыплята, которые живут с мамой в курятнике. Затем курочка и цыплята гуляют, и, как только ведущий говорит слово «Коршун» (аналог слову «стоп»), все дети бегут обратно в домик-курятник.
  • конструктор с крупными и мелкими элементами (учимся концентрации внимания)
  • рисование, лепка, аппликация (как способ отреагирования эмоций, полезно лепить и рисовать то, что хочет ребёнок, без образца)
Читайте также:  Гипофиз отвечает за стресс

Как общаться с ребёнком-холериком

Душевная структура малыша с доминированием холерического темперамента желает спокойного общения с мамой и папой. Если холерик ощущает от близких спокойное и бережное обращение, то и сам станет более спокойным. Родителям важно всегда помнить про врождённость возбудимой нервной системы и не винить в этом ребёнка.

2. Ребёнок-меланхолик

Детей-меланхоликов можно описать одним словом – впечатлительные. Чем они отличаются от легко возбудимых? У меланхоликов слабыми являются не только тормозные, но и возбудимые процессы нервной системы. Младенец меланхолического склада часто напряжен и не может уснуть, в лучшем случае он дремлет. Ребёнок мало активен, скорее даже пассивен, чем вызывает беспокойство у родителей: «Почему он не идёт с нами на контакт?».

Полезные игры для детей-меланхоликов:

  • игры вдвоем-втроём (с приглашением спокойных детей, близких по темпераменту и тем безопасных психологически)
  • пантомима и игры в театр (изобразить льва, тигра и рычать, шуметь, чтобы помочь выразить эмоции, которые ребёнок носит в себе)

Как общаться с ребёнком-холериком

Успокоенные тихим видом меланхолика, родители могут не принять во внимание его переживания. Показывайте всегда ребёнку свою любовь, не обращая при этом внимания, откликается он на это или нет. Меланхолики очень внушаемы, и вы сможете вселить в него уверенность, что он успешен. Постепенно малыш раскроется и станет более контактным.

3. Ребёнок-флегматик

Детей-флегматиков дома часто называют сонями. Начиная с младенчества, они способны спать сутки напролёт. Но так происходит не от расслабления: вместо того, чтобы громко плакать (как холерики) или не реагировать на родителей (как меланхолики), флегматичные младенцы уходят контактов с окружающим миром, погружаясь в сон.

Взрослея, эти ребята остаются спокойными, не любят шумные игры, любит вкусно поесть и поспать. Но ребёнок-флегматик не так прост, как кажется: он способен часами отдирать кусочки обои на стене, не мешая родителям заниматься делами. Но и в его власти учинить скандал, если что-то нарушило привычный распорядок дня.

Дорогие родители, если у вас дома растёт маленький флегматик, не пытайтесь ускорить процесс сборов криками – это не работает. Лучше просто встать пораньше (и лечь тоже!) и оставить ребёнку чуть больше времени.

Если вы часто раздражаетесь и ругаете малыша за медлительность, у него может развиться ощущение своей неуверенности («Меня мама ругает и не любит, значит, я плохой»).

Полезные игры для детей-флегматиков:

  • сюжетно-ролевые игры (ребёнок-флегматик охотно подчиняется другим детям, поэтому ваша цель – давать ему главные роли, где нужно командовать другими)
  • игры с эмоциональной составляющей
  • игры-эксперименты
  • большие кубики и блоки (спокойная игра, но требует движения)

Как общаться с ребёнком-флегматиком

Воспитание флегматичного ребёнка требует терпеливости. Если малыш недостаточно активен, то побуждайте его к движениям: утренняя зарядка вместе с родителями, прогулка на улице с собакой. Заметили проявление инициативы – похвалите ребёнка за это, что станет большим шагом в укреплении ваших отношений.

Читайте также:  То что поднимет настроение любому

4. Ребёнок-сангвиник

Детки с доминированием сангвинического темперамента эмоционально живые, но при этом уравновешенные. Младенцы-сангвиники предпочитают сну бодрствование, их сон не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Эти детки могут развиваться немного быстрее сверстников, так как уделяют много времени рассматриванию и изучению окружающего мира.

В детстве сангвиники преимущественно в хорошем настроении, любознательны. Легко сходятся с людьми, адаптируются к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряются. Дети-сангвиники не стремятся быть лидерами, но в итоге ими являются.

Полезные игры для детей-сангвиников:

  • игры в паре
  • хороводы
  • игры с водой, песком, тестом
  • пазлы, конструкторы, настольные игры

Как общаться с ребёнком-сангвиником

Привычный «позитивный» тон ребёнка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Наладьте с ним контакт, чтобы сын или дочка делились с вами своими беспокойствами, проговаривайте чувства, которые возникают у человека в разных ситуациях. Пояснять, что человек не должен всем нравиться, он имеет права испытывать различные эмоции, не прячась за маской позитивности.

Источник

Определение типа темперамента у детей раннего возраста. Рекомендации родителям

Надежда Ложечник
Определение типа темперамента у детей раннего возраста. Рекомендации родителям

Определение типа темперамента у детей раннего возраста.

Темперамент человека – это врожденная характеристика. Он отвечает на вопрос «как?» — как человек себя ведет, действует, поступает в различных ситуациях. Он не отвечает на вопросы «что?» — что он умеет, и «почему?» — почему он так себя ведет. Темперамент в значительной мере определен генетически. Но он вполне может модифицироваться – изменяться под влиянием внешних факторов. Другими словами, особенности поведения ребенка можно модифицировать, но не кардинально менять.

Подход Гиппократа к оценке темперамента, при котором он выделял такие типы как: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, имеет под собой достаточные основания. Но современные исследования показывают, что такой подход больше подходит для взрослых людей. Что касается детского темперамента, то его не следует рассматривать в такой упрощенной форме. Американские психологи Томас и Чесс в 60-х годах XX века пришли к выводу, что более обоснованно оценивать детский темперамент, рассматривая его отдельные составляющие и давая им количественную оценку. Таким образом, можно оценивать темперамент детей с самого раннего возраста.

Каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.

Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

ИТАК, если вы хотите примерно определить тип темперамента вашего ребенка внимательно прочтите вопросы и отметьте подходящий вариант ответа, сопоставив ответы и проведя анализ полученных результатов, Вам без труда удастся определить тип ведущего темперамента Вашего чада.

Читайте также:  Эмоциональный шок это эмоциональное состояние

Сангвиник (С) Холерик (Х) Флегматик (Ф) Меланхолик (М)

1.Как ребенок разговаривает с другими деть ми?

Быстро, энергично, прислушивается к высказываниям других (С)

Быстро, импульсивно, других не слушает (Х)

Медленно, ровно, негромко, но уверенно (Ф)

Говорит мало, тихо, неуверенно (М)

2. Как реагирует на замечания?

Обещает так больше не делать, но быстро забывает об этом и через некоторое время делает то же самое (С)

На замечания реагирует бурно, не слушает, и поступает по-своему (Х)

Молча выслушивает (Ф)

Обижается, переживает, не перечит (М)

3. Как ведет себя в новой обстановке (у врача, в игровой комнате?

Проявляет активность, свободно ориентируется, подвижен (С)

Активно, возбужденно (Х)

Спокойно рассматривает обстановку, окружающих (Ф)

Растерян, скован, робок (М)

4. Как ведет себя на детской площад ке?

Легко включается в игру с другими детьми, любит меняться игрушками, легко отдает свои (С)

Активно включается в игру, отбирает чужие игрушки, свои не отдает (Х)

Действует спокойно, без лишних слов, игрушки у детей не отбирает, но и свои не отдает (Ф)

Действует робко и неуверенно, к своим игрушкам очень привязан, бережет их, чужие не отбирает (М)

5. Наиболее свойственная мимика и выражение ли ца:

Живая, изменчивая, веселая; улыбчивое, игривое, веселое (С)

Меняется резко, но редко; драчливое, деловитое, боевое, задиристое (Х)

Мало изменчивая, спокойная; спокойно-созерцательное (Ф)

Мало изменчивая, грустная; задумчивое. Обиженное, печальное, встревоженное (М)

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. — Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. — Собирая ребёнка в детский.

Рекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком дома Дорогие родители! Помните, что в деле воспитания и развития Вашего ребёнка мы, педагоги, и вы, родители, — коллеги, желающие в результате.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям по теме «Народная игрушка» для второй группы раннего возраста Уважаемые родители! В период с 10.03.16 по 31.03.16 тема наших занятий «Народная игрушка». Цель темы: знакомить с народным творчеством на.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Источник

Оцените статью