Темперамент младших школьников курсовая

Темперамент у младших школьников

Определение темперамента как индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психической деятельности и поведения. Типы высшей нервной деятельности. Учет особенностей темперамента в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.01.2012
Размер файла 56,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.

Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.

По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента — важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:

@ В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

@ Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения.

@ Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

@ Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.

@ Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.

@ В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

@ Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами).

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

1. Я. Стреляу роль темперамента в психическом развитии, М. «Прогресс» 1982 г.

2. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста — М., 1988.

4. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.

5. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

6. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

7. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет — М., 1992.

8. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.

9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических

10. различий. М., 1979.

11. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

12. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

13. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

Ход выполнения задания.

Учащимся раздают листы (протоколы), на которых они указывают свою фамилию. Затем отмечают вертикально нумерацией от 1 до 20 четыре столбца.

Далее экспериментатор зачитывает испытуемым утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Каждый тип вопросов составляет «паспорт» темперамента, состоящий из 20 вопросов. Инструкция испытуемым: сейчас я буду зачитывать по 20 вопросов, на которые надо ответить объективно честно. Ответ обозначайте знаком «+» напротив номера вопроса в протоколе, если то или иное качество, названное мною, имеется у вас и проявления которого вы не однажды у себя замечали. Если вы считаете, что названное мною качества у вас отсутствует то никакого знака не ставте.

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Не выдержаны, вспыльчивы.

4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.

5. Решительны и инициативный.

7. Находчивый в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Не злопамятный и не обидчивый.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.

12. Неуравновешенны и склоны к горячности.

13. Агрессивны забияка.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать.

17. Неустанно стремится к новому.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроений, — то вы чистый холерик.

1. Веселы и жизнерадостны.

3. Часто не доводите дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивее в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.

14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Преимущественно в бодром настроении.

19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, — то вы сангвиник.

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции,

жестикуляций и мимики.

7. Сдержаны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело до конца.

9. Не тратите попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете порыв.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношении со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижный, вялы.

20. Обладаете выдержкой, — то вы вне сомнения флегматик.

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. малоактивны и робки.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, — то вы меланхолик.

Обработка результатов исследования.

Чистый тип темперамента встречается очень редко. У каждого человека можно обнаружить качества, характерные для различных типов темперамента.

Степень выраженности каждого типа темперамента к человека подсчитывается по следующей формулам:

где Х — холерический темперамент

С — сангвинический темперамент

Ф — флегматический темперамент

М — меланхолический темперамент

А — число утверждений по типам темпераментов (А=20)

Ах — число + в «паспорте» халерика

Ас — число + в «паспорте» сангвиника

Аф — число + в «паспорте» флегматика

Ам — число + в «паспорте» меланхолика.

Таким образом, по результатам обработки данных ответов испытуемых можно определить в процентном отношении, какой из типов известных темпераментов можно присвоить каждому из учащихся индивидуально.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Закономерности взаимодействия двух факторов индивидуального своеобразия личности – типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента. Физиологическая основа и психологическая характеристика темперамента, индивидуальные особенности поведения.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 14.10.2014

Общие понятия темперамента как индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику протекания его психических процессов и поведения. Психологическая характеристика сангвинического, флегматичного, холерического и меланхолического темпераментов.

контрольная работа [206,5 K], добавлен 30.01.2011

Физиологические основы темперамента. Разработка практических рекомендаций для педагогов, родителей с целью оптимизации учебной и воспитательной деятельности на основе психологического исследования особенностей проявления темперамента младших школьников.

дипломная работа [250,1 K], добавлен 22.05.2014

Понятие темперамента как индивидуально-своеобразных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности человека. Характеристика и особенности типов темперамента. Поведение людей с разными типами темперамента в экстремальных ситуациях.

курсовая работа [23,8 K], добавлен 19.11.2012

Физиологическая основа темперамента. Психологическая характеристика темпераментов. Основные типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом. Темперамент как фактор деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека.

курсовая работа [47,6 K], добавлен 19.02.2011

Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности, направления и особенности его исследования, принципы типологии. Сравнительное описание и структура типов темперамента.

контрольная работа [35,4 K], добавлен 07.09.2015

Темперамент — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в поведении и деятельности. Типы высшей нервной деятельности. Особенности и воспитание темперамента. Его типы: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

реферат [34,8 K], добавлен 19.02.2011

Источник

Изучение особенностей темперамента младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной курсовой является исследование типа и свойств темперамента младших школьников и разработка рекомендаций для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.
Гипотезы исследования:
— существуют эффективные способы диагностики темперамента детей младшего школьного возраста;
— учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности младших школьников
1.2 Учение о темпераменте. Типы темпераментов
1.3 Особенности детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента
Глава II. Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
2.1 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента младших школьников
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных особенностей учащихся
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

Кафедра практическая педагогика и психология

по дисциплине психолого – педагогическая диагностика

Изучение особенностей темперамента младших школьников

студентка 3 курса группы 521131 з

направление «Психолого – педагогическое образование»

Усенко Любовь Сергеевна

к.пс.н., доц. Брешковская К. Ю.

Глава I. Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста

1.1 Возрастные особенности младших школьников

1.2 Учение о темпераменте. Типы темпераментов

1.3 Особенности детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента

Глава II. Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

2.1 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента младших школьников

2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования

2.3 Психологические рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных особенностей учащихся

Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментных особенностей детей.

Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательной работе с ним.

Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно, создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут формироваться (приобретаться) нужные качества, обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося. В связи с этим актуальностью исследования является изучение и диагностика темперамента младших школьников, его учет в учебно-воспитательной работе. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

Из данной темы следует, что объектом нашего исследования являются типы темперамента детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: диагностика темперамента детей младшего школьного возраста.

Цель исследования данной курсовой является исследование типа и свойств темперамента младших школьников и разработка рекомендаций для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.

— существуют эффективные способы диагностики темперамента детей младшего школьного возраста;

— учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.

— дать характеристику психологических особенностей младших школьников;

— проанализировать теоретические модели темперамента;

— описать типы темперамента младших школьников;

— подобрать методику по диагностике темперамента младших школьников и провести исследование;

— обработать полученные результаты;

— разработать рекомендации для учителя начальных классов, по учету индивидуальных особенностей учащихся.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Одоевская средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Успенского» .

С целью проверки выдвинутой гипотезы используем следующие методы:

— «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»,

— «Выбор в действии»

— Метод психодиагностики: методика А. Томаса — С. Чесс.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста.

1.1 Возрастные особенности младшего школьника

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. Учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя — самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Источник

Оцените статью