Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т.п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента — высокая тревожность, малая помехоустойчивость — не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.
Источник
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.
Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,
требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих
агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе
требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования
нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее
продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В
учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,
продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для
успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть
компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов
работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых
очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо
ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство.
Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем
инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных
неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое
переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как
эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых
профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном
счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут
компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы,
космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья
деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью,
большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства
темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут
компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента
определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим
предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента
соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления
темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или
воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны
более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента
также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных
воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень
нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания
контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных
воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования
величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и
темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот
путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации
предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента
положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами.
Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся,
степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность
меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности
возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств
ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям
деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и
трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены
различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности
понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая
характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента
и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек
выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей
степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту
приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто
совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей
движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если
человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее
успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо
проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он
формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования
индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном
возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств
нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю,
можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к
недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и
способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
Источник
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно,в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчики испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п.. чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента -высокая тревожность, малая помехоустойчивость — не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путьприспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так. меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависитот темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы ( индивидуальный подход).
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.
Источник