- Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
- Темперамент и его типы.
- Рекомендуемый педагогический стиль общения с учащимися различных типов темперамента.
- Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
- Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
- Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация .
- Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность
- Примеры похожих учебных работ
- Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента
- Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников
- Анатомия центральной нервной системы
- Нервная система как физиологическая основа психической деятельности человека (ее .
- Основные части центральной нервной системы
- Анатомия и физиология центральной нервной системы
- 1.4. Структура личности: темперамент, характер, способности
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
Темперамент и его типы.
Рекомендуемый педагогический стиль общения с учащимися различных типов темперамента.
Наблюдая окружающих людей, не трудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движения, в общей подвижности. Одни вспыльчивы, подвижны и веселы, но чувства их не устойчивы; другие — медлительные, спокойные, холодны; третьи — переживают сильно, но скрывают свои чувства, отличаются своей пассивностью. Словом, каждому человеку присущи определенные, свойственные только ему индивидуальные особенности.
Эти особенности называются — темпераментом.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
Б.М. Теплов даёт следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой».
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий учёный Гиппократ( 5 век до н.э).
Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков организма» — крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – « соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию темпераментов. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырёх:
Сангвиник( от лат. Sanguis –кровь), флегматик( от греч. phegma — слизь),холерик(от греч. chole — желчь),и меланхолик(от греч. melas chole – чёрная желчь).
Характеристика типов темперамента:
Сангвиник – это сильный тип нервной системы с уравновешенным соотношением процессов возбуждения и торможения. У таких людей настроение «на лице написано». Они дают эмоциональный отклик на все впечатления. Это люди весёлого нрава, любят быть в обществе, любимцы компании, быстро приспосабливаются к новому окружению, к новым требованиям. Сангвиники подвижны, легко выполняют работу, быстро схватывают материал. Это люди — эрудиты, они способны «перевернуть горы» если у них есть цель и им интересно. Трудности их не пугают, они не боятся риска и ответственности, спешат с принятием решения.
Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
. невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики. Люди меланхолического темперамента склонны к . тип; ощущающий — интуитивный тип; воспринимающий (иррациональный) — решающий (рациональный) тип и их соотношения (16 психосоциотипов). У любого человека уже с раннего детства свой темперамент, .
Люди этого типа любят совместную работу, поэтому с удовольствие участвуют в концертах, вечерах, с удовольствием играют в ансамблях. В них особенно привлекает умение легко сходиться с людьми, готовность прийти на помощь.
Преподавателю ученика с таким темпераментом следует разработать (разнообразить) материал таким образом, чтобы ему было интересно. Задача – привить умение длительно сосредотачиваться на чём-либо, терпение, целеустремлённость, привычку доводить дело до конца. Помощь лучше предлагать в виде поддержки, совета. Также важно помнить, что сангвиники эмоционально не устойчивы, легко поддаются чувствам, поэтому им нужно проявление доверия, моральная поддержка, подкрепление уверенности в своих силах.
Флегматик— это сильный тип нервной системы, но с медленным протеканием нервных процессов. Это люди медлительные, долго схватывают информацию. Им трудно входить в новое дело. Они малообщительные, тяжело сходятся с людьми. Однако эти люди постоянны и преданны, надёжны в семье и дружбе. В отношениях с людьми флегматики избегают излишней болтовни и не деловых контактов. Периодически нуждается в одиночестве. Если у него такой возможности нет, это может привести к расстройству нервной системы.
Флегматики нелегки на подъем, нерешительны, недоверчивы и пассивны. Их речь медлительна. «Тише едешь — дальше будешь» — девиз флегматика. Тем не менее — это самые усидчивые и трудолюбивые работники, ведь флегматики настойчивы в достижении цели, спокойно переносят критику, можно сказать, равнодушны к ней. Флегматики не искрят своими идеями и открытиями, но зато терпеливо и уверенно воплощают в жизнь чужие. Негативно относятся ко всему новому. Их привычки крепче металла. Они сохраняются надолго, чаще — навсегда.
Ученики — флегматики способны и уравновешены. Им трудно даются первые годы обучения, но флегматики если что-то делают, то делают прочно, проявляют продуманность, упорство. Как правило, всегда выполняют домашнее задание. Психологические процессы на уроке протекают медленно, ему нужно время на сосредоточение и переключение внимания. Его трудно раскачать эмоционально, перед работой нужно дать определенные установки. Очень часто про таких людей говорят, что «в тихом болоте черти водятся». Перевоспитать людей, имеющих такой тип темперамента, дело нелегкое, да и не благодарное. Вам всегда придется их подгонять, подбадривать, привлекать к активным действиям. В экстремальных условиях они становятся заторможенными, растерянными, нуждаются в подсказке.
Самое неправильное — это обвинять его в тупости, неумении соображать, наказывать за медлительность. Последствия такого отношения трагичны: у ребёнка возникают неврозы, он начинает выполнять задания быстро и не качественно; формируется комплекс неполноценности из-за постоянных неудач и он не может раскрыть себя полноценно как личность, не реализует свой творческий потенциал.
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация .
. себя смелым? 123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? 124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, . Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять . Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей? Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях? Свободно ли .
Если вы проявить терпение и уважение к его способностям и индивидуальным
особенностям, создать «тепличную» обстановку, в которой не будет ощущения нетерпимости, ребёнок вырастет серьезным, пунктуальным, увлеченным любимым делом человеком. Такой ребенок периодически нуждается в одиночестве. Если у него такой возможности нет, это может привести к расстройству нервной системы.
Холерики— это сильный тип, с преобладающим процессом возбуждения(очень быстрая реакция, нервные процессы происходят с большой силой).
Это люди эмоциональные, чаще всего — новаторы. Для них характерна быстрая смена настроения. Холерики — очень компанейские люди, боевые, но вспыльчивые, задиры. Быстро, правда, отходят, а потом страдают (им нужно многое прощать).
Все это через сверхактивность, даже реактивность. Быстрое возбуждение ведет к тому, что они мало раздумывают и сразу действуют. Им тяжело сдерживать свои желания, они не могут ждать. Холерики не приспосабливаются к окружению, а стремятся окружение приспособить под себя. Помните, у Макаревича: «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Это девиз типичного холерика. Их стихия — крайности. Музыку любят громкую, краски — очень яркие.
Ученики — холерики быстро схватывают материал, но они не уравновешены, что сказывается на отношении с преподавателями и другими учениками. Но в обучении холерик с увлечением берется за новый материал, но запас энергии, в силу нерациональности ее использования, быстро заканчивается, настроение падает. Поэтому педагог должен следить, чтобы на уроке была новая, интересная для ученика информация. На эстраде холерики повержены волнению, панике. При исполнении чаще всего ускоряют темп при этом не выигрывая технического места. Поэтому перед выступлением важен психологический настрой учителя.
Меланхолик — слабый тип нервной системы, с быстро протекающими нервными процессами, с преобладанием процессов возбуждения.
Главные отличительные черты меланхолика-замкнутость, пессимизм, мечтательность, неуверенность в себе, стеснительность, он пасует перед трудностями, недооценивает свои способности, недоверчивый. Его мимика и движения невыразительны, голос тихий, редко смеются. Такие люди очень быстро устают, особенно от большого количества людей, коллектива. Легко приспосабливаются только к очень узкому кругу людей. Это может быть семья или небольшое количество друзей. Они внимательны, неспособны отстаивать свои взгляды, не самостоятельны, зависимы. Это люди, которые очень тонко чувствуют, люди, которых нежно оберегать, нельзя обижать.
Их часто называют странными, потому что у них сильно развито воображение. Считается, что их речь не успевает за воображением, поэтому они — молчуны. Это — индивидуалисты. Часто имеют свой очень оригинальный взгляд. Отличаются скрупулезностью и особенной точностью в любой деятельности.
Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность
. неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что .
Для меланхолика внимание, забота и доброта не менее важны, чем воздух. Их особенности — пугливость, нерешительность, видение ситуации в темных тонах — невозможно ликвидировать.
Ученики меланхолики — вялы и не активны. Легко теряются не верят в свои силы. Но быстро схватывают и доводят свою роботу до конца. Психические процессы протекают очень медленно. Длительные напряжения вызывают у них замедленную деятельность, отключение. Для меланхолика очень важна обстановка на уроке. Она должна быть спокойная. Новые люди на уроке могут смутить его и перечеркнуть всю предыдущую работу. Но эмоциональность этих людей позволяет достигать вершин в искусстве.
Темперамент — это природное врожденное свойство личности, которое может меняться лишь в незначительной степени.
Темперамент — это психологическая почва, на которой вырастают другие свойства личности. Но не смотря на это, педагог может развивать недостающие черты характера, чтобы личность была полнее.
Ошибка думать, что всех людей можно распределить по четырём основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов. У большинства наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одарённость человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:
Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель Н.В.Гоголь, польский композитор Ф.Шопен, русский композитор П.И.Чайковский. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.
Флегматик – А.Бородин, А.К.Лядов
Не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учёт свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.
Примеры похожих учебных работ
Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента
. 2. Проанализировать понятие и классификацию особенностей свойств нервной системы и типов темперамента человека. 3. Определить особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Методы исследования: теоретические — анализ и .
Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников
. с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой. Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный .
Анатомия центральной нервной системы
. анатомии центральной нервной системы – строение нервной системы. Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Значение анатомии . самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт .
Нервная система как физиологическая основа психической деятельности человека (ее .
. быстро умирает. Следовательно, человек, лишенный этого отдела мозга, совсем не может жить. Окружающая человека среда постоянно действует (через органы чувств) на его нервную систему, . воспроизведение систем рефлексов происходит легко, без усилий. .
Основные части центральной нервной системы
. нервной системы. Причинами заболеваний вегетативной нервной системы являются следующие: человек плохо переносит жаркую погоду или, наоборот, некомфортно чувствует себя зимой. Симптомом может быть то, что человек при волнении начинает быстро .
Анатомия и физиология центральной нервной системы
. нервы, их ветви, сплетения и узлы, лежащие в различных отделах тела человека. соматическая (произвольная) нервная система вегетативная (непроизвольная) нервная система симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию) парасимпатическая .
Источник
1.4. Структура личности: темперамент, характер, способности
Темперамент это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств; проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Живой, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Темперамент проявляется: у холериков бурными реакциями, открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью и общей подвижностью, выраженной рациональностью; у флегматиков медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоциональных состояний, логичностью суждений; у меланхоликов неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, склонностью глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события; у сангвиников подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивостью, общительностью.
Перечисленные типы темпераментов являются относительно устойчивыми и мало подвержены изменениям под влиянием среды и воспитания. Вместе с тем они не характеризуют содержательную сторону личности, ее мотивацию, ценности, потребности
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика замкнутость и застенчивость; у флегматика безразличие к людям, сухость; у сангвиника поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика поспешность решений.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие другого.
Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. Свойства личности: отличается самостоятельностью в поступках; способна нести ответственность и решать проблемы; контролирует поведение, обладает силой воли; способна изменяться с течением времени.
Личность это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Личность индивид индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность результат процесса воспитания и самовоспитания. Личностью не рождаются, а становятся.
Атрибуты личности: воля, свобода, разум.
Типы личностей. К.Леонгард разработал концепцию «акцентуированных личностей», согласно которой основные черты личности, относящейся к различным психическим сферам (интересов и склонностей, чувств и воли, интеллектуальной), накладывают отпечаток на личность в целом. Личности, у которых какие-либо основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К.Леонгардом акцентуированными — акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты (например, честолюбия, чувства долга и т.д.). Причем у обычного человека наличие той или иной черты лишено напряженности в поведении и выражается в ровном и спокойном выполнении своих обязанностей (например, при наличии чувства долга и ответственности). В то же время у акцентуированной личности то же чувство долга, например, сопряжено с беспокойством, постоянными вопросами о том, достаточно ли самоотверженно он поступает.
К.Леонгард выделяет десять основных типов акцентуированных личностей:
Демонстративная личность – представляет себя не такой, какая она на самом деле, а такой, какой она хотела бы быть. Эти люди одарены фантазией, избегают трудностей. Иногда их относят к слабохарактерным, на самом деле они являются истериками.
Возбудимая личность – часто производит впечатление примитивного человека, угрюма на вид, часто проявляет недовольство, раздражительность и импульсивность в поступках. Для таких людей характерна необузданная возбудимость со вспышками ярости. Они не умеют держать себя в руках.
Гипертимическая личность – легко распознается в обычной беседе. Основными особенностями ее являются разговорчивость и жизнерадостность, оптимизм. Умственная подвижность выражается мимикой. Изобретательна и богата идеями, но в семейном кругу бывает раздражительна.
Дистимическая личность – отличается застенчивостью, безрадостным видом, маловыразительной мимикой, пессимизмом, фиксацией на мрачных сторонах жизни.
Аффектно-экзальтированная личность – отличается избытком эмоциональных колебаний (то безудержно-отчаянны, то восторженно-блаженны), характерной чертой ее является эстетизм.
Застревающая личность – обнаруживает проявление эгоистических чувств (честолюбия, болезненной обидчивости); может принимать необдуманные решения, редко взвешивает свои поступки, оставаясь в эгоистическом кругу направленности интересов, которые ей ближе.
Педантичная личность – отличается инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний; часто проявляет альтруистические чувства (в частности, чрезмерное чувство долга).
Тревожно-боязливая личность – имеет повышенную наклонность к страхам, робости, пугливости.
Циклотимическая личность – характеризуется сменой поведений (то высокоактивны и оживлены, то застенчивы, пессимистичны, заторможены).
Эмотивная личность – чувствительна и впечатлительна, предельно жалостлива и мягкосердечна. Критерием ее поступков является чувство. Эмоционально возбудима, что указывает, однако, на горячий нрав (т.е. свойство, относящееся к сфере воли). Отличается особой чувствительностью и глубиной переживаний в области эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека.
Источник