- Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии. календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод — сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt._skazki.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
Методы и приёмы
Обследование детей. Изучение понимания эмоциональных состояний детей, изображенных на картинках.
Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей.
Вопросы по картинкам с изображением детей, у которых ярко выражены различные эмоции.
Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций.
Выявить эмоциональные проявления детей при анализе предложенных ситуаций, описанных в рассказе взрослого.
Подборка ситуаций из жизни детей, где один проявляет сочувствие, а другой нет; вопросы.
Изучение способности детей к эмпатическим переживаниям, беседа о настроении.
Изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника; дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное, учить различать, какое настроение у друзей.
Дидактическое пособие «Сложим картинку» (в усложненных вариантах), указания; иллюстрации: подборка «Разное настроение, художественные слова – вопросы.
Игра «Эти рожицы странные»
Познакомить детей с набором эмпатических пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Карточки с пиктограммами (радость, огорчение, удивление, гнев, страх), указания.
Просмотр мульфильма «Дюймовочка» (сказка Г. Х. Андерсена), беседа «Кого из героев этой сказки вы бы отправили в страну «Злюки – Глюки»»
Познакомить детей с содержанием сказки «Дюймовочка», учить отвечать на вопросы, используя выражения из художественного произведения,
учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло в сказке, стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними, познакомить с пособием «лесенка нравственности»
Вопросы, просмотр мультфильма, загадки, работа с пособием «лесенка нравственности».
Рассматривание иллюстраций по произведению (просмотр презентации).
Учить детей видеть эмоциональное состояние героев, и на основе этого, давать некоторым кадрам презентации соответствующие названия: «Нежданная встреча», «Отчаяние Дюймовочки»…
Этюды на выражение различных эмоций, игры – драматизации. Темы: «Дюймовочка ухаживает за ласточкой», «В стране маленьких эльфов»
Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и эпизодов; учить драматизировать отдельные этюды, разговаривать за героев из сказки, иногда самостоятельно или при помощи взрослого учить разыгрывать ситуации, не описанные в художественном произведении, в процессе игры переключаться на темы, затрагивающие жизнь группы.
Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, художественное слово, повторное чтение некоторых эпизодов.
Беседа «Знакомство с барометром настроения»
Познакомить детей с данным пособием, объяснить, для чего используется данная ширма, как ей пользоваться, определиться с детьми в выборе индивидуальных меток, обозначить инициалы.
Показ, объяснение, рассматривание.
Чтение произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка», беседа по произведению.
Познакомить с произведением «Лев и собачка», побеседовать о содержании рассказа, вспомнить пословицы о дружбе, помочь детям понять идею произведения, уделить внимание на развитие таких чувств, как сочувствие, сопереживание, разобрать понятие – настоящий друг, развивать речь детей.
Чтение, вопросы, пословицы.
Рассматривание иллюстраций: лев знакомится с собачкой; собачка умирает.
Обратить внимание на эмоциональное состояние зверей, рассмотреть иллюстрации к эпизодам, учить определять настроение зверей на иллюстрациях, закрепить навык работы с пиктограммами.
Рассматривание иллюстраций, вопросы, использование карточек с пиктограммами.
Этюды на выражение эмоций.
Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения в героев из произведения для свободного развития игр – драматизаций.
Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений.
Игры – драматизации: «Лев знакомится с собачкой», «Собачка заболела», «Выздоровление друга».
Развивать навык самостоятельно разыгрывать небольшие эпизоды из произведений, отражая при этом эмоциональное состояние героев; через беседу с персонажами затронуть тему: «Кого из детей группы можно назвать настоящим другом, почему?» Закрепить навык определять настроение персонажей, показывать это настроение мимикой и жестами.
Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание эпизодов.
Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по произведению.
Познакомить детей с содержанием произведения; совершенствовать диалогические и монологические формы речи, обращать внимание на эмоциональные переживания героев, учить самостоятельно характеризовать поступки героев, находить смысловое значение сказки, определить его пословицей.
Чтение, загадки, внесение сказочных персонажей, вопросы, пословицы.
Рассматривание иллюстрации «Скупая женщина с дочкой и падчерицей»
Через рассматривание иллюстраций развивать умение определять настроение героев, учить обосновывать своё мнение, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю.
Рассматривание иллюстрации, вопросы.
Этюды на выражение эмоций, игра – драматизация «Встреча мачехиной дочки с месяцами» (месяцы одарили девочку и отправили домой).
Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, учить понимать схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и из этюдов; учить перевоплощаться в героев из сказки, подражать их эмоциональному состоянию, через беседу с персонажами затронуть тему, волнующую всех детей: «Человека провожают по уму, а встречают по одёжке».
Чтение, беседа, вопросы, указания, показ выразительных движений, обыгрывание, беседа с персонажами, повторное чтение некоторых эпизодов.
Игра «Какое настроение у Петрушки» (на прогулке)
Продолжать формировать навык определять настроение по описанным ситуациям, учить показывать настроение мимикой и выразительными движениями.
Объяснение, вопросы, показ.
Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», беседа по произведению «К славному подвигу каждый готов»
Познакомить детей с содержанием произведения, побеседовать по содержанию; через восприятие произведения на формирование личности ребенка, воспитывать чувство долга, желание помочь чужому горю, совершенствовать монологические и диалогические формы речи.
Выразительное чтение, вопросы, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание макета горящего дома, художественное слово
Рассматривание иллюстраций по произведению, о профессии пожарника.
Через рассматривание иллюстраций показать, как люди мужественно переносят трудности своей работы, не боясь опасности, спасают людей; учить характеризовать эмоциональное состояние героев, закреплять умение узнавать эмоциональное состояние героев на картинках.
Рассматривание иллюстраций, вопросы.
Этюды на выражение эмоций, игры – драматизации (сюжет для игр выбирают сами дети)
Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения для лучшего развития игр – драматизаций; учить изображать эмоциональное состояние героев через игру – драматизацию, воспитывать у детей чувства сопереживания чужому горю.
Чтение, вопросы, показ выразительных движений, контроль восприятия за развитием сюжета.
Игра «Винт» (на прогулке)
Учить детей правильно понимать и показывать выразительные движения.
Вопросы, показ выразительных движений.
Чтение произведения Б. И. Бажова «Серебряное копытце»
Познакомить детей с содержанием художественного произведения, побеседовать по содержанию, обратить внимание на роль кошки в развитии сюжета.
Выразительное чтение, вопросы.
Рассматривание иллюстраций по произведению.
Обратить внимание на эмоциональное состояние героев: что с ними происходит, почему они плачут; через рассматривание иллюстраций учить определять настроение героев, обосновывать свое мнение.
Рассматривание иллюстраций, вопросы.
Этюды на выражение эмоций; игры – драматизации (предложить побеседовать с любимым героем из сказки)
Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять эмоциональное состояние героев при обыгрывании эпизодов; совершенствовать навык обыгрывания понравившихся эпизодов; через беседу с любимыми героями затронуть проблемы, касающиеся всей группы (стараться быть внимательнее, добрее относиться друг к другу)
Чтение, вопросы, показ выразительных движений, обыгрывание эпизодов, беседа с персонажами, внесение волшебного сундучка (пальчиковый театр)
Игра «Как исправить плохое настроение у друзей»
Развивать навык у детей узнавать по мимике лица настроение своих друзей, стараться помочь в трудную минуту, развеселить, утешить.
Вопросы, барометр настроения.
Чтение произведения «Кукушка» (ненецкая сказка), беседа по произведению с использованием эмпатических пиктограмм.
Познакомит детей с содержанием сказки, объяснить непонятные слова: чум, малица; работать с детьми над умением определять эмоциональное состояние героев сказки, учить самостоятельно анализировать ситуации, воспитывать чувство сопереживания, развивать навык работы с пиктограммами.
Выразительное чтение, объяснение, вопросы, игровой прием «Волшебное письмо»; карточки с пиктограммами, загадки, пословицы.
Словесное упражнение «Скажи ласково о маме»
Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к матери, развивать словарный запас детей: любимая, заботливая, ласковая, внимательная и т. п.
Рассматривание иллюстраций по произведению «Кукушка»
Учить определять эмоциональное состояние героев в содержании на картинках, высказывать свое отношение к происходящему, ориентируясь по рисункам.
Иллюстрации к произведению, загадки, вопросы.
Этюды на выражение эмоций, игра – драматизации по сказке «Кукушка»- предлагаемые ситуации: «Как помочь маме», «Дети ухаживают за больной матерью».
Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста; учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами воспитывать нравственные чувства у детей, учить дополнять игру новыми ситуациями, не описанными в сказке, помочь в развитии сюжета.
Вопросы, указания, чтение, показ выразительных движений, объяснение, повторное чтение некоторых эпизодов, введение новых персонажей в игру, атрибуты для игр – драматизаций.
Чтение произведения Жилинс – кайте «Про снежинку, которая не таяла»
Познакомить детей с содержанием сказки, определить общую идею произведения.
Выразительное чтение, вопросы.
Беседа по произведению «Про снежинку, которая не таяла»
Через идею произведения воспитывать такие чувства, как сочувствие, сопереживание, желание помочь своим друзьям; воспитывать уважение к старшим, чувство ответственности за свои поступки, учить понимать настроение героев.
Использование пиктограмм, вопросы, чтение этюдов из произведения.
Рассматривание иллюстраций по произведению.
Обратить особое внимание на эмоциональное состояние героев, что с ними происходит, учить ориентироваться на содержание сказки.
Рассматривание иллюстраций, вопросы, художественное слово.
Этюды на выражение эмоций.
Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения героев.
Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений.
Игра «Радостное настроение»
Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние людей, животных, птиц.
Обследование детей (аналогичное как в начале года)
Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей; изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника.
Вопросы, объяснения, карточки с эмоциональным оттенком, дидактическое пособие «Сложим картинку» (указания в осложненных вариантах)
Совместное мероприятие родителей с детьми «Важней всего погода в доме»
Создать атмосферу взаимного понимания и комфорта при общении детей и родителей, закреплять навык адекватного выражения своих эмоций.
Рисунки, стихи, иллюстрации, пословицы и поговорки.
Оформление уголка по сказкам.
Создавать в группе условия для эмоционального развития детей, для развития игр – драматизации.
Привлечь к оформлению детей, вопросы, предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера.
Работа включает в себя коррекционно — развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя.
Источник
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Наталья Пряничникова
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Календарно – тематический план коррекционных занятий
по формированию эмоционально – волевой сферы
№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата
1 Обследовать эмоционально – волевую сферу детей с 1 по 4 класс Обследование эмоционально – волевую сферу 1 занятие
II. Формирование эмоционально – волевой сферы
2 Развивать чувство принадлежности к группе.
Формировать адекватные эмоциональные реакции в ходе совместного взаимодействия.
Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
Учить детей действовать согласованно.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать уважение друг к другу в процессе игровой деятельности.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Я + ТЫ = МЫ 1 занятие
3 Актуализировать знания учащихся об эмоциях;
Развивать эмоциональное восприятие учащихся;
Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир наших эмоций 1 занятие
4 Формировать навыки уверенного поведения, саморегуляции;
Формировать позитивное отношение к сверстникам.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Я учусь слушать и понимать других 1 занятие
5 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (робость).
Научить узнавать «робость» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир робости 1 занятие
6 Формировать представления учащихся о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых.
Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (радость).
Развивать умение радоваться вместе с друзьями, адекватно воспринимать и проявлять радость
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица Мы и мир радости 2 занятия
7 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (злость).
Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать эмоции злости.
Научить узнавать «злость» на различных изображениях
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир злости 1 занятие
8 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (страх).
Научить узнавать «страх» на различных изображениях.
Научить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимики, жестов)
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Воспитывать культуру поведения в ходе коллективной работы
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир испуга и страха 2 занятия
9 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (удивление).
Научить узнавать «удивление» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Закрепление мимических навыков. Мы и мир удивления 1 занятие
10 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (самодовольство).
Научить узнавать «самодовольство» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Закрепление мимических навыков. Мы и мир самодовольства 1 занятие
11 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (стыд).
Научить узнавать «стыд» на различных изображениях.
Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Мы и мир стыда 1 занятие
12 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (отвращение, брезгливость).
Научить узнавать «отвращение» на различных изображениях.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица.
Формировать умение изображать эмоциональные состояния, подбирать слова, близкие по смыслу. Мы и мир отвращений 1 занятие
13 Закрепление полученных знаний, развитие умения различать эмоции и передавать их с помощью художественных средств. Мы и мир наших эмоций 1 занятие
Календарно – тематический план коррекционных занятий
по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки
№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата
1 Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
Ознакомить детей с понятием «настроение»;
Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения;
Развивать у детей умение управлять своим настроением;
Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
Развивать способность детей к рефлексии;
Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);
Тренировать умение выражать эмоции в мимике. Такие разные настроения… 3 занятия
2 Учить детей управлять своим настроением;
Учить детей искать выход из трудных ситуаций.
Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;
Ознакомить детей с «позитивным переформатированием» как способом изменения отношения к ситуации.
Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации. Как справиться с плохим настроением? 3 занятия
Дать представление о связи между мыслями и поведением. закрепить навыки работы с «позитивными мыслями»;
Закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками
Учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;
Учить детей способам саморегуляции. Как стать уверенным в себе? 3 занятия
Осознание понятия «доброта».
Ознакомить детей с понятием «выбор»;
Учить детей прогнозировать ситуацию.
Ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. Как делать выбор? 3 занятия
Закрепить знания о правилах осуществления выбора;
учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей.
Дать представление о понятии «успех»
Дать детям знание об условиях достижения успеха.
Дать наглядное представление о составляющих успеха
Закрепить представление о составляющих успеха;
Учить детей применять полученные знания. Как добиваться успеха? 3 занятия
Учить детей говорить «нет!»;
Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе.
Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе. Трудное слова «НЕТ» 2 занятия
Закрепить полученные знания;
Развивать у детей уверенность в себе.
Выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.
Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;
Развивать коммуникативные навыки;
Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
Развивать положительную самооценку. Чем мы отличаемся друг от друга? 2 занятия
Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;
Ввести понятие «тайм-аут».
Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т. е. брать тайм-аут;
Развитие коммуникативных навыков Учимся говорить себе «СТОП» 2 занятия
Предупреждение и коррекция страхов. Как победить свой страх? 1 занятие
Обобщить и закрепить полученные знания и навыки;
Вручение сертификатов «Я умею владеть собой». Подведение итогов 1 занятие
Повторная диагностика эмоционально – волевой сферы Диагностика эмоционально – волевой сферы
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.
Календарно тематический план День недели Режим Образователь-ные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация.
Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.
Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.
Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.
Источник