Тема урока органы чувств анализаторы

Анализатор. Органы чувств
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тип урока: Изучение нового

Тема: Анализатор. Органы чувств

Цели урока:

Обучающая: изучить строение и работу мышц

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, лабораторная работа, рефлексия.

Форма: Нестандартный урок

Оборудование: таблицы : «Анализаторы» презентация, проектор , контрольные листы;

Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ. С элементами здоровье сберегающей технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ учебной информации

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся узнают: особенности строения анализатора, виды органов чувств, местоположение и значение в жизни человека.

Обучающиеся научатся: распознавать зоны анализаторов в головном мозге человека; объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями;

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Скачать:

Вложение Размер
analizator_30_min.docx 498.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

МУНИЦИПЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДСКОГО ОКРУГА .ДОЛГОПРУДНЫЙ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

«Анализатор. Органы чувств»

Составитель: Иванова Л.А.,

высшая квалификационная категория

Т ип урока: Изучение нового

Тема: Анализатор. Органы чувств

Обучающая: изучить строение и работу мышц

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, лабораторная работа, рефлексия.

Форма : Нестандартный урок

Оборудование: таблицы : «Анализаторы» презентация, проектор , контрольные листы;

Технологии : Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ. С элементами здоровье сберегающей технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ учебной информации

Обучающиеся узнают: особенности строения анализатора, виды органов чувств, местоположение и значение в жизни человека.

Обучающиеся научатся: распознавать зоны анализаторов в головном мозге человека; объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями;

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Учебный материал с указанием заданий

Приветствие учеников и создание доброжелательной рабочей атмосферы.

Поднять изображение соответствующее твоему настроению

Интегрирующая цель : в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

изучить особенности строения и функции анализаторов , значение анализаторов в жизни человека.

Прочитай цель урока.

ЦЕЛЬ : Сформулируйте тему урока и цель урока

Сформулируйте тему урока. Метод создание ситуации затруднения

  1. Решите ребус. Сформулируйте возможную тему и цель урока

Прием «Верите ли Вы» Поставить (+)согласен или (-)не согласен

1 Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

2) Анализатор состоит из трех частей — рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга

3) Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды

4) Главное условие деятельности анализатора – это его целостность

5) Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств

Проверка заполнения графы «До чтения» таблицы с обсуждением

по 1 баллу за правильный ответ

Изучить тему « Анализаторы» определить их строение и функции

1.задание . Прочитайте текст .Органы чувств их значение

Приложение 1 . Ответить на вопрос :

Каково значение органов чувств?

Благодаря органам чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире. Каждый анализатор функционирует как единое целое. Взаимодействие разных анализаторов обеспечивает формирование целостных образов.

2 Прочитайте текст Приложение 1.: Органы чувств их значение

Соотнесите орган чувств и зону, принимающую сигнал от органов чувств.

органы слуха – височная, органы зрения – затылочная, органы осязания – теменная, органы обоняния – теменная, органы вкуса – лобная.

3 задание Прочитайте Приложение 2

  1. Рассмотрите схему строения анализатора. Выполните Задания после «Физкультминутки»

Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

ЗАДАНИЯ Ответить на вопрос

1. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,

2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,

3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,

4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

2..Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,

2) вставочным нейронам,

3) чувствительным нейронам,

4) коротким отросткам двигательных нейронов.

3.Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

2) нервах проводниковой части анализатора,

3) корковом конце анализатора,

4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

каждое задание по

Ответы .1 -4. , 2 – 3, 3 – 3.

Проверить правильность заполнение таблицы «Верите ли Вы» Второй столбец.

по 1 баллу за правильный ответ

Цель : проверить полученные знания по теме «Анализаторы и их значение»;

Внимательно прочти цель.

Задания на выбор:

1. Составь рассказ « Строение анализаторов »

2. Составьте С инквейн «Анализаторы»

3. Придумайте 2 вопроса используя слова Зачем? И Почему?

4. Соедините первую и вторую графы по смыслу

Задание выполняй на листике.

Цель : определите, знаете ли вы « Строение анализаторов и их функции . Достигли вы цели урока?

  1. Оцени свою работу на уроке. Подсчитай – сколько ты заработал баллов.

Показать «сигнал» своего настроения.

1) § 48 , вопросы, термины, рисунки

Прочти еще раз цель урока.

Итоговое количество баллов

От 11 -12 — 4 балла

От 13 14 -5 баллов

Сдай контрольный лист на проверку.

Приложение 1. 1., 2.-Задание . Прочитайте текст .Органы чувств их значение

Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания

Органы чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и передают информацию о них в центральную нервную систему, в зоны коры головного мозга.

Значение органов чувств заключается в том, что они позволяют познавать окружающий мир. Они предупреждают нас об опасности, фиксируя изменения внешней среды, дают возможность ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно реагировать на эти изменения.

Каждый из органов чувств способен реагировать только на определённый вид раздражителя (например, орган слуха ухо воспринимает только звук, который распознается в зоне слуха височная область). Это возможно благодаря тому, что в органах чувств находятся рецепторы. Именно рецепторы реагируют на физические или химические показатели окружающей среды, то есть воспринимают раздражение и возбуждаются. В них энергия внешнего мира, как писал И.П. Павлов, перерабатывается в нервные импульсы.

Рецепторы специфичны, то есть каждый тип рецепторов воспринимает определённый тип раздражителя и не способен реагировать на другие. Например, фоторецепторы реагируют только на свет, терморецепторы — на тепло или холод и т. д.

3.Задание . Приложение 2 Понятие об анализаторах .

Информация о состоянии и изменении окружающей среды воспринимается рецепторами органов чувств.

Далее полученная информация в виде нервных импульсов по чувствительным нервным волокнам поступает в центральную нервную систему и, наконец, в соответствующую зону коры больших полушарий. Каждый орган чувств имеет своё особое представительство в коре головного мозга: затылочная область коры мозга связана со зрением, височная — со слухом, теменная — с осязанием и т. д. В коре больших полушарий происходит различении е раздражителей и возникают зрительные, слуховые, вкусовые и другие ощущения.

Совокупность нервных структур, воспринимающих, передающих и анализирующих раздражение из окружающего нас мира, И.П. Павлов назвал анализаторами .

Анализатор, или сенсорная система (от лат. sensus — «чувство», «ощущение»), состоит из трёх частей (отделов): периферического отдела (рецепторы), проводникового отдела (отходящие от органов чувств нервы) и центрального , или коркового , отдела, представленного чувствительными зонами коры больших полушарий (рис.2).

Все части анализатора функционируют как единое целое. Поэтому повреждение любой из них приводит к утрате функции анализатора.

Информация, полученная от нескольких органов чувств (например, от органов зрения, обоняния и вкуса), поступает в особые участки — ассоциативные зоны коры . Они осуществляют взаимодействие между анализаторами и участвуют в формировании целостных образов.

Благодаря органам чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире. Каждый анализатор функционирует как единое целое. Взаимодействие разных анализаторов обеспечивает формирование целостных образов.

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Строение и значение анализаторов»

Источник

«Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

«Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения»
И.М. Сеченов

Класс: 8.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебного занятия: урок-презентация.

Цели урока:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;
  • развивающие: обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитательные: формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, презентация, таблицы «Орган зрения», «Слуховой анализатор», раздаточный материал (приложение 1-3), инструкция к практической работе (слайд 5).

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Решение мотивационной проблемы (практическая работа, презентация)
  5. Рефлексивно-оценочный этап (письменная работа по вариантам).
  6. Домашнее задание:
    • повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетрадях;
    • ворческое задание: составить презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).
  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

(проверяется готовность уч-ся к учебной деятельности)

II. Актуализация знаний.

Учитель: на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему, которая не только интересна, но и важна для повседневной жизни человека. Как сказал великий русский физиолог И.М. Сеченов «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» (слайд 2)

А помогут вспомнить эту тему загадки: (слайд 3)

  • Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)
  • Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)
  • Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)
  • Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)
  • Между двух светил я – один (нос)
  • Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно, мы изучали органы чувств и анализаторы. Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме (учащиеся кратко говорят об известных фактах по теме; спросить 5-6 учащихся).

III. Мотивация.

Учитель: как вы считаете, что же предстоит нам узнать об анализаторах на сегодняшнем уроке?

(уч-ся дают предположительные ответы)

А как вы думаете, взаимодействуют ли анализаторы друг с другом и могут ли взаимозаменяться?

Сообщается тема урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость» (слайд 4)

IV. Решение мотивационной проблемы.

Учитель: проведем небольшое исследование (слайд 5)

Цель: выявить необходимость взаимодействия анализаторов для формирования целостного представления об объектах окружающего мира

Объект исследования: предмет (на столах учащихся находятся закрытые коробочки с предметом, который необходимо узнать, включая в работу разные анализаторы: карандаш, ластик и т.д.)

Выполняется в паре:

Лист наблюдения заполняется наблюдателем (учащимся 1 варианта)

Исследователь (он же испытуемый) выполняет указания наблюдателя.

Совместно делают выводы (на выполнение 3-4 минуты под тихую мелодию)

Действия испытуемого Наблюдения
1. Закройте глаза. Возьмите предмет из рук наблюдателя и опишите его.
2. Не открывая глаз, задайте уточняющие вопросы об объекте исследования.
3. Откройте глаза. Правильно ли вы определили предмет? Что вы еще можете о нем рассказать?
записываются со слов испытуемого

Выводы:

Один учащийся из пары отвечает на вопросы:

  1. Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании исследуемого предмета (осязания, слуха, зрения, обоняния).
  2. С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете?
  3. Какой вывод можно сделать на основе этого? (анализаторы взаимодействуют и дополняют друг друга)

Учитель: а теперь обратите внимание на экран. Здесь написаны известные факты (слайд 6)

  • При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…
  • Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
  • Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …

Задание: закончите предложения, записывая в тетради, начиная со слов… т.к…. (2 мин.)

Учитель: а теперь проверьте себя, послушав внимательно (имя ученика), который выполнил это задание дома. Комментарии уч-ся к слайдам 7, 8, 9, 10:

  • Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.
  • Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.
  • И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях)

Сообщение учащегося «Взаимодействие анализаторов» (слайды 11, 12, 13)

– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Ощущение. Что это?

  • Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.
  • Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Восприятие:

  • Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.
  • Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения. Молодцы.

Рефлексия: Какую новую информацию вы узнали? (ответы уч-ся)

А теперь вновь посмотрите на экран (слайд 14)

  1. Схема какого анализатора здесь показана?
  2. Скажите, в каком случае из четырех, пациент будет видеть, а в каких – нет. Почему?

(ответ: пациент Д, т.к. не нарушена целостность всех частей анализатора)

Учитель: какую информацию вы узнали?

Физкультпауза: разминка для глаз (упражнение «ленивая восьмерка»)

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию? Сообщение по этой теме подготовил (имя ученика)

(Сообщение уч-ся с презентацией «Взаимозаменяемость анализаторов» слайды 15, 16)

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.

  • при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.
  • Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.
  • Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Попробуем сделать выводы (учащиеся формулируют выводы, на экране появляется слайд 17 «что мы узнали»)

  • Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
  • Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
  • Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
  • Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.

Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме (демонстрируется слайд 18, 19 с заданиями для письменной работы).

выполняется 5 минут под тихую мелодию

Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

1 вариант: 2 вариант:
рецепторы вкус
нервы обоняние
зона коры полушарий выделение
анализаторы осязание
рефлекс ощущение

Задание 2:

  1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
  2. Назовите части этого анализатора.
  3. С какими анализаторами он связан?
  4. Назовите условия, при которых рецепторы данного анализатора наиболее чувствительны.

1 вариант рис. органа обоняния 2 вариант рис. органа вкуса

Подведение итогов: взаимоконтроль осуществляется по ответам двух учащихся разных вариантов, при необходимости учитель корректирует их ответы.

Критерии оценки (слайд 20)

Задание 1.

Правильно зачёркнуто лишнее понятие – 1 балл.

выделено ключевое понятие – 1 балл.

дано определение – 1 балл.

Задание 2.

Правильно назван орган чувств – 1 балл.

названы части анализатора – 1 балл.

отражена взаимосвязь 1 – балл.

условия чувствительности – 1 балл

«5» – 7 баллов.

«4» – 6-5 баллов.

«3» – 4 балла.

Поднимите руку, если вы получили «5». «4». «3»… Кому задания показались трудными?

Молодцы, все справились! (выставление оценок за работу на уроке)

VI. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание (слайд 22)

  1. Повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетради;
  2. Творческое задание: составить к следующему уроку презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).

VII. Рефлексия.

поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере;

… красную, если у вас возникли новые вопросы;

…жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме.

На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока.

Источник

Оцените статью