Мировая художественная культура: современные подходы к изучению
Дата | 27.05.2016 |
Размер | 81,5 Kb. |
- Навигация по данной странице:
- Предметными результатами
- Развернутое тематическое планирование
- Обязательные структурные элементы анализа художественного произведения
- Для подготовки современного урока МХК рекомендуется шире использовать Интернет — ресурсы
- Общеобразовательные ресурсы
- Информация учебно-методического плана
- Дистанционные консультации по
Мировая художественная культура: современные подходы к изучению Маршева Ольга Юрьевна, методист кафедры культурологии ОГБОУ ДПО УИПКПРО Поэтапный переход на стандарты второго поколения предполагает изменённый взгляд на преподавание предметов области «Искусство» в системе общего образования. В процессе освоения МХК необходимо ориентироваться на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметными результатами программы по образовательной области «Искусство» являются:
в сфере физической деятельности – умение определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; реализация творческого потенциала, проявление индивидуальности мышления в процессе поиска оригинальных и нестандартных решений различных художественных задач. Каждый учитель на своих уроках помимо предметного результата работает и на метапредметные результаты, к которым относятся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Достижению метапредметных результатов на уроках искусства значительно способствуют:
Другая группа форм и методов, направлена на формирование абстрактно-логическихспособов умственных действий:
При составлении развернутого тематического планирования необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся. Развернутое тематическое планирование
Компетентностный и личностно — ориентированный подходы меняют конфигурацию урока МХК.
Исходя из особенностей урока искусства как художественно-педагогического «произведения» можно определить следующие принципы проектирования урока МХК. 1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства – отказ от авторитарно- догматической модели и переход к гуманно-демократической. Он включает: а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта; б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др; в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической сфере деятельности. 2. Принцип формирования эмоционально-ценностных отношений в ряду основных компонентов системы художественного образования. а) освоение развивающейся структуры собственного «Я» (учащийся); б) освоение и преобразование собственного «Я» коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры; в) интерес и увлеченность деятельностью урока; г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и практического создания.(сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся: 3. Принцип авторского проектирования. а) автор сценария урока — учитель, затем по мере «вживания» учащихся в новые виды деятельности — учитель и учащиеся; б) создание необходимых педагогических условий для участия детей в проведении урока на основе предварительной подготовки учащихся. в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока. 4. Принцип художественно-педагогической драматургии урока МХК как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры: а) сценарий урока как реализация замысла; б) замысел урока (основная цель); в) драматургия самого процесса урока (сюжет); г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая., деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.) 5. Принцип вариативности типа и структуры урока МХК. а) в зависимости от педагогической цели (зачётный, обобщающий урок и др.); б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-милосердия; урок-загадка; и т.д.; в) свободная, разновариантная структура урока с подвижными элементам (например, урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы — кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке). Курс МХК предполагает регулярный анализ художественных произведений. Такой анализ должен быть направлен на развитие личности ученика, его умения воспринимать и понимать искусство, а не на проверку его памяти. Анализ надо начинать с формулировки впечатления учащегося, лишь после этого можно переходить к рассмотрению произведения в контексте истории искусства. Обязательные структурные элементы анализа художественного произведения: 1. Что вижу/слышу/читаю/ в произведении. 2. Какое впечатление на меня производит то , что я вижу/ слышу/ читаю в произведении. 3. Есть ли у произведения автор(ы). Какое место занимает это произведение в его/их творчестве. 4. Можно ли это произведение отнести к какому-либо стилю, направлению, течению. Какие особенности этого стиля, направления, течения можно увидеть в этом произведении. 5. Как было создано это произведение. Какие черты эпохи эпохи создания отразились в произведении. Что рассказывает произведение о времени своего создания. 6. Какое место занимает произведение в истории мировой культуры. Как оно повлияло на дальнейшее развитее искусства. Какова сегодняшняя жизнь этого произведения. В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференции. Второй год проводится Всероссийская олимпиада по искусству (мировой художественной культуре). При разработке системы работы по МХК с одаренными детьми, при подготовке к олимпиадам, конкурсам следует обратить внимание на создание оптимальных психолого-педагогических, организационных условий для выявления развития и реализации способностей одаренных детей: объединение усилий педагогов гуманитарного, художественно- эстетического циклов по формированию познавательных и творческих способностей. Необходимо обеспечить преемственность в формировании углубленных знаний, терминологии по истории отечественной и зарубежной культуры; аналитических, практико-ориентированных навыков в атрибуции (описании, определении значимости) памятников истории и культуры, в том числе и регионального характера; креативного опыта при разработке проектов, связанных с проблематикой художественной культуры России и Ульяновской области. При подготовке к олимпиадам целесообразно использовать содержание ныне действующих стандартов, заложенных в базовым уровне, дополнив его углубленным изучением истории мировой культуры. Необходимо предусмотреть готовность обучающихся к выполнению заданий следующего характера: тестов (на выявление теоретических знаний, понятий, шедевров мировой, русской, региональной культуры); частично-поискового характера (на умение сравнивать, выделять общее и частное, соотносить понятия) и творческих заданий, имеющих практико-ориентированный характер (оформить тематическую школьную выставку, отметить художественные особенности музейных экспозиций или выставок, создание рекламных материалов, фоторепортажи и т.п.). При работе с одаренными детьми возможно использовать: систему экстерната при изучении отдельных тем; возможности дистанционных олимпиад, ИКТ; педагогический потенциал высшей школы, системы дополнительного образования, учреждений культуры; личностно- ориентированное, развивающее обучение; расширение самостоятельной работы учащихся в условиях выбора дополнительных образовательных услуг; индивидуальном консультировании. Проектная деятельность направлена на развитие практических навыков учащихся, их готовность принимать участие в проблемно-поисковой деятельности; выявлять уровень сформированности умений учащихся ставить цели и определять задачи исследовательской работы; импровизировать и реализовывать собственный творческий потенциал в продуктивной деятельности за рамками базового учебного плана. Проект рассматривается как художественно-творческое исследование одной из проблем развития художественной культуры мира с использованием современных педагогических технологий. Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Чтобы увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы можно использовать примерный перечень критериев: – обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения; — полнота использованной информации, разнообразие ее источников; — творческий и аналитический подход к работе; — соответствие требованиям оформления письменной части работы; — анализ процесса и результата работы; — личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу. Для подготовки современного урока МХК рекомендуется шире использовать Интернет — ресурсы:
http://art.1september.ru;
http://music.edu.ru; 15) Портал «Архитектура России»http://www.archi.ru; 16) Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru; 17) Портал «Музеи России» http://www.museum.ru; 18) Antiqua — энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru; 19) Archi-tec.ru — история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru; 20) ARTYX.ru: Всеобщая история искусств http://www.artyx.ru; 21) Classic-Music.ru —классическая музыка http://www.classic-music.ru World Art — мировое искусство http://www.world-art.ru; 22) Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/; 23) Виртуальный музей живописи http://www.museumonline.ru; 24) Виртуальный музей Лувр http://louvre.historic.ru; 25) Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru; 26) Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru; 27) Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org Древний мир; 28) От первобытности до Рима: электронное приложение к учебнику по МХК http://www.mhk.spb.ru; 29) Импрессионизм http://www.impressionism.ru; 30) История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/; 31) Московский Кремль: виртуальная экскурсия http://www.moscowkremlin.ru; Музеи Московского Кремля http://www.kremlin.museum.ru; 32) Народы и религии мира http://www.cbook.ru/peoples/; 33) Российская история в зеркале изобразительного искусства http://www.sgu.ru/rus_hist/; 34) Современная мировая живопись http://www.wm-painting.ru; 35) Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru. 36) Дополнительную информацию по методике преподавания искусства можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru — Каталог «Все образование Интернета»; http://www.1september.ru/ru/index.htm — Объединение педагогических изданий «Первое сентября»; http://www.teleschool.ru — Телешкола — это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ; http://www.curator.ru — Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании; http://www.ucheba.com; Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно- методическими документами; образовательные стандарты и документы, Источник Оцените статью Вам также может понравиться Вопрос-ответ. «Таблица чувств»: как помогать ребенку Картинки для хорошего настроения. День, вечер, ночь Согрешил всеми своими чувствами (ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ Юмор на уроках: нужен ли и где границы? Войти с помощью Виды депрессивных состояний Сразу оговоримся: не все Май литл пони депрессия За чертой Понивилля, около Стресс: как его распознать и что с ним делать Что такое Как остановить выпадение волос у мужчин? Согласно статистике |