Технология развития чувства ритма

«Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников»

Анна Рогулина
«Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников»

Нетрадиционные метод и приемы в развитии чувства ритма у дошкольников.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Организация процесса обучения осуществляется не только посредством стандартных методов, есть также и нестандартные методы обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Именно эта тема меня заинтересовала несколько лет назад.

Использование таких упражнений, методов и приемов, помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Именно поэтому, я определила для себя те задачи, которые мы с ребятами решаем на музыкальных занятиях.

В работе с детьми я использую следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

2. Ритмодекламация

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку и может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью». Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается»без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato(от лат. obstinatus — упорный, упрямый; метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение ритмической фигуры (ритмическое остинато).

Ритмодекламация – помогает детям учиться импровизировать.

3. Художественные этюды

Театрализованная игра- этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Дети самостоятельно и с помощью взрослого придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Они должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

4. Коммуникативный массаж.

О пользе этого приема можно говорить бесконечно, он поднимает настроение и улучшает самочувствие ребенка. На музыкальных занятиях массаж обязательно проводится под музыку. Дети либо пропевают слова, выполняя движения, либо музыка звучит фоном. Ребята закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дети выбивают – выстукивают ритмический рисунок подкрепленный текстом,

Эти движения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, что тоже благотворно влияет на развитие чувства ритма.

5. Ритмические партитуры.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

6. Пластическое интонирование.

На своих занятиях я часто пользуюсь приёмом исполнения музыки движением жестом — «пластическим интонированием».

Этот приём раскрепощает слушателя. Увлекает слушать произведение до конца, не отвлекаясь. Предлагаю вам показать движением, как развивается музыка.

На первых порах для детей это забава, но позднее — более серьёзная работа. Они учатся учиться, работать, с интересом постигать новое и более сложное. В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Дети начинают точнее управлять не только своими движениями, но и собой.

Читайте также:  Раздражители органов чувств человека

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Источник

Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах»

Лариса Горшкова
Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах»

Мастер-класс для воспитателей.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование — система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т. Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Цель – привить навыки творческого музицирования.

Задачи по реализации цели:

Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать

Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности

Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию

Развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему

• Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения.

Элементарное музицирование я использую как вовремя непрерывной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей, причем действие организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров — детей и педагога. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности.

Приёмы,используемые в работе:

Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений (дети четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Читайте также:  Эмоциональное выгорание что будет если не лечить

Работа проводится организованно и последовательно,применяю разнообразные методы:

• Словесный (рассказ, объяснение).

• Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).

• Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

• Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).

• Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития чувства ритма, развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Муз. рук. : Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки,различные по цвету: красные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз. рук. : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» (ложки)

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз. рук. : Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «Добрый жук»(Участники с оранжевыми нотками)

Муз. рук. : Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения,звучащие жесты:

а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Муз. рук. : В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3. Поэтическое музицирование

Муз. рук. : Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»:

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)

Муз. рук. : Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками. Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя-хлопки

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя-хлопки

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя-хлопки

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя-хлопки

Муз. рук. : Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. «Игра на детских музыкальных инструментах» (задание для участников с голубыми нотками)

Я предлагаю вам музыкальную игру на координацию речи с движениями под музыку.

Музыкальная игра «Оркестр».(ксилофон, металлофон, ложки, бубен.)

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмичес-

кое сопровождение к маршу)

Побежали, побежали, (кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

И немножко мы устали,

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют польку)

По дорожке мы пошли, (кладут инструменты и ходят на всей ступне)

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к

По дорожке поскакали, (кладут инструменты и идут поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Читайте также:  Снять стресс разгромить комнату

Пляску русскую сыграли. (поднимают инструменты и играют русскую плясо-

Муз. рук. : Эта игра способствует развитию слухового внимания, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Муз. рук. : Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить.С начала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение «Куклы-марионетки»: участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз. рук. : Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия — большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз. рук. : Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить танец с ложками (рус. нар. мел. «Светит месяц»).

Ложки, ложки расписные, — ударяем ложками

Ложки, ложки красота. — присесть и ударить ложками,

выпрямиться и протянуть руки вперед

Дети весело играют, — 1 раз покружиться на шаге

Пляску начинать пора. — правую ногу на пятку и руки развести,

ногу приставить и ударить ложками (также с левой ноги)

Муз. рук. : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность.

Спасибо за внимание!

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.

Мастер-класс для педагогов «Играем на музыкальных инструментах» Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» Обучение.

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма.

Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и весельевсемусуществующему…Её.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике «Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Источник

Оцените статью