«Эмоциональная поддержка детей в образовательном процессе дошкольных организаций»
Подготовила: Максименкова О. С., воспитатель
Эмоциональная поддержка — это технология образования, отличающаяся от традиционных педагогических технологий тем, что осуществляется именно в процессе взаимодействия взрослого с ребенком и предполагает создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания, принятие ребенка. Технология эмоциональной поддержки действенна тогда, когда необходимо прийти на помощь, предотвратить негативные личности проявления, потерей желания действовать, созидать и твори.
Для дошкольников этот вид поддержки необходим. Ребёнок меряет жизнь эмоциями. Они оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, различные уровни познания и отражения действительности.
В эмоциональной поддержки не менее важна, чем все другие потребности ребёнка, в частности его потребности в признании, успешности, общении. Она особо значима в работе с детьми, поведение которых осложнено внешними и внутренними причинами, вызывающими негативные личностные проявления: неуверенность, тревожность, агрессивность.
Эмоциональную поддержку целесообразно осуществлять в двух видах.
1.Поддержка детей, обусловленная устойчивым или внезапно возникшим психоэмоциональным состоянием ребёнка. Тревожность, неуверенность, замкнутость, конфликтность поведения, несдержанность. Данный вид эмоциональной поддержки имеет место во время бытовых режимных моментов , на прогулках , в процессе осуществления разных видов деятельности.
2.Эмоциональная поддержка ребёнка в процессе решения образовательных задач. Данный вид поддержки основывается на обращении к детской эмоциональности, жизненному опыту детей, обеспечивающему эмоциональную включенность в разные виды деятельности.
Варианты оказания поддержки детей.
Предвосхищение, авансирование успешного результата. Воспитатель выражает свою убежденность в том, что ребёнок обязательно справиться с поставленной задачей, и внушает ему уверенность в своих силах и возможностях: «У тебя обязательно получиться», «Я не сомневаюсь, что твои рисунки будут удачными».
Личностно ориентированное информирование ребёнка о способах поведения в деятельности. Помогает ребёнку избежать неудачи, сложности в выполнении работы, организации деятельности. Достигается путём пожелания, ненавязчивой помощи: «Возможно, лучше всего начать с…».
Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность, сомнения, робость, боязнь проявления активности и негативной оценки окружающих. Данный вид эмоциональной поддержки возможен в следующих вариантах: «Очень удачно у тебя получилось…».
Мотивированность действий, поведения. Показывает, ребёнку ради чего совершается эта деятельность, на кого направлена. Для этого можно использовать следующие слова: «Без твоей помощи детям не обойтись», «Я надеюсь, что все будут участвовать в соревнованиях».
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий каждого ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Воспитатель может использовать в этом случае следующие варианты обращений: « Только к тебе я могу обратиться с этой просьбой».
Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий, способов поведения. В речи воспитателя могут использоваться следующие слова: «Уверенна, что все примут участие в этом деле», «Надеюсь, что не только девочки, но и мальчики окажут мне помощь…».
Высокая оценка фрагментов работы. Помогает эмоционально пережить успех отдельных действий, части выполненной работы: «Тебе особенно удалось…», «Больше всего в твоей работе мне понравилось…». Данный вид поддержки целесообразно использовать в единстве с эмоционально окрашенными действиями, экспрессивными проявлениями педагога. Например, побудить неуверенного ребёнка к выполнению действия объятием, рукопожатием; проявить радость, приятное удивление по поводу даже незначительных успехов детей, можно аплодисментами. Педагогу крайне необходимо владеть языком движений: выразительными жестами, яркой мимикой, телодвижениями.
Эмоциональная поддержка в процессе решения образовательных задач реализуется с помощью методов, которые в единстве образуют методы эмоционального воздействия. Они относятся к числу специфичных и в то же время универсальных методов. К специфичным эти методы относятся потому, что направлены на пробуждение эмоций, актуализацию отношения детей к объектам познания, ценностям жизни, культуры. Универсальными методы являются потому, что могут использоваться при осуществлении всех видов деятельности: познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной.
Метод эмоционально-сенсорного воздействия. Сущность его заключается в побуждении детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорную сферу личности – на процессы ощущения и восприятия. В начале деятельности метод эмоционально – сенсорного воздействия используется в качестве настроя, создания эмоционально насыщенной атмосферы, расположения к общению, наблюдению за объектом, практическими действиями. Например, в начале познавательно – исследовательской деятельности на тему «Что нам осень принесла» воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вдохнуть аромат различных овощей и фруктов. В процессе осуществления деятельности метод используется в качестве побуждения к переживанию в ходе совершаемых действий, изложения познавательного материала. Достаточно широко этот метод может использоваться в художественно – речевой деятельности.
Данный метод может логично вписываться и в завершающую стадию осуществления деятельности в качестве эмоционально окрашенной оценки действий детей, перспективных направлений дальнейшего изучения данного явления, процесса.
Метод контрастного сопоставления основан на механизме эмоциональной дифференциации – пробуждения противоположных эмоций с целью развития эмоционально — целостного отношения к познаваемым объектам, социальным явлениям, способам действий. Он вводится в качестве способа эмоциональной поддержки детей, начиная со среднего возраста. Важную роль играет побуждение детей к инверсионным действиям (действиям наоборот). Побуждение к инвертированию выступает в качестве способа общения педагога с детьми, средства, обеспечивающего заинтересованный диалог. Инверсионные действия могут носить как словесную, так и сюжетно – двигательную форму. Например, в процессе обогащения представлений детей о культуре поведения можно предложить оценить размещённые на стенде изображения поступков, которые демонстрируются как культурные и очень полезные. Успешность использования метода контрастного сопоставления во многом зависит от наличия у педагога опыта выразительной передачи настроения героев, владения словарём эмоциональной лексики, умения пробуждать противоположные эмоции через сопоставление поступков, выбор способов поведения.
Метод побуждения к сопереживанию строится на механизме идентификации, пробуждающей эстетические, нравственные эмоции. Вводится в практику образования, начиная со среднего дошкольного возраста. Сущность метода заключается в том, что воспитатель пробуждает у детей эмоциональные реакции через репрезентацию субъекту эмоциональных состояний другого, идентификацию себя с другим. Проникаясь чувствами другого (литературного персонажа, сверстника, объекта живой природы), дети некоторое время живут и действуют, ведомые соответствующими эмоциями. В результате переживания эти эмоции начинают связываться с конкретным поступком, событием, явлением. Например, в процессе наблюдения за зимующими птицами воспитатель через сопереживание и сочувствие показывает необходимость заботливого отношения к птицам.
Эмоциональная поддержка детей в образовательном процессе ДОО является важным направлением педагогической деятельности, той технологией, использование которой позволяет решать проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем детей, их успешным продвижением в развитии, а также придавать каждому виду деятельности эмоционально насыщенный и увлекательный характер.
Источник
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
Галина Осокина
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Что же характерно для адаптации детей раннего возраста? Этот вопрос освещался в исследованиях Н. М. Аксариной, Р. В. Ямпольской, Л. Г. Голубевой, Н. Г. Ватутиной и др. Проблема стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания. В периоде адаптации происходит переделка раннее сформированных стереотипов, помимо иммунной, физиологической ломки происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс. Причины этого часто лежат в неправильном поведении взрослых. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Бесспорно, родители лучше всех знают и любят своего ребенка, но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных, там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни.
В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение по всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
С детьми раннего возраста я работаю уже тридцать с лишним лет.Выстроила свою работу по нескольким направлениям:
1. Консультирование родителей по организации подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в интерактивных формах работы.
При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения со взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.
Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.
Использование интерактивных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
2. Консультирование родителей в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.
Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
3. Создание предметно-развивающей среды.
Основные характеристики предметно-развивающей среды: доступность, эмоциогенность, оптимальная насыщенность. Предметно-развивающая среда должна быть красочной, привлекающей внимание ребенка и в то же время важно сохранить баланс в количестве игрушек и игровых пособий, поскольку излишек, как и недостаток оборудования, не полезен для ребенка. Важно оформить группу так,чтобы она в некоторой мере напоминала ребенку дом: красивые занавески на окнах, удобное размещение мебели, оригинальные украшения стен, проемов, выполненные с учетом интересов детей. При создании предметно-развивающей среды обязательным условием является использование игр с песком и водой. Песочница используется как посредник для установления контактов с ребенком, как психопрофилактическое средство.
4. Осуществление индивидуального подхода к ребенку.
Первичную информацию об индивидуальных особенностях ребенка получаем с помощью анкетирования. Желательно провести анкетирование до начала посещения ребенком детского сада.Предлагаются родителям две анкеты: «Готовность к поступлению в дошкольное учреждение», где рассматриваются вопросы привычек ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, аппетит, режим сна и бодрствования, наличия психоэмоционального напряжения преимущественно в домашних условиях, и «Социальный паспорт семьи», содержащая вопросы о составе и виде семьи. Таким образом, охватывается широкий круг вопросов, касающихся как индивидуальных особенностей ребенка, так и особенностей воспитания.
При организации посещений ДОУ используется гибкий режим приема. Первое посещение проводится во время второй прогулки в присутствии мамы. Первое совместное посещение детского сада важно не только для ребенка, но и для мамы. Видя профессиональную работу педагога, его внимание и заботу по отношению к другим детям, мама оставляет и своего ребенка через несколько дней на 3-4 часа.
Наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого оказался тактильный контакт. По мере успокоения на руках у взрослого и исчезновения страха перед новым помещением ребенок постепенно начинал проявлять интерес к игрушкам. Невозможно переоценить значение игры в этот период. Основная задача игр, проводимых с детьми в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.
5. Контроль за психическим состояние ребенка – заполнение карт адаптации. Регулярное ведение карт адаптации позволяет четко определить динамику привыкания ребенка к дошкольному учреждению и, соответственно, оптимизировать прохождение ребенком адаптации.
Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер.В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели – сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.
Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio — приспособление) — способность организма.
Источник