Создание эмоционального благополучия в группе детского сада
Татьяна Тубольцева
Создание эмоционального благополучия в группе детского сада
Дошкольный возраст — это особый период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности, формируется его нравственное и физическое здоровье. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Одной из важнейших сфер становления и развития духовно-ценностных ориентаций ребенка является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны-нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Однако, под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др.) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. В общении между такими детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, уступить, посочувствовать, порадоваться вместе с ним.
В некоторых ситуациях дети могут проявить нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
В связи с этим перед педагогом дошкольного учреждения встает задача развития у детей умения жить в обществе сверстников и взрослых, отзываться на чужие переживания, понимать чувства других людей. Поэтому важным становится создание благоприятного микроклимата в группе, — ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
При анализе уровня развития социально-эмоциональной сферы детей 5-го года жизни, обозначилась сложность в становлении и развитии их духовно – ценностных ориентаций. У 13 из 20 детей были выявлены такие нарушения, как повышенная возбудимость, тревожность, конфликтность, негативизм, жестокость, которые не были так ярко выражены в период младшего дошкольного возраста.
Для решения возникшей проблемы мною была изучена специальная литература по данному вопросу. Я пришла к выводу, что формирование у детей умения управлять своими эмоциями необходимо начинать с пятилетнего возраста, так как к окончанию дошкольного периода у ребенка должна быть сформирована произвольность поведения. Как писал Л. С. Выготский, к моменту наступления школьной жизни, «эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребенка. Ребенок учится управлять своими эмоциями». Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не хватает «материала» для того, чтобы научиться подобному управлению.
С точки зрения современной педагогики проблему социально-эмоционального развития детей следует рассматривать как процесс вхождения ребёнка в социальную среду, его приобщение к культуре, к системе человеческих ценностей.
Работу по развитию социально-эмоциональной компетентности детей и по созданию благоприятного микроклимата в своей группея начала с привлечением родителей воспитанников: на родительском собрании обозначила проблему в общении между детьми группы; в индивидуальных беседах познакомила родителей с результатом анализа уровня развития социально-эмоциональной сферы детей. Таким образом, возникло тесное сотрудничество педагога и родителей по формированию у детей духовно-ценностных ориентаций.
Главной целью моей работы стало создание социально-эмоционального благополучия детей в детском саду. Для решения поставленной цели,наметила задачи:
* воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
* формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;
* развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
* коррекция у детей нежелательных поведенческих качеств;
* выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Основными методами создания социального – эмоционального благополучия детей стали:
• игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др
• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
• наблюдения, прогулки, экскурсии;
• рассматривание рисунков и семейных фотографий;
• анализ различных ситуаций;
• свободное и тематическое рисование, лепка;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• сочинение сказок, историй;
• организация мини-конкурсов, игр-соревнований;
• введение в жизнь группы традиции, обычаев;
Чтобы научить детей чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить к совершению нравственных поступков, воспитать чувство уважения к людям, мы завели в своей группе «коробочки добрых дел»: за каждое хорошее дело и добрый поступок дети получали смайлик. Желание положить в свою коробочку как можно больше смайликов побуждало детей к совершению положительных поступков.
Для закрепления у детей норм поведения в детском саду мы оформили с детьми уголок «Правила нашей группы: можно и нельзя».
При создании благоприятного микроклимата в группея следовала правилам:
• никогда не называть ребёнка по фамилии, так как фамилия «отчуждает» его от взрослого и снижает эмоционально — положительный настрой;
• использовать любую возможность положительно оценить ребёнка и его действия;
• уважать право ребёнка на развитие его индивидуальности;
•учитывать особенности гендерного воспитания: направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность, мальчиков – на смелость, ответственность, великодушие.
В результате проведенной работы уже в подготовительной группе у нас сложились ритуалы,традиции и обычаи:
-организация радостной встречи с друзьями (после отпуска, болезни);
— подведение итогов прожитого дня;
—«Утро радостных встреч»;
—«Мастерская добрых дел»;
— переход детей из группы в группу и совместное проектирование и обустройство групповой комнаты, создание уюта;
-поздравления с праздниками и днями рождениями;
-организация выставок детского и семейного творчества;
— совместные с родителями походы, экскурсии на природу.
Итоги анкетирования родителей, наблюдения за детьми в повседневной жизни позволили сделать вывод, что целенаправленное систематическое сотрудничество с детьми и родителями по созданию благоприятного микроклимата в группе, в котором есть все условия для становления и развития духовно-ценностных ориентаций дошкольников, положительно повлияло на формирование эмоционально-нравственной сферы воспитанников, закрепило приобретённый ими положительный опыт общения со сверстниками, педагогами и другими людьми.
Таким образом, своевременно начатая работа по формированию у детей умения управлять своими эмоциями способствует формированию произвольности поведения, становлению и развитию духовно-ценностных
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка» Рекомендации для воспитателей: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается.
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия Содержание Введение 1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ» 1.1. Понятие «адаптации» 1.2. Классификация по степени тяжести.
Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС» 1. Эмоциональное благополучие дошкольников как составляющее первой задачи ФГОС. 1.1. ФГОС, его документальная основа, основные принципы.
Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлена.
Педагогический совет Обеспечение охраны жизни, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия ребёнка. Повестка: 1. «Правила охраны жизни и здоровья дошкольников» – доклад старшего воспитателя 2. Справка о заболевании детей и взрослых – доклад.
Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации Тема моей работы: Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации. Для маленького человека нет.
Создание психо — эмоционального комфорта в группе «Создание психо – эмоционального комфорта в группе» Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это тёплый и уютный дом,.
Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий Логопедические занятия – это особый, специфический учебный процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. Как.
«Вокруг света». Создание клуба путешественников в группе детского сада. Кружковая работа Любите ли вы путешествовать? Мало кто отказался бы посетить ту или иную страну. Но, к сожалению, такая возможность есть далеко не у всех,.
Источник
«Эмоциональное благополучие дошкольников и пути его достижения в условиях внедрения ФГОС».
Ирина Антонова
«Эмоциональное благополучие дошкольников и пути его достижения в условиях внедрения ФГОС».
В последнее время на фоне активного реформирования системы дошкольного воспитания развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Вместе с тем, как справедливо указывали Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, всех специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
• позитивность окружающей детей обстановки;
• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;
• гибкий,личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.
Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.
С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.
В каждой группе создан экран настроения в соответствии с возрастом. Каждое утро дети, приходя в группу, прикрепляют свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Источник