«Доверие»
Центр психолого-педагогической помощи населению
Забайкальского края
Психологическое консультирование детей, переживших физическое насилие
Основные цели психологического консультирования (психотерапии) детей – жертв семейного насилия следующие:
1) формирование позитивной Я-концепции;
2) совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;
3) восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;
4) развитие и совершенствование социальных качеств;
5) формирование способности к принятию себя;
6) выработка способности к самостоятельному принятию решений.
В процессе консультирования таких детей для психолога чрезвычайно важно установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится (Зиновьева, Михайлова, 2003).
Принципы работы психотерапевтов с детьми, пострадавшими от насилия, следующие (Ремшмидт, 2001):
● Психолог искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним.
● Психолог создает у ребенка чувств психологической безопасности и защищенности, а также дозволенности, которые позволяют ребенку свободно исследовать и выражать собственное Я.
● Психолог принимает ребенка безусловно и не требует от него никаких изменений.
● Психолог понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует ему уважение.
● Психолог верит в способность ребенка быть самостоятельным и нести ответственность за собственные действия и поступки.
● Психолог уважает способность ребенка решать личные проблемы и позволяет ему делать это.
● Психолог понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и свой темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить.
● Психолог понимает, что мудрость ребенка важнее его знаний, и позволяет ему быть лидером во всех областях отношений.
● Психолог в процессе психологического консультирования устанавливает только те ограничения, которые помогают ребенку принять ответственность.
Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента; но при длительном насилии необходима длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в такой работе. Оптимальным вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от следующих факторов:
● стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением;
● уровня когнитивного развития ребенка.
При работе с детьми, пережившими насилие, наиболее часто используются следующие психотерапевтические подходы: психоаналитическое консультирование, терапия реальностью, терапия, центрированная на клиенте, гештальттерапия, рационально-эмотивная, когнитивно-бихевиористская и бихевиористская терапия, адлерианская терапия, психосинтез, различные направления игротерапии и арттерапии (Зиновьева, Михайлова, 2003).
Консультирование лучше проводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивны, инициируя разговор с ребенком. Консультант должен служить примером обязательности для ребенка, не опаздывать и, по возможности, не переносить время встреч, поскольку ребенок может это интерпретировать как отсутствие интереса или чувствовать беспокойство, раздражение. Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем его ведут родители или учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.
Обычно ребенок не чувствует потребности встретиться с психологом. Даже получив травму, ребенок стремится переживать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы с психологом, с которым уже сформированы доверительные отношения.
Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие насилие физическое или эмоциональное. Все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым.
Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности:
● Когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций.
● Аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия.
● Поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.
Дети так же, как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и т. п. Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрации при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (мира взрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы ему помочь.
Посттравматическая интервенция начинается с первой беседы, которая предполагает решение следующих задач:
1) сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;
2) конкретизация плана беседы, позволяющего исключить возможность оказания давления на ребенка как со стороны специалиста (консультанта), так и любого другого лица;
3) выбор места и создание оптимальных комфортных условий для интервьюирования.
Первичное консультирование включает в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.
До начала необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера насилия, обстоятельств его совершения, личности подозреваемого, реакции ребенка. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить сведения о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится: каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных заболеваниях, частоте и причинах обращения за помощью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, представляет собой тяжелое испытание.
До начала беседы следует составить план интервью, в котором отмечены наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть которые он в силу развития интеллекта способен понять. Важным этапом подготовки определение оптимальной продолжительности интервью. Так, для дошкольников продолжительность беседы не должна превышать 30 минут. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, тот же консультант проводит повторное интервью. При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:
1) дети, готовые подробно рассказать о случившемся;
2) дети, которые могут сделать лишь частичное признание – они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;
3) дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт насилия был открыт без их воли и участия;
4) дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.
К основным мотивам отказа детей от раскрытия информации о перенесенном насилии можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.
Место, выбранное для проведения беседы, должно обеспечивать комфорт. Например, атмосфера «казенного дома» неадекватна, однако и избыток игрушек – это тоже ошибка. Для создания оптимальных условий встречи, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.
При выборе времени беседы надо учитывать режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка, нецелесообразно, поскольку ребенок будет говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент мог их увидеть.
Интервью – это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. Тут можно выделить следующие стадии:
1. Установление контакта с ребенком. Несомненно, для того чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или о любимых героях книг или телепередач.
2. Оценка развития ребенка. Сложность задаваемых вопросов, используемые слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяют, анализируя соответствие возрасту, память, запас знаний, способность понимать происходящие события, уровень психологической зрелости и т. д.
3. Получение информации. Общий принцип интервьюирования – получение сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если ребенка не удается вызвать на откровенность, ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т. д.). Важно задавать стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими готовыми вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка неуспешны.
4. Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить ребенку признательность за сотрудничество, вне зависимости от плодотворности работы. Если ребенок взволнован, необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив его уверенность в защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность ее искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия навыка рассказывать о сложных событиях сообщают мало сведений о насилии. Это обстоятельство требует использования дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.
5. Анализ полученных сведений. Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажения в показаниях ребенка и оценить их степень. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т. д.
Педагог-психолог ГУСО ЦПППН «Доверие»
Источник
Помощь жертвам насилия, обращающимся на телефоны доверия
Обращение жертвы на телефон доверия является первым важным шагом на пути выздоровления. Само проявление активности в разрешении ситуации хорошо влияет на психологическое состояние жертвы и повышает возможности реабилитации и скорейшего возвращения к нормальной жизни.
В работе психолога-консультанта телефона доверия часто приходится оказывать помощь пострадавших от насилия. За продолжительное время работы телефонов доверия консультантами выработаны основные принципы помощи пострадавшим от насилия (Деренько Т.В., 2002; Меновщиков В.Ю., 2002; Моховиков А.Н., 2001; «Содержание и организация…», 1999; «Телефоны доверия», 1993). Представляется важным осветить их.
Принципы работы с пострадавшими от насилия на телефоне доверия:
1) уважение к жертве, которая должна быть поддержана в том, что позвонила и выразила этим свое доверие психологической телефонной службе, необходимо, чтобы жертва знала о соблюдении конфиденциальности;
2) подтверждение того, что переживания жертвы, являются естественной, адекватной и защитной реакцией на психотравмирующую ситуацию; жертва осталась в живых, и имеет достаточно сил, чтобы справиться с травмой; жертве необходимо выражать своих чувства;
3) убеждение (важно убедить жертву в ее невиновности, в том, что она преодолеет негативные переживания, связанные с ситуацией насилия и, что она имеет на это силы).
4) представление максимально возможной помощи, включая предоставление информации об организациях, специализирующихся на помощи пострадавшим от насилия; также жертве необходимо знать дальнейшие шаги, куда ей нужно обращаться после посещения врача, чтобы она знала всю последовательность действий, касающихся фиксации травм для возбуждения уголовного дела и дальнейшего расследования преступления.
Важно отметить, что на восстановление может уйти длительное время – недели, месяцы, иногда годы.
Часто жертвы сексуального насилия подвергаются вторичной травматизации – негативному отношению со стороны представителей правоохранительных органов, врачей и др., что в значительной степени усугубляет состояние потерпевших.
Контрольные вопросы:
1. История становления и развития экстренной психологической помощи.
2. Преимущества и проблемы дистантного консультирования.
3. Особенности дистантного (телефонного) консультирования.
4. Характеристики абонентов телефонов доверия.
5. Работа с письмами в психологическом консультировании.
6. Суицид. Типологии суицидов.
7. Тактика консультативной работы с абонентом-суицидентом.
8. Специфика работы с жертвами насилия в телефонном консультировании.
Рекомендованная литература
1. Бек А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк – М.: МГУ, 1984 – 200 с.
3. Волошин В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство (феноменология, клиника, систематика и современные подходы к психофармакотерапии).-М.: «Анарарсис», 2005.-200 с.
4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов – СПб.: Речь, 2007. – 162 с.
5. Крюкова М.А. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие / М.А. Крюкова, Т.И. Никитина, Ю.С. Сергеева. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 64 с.
6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков – М.: Смысл, 2001. – 494 с.
7. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики.-СПб.:ВмедА, 2007.-528 с.
8. Рыбников В.Ю.,Цуциева Ж.Ч. Психология посттравматического стрес-сового расстройства у детей, жертв терроризма.-СПб.:Ладога, 2010.-208 с.
9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина – СПб.: Питер, 2001. – 268 с.
Источник