Технологии эмоционального развития детей с речевой патологией

Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Александра Назарук
Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ в рамках логопунтка

Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих разные нарушения в интеллектуальной, эмоциональной, речевой сферах. Наш логопункт посещают дети с разными диагнозами, разного возраста, в том числе и дети с ОВЗ. Для большинства из них характерен целый ряд особенностей эмоциональной сферы (СЛАЙД 1).

Проблема эмоционального развития детей с ОВЗ является актуальной, т. к. особенности эмоциональной сферы ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом.

В логопедической работе по преодолению эмоциональных нарушений выделяются несколько основных задач. (СЛАЙД 2)

Данные задачи реализовываются в ходе каждого компонента наших занятий. Дети подражают моей мимики и эмоциям, мы налаживаем с ними положительные взаимоотношения. Игры на развитие эмоциональной сферы можно использовать в любой момент занятий, и орг момент и физ. минутка и пальчиковая и артикуляционная гимнастика и развитие связной речи, и автоматизация звуков. Во время выполнения игр и упражнений цель одна – это стимуляция положительных эмоций, снижение негативных эмоциональных проявлений.

Если я сталкиваюсь с негативными эмоциональными проявлениями, агрессия или ранимость излишняя, то стараюсь просто переключать детей с этих эмоций. Использовать эффект новизны, предлагая новое задание или просто успокоить ребенка объятиями и ласковым словом. Большой эмоциональный отклик находят у детей игры с неожиданной концовкой. Дети сначала напряжены, а потом происходит выплеск этого напряжения и дети хохочут и радуются. Это игры, машинка, уронить что-то на пол, стук.

Все используемые на занятиях педагогические метода и приёмы в той или иной мере помогают развивать эмоциональную сферу детей. (СЛАЙД 3). Если ребенок имеет нетяжелые нарушения речи, то развитие эмоциональной сферы проводится с использованием имитационные игр, обсуждения художественной литературы, решения конфликтных ситуаций и моделирования выхода из них, бесед, этюдов на моделирование эмоциональных состояний.

В своей практической части я остановлюсь на тех направлениях работы, которые я использовала с детьми с более тяжелыми нарушеняими речи (РАС, ИН, ЗПР, ТНР, СД)Наиболее эффективными зарекомендовали себя три метода: психогимнастика, массаж и релаксационные игры и упражнения.

Остановимся подробнее на психогимнастике (СЛАЙД 4).

Это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

В психогимнастике, отработка своих негативных ощущений приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями. Мы можем использовать эти игры как физ. минутку, когда дети манипулируя с карточками стимулирируют развитие мелкой моторики или как орг момент, когда к нам приходит герой, которого собирают дети и ему нужна помощь. (СЛАЙД 4)

“Шкатулка ласковых имен”

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен. Если мы отрабатываем звук Ш, то называть ласково будем только тех детей, в именах которых есть этот звук (Паша, Маша, Наташа, Даша)

Хорошо или плохо. (СЛАЙД 5)

Назови эмоцию героя, повтори ее. Очень эффективная игра для стимуляции речевой активности. (СЛАЙД 6)

«Добрый бегемотик» Дети встают в шеренгу. Педагог говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи впереди стоящего. Педагог просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке … Затем воспитатель просит бегемотика походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются.

«Липучки» Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей держась за руки, пытаются поймать сверстников,при этом они приговаривают: «Я липучка -приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его у своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей. Когда в группе все дети станут «липучками» они начинают все вместе напевать. Мы липучки-приставучки, будем вместе мы плясать.

Дети становятся в круг.

Педагог: Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (привет, пока, дай, спасибо.)

Дети выражают мимикой смену настроений, описываемых в стихотворении

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

На носу вскочила шишка!

«Покажи жестом» слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если видят волка?.»

Неотъемлемой частью занятий с детьми с ОВЗ является логопедический массаж кистей рук. (СЛАЙД 7) Массаж позволяет стимулировать речевую активность, развивать мелкую моторику, позволяет установить контакт с детьми, вызвать доверие, стимулирует проявление положительных эмоций. Я провожу массаж либо руками, либо опосредованным способом. (СЛАЙД 8) Используя при этом массажные валики, ролики, шарики, природный и бросовый материал. (СЛАЙД 9)

Помимо массажа я использую также игры игры на развитие тактильных ощущений («волшебный мешочек», «Жмурки») (СЛАЙД 10). Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры,а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. (СЛАЙД 11)

Перейдем к релаксационным играм.

Мышечное напряжение у детей часто связано с физическими и психическими нагрузками, негативными эмоциональными состояниями и др. Вследствие этого у детей могут наблюдаться изменения в поведении, самочувствии (плач, усталость, истерики, грубость, пассивность, тревожность и т. д.) Поэтому очень важно научить расслабляться детей. Этому способствуют игры на релаксацию, которые заключается в поочерёдном напряжении, а затем расслаблении мышц как всего тела, так и отдельных его частей, в том числе и лица. Такие игры необходимо делать и с целью профилактики усталости у детей.

«Прогони бабочку с лица» (СЛАЙД 13)

«Подушка злюка», которую дети могут мять, щекотать.

(СЛАЙД 14) Напряжение и расслабление кистей рук.

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Педагог: Я буду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса, а потом выпущу воздух.

Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… «Раз, два.»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги

напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны,расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Стал он тонкий и худой.

Остановимся на подведении итогов занятия. Я использую систему знаков, прошу ребенка показать, какое настроение вызывает у него та или иная игра (грустное ли радостное). Также на своих занятиях я активно использую систему поощрения. В конце каждого занятия я хвалю ребенка и дарю ему медаль, значок отличника, улыбочку. Ребенок сам выбирает, какая ему нравится медаль, и наклеивает ее на одежду. Или использую кошелек поощрений. На первых занятиях при помощи техники оригами мы делаем кошелек, ребенок его разукрашивает. И складываем туда либо улыбочки, либо наклейки. Такое поощрение вызывает у детей массу положительных эмоций,

Неотъемлемым компонентом логопедической работы является работа с родителями и воспитателями. Где формируется заинтересовать родителей и коллег в успехах детей, организовывается с ними продуктивное взаимодействие, обучение необходимым методам и приемам. (СЛАЙД 15)

В заключении хочу отметить, что эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ — очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе, с использованием игровых технологий с опорой на сохранные анализаторы и поэтапным усложнением содержания материала.

Источник

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 4703 раза

Библиографическое описание:

Балашова, В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / В. П. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 767-770. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 13.10.2021).

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются и появляются новые оригинальные программы дошкольного воспитания. В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Родители «бегут» впереди времени, лишая своих детей детства. С одной стороны, это можно объяснить тем, что родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был лучше, даже можно сказать умнее других детей. Для этого они отдают детей на курсы подготовки к школьному обучению, отдают на курсы иностранного языка, который им совершенно не нужен в данном возрасте, записывают во всевозможные кружки (рисование, танцы, спорт и т. д.). Конечно, это неплохо, что родители стремятся всесторонне развивать своих детей, но все это должно быть в меру, в соответствии с возрастом и, самое главное, с возможностями и желаниями ребенка. С другой стороны, дети старшего дошкольного возраста замыкаются на телевизорах и компьютерах, ни на что не обращая внимание. Это происходит по той причине, что родители в силу разных причин (нехватка времени и сил, нежелание заниматься с детьми) включают разнообразные передачи, мультфильмы, в надежде, что ребенок не будет «путаться» у них под ногами, а будем занят делом и тем самым активно развиваться. Но на самом деле это не так, это глубокое заблуждение родителей.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, но кроме того, этот период характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Поэтому, с ребенком старшего дошкольного возраста необходимо как можно чаще гулять, играть, беседовать с ним, интересоваться его настроением, его желаниями. Но, кроме того, ребенка по возможности необходимо оберегать от всяческих переживаний, страхом, стрессов. Для этого всего лишь нужно огородить дошкольника от компьютерных игр, мультфильмов с зомби, вампирами, не тащить ребенка на курсы по английскому языку, на разнообразные секции и кружки, ели он этого не хочет. И только тогда ребенок будет развиваться, причем развивать всесторонне.

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще не пошел в школу, т. е. в дошкольном возрасте. Кроме того, известно, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, особенно у детей с речевым недоразвитием, ее необходимо развивать. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [4, с. 3].

Что же такое эмоции? Действительно ли развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с нарушениями речи? Эмоции — это неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни, которые происходят у человека. Не секрет, что благодаря эмоциям мы можем понимать друг друга, определять настроение и эмоциональное состояние собеседника, независимо от того знакомый ли человек стоим перед нами или незнакомец. Жизнь невозможна без эмоций, так как они выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию опыта ребенка. Все это свидетельствует о том, что развитие эмоциональной сферы является одной из наиболее важной частью подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к повседневной жизни.

Известно, что характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. Дети с речевыми нарушениями имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и ребенок с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувств. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Также ребенку с нарушениями речи присущи: неуверенность в себе замкнутость, агрессивность, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними [1, с. 65].

Известно, что эмоции (как психический процесс) выражается у человека как внешне, так и внутреннее. Но дети с нарушениями речи имеют некое отличие от нормально развивающихся сверстников в проявлении того или иного эмоционального состояния [3, с. 12].

Рассмотрим подробнее особенности проявление эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Данные представим на рисунке 1:

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Таким образом, на рисунке видно, что дети старшего дошкольного возраста имеют отставание в развитии эмоциональной сферы. Это проявляется в следующем: у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, что говорит о недостаточном уровне развития мимики и пантомимики. Но особое внимание необходимо обратить на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи находятся в «плену» своих эмоций, в частности, переживаний, которые связаны с осознанием своей неполноценности, с осознанием себя не таким как все.

Кроме того, дети испытывают трудности при разграничении различных эмоциональных состояний — нарушена «вокальная мимика». Особое внимание следует обратить на то, что полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания. Как известно, при некоторых нарушениях речевого развития, а именно, при дизартрии, нарушается дыхание и иннервация мышц речевого аппарата. При дизартрии нарушения иннервации дыхательной мускулатуры вызывают сбитое речевое дыхание, что проявляется в следующих особенностях: рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох (появляется привычка говорить на вдохе); ритм дыхания плохо регулируется смысловым содержанием речи; после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи [3, с. 14].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут, во-первых, «читать» эмоциональное состояние собеседника, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Поэтому, так важно развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Не секрет, что на ребенка дошкольного возраста огромное развивающее влияние оказывает игровая деятельность, которая ему интересна и, самое главное, доступна. Еще великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Что наша жизнь? Игра». Это фраза может показаться всего лишь образным преувеличение, но на самом деле это не так. Не следует забывать, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и именно в игре создаются благоприятные условия для развития всех его сторон личности.

Известно, что фантазии ребенка многое говорят о его внутреннем мире: в играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми. Дошкольникам такая активность просто необходима. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреагированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта. Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом случае можно побиться желаемых результатов [2, с. 3].

Таким образом, важно обращать внимание на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Кроме того, важно обратить внимание на формирование у ребенка представления, что наряду с внешним миром, который можно увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый — внутренний мир человека — мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми. А это, в свою очередь, является одним из важных условий успешной адаптации и социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  1. Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Колягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  2. Козачек О. В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5–7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А. В. Черняева. — Волгоград: Учитель, 2013. — 70 с.
  3. Петрушина Н. В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н. В. Петрушина // Логопед. — 2013. — № 3. — С. 10–17.
  4. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

Источник

Оцените статью